Социальные институты: виды и функции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные институты: виды и функции.



Одним из необходимых условий появления социальных институтов является социальная потребность в чем-либо, для ее удовлетворения и необходимо организовывать совместную деятельность людей. Удовлетворение конкретных общественных потребностей – главная функция социального института. При этом, социальный институт не просто сумма связей, отношений, взаимодействий. Их интеграция в рамках социального института имеет надиндивидуальный характер, выступает как самостоятельное образование.

Еще одна особенность социальных институтов в том, что они регулируют использование ресурсов, которыми располагает общество для удовлетворения той или иной потребности. Если потребность исчезает, то жизнь социального института довольно быстро прекращается.

К непреходящим потребностям и институтам социологи относят пять: семейные, политические, экономические, образовательные и религиозные. Со второй половины XX столетия к ним причисляют еще один – науку. Все ближе к ним в последние десятилетия социальная работа, медицина и ряд других, где большое значение приобретают жестко установленные образцы и нормы поведения, статусы и роли.

Социальные институты называют великим изобретением человечества. Если социальные связи – нити, то социальные институты – канаты, несущие конструкции организма общества.

Итак, социальный институт это: 1) ценности, нормы, образцы поведения; 2) их освоение индивидами; 3) организационное оформление для выполнения общественных функций Социальные институты отличаются:

1) постоянством и самовозобновляемостью связи участников;

2) четким определением функций, прав и обязанностей;

3) регламентацией и жестким контролем связей;

4) наличием подготовленных людей, их профессионализацией на основе разделения труда;

5) созданием для выполнения своих функций учреждений управления.

Социальные институты делят на формальные (на основе законов, договоров) и неформальные (дружба, любовь). Например, дружба – характерный элемент жизни любого общества, обязательное, устойчивое явление. Регламентация в дружбе четкая и подчас жесткая. Обида, ссора, прекращение дружеских связей – своеобразные формы социального контроля в институте дружбы. У дружбы есть ресурсы (доверие, симпатия, знакомство и т.п.), но нет учреждений. Дружба имеет четкое разграничение, например, от любви, взаимоотношений с товарищем по учебе и т.п. В ней нет профессионального статуса, четких прав и обязанностей. И все же она регулируется на основе неформальных моральных норм, обычаев, традиций.

Наряду с наиболее важной функцией социального института –удовлетворением конкретной социальной потребности, еще есть функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Это происходит путем сведения взаимодействий к предсказуемым образцам социальных ролей, стандартам поведения.

На этой основе проявляется и регулятивная функция социального института. Он регламентирует деятельность людей в конкретной сфере, необходим для совместной деятельности. Эта функция осуществляется на основе выполнения каждым ролевых требований, ожиданий и рационального распределения имеющихся в обществе ресурсов.

Сплочению, взаимосвязи и взаимозависимости людей способствует интегративная функция социального института. В результате происходит упорядочение взаимодействий индивидов, слаженность, они подчиняются одним правилам.

Через социальный институт осуществляется и передача накопленного опыта новым поколениям. В этом их функция трансляции.

Весьма актуальна и коммуникативная функция социального института или передачи через них и распределения информации. Это важно для управления обществом, контроля за соблюдением норм и взаимодействия. Особую роль здесь играют средства массовой информации. Их даже называют четвертой властью, вслед за законодательной, исполнительной и судебной.

Социальные организации.

Общество как система это многообразие взаимосвязанных и взаимодействующих социальных институтов, социальных организаций.

Термин «организация» применяется очень широко. В кибернетике, экономике, биологии, технических науках он выступает синонимом упорядоченности. В социологии организация - группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.

Социальная организация имеет ряд характерных черт:

во-первых, создается для реализации определенных целей, причем таких, которые не могут быть достигнуты людьми порознь, в одиночку. Т.е. отличительный признак социальной организации – совместная деятельность (клуб любителей шахмат, завод, партия, движение).

во-вторых, представляет собой сложную систему социальных позиций и ролей. Люди исполняют эти роли и удовлетворяют тем самым свои потребности и интересы;

в-третьих, социальная организация возникает на основе разделения труда и его специализации по функциональному признаку. Кто-то занимается разработкой технологии, другой – поставками сырья, третий – производством продукта и т.д. Одни обеспечивают общее руководство, другие выполняют приказы, указания. Проявляется иерархия отношений. Отсюда организации всегда строятся по вертикали, в них довольно четко выделяются управляющая и управляемая подсистемы;

в-четвертых, управляющие подсистемы создают свои специфические средства регулирования и контроля за деятельностью организации, правила (должностные инструкции, трудовое законодательство);

в-пятых, представляют собой целостную систему. А целое больше своих частей. На базе соединения различных элементов в организации в целом создается особый организационный или кооперативный эффект, прирост энергии, превышающий сумму индивидуальных усилий ее участников.

Называют три основных составляющих этого эффекта:

- организация объединяет усилия многих своих членов, одновременность этих усилий дает прирост энергии;

- единицы в организации специализируются, выполняют определенную функцию. Энергия концентрируется и тем самым прирастает;

- благодаря управляющей подсистеме действия синхронизируются и повышают эффект.

