Модель совершенной конкуренции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модель совершенной конкуренции.



Модель совершенной конкуренции.

1. Понятие конкуренции

2. Принципы поведения фирмы на рынке совершенной

Конкуренции

3. Равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном и

долгосрочном периодах

 

Понятие конкуренции.

Поведение фирмы, выбор ею объемов производства зависят от типа рынка, на котором она действует.

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.

Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребления, ведущаяся между фирмами на доступных им сегментах рынка.

Конкуренция принуждает их учитывать интересы потребления, а значит и интересы общества в целом.

По степени развития конкуренции выделяются 4 основных типа рынка:

1. Рынок совершенной конкуренции;

2. Рынок несовершенной конкуренции, подразделяющийся:

а) на монополистическую конкуренцию;

б) на олигополию;

в) на монополию.

Модель совершенной конкуренции основана на четырех главных условиях:

1. Товары должны отвечать условию однородности продукции. Данное условие фактически означает, что разница в ценах есть единственная причина, по которой покупатель может предпочесть одного продавца другому.

2. Ни продавцы, ни покупатели не влияют на рыночную ситуацию в отрасли вследствие малости и многочисленности всех субъектов рынка. Объем совершаемых потребителем покупок (или продавцом продаж) настолько мал, что решение понизить или повысить этот объем не создает ни излишков, ни дефицита.

Субъекты рынка не в состоянии оказывать влияние на цены.

3. Барьерами при входе на рынок называются любые конкурентные преимущества уже действующих в отрасли фирм по сравнению со стремящимися туда попасть.

Наиболее типичными входными барьерами бывают:

- большие стартовые размеры капитала, необходимые для открытия дела;

- уникальность продукции или используемой технологии;

- правовые ограничения.

Барьерами выхода с рынка называют:

- потери, неизбежные при попытке вывести бизнес из данной отрасли и переместить его в другую. Чаще всего выходной барьер – высокие безвозвратные издержки, т.е. необходимость продать ставшее ненужным имущество фирмы за бесценок.

- Встречаются и правовые ограничения. Например, предоставляя аренду на определенную площадь под магазин, муниципалитет может обусловить сохранение его профиля в течение определенного времени (вроде не закрывать социально важную аптеку в спальном районе).

Условием СК является отсутствие барьеров при входе на рынок и выходе с него.

Когда такие барьеры есть, продавцы начинают вести себя как единая корпорация, даже если их много и все они – мелкие фирмы.

России такие ограничения массово наблюдаются на плодоовощных рынках, проникнуть на которые простому крестьянину почти невозможно.

4. Информация о ценах, технологии, вероятной прибыли и пр. свободно доступна для всех. Не существует никаких коммерческих тайн. Т.е. фирма принимает решения в условиях полной определенности в отношении рыночной ситуации.

Рынков, полностью удовлетворяющих условиям СК, в реальности не существует.

При всей своей абстрактности концепция СК играет важную роль:

Во-первых, модель совершенно конкурентного рынка позволяет судить о принципах функционирования тех рынков, где действует много малых фирм, предлагающих схожую продукцию, и где сложились условия, приближенные к условиям СК.

Во-вторых, она позволяет - хоть и ценой больших упрощений действительной рыночной картины – понять логику действия фирмы.

 

Критерий совершенной конкуренции

Учитывая перечисленные условия СК-ии кривая спроса на продукцию фирмы будет выглядеть как горизонтальная линия (абсолютная эластичность спроса).

Наличие абсолютно эластичного спроса на продукцию фирмы принято называть критерием совершенной конкуренции.

Принципы поведения фирмы на рынке совершенной конкуренции

Максимизация прибыли как основной мотив поведения фирмы.

Прибыль – то разница между совокупным доходом и совокупными издержками за период продаж.

В условия СК важнейшие решения по управлению фирмой связаны прежде всего с установлением объема производства, который позволяет достичь максимальной прибыли.

По каким же признакам выбирают оптимальный объем?

Прежде чем отвечать на этот вопрос, каждой фирме надо принципиально решить, стоит ли вообще заниматься производством. Т.е. найти критерий целесообразности производства.

Этот критерий различен для краткосрочного и долгосрочного периодов.

Долгосрочный период

Если говорить о долгосрочном периоде, то очевидно, что таким критерием будет наличие неотрицательной экономической прибыли. Фирма как минимум должна получать бухгалтерскую прибыль. В случае убытков владельцы прибегают к ее ликвидации, т.е. закрытию и распродаже имущества.

Работая с убытками фирме приходится делать займы, погасить которые она не в состоянии. Рано или поздно такая политика приводит к банкротству, или несостоятельности, т.е. к неспособности фирмы платить по своим обязательствам.

После признания (в судебном порядке) фирмы банкротом прежние собственники отстраняются от управления ею, а имущество направляется на покрытие долгов перед кредиторами.

Институт банкротства является в рыночной экономике одним из важнейших механизмов обеспечения социальной ответственности предпринимателей.

Обладая свободой предпринимательства, т.е. правом по своему произволу принимать любые (законные) хозяйственные решения, предприниматели должны расплачиваться за возможные ошибки утратой принадлежащего им имущества.

Прекращение производства

В том случае, когда рыночная цена продукции ниже минимального значения средних переменных издержек, фирма прекращает производство продукции.

Действительно, данная цена не только не покрывает все издержки, она не в состоянии полностью покрыть и переменные издержки. Т.е. каждая выпущенная единица к неизбежному убытку в размере постоянных издержек прибавляет еще и непокрытую часть переменных издержек, связанных с выпуском именно этого товара.

