Объект, предмет и методы социологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Объект, предмет и методы социологии



Исторические системы социальной стратификации: рабство касты сословия классы

В основе социальной стратификации лежит социальная дифференциация — разделение людей по группам, соотносимым между собой как по горизонтальной, так и по вертикальной шкале. Наиболее распространенной является социальная стратификация общества на основе таких критериев:

§ доход -то количество денег, которое получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени;

§ богатство — движимое и недвижимое имущество, а также наличие накопленных доходов в виде денежных сбережений;

§ власть — возможность и способность управлять другими людьми;

§ престиж — степень уважения в обществе к той или иной профессии.

Истории известны различные системы социальной стратификации.

В открытых системах индивидам достаточно просто изменить свой социальный статус. Открытость системы означает возможность для любого члена общества подниматься (опускаться) по социальной лестнице в соответствии со своими способностями и усилиями. В таких системах достигнутый статус значит ничуть не меньше, чем предписанный человеку от рождения.Пример: можно с нуля стать президентом.

Закрытые системы стратификации, напротив, предполагают безусловный примат приписанного статуса. Здесь индивиду почти невозможно изменить статус, полученный в силу происхождения.Известны четыре основные системы социальной стратификации: рабство, касты, сословия и классы.

Рабство характеризуется владением одних людей другими. Наибольшее распространение рабство получило в аграрных обществах, а наименее типичным рабство было для кочевых народов, особенно охотников и собирателей.

Условия рабства и рабовладения существенно различались в разных регионах мира. В Древней Греции рабы занимались физическим трудом, благодаря чему свободные граждане имели возможность самовыражения в политике и искусствах. В некоторых странах рабство было временным состоянием человека: отработав на своего хозяина положенное время, раб становился свободным и имел право вернуться на родину. Израильтяне освобождали своих рабов в юбилейный год — каждые 50 лет. В Древнем Риме рабы, как правило, имели возможность купить свободу; чтобы собрать необходимую для выкупа сумму, они заключали сделку с хозяином и продавали свои услуги другим людям (именно так поступали некоторые образованные греки, попавшие в рабство к римлянам). Во многих случаях рабство было пожизненным; в частности, осужденные на каторжные работы преступники превращались в рабов и трудились на римских галерах в качестве гребцов до самой смерти.

Касты. В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; иначе говоря, базой кастовой системы является предписанный статус. Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в этой системе. Те, кто по рождению принадлежит к группе с низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо оттого, чего они лично сумели достичь в жизни.(высшая каста не общаться с низшей кастой и наоборот)

Сословная система получила наибольшее распространение в феодальной Европе и некоторых традиционных обществах Азии, например в Японии. Ее основная характеристика — наличие нескольких (обычно трех) стабильных социальных слоев, к которым индивиды принадлежат по происхождению и переход между которыми очень затруднен, хотя в исключительных случаях и возможен. Каждое сословие обладало монополией на те или иные виды занятий и профессии. Сословная система — закрытая система, хотя изредка допускалась индивидуальная перемена статуса: в результате межсословных браков, по воле монарха или феодального сеньора — в награду за особые заслуги, при пострижении в монашество или получении сана священнослужителя.

Классовая система базируется в первую очередь на деньгах или материальной собственности. Хотя принадлежность к классу также определяется при рождении — индивид получает статус своих родителей, однако социальный класс индивида в течение его жизни может измениться в зависимости от того, чего он сумел (или не сумел) достичь в жизни. Не существует законов, определяющих занятия или профессию индивида в зависимости от рождения или запрещающих вступление в брак с представителями других социальных классов. Для этой системы социальной стратификации характерна относительная гибкость ее границ. Классовая система оставляет возможность для социальной мобильности, т.е. для движения вверх (вниз) по социальной лестнице. Наличие потенциала для повышения социального положения, или класса, — одна из основных движущих сил, побуждающих людей хорошо учиться и упорно трудиться.

Понятие социальной общности, ее основные признаки и типы

Общность – это макросоциальное объединение людей, выделяемое по одному или нескольким признакам, локализированное в пространстве или имеющее диффузную форму (типа диаспоры) и действующее как единый социальный субъект. Основными видами социальных общностей являются: 1) семейные; 2) профессиональные; 3) социально-стратификационные (рабочие, крестьяне, предприниматели и т.п.); 4) этнонациональные (белорусы, русские, чукчи и т.п.); 5) территориальные (горожане, сельчане, псковичане); 6) вероисповедальные (христиане, православные, католики, мусульмане); 7) культурные и субкультурные (поклонники классической музыки, поп-музыки и др.); 8) политические (члены коммунистической или либерально-демократической партии и т.п.).

 

Понятие социальной мобильности: сущность, виды, параметры.

Изучение социальной мобильности было начато П. Сорокиным.

Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или

социального объекта (ценности) т.е. всего того, что создано или

модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в

другую. Существуют два основных типа социальной мобильности: горизонтальная и

вертикальная. Под горизонтальной социальной мобильностью, или перемещением,

подразумевается переход индивида или социального объекта из одной социальной

группы в другую, расположенную на одном и том же уровне.

Под вертикальной социальной мобильностью подразумеваются те отношения,

которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного

социального пласта в другой. В зависимости от направлений перемещений

существует два типа вертикальной мобильности: восходящая и нисходящая, т.е.

социальный подъем и социальный спуск.

Социальная мобильность может быть двух видов: мобильность как добровольное

перемещение или циркуляция индивидов в рамках социