Социология организации и управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология организации и управления



СОДЕРЖАНИЕ

 

Рабочая программа  
Методические указания к семинарским занятиям  
Методические советы преподавателям  
Методические рекомендациипо изучению дисциплины для студентов  
- по организации самостоятельной работы  
- по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям  
- по подготовке к семинарским занятиям  
- по подготовке к контрольной работе и т.д.  
Учебно-методические материалы  
- сборник задач  
- тестовые задания  
- варианты контрольных работ  
- творческие задания / ситуационные задачи  
Словарь терминов и персоналий  
Приложения  

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет политических наук и социологии

 

Кафедра социологических наук

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан (директор филиала)

Факультет политических наук и социологии
название факультета

 

  / Желтов В.В. /

 

 

«   » августа     г.

 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Б3.Б.2 «История социологии»

 

 

Направление подготовки

Социология»

_____________________

 

 

Профиль подготовки:

Социология организации и управления

 

 

Квалификация (степень)

Бакалавр

 

Форма обучения

______________ очная_ ___________

 

 

Кемерово


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «История социологии часть I» являются следующие:

освоение и уточнение основных понятий и закономерностей социологии, умение работать с первоисточниками по социологии;

понимание законов развития и функционирования общества;

понимание и теоретическое овладение основными социологическими концепциями, умение идентифицировать эти концепции;

освоение процедур социологического исследования;

личностное развитие студента на основе рефлексии и самооценки;

придание выпускнику комплекса знаний и компетенций в соответствии с требованиями работодателей по профилю социологических исследований, согласно ООП вуза реализующего ГОС ВПО на основе компетентностного подхода.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата по социологии

Подготовка дипломированного бакалавра социолога невозможна без качественного знания предмета своей науки истории ее развития и современного состояние научных теорий. Равно как невозможно развитие навыков практического социолога без усвоенной теоретико-методологической базы.

Дисциплина располагается в Профессиональном цикле Б.3 Базовая общепрофессиональная часть - Б.3.Б.2. «История социологии» изучается после освоения студентами курса «Основы социологии». Навыки и владения полученные в осваиваемом курсе используются и в курсе «Современные социологические теории», читаемом бакалаврам в 8-м семестре.

История социологии в своей первой части выступает начальным модулем объемлющего курса «История социологии». В дальнейшем рассматриваются еще один блока истории социологии посвященный истории развития отечественной социологической мысли и современной российской социологии. Вместе эти дисциплины составляют учебный курс, последовательно рассматривающий историю социологической науки. Знания и владение учебным материалом по истории социологии позволяют формировать у бакалавров-социологов систематизированное представление о содержании социологической науки в целом, а также более подробно ориентирует студентов на изучение традиционных и современных институтов и социальных организаций.

Устойчивое владение материалом курса способствует последовательному формированию специалиста – социолога для работы с конкретным исследовательским материалом, анализа литературы, формирования исследовательских гипотез и проведения социологических исследований студентами-выпускниками на высоком практическом уровне, с учетом компетентностной модели подготовки. К числу смежных дисциплин ООП подготовки бакалавра по социологии можно отнести: социологию организаций, социологию управления, политическую социологию, методологию и методику социологических исследований, социологию личности, социологию повседневной жизни и др.

Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить квалифицированные представления об основах социологии и рассмотреть базовые социологические понятия, владеть профессиональным социологическим тезаурусом на начальном уровне. Необходимые знания студенты осваивают при изучении таких учебных дисциплин как «Введение в социологию» и «Общая социология».

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «История социологии часть I».

В результате освоения дисциплины преимущественно формируются следующие компетенции:

профессиональные (ПК-1) Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования.

У студентов формируются знания и умения представления проектов научно-исследовательских разработок социологических направлений и научных школ. Курс помогает сформировать в представлении студентов динамичную картину развития социологии.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: основные классические и современные социологические теории и школы.

 

· Уметь: производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях.

 

· Владеть: способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике.

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «История социологии часть I»

Общая трудоемкость дисциплины составляет __ 4 ___ зачетные единицы _ 110 ___ часов.

 

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины  
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
Вид промежуточного контроля Опрос, проверка конспектов и рефератов
Вид итогового контроля Экзамен

 

4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)

№ п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
лекц. семин. актив. формы обуч срс
  История социологии: предмет и основные задачи курса. Периодизация             конспект первоисточника (см. табл. 1, 1)
  Предсоциология: предыстория западной социологии             работа с лекционным материалом
  Становление и развитие западной социологии. О. Конт основатель позитивной социологии             конспект первоисточника (см. табл. 1, 2)
  Социология Г. Спенсера. Теория социальных фактов Э. Дюркгейма. Неопозитивизм             сравнить и описать общие и отличительные черты позитивизма и неопозитивизма; конспект первоисточника (см. табл. 1, 3)
  «Социология марксизма» (К. Маркс, Ф. Энгельс)             выделить основные свойства, характеризующие марксистское учение (письменно); конспект первоисточника (см. табл. 1, 4)
  Понимающая социология М. Вебера             конспект первоисточника (см. табл. 1, 5)
  «Историческая социология» (О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби)             понятие «время» в социологии (сообщения)
  Структурный функционализм Т. Парсонса             ознакомиться с теорией социального действия; конспект первоисточника (см. табл. 1, 6)
  Психосоциологическое направление. Символический интеракционизм             схема «Шкала желаемых и допустимых средств» (по Роберту Мертону)
  Американская социологическая школа. Этнометодология             конспект первоисточника (см. табл. 1, 7)
  Феноменологическая социология             обзор социологических исследований Альфреда Щюца
  Системный подход в социологии. Социология нового (глобального) общества (Н. Луман)             конспект первоисточника (см. табл. 1, 8)
  Социальный бихевиоризм в истории социологии             схема «Структура оперантного обмена»
  Модернистский период в истории социологии. М. Фуко и Т. Лукман             перечень современных социологических направлений
  Социологические взгляды П. Бурдье Особенности развития и перспективы современной западной социологии   15-16         конспект первоисточника (см. табл. 1, 9)
Итого:             Экзамен

 