АТС

 

AVC

 
 


AFC1

 
 


P=AR

Q1

Величина убытков при объеме производства Q1 равна площади всего заштрихованного прямоугольника (АТС1-Р)хQ1.

AFC1=(ATC1-AVC1)xQ1 – на графике они равны площади прямоугольника между кривыми средних издержек.

Вся часть заштрихованного прямоугольника ниже кривой AVC и до цены – это чистые убытки из-за отказа от прекращения производства.

Остановив завод, на них можно сэкономить. Именно это и делают многие фирмы, попавшие в трудную обстановку.

На практике важную роль во временном прекращении выпуска часто играет и еще один мотив: пауза позволяет очистить склады, распродав накопившиеся ранее нереализованные излишки готовой продукции.

Обратим внимание на то, что краткосрочное прекращение производства не означает ликвидацию самого предприятия (фирмы). Просто предприятие вынуждено временно остановить выпуск продукции. Стоять оно будет, пока рыночная цена не увеличится до такого уровня, при котором производство имеет коммерческий смысл. Но фирма может убедиться и в долгосрочном характере понижения цены. Тогда оно окончательно прекратит существование.

 

Оптимизация выпуска

Выбор принципиального варианта поведения (максимизация прибыли, минимизация убытков, временное прекращение производства) представляет собой первый шаг фирмы на пути оптимизации своего положения на рынке.

Следующий шаг состоит в точном установлении того объема производства, который максимизирует прибыль или минимизирует убытки.

Как мы уже говорили, это может быть сделано посредством прямого сравнения валового дохода и валовых издержек. Именно так часто и поступают единоличные предприниматели малых фирм, не имеющие возможности опереться на мощные бухгалтерские подразделения, но зато по практическому опыту отлично знающие как рыночную цену, так и все виды своих издержек.

Но более точным способом определения оптимального размера производства является сравнение предельного дохода и предельных издержек.

Увеличение выпуска продукции повышает прибыль только в том случае, если доход от продажи дополнительной единицы продукции превышает издержки производства данной единицы, т.е. если MR больше MC.

Напротив, когда издержки, связанные с выпуском еще одной единицы продукции, выше приносимого за счет ее реализации дохода MR меньше МС, то, произведя соответствующую порцию товара, фирма лишь сокращает свою прибыль или увеличивает убытки.

Следовательно, максимум прибыли достигается в точке пересечения MR и МС.

Эту закономерность в экономической науке принято называть правилом равенства предельного дохода и предельных издержек. Согласно ему максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельных издержек и предельного дохода.

Данное правило справедливо не только для совершенной конкуренции, но и для других типов рынка.

В условиях совершенной конкуренции максимизация прибыли (минимизация убытков) достигается при объеме производства, соответствующем точке равенства предельных издержек и цены.

 

a) Максимизация прибыли

 

МС АТС

 

Р=МС

AVC

 

Qmin Q0

б) Минимизация убытков

MC

АТС

AVC

 

К О P=MR

 

 

Qк Q0 Qmin

 

в) прекращение производства

 

МС

АТС

AVC

 

О P=MR

 

На графике а) обратим внимание на то, что объем производства Q0 в случае максимизации прибыли больше объема производства Qmin, который соответствовал бы минимальному уровню средних общих издержек, т.е. технологическому оптимуму производства.

Экономический смысл этого в том, что в точке Qmin достигается максимальная прибыль в расчете на единицу продукции. На графике видно, что именно здесь расстояние между кривыми АТС и Р наибольшее. Однако фирма максимизирует не удельную прибыль на единицу продукции, а валовый объем прибыли от всего производства. Поэтому ей нет смысла отказываться от выпуска единиц продукции, лежащих между Qmin и Q0.

Пусть в расчете на единицу продукции прибыли для них несколько ниже, но вклад в увеличение валовой прибыли внесут и они. Здесь действует неравенство MR›MC, а значит фирма выигрывает от выпуска каждой единицы дополнительной продукции.

На графике б) показана ситуация минимизации убытков. Фирма и в данном случае ориентируется на правило MR=MC, избирая объем производства Q0. В данном случае он оказывается ниже технологически оптимального уровня Qmin.

Т.е. при пониженном уровне цен (когда они находятся ниже точки безубыточности) технологический оптимум становится экономически недостижимым. Эту закономерность в ходе затяжного кризиса в нашей стране испытали на себе многие отечественные предприятия: низкий уровень спроса заставляет их недоиспользовать свои производственные мощности.

При остановке производства правило MC=MR неприменимо.

Т.о., данное правило имеет ограничение, состоящее в том, что оно неприменимо при уровнях цен, лежащих ниже минимального значения средних переменных издержек.

Изучая поведение фирмы при разных уровнях цен, мы фактически описываем ее кривую предложения.

Кривая МС конкурентной фирмы в краткосрочном периоде будет одновременно ее кривой предложения для этого периода.

Следовательно, кривая предложения продукции в краткосрочном периоде ограничивается только тем отрезком кривой предельных издержек МС, который расположен над минимальной точкой кривой средних переменных издержек. Другими словами, кривая предложения совпадает с кривой предельных издержек только при МС › AVCmin.

Из кривых предложения отдельных фирм складывается кривая предложения конкурентной отрасли.

 

Модель совершенной конкуренции.

1. Понятие конкуренции

2. Принципы поведения фирмы на рынке совершенной

Конкуренции

3. Равновесие конкурентной отрасли в краткосрочном и

долгосрочном периодах

 

Понятие конкуренции.

Поведение фирмы, выбор ею объемов производства зависят от типа рынка, на котором она действует.

Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1098; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.62.25 (0.04 с.)