Упражнения для развития творческой инициативы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Упражнения для развития творческой инициативы



К этим упражнениям относятся дирижирование, свободные двигательные импровизации под музыку, двигательные инсценировки песен, двигательно-музыкальные упражнения, в которых на первый план выдвигаются импровизация и творчество. Важно эти упражнения (в облегченных вариантах) проводить с начала коррекционного курса, стимулируя воображение и фантазию детей и взрослых, обращая их внимание на различный характер музыки, который по-разному должен быть оформлен в движении; на особенности тех или иных персонажей песен, игр-драматизаций, хороводов и т. п., которые для своего выражения требуют набора особых, индивидуальных движений. Приведем примеры заданий-импровизаций для детей, подростков и взрослых.

Для детей.

«Прощаться — здороваться». (Музыка: чешская народная песенка.)


Дети под музыку самостоятельно начинают и заканчивают движения. Выразительно передают танцевально-игровые движения, правильно ориентируясь в пространстве. Импровизацию можно исполнять парами, держась за обе руки, или индивидуально, отражая в движениях смысл этюда.

Все стоят в кругу, посередине круга — двое детей в костюмах Незнайка и Буратино Под музыку каждого персонажа дети по очереди исполняют танец того и другого. Один из детей, стоящий в кругу, повторяет движения и добавляет свое, с которого начинает или продолжает импровизацию Незнайки и Буратино.

Для подростков и взрослых. Каждый придумывает четыре движения, делая их на начало такта в -2/4. Все

строятся в две шеренги, лицом друг к другу. Двое, стоящие с краю, стоят на шаг впереди своей шеренги. На два такта вступления движения нет. На первые четыре такта марша исполняет свои четыре движения один из стоящих впереди, на следующие четыре такта — второй. Затем обе шеренги поворачиваются в затылок друг к другу и идут за ведущим во внутрь круга (это движение занимает десять тактов). Первые номера уходят в конец шеренги, а вторые номера занимают их места, и все движения начинаются сначала.

Продирижировать танец (В. Шуберт. Военный марш № 2). Исходное положение — руки в стороны Все фразы начинаются из-за такта Дирижировать первый такт одной правой рукой, второй такт — одной левой, следующие Два такта двумя руками. Во второй части первые четыре такта нужно дирижировать обеими руками. Один дирижирует и заставляет остальных приближаться к нему, отступать, переходить на другое место. Затем все по очереди выполняют свои двигательные импровизации.

Все виды игр подбираются достаточно подвижными, с четкими правилами, с текстами, отвечающими требованиям логопедической работы, с учетом речевого нарушения и отклонений в двигательной сфере лиц с речевой патологией.

Музыкальный и литературный материал для организации музыкальной самостоятельной и игровой деятельности детей можно взять из следующих сборников:

Караманенко Т. Н., Караманенко Ю. Г. Кукольный театр — дошкольникам. М., 1973.

Любим маму/ Сост. Е. Н. Соковнина. М., 1968.

Праздничные утренники в детском саду/ Сост. Н. А. Метлов, Л. И. Михайлова. М., 1971.

Развлечения в детском саду/ Сост. Л. С. Фурмина, Л. В. Пантелеева, А. Е. Шибицкая. М., 1975.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель этих упражнений — успокоить занимающихся, переключить их внимание на другие занятия.

Заключительные упражнения могут проводиться в различной форме: это может быть обыкновенная маршировка под музыку, перестроения, слушание музыки с последующим определением характера произведения, например «Игра в лошадки» П. Чайковского или «Маленький вальс» А. Лядова; или слушание музыки с последующим рассказом о тех образах и представлениях, которые она пробудила1.

Сочетание музыки, движения и слова в логоритмике различно.

1 Г р и н е р В. А. Логопедическая ритмика для дошкольников. 2-е изд. М., 1958.


Но какова бы ни была доля музыки и слова, музыки и движения и т. д. в упражнениях, в комплексе они формируют и упорядочивают двигательную сферу занимающегося, его деятельность, положительно влияют на личность. Воспитанные координированные, целенаправленные и экономные движения вызывают у человека чувство удовлетворения. Ритм воспринимается им, многими органами перцепции — кинестетическими ощущениями, тактильными, зрительными, слуховыми. Эти сильные стимулы создают дополнительную мотивацию к исправлению речи. Важно то, что в детском возрасте нормализация двигательной сферы ребенка и коррекция речевых нарушений осуществляется неосознанно, ненавязчиво, естественно. Это способствует расслаблению и предупреждает возникновение психического, эмоционального и мышечного напряжения. Можно думать, что общая моторная подготовленность всех и отдельных групп мышц положительно влияет на нормализацию дыхательных и артикуляторных мышц. Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации и т. д.

Система логоритмических средств варьируется на занятиях в зависимости от речевого нарушения, состояния двигательной сферы ребенка или взрослого, от коррекционных задач каждого этапа логопедической работы, целей и задач логоритмического занятия. Использование всего многообразия логоритмических средств в различных сочетаниях обусловлено конечными целями социальной реабилитации людей с речевыми расстройствами.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 451; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.85.76 (0.006 с.)