4.2 Содержание дисциплины

Содержание разделов базового обязательного модуля дисциплины

Наименование раздела дисциплины Содержание раздела дисциплины Результат обучения, формируемые компетенции
  История социологии: предмет и основные задачи курса. Периодизация Специфика социологического подхода к изучению общественной жизни. История социологии как науки. Предмет истории социологии: основные подходы и трактовки. Теоретические и практические задачи, решаемые в рамках истории социологии. Цели и задачи курса. Основные понятия, используемые в изучении курса. Социологическое сознание современного человека. Познаваемость социальных процессов и роль истории социологии в изучении социума. ПК-1
  Предсоциология: предыстория западной социологии Основные этапы истории западной социологии, периодизация. Различные трактовки периодизации истории становления социологии. Социологические идеи античного мира. Софисты: интеллектуальная аномия. Сократ: диалогическая форма социальной коммуникации. Творчество Платона: социальная статика, диалогический дискурс. Модель идеального государства. Аристотель – рационалист социального порядка. Цицерон: человек, закон и общество. Социологические идеи в период становления христианской цивилизации. А. Августин: христианская картина социальной истории. Ф. Аквинский о христианском социальном опыте. Социологические концепции нового времени в работах и деятельности: Н. Макиавелли, Дж. Вико, Т. Гоббса, Ж. Бодена, Дж. Локка, Д. Дидро, Ф. Вольтера, Ч. Беккариа, Ж. Ж. Руссо, Т. Мальтуса, Р. Оуэна, Г. В. Гегеля, К. А. де Сен-Симона и др. ПК-1
  Становление и развитие западной социологии. О. Конт основатель позитивной социологии Рождение социологии. Социальные предпосылки возникновения социологической науки. Позитивный метод и принципы социологии О. Конта. Основные принципы социологии как науки. Социальная статика и динамика. Принципы социального порядка и законы существования устойчивых социальных систем и структур, локализованных в пространстве и времени. Закон трех стадий. Нормы права как результат непосредственного социального опыта. Критика позитивной социологии О. Конта. ПК-1
  Социология Г. Спенсера. Теория социальных фактов Э. Дюркгейма. Неопозитивизм Органический подход Г. Спенсера. Общество как организм сходства и различия социальных систем с живыми организмами. Функции и системы жизнеобеспечения социального организма. Типология общественно-государственных форм. Социальная интеграция: динамика интегративных процессов. Позитивизм Э. Дюркгейма. Надындивидуальность социологии. Социологический метод Э. Дюркгейма и его правила. Роль социальных фактов в изучении закономерностей социального развития. Социология морали. Социология религии. Суицидология. Критика социологических подходов Э. Дюркгейма. ПК-1
  «Социология марксизма» (К. Маркс, Ф. Энгельс) Социализм и социология в XIX веке. Предшественники марксизма. Социальные идеи и утопии в истории общества. Условия возникновения и формирования новой общественно-политической концепции в Европе. Методологические принципы марксистского направления. Социальная история, социальная философия и экономическая социология в работах Маркса. Законы общественного развития. Материалистическая диалектика. Теория социальных общностей на примере классов и классовых антагонизмов. История общества в зеркале общественно-экономических формаций (ОЭФ). Смена ОЭФ – закономерный этап социально-экономического развития общества. История и государство. ПК-1
  Понимающая социология М. Вебера Теория социального действия: типы социальных действий и их интерпретация. Рациональное и иррациональное в социальном поведении и мотивации. Социологические методы у М. Вебера. Социальные нормы и типы господства. Соотношение правовых (организационных) и моральных норм. Концепция легитимной власти в государстве. Понятие «идеального типа» как теоретическая модель распространенного социального явления. Социология религии М. Вебера. Политическая социология в работах Вебера. Почему социологию М. Вебера называют «понимающей социологией»? Продолжатели идей М. Вебера. ПК-1
  «Историческая социология» (О. Шпенглер, К. Ясперс, А. Тойнби) Историческая социология: направление в социологической науке. Историческая макросоциология: культуры, цивилизации (О. Шпенглер). Историческая социология «осевого времени» в концепции К. Ясперса. Социология цивилизаций А. Тойнби. Социальное развитие локальных цивилизаций. Роль религии в существовании цивилизаци и. Социология присутствия «я» в мире «Цивилизации третьего поколения» (А. Тойнби): есть ли будущее? Гюстав Лебон: работы идеи и творчество. Определение понятий «цивилизация» и «история» в работах О. Шпенглера, К. Ясперса и А. Тойнби. Локальная культура в современном открытом обществе: степени свободы и объемы зависимости. Современные подходы в определении роли исторической социологии. О роли истории общества в формировании новых социальных практик. ПК-1
  Структурный функционализм Т. Парсонса Теория социального действия: мотивация, структура, внешние и внутренние факторы. Структурно-функциональный подход в социологии. Динамичная самоорганизующаяся система: механизмы действия и свойства. Социальная система: структура, функции. Общая теория социальной системы. Социальные системы современного типа. Нормативное регулирование и социальный порядок. Критика структурного функционализма Т. Парсонса. ПК-1