Такое явление приращения усилий в ходе совместной деятельности называется синергией.

Причины появления организаций:

- в потребности людей объединяться, что способствует выживанию, большей эффективности усилий. В группе удовлетворяется и потребность в одобрении, человек чувствует себя значимым, получает поддержку. Есть даже такое выражение: группа поддержки звезды эстрады, спортивной команды, политического деятеля;

- в промышленной революции и переходе от индивидуального ремесленного труда к кооперативному, промышленному.

Социология организаций возникает на стыке социологических, психологических наук и изучает социальную сторону жизнедеятельности организаций. Ее интересует личность как ядро организации и тем самым соотношение личностного и структурного, технологического в организации, индивидуального и общего (личных целей и интересов организации).

Организации – это группы с определенной степенью формализации, где правила, регламенты, рабочий порядок определяют поведение ее членов. В типологии организаций наиболее часто их различают на формальные и неформальные.

Для формальной организации главным являются организационные отношения. Ее характеризует способ организационного построения связей, статусов, норм. В его основе – разделение труда, специализация в виде системы должностей со специфическими функциями.

Формальная организация:

1) обеспечивает прохождение деловой информации, необходимой для функционального взаимодействия;

2) включает в себя различные регуляторы деятельности организации: нормы и образы поведения, программы деятельности, принципы вознаграждения;

3) рациональна, в ее основе принцип целесообразности движения;

4) принципиально безлична, рассчитана лишь на служебные отношения индивидов. Все это и дает организационный эффект.

Формальная организация имеет и недостатки, ограничения:

1) не все процессы поддаются формализации;

2) может стать невосприимчивой к изменениям внутренней и внешней среды;

3) ограничивает личную свободу, возможность творчества. Проявляется так называемый эффект бюрократии.

В социологии существуют противоположные оценки и характеристики бюрократии. В кратком словаре по социологии (М. 1988, с. 24.) бюрократия определяется как власть, господство канцелярии – специфическая форма управленческих структур и отношений. Она характеризуется: 1) наличием привилегированного слоя служащих, призванных осуществлять власть в организации; 2) отрывом исполнительной власти от законодательной, и их от большинства членов организации; 3) безличной системой управления; 4) поручением контроля лицам ответственным за выполнение; 5) главенством формы над содержанием деятельности.

Вебер рассматривал бюрократию как специфическую форму организации современного ему общества и выделял в качестве ее основной черты рациональность. Он высоко оценивал возможности бюрократии, а ее развитие рассматривал как положительную перспективу исторического процесса.

Большое место в социологии организаций отводится исследованию противоречия между бюрократической организацией управления и восприимчивостью организаций к нововведениям. В бюрократической организации действия подчиненных толкуются как правильные, если они соответствуют уставам и приказам начальства. Однако, знания и способность к творчеству не могут передаваться в приказном порядке.

Нововведения и стабильность входят в противоречие друг с другом.

Нововведения Стабильность

 

1. Разрушение устоявшихся форм. 1. Поддержание прежнего уровня.

2. Неизбежный риск. 2. Минимальный риск.

3. Противоречия с нормативными 3. Использование только

положениями. существующих положений.

4. Нарушение сложившихся полномочий 4. Сохранение полномочий и ролей.

и ролей.

5. Преодоление психологического 5. Усиление психологического

барьера. барьера.

6. Изменение стиля и методов 6. Сохранение устойчивого стиля.

руководства.

Итак, формальная организация необходима, но ее рамки узки, а бюрократия искажает суть. С ней надо бороться, но не с необходимостью организаций.

В качестве противовеса и компенсации недостатков формальных организаций возникают и функционируют неформальные организации. Они представляют собой систему межличностного и межгруппового общения и возникают там, где деятельность формальной организации вызывает нарушение важных функций социального организма. Неформальные организации компенсируют эти нарушения за счет самореализации и саморегуляции на основе общности интересов организации и ее членов. Часто они существуют в рамках любой формальной организации. В них нет жесткого закрепления в виде стандартов связей, взаимодействий, что делает организацию устойчивой. Напротив, превалируют групповые нормы, спонтанное, ситуационное взаимодействие. Тем самым создаются большие возможности для творчества, нововведений. В неформальной организации основные отношения эмоциональные, а основная черта – принадлежность к группе. Иногда она фиксируется во внешних признаках (кожаные куртки рокеров, украшения металлистов).

 

контрольные вопросы для самостоятельной работы

1. Что собой представляет социальный институт?

2. Назовите общие черты и признаки социальных институтов.

3. Каковы функции социальных институтов в социальной системе?

4. Назовите и охарактеризуйте основные виды социальных институтов, которые существуют в любых цивилизованных обществах.

5. Какие подходы к понятию “социальная организация” можно выделить на сегодняшний день?

6. Что заставляет людей объединяться в организации? Какой эффект при этом наблюдается?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 765; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.023 с.)