  Психосоциологическое направление. Символический интеракционизм Зигмунд Фрейд: психоанализ социального поведения личности. Сущность психоаналитического метода. Бессознательные влечения как формы противодействия цивилизованной социальности. Двойственность социального контроля. Психоанализ и социология литературы. Дж. Морено создатель концепции психодрамы как метода групповой психотерапии. Р. Мертон: теория личностной аномии. Психосоциология коллективного бессознательного (К. Г. Юнг). Страсти и социальное поведении. Психосоциология садизма (Э. Фромм). О. Ранк: психосоциология неврозов. Критика психологического направления в социологии. Использование психосоциологических концепций в прикладной социологии. ПК-1
  Американская социологическая школа. Этнометодология Особенности и предпосылки становления американской социологии. Предмет и методы социологических исследований. О роли эмпирических исследований в становлении социологического направления. Этноцентризм. Отцы-основатели американской социологии. Американская социология в трудах и научных концепциях: У. Г. Самнера, Ч. Х. Кули, Д. Г. Мида, Т. Веблена, Р. Парка и др. Основные методологические ориентации Чикагской школы социологии. Э. Берджесс – представитель Чикагской школы. Индустриальная социология (Хоторнский эксперимент). «Позитивный» прагматизм американской социологии. Направления развития американской социологии. ПК-1
  Феноменологическая социология Основания феноменологического познания реальности. Проблемы выделения и исследования социальных феноменов. Феноменология А. Щютца. Типизированное воспроизводство реальности. Социология повседневности. Ю. Хабермас – представитель Франкфуртской школы. Феноменология: особенности межсубъектных коммуникаций. Приоритеты в коммуникациях: проблемы насилия. Десимволизация мира и априорные основания в феноменологической социологии М. Шелера. Современные феноменологические концепции (Дж. Корбин, А. Страус). «Открытая интерпретация» и «обоснованная теория» в теории А. Страуса. Критика феноменологического подхода в социологии. ПК-1
  Системный подход в социологии. Социология нового (глобального) общества (Н. Луман) Предпосылки формирования системного видения мира. Системный подход в науке: естественнонаучные и гуманитарные исследования. Общество как сложная саморазвивающаяся система. Социальные системы: функции, свойства, типология. Системный подход в социологии: история развития учения («органицизм», «позитивизм», «марксизм» и пр.). Никлас Луман – теоретик сложных социальных систем. Сложная самоорганизующаяся социальная система: признаки функциональной дифференциации. Глобальное общество: границы и перспективы развития. Внешнее и внутреннее по отношению к системе. Системный метод в социологии. Системное описание. Социология организаций Н. Лумана. Критика системного подхода в социологии. ПК-1
  Социальный бихевиоризм в истории социологии Предшественники бихевиористского направления в социологии (Л. Уорд, Ф. Гиддингс, У. Мак-Дугалл, Г. Тард, Ч. Кули, А. Смолл). Психологическое направление в изучении социологии. Дж. Б. Уотсон, Э. Торндайк − разработка понятия и схемы воздействия в бихевиоризме. Социальный бихевиоризм: теории и схемы. Ранний бихевиоризм в работах Э. Толмена, К. Халма, Дж. К. Хоманса, А. Бандура, Ч. Осгуда. Теория «оперантного поведения» Б. Скиннера. Необихевиоризм: механизмы контроля за социальным и политическим поведением, манипулирование общественным мнением. Социальный бихевиоризм П. А. Сорокина. Критические замечания бихевиористских концепций в социологии, их современное развитие. ПК-1
  Модернистский период в истории социологии. М. Фуко и Т. Лукман Социологический анализ М. Фуко. Предпосылки междисциплинарного подхода в науке. «Археология» насилия и власти. Роль социальных институтов в формировании дисциплинарного общества. Система правосудия. Социология преступности. Социология проституции. Функционалистские концепции и феминизм. История общества. Проблемы объективного (достоверного) изучения социальной жизни. Томас Лукман: социология религиозной жизни. Социальное конструирование реальности. «Житейские формы» восприятия жизни. Социальная религиозность. Организационно-церковная религиозность. Роль института церкви в легитимации социально-одобряемой деятельности индивидов. Секуляризация общественной жизни. Религия и свобода: границы и возможности самореализации личности. Социология знания П. Бергера. Проблемы модернизации и социального развития современного общества. Общество и религия. Критика социологических воззрений. ПК-1
  Социологические взгляды П. Бурдье Особенности развития и перспективы современной западной социологии Элементы политической науки в работах Г. Моска, В. Парето, Ч. Миллса. Теория полей в учении Пьера Бурдье. «Социальное поле» и «поле политики». Теория габитуса. Социология политики. Схемы взаимодействия власти и общества. П. Бурдье: символическое взаимодействие. Символическое насилие. «Незнание» во благо общества. Постмодерновый этап в развитии мировой социологии. Социальные эксклюзии. Мультипарадигмальная социология. Социология качественного исследования Сетевое общество и вопросы его изучения (М. Кастельс). Метаморфозы социальных учений. Социальная сфера симулякров Ж. Бодрийяра. О перспективах социологии, по мнению П. Бурдье. Несоизмеримость социологических теорий (Т. Бранте). Современная социальная теория Э. Гидденса. Современные социологические школы и научные сообщества. Кризис современной западной социологии как отражение общенаучного конфликта. Социология социальных изменений П. Штомпки. Критика современного постмодернистского общества в работах М. Валлерстайна. «Конец знакомого мира» и социология XXI в. ПК-1

 

В течение учебного года студенты выполняют и защищают курсовую работу по общей социологии, в перечень включены темы по истории социологии. Основная тематика курсовых студенческих работ по отечественной и зарубежной истории социологии выполняется на втором курсе*.

Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки бакалавров, реализация компетентностного подхода должна предусматривать использование в учебном процессе следующих активных и интерактивных форм проведения занятий:

Проблемные ситуации, моделируемые преподавателем, для освещения сложных, разделов и тем. Сложность ситуации задается и корректируется в зависимости от изучаемой темы, уровня подготовки аудитории, разновидности занятий, наличия дополнительной литературы и т. д.;

Ситуационный анализ, используется для построения комплексных представлений об исследуемых проблемах;

Элементы ролевых игр, уместно использовать для проведений семинарских занятий или творческих заданий (характеризуется тщательной проработкой дополнительного материала и домашней подготовкой студенческих выступлений);

Студенты могут самостоятельно познакомиться с интересными изданиями, выложенными в Интернете (например, можно использовать электронный ресурс «Русского гуманитарного университета».

В ходе лекционных занятий преподаватель может использовать разбор конкретных ситуаций, которые могут рассматриваться с использованием знаний и умений, полученных студентами в ходе освоения учебного курса, с целью формирования и развития исследовательских навыков обучающихся.

В рамках учебного курса можно использовать видео-трансляцию (из доступных материалов и видео-нарезки из сети интернет), а также образовательные блоки, предусматривающие трансляцию аудио- материалов и книг.

Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью (миссией) программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе должны составлять не менее 20 % аудиторных занятий (определяется содержанием федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 040100 – «Социология», утвержденного приказом Минобр и науки РФ от 29 марта 2010 г. № 230). Основной объем интерактивных образовательных форм реализуется в лекционных занятиях и во время проверочных тестовых занятий. Основная оболочка для формирования интерактивного пакета составляет презентации созданные в программе Microsoft PowerPoint.

 

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.

Примерные темы эссе по истории социологии

1. Социология религии Г. Зиммеля.

2. Г. Зиммель о моде.

3. Понятие «приключения» в социологии Г. Зиммеля.

4. Перспективы бюрократии в социологии М. Вебера.

5. Социология города М. Вебера.

6. Понятия «механическая и органическая солидарности» в социологии Эмиля Дюркгейма.

7. Методологические особенности интерпретативной социологии М. Вебера.

8. Структурный функционализм в современной социологии.

9. Принцип сетки «AGIL» в теории социального действия Толкотта Парсонса.

10. Значение функций социальной системы в социологии Т. Парсонса и Н. Лумана.

11. П. А. Сорокин – зарубежный период творчества.

12. Понятие «позитивного поступка самоубийства» у Э. Дюркгейма.

13. Доказательство реальности социальных фактов.

14. Подробная характеристика основных понятий социологии Дж. Мида.

15. Понятие «игра» в социологической науке.

16. Общество и биологическая системы: общие свойства и отличия.

17. Георг Зиммель: конфликт как социальная норма.

18. Альфред Шюц и проблема «интерсубъективности» в современной феноменологии.

19. Р. Коллинз социология наука или антинаука?

20. Перспективы неомарксизма в условиях транзитивного общества.

21. Перспективы социологических взглядов Ф. Знанецкого.

22. В чем состоит ключевое различие позитивизма и антипозитивистского взгляда во взглядах западных социологов.

23. Понятие «единичного действия» - unit act Т. Парсонса.

24. Социологическое воображение, в понимании Чарльза Миллса.

25. Концепция «одномерного человека» Г. Маркузе.

26. Теория коллективного поведения Г. Блумера.

27. Мир как симуляция в работах Ж. Бодрийяра.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Рабочая программа  
Методические указания к семинарским занятиям  
Методические советы преподавателям  
Методические рекомендациипо изучению дисциплины для студентов  
- по организации самостоятельной работы  
- по освоению лекционного материала, подготовке к лекциям  
- по подготовке к семинарским занятиям  
- по подготовке к контрольной работе и т.д.  
Учебно-методические материалы  
- сборник задач  
- тестовые задания  
- варианты контрольных работ  
- творческие задания / ситуационные задачи  
Словарь терминов и персоналий  
Приложения  

 

 

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Кемеровский государственный университет»

Факультет политических наук и социологии

 

Кафедра социологических наук

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан (директор филиала)

Факультет политических наук и социологии
название факультета

 

  / Желтов В.В. /

 

 

«   » августа     г.

 

 

Рабочая программа дисциплины (модуля)

Б3.Б.2 «История социологии»

 

 

Направление подготовки

Социология»

_____________________

 

 

Профиль подготовки:

Социология организации и управления

 

 

Квалификация (степень)

Бакалавр

 

Форма обучения

______________ очная_ ___________

 

 

Кемерово


1. Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины (модуля) «История социологии часть I» являются следующие:

освоение и уточнение основных понятий и закономерностей социологии, умение работать с первоисточниками по социологии;

понимание законов развития и функционирования общества;

понимание и теоретическое овладение основными социологическими концепциями, умение идентифицировать эти концепции;

освоение процедур социологического исследования;

личностное развитие студента на основе рефлексии и самооценки;

придание выпускнику комплекса знаний и компетенций в соответствии с требованиями работодателей по профилю социологических исследований, согласно ООП вуза реализующего ГОС ВПО на основе компетентностного подхода.

 

2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата по социологии

Подготовка дипломированного бакалавра социолога невозможна без качественного знания предмета своей науки истории ее развития и современного состояние научных теорий. Равно как невозможно развитие навыков практического социолога без усвоенной теоретико-методологической базы.

Дисциплина располагается в Профессиональном цикле Б.3 Базовая общепрофессиональная часть - Б.3.Б.2. «История социологии» изучается после освоения студентами курса «Основы социологии». Навыки и владения полученные в осваиваемом курсе используются и в курсе «Современные социологические теории», читаемом бакалаврам в 8-м семестре.

История социологии в своей первой части выступает начальным модулем объемлющего курса «История социологии». В дальнейшем рассматриваются еще один блока истории социологии посвященный истории развития отечественной социологической мысли и современной российской социологии. Вместе эти дисциплины составляют учебный курс, последовательно рассматривающий историю социологической науки. Знания и владение учебным материалом по истории социологии позволяют формировать у бакалавров-социологов систематизированное представление о содержании социологической науки в целом, а также более подробно ориентирует студентов на изучение традиционных и современных институтов и социальных организаций.

Устойчивое владение материалом курса способствует последовательному формированию специалиста – социолога для работы с конкретным исследовательским материалом, анализа литературы, формирования исследовательских гипотез и проведения социологических исследований студентами-выпускниками на высоком практическом уровне, с учетом компетентностной модели подготовки. К числу смежных дисциплин ООП подготовки бакалавра по социологии можно отнести: социологию организаций, социологию управления, политическую социологию, методологию и методику социологических исследований, социологию личности, социологию повседневной жизни и др.

Для устойчивого освоения данной дисциплины, студентам необходимо получить квалифицированные представления об основах социологии и рассмотреть базовые социологические понятия, владеть профессиональным социологическим тезаурусом на начальном уровне. Необходимые знания студенты осваивают при изучении таких учебных дисциплин как «Введение в социологию» и «Общая социология».

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) «История социологии часть I».

В результате освоения дисциплины преимущественно формируются следующие компетенции:

профессиональные (ПК-1) Способность применять в профессиональной деятельности базовые и профессионально-профилированные знания и навыки по основам социологической теории и методам социологического исследования.

У студентов формируются знания и умения представления проектов научно-исследовательских разработок социологических направлений и научных школ. Курс помогает сформировать в представлении студентов динамичную картину развития социологии.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

· Знать: основные классические и современные социологические теории и школы.

 

· Уметь: производить, отбирать, обрабатывать и анализировать данные о социальных процессах и социальных общностях.

 

· Владеть: способностью использования фундаментальных социологических знаний на практике.

 

4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «История социологии часть I»

Общая трудоемкость дисциплины составляет __ 4 ___ зачетные единицы _ 110 ___ часов.

 

4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы (в часах)

4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Вид учебной работы Всего часов
Общая трудоемкость базового модуля дисциплины  
Аудиторные занятия (всего)  
В том числе:  
Лекции  
Семинары  
Самостоятельная работа  
Вид промежуточного контроля Опрос, проверка конспектов и рефератов
Вид итогового контроля Экзамен

 

4.1.2. Разделы базового обязательного модуля дисциплины и трудоемкость по видам занятий (в часах)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.113.188 (0.114 с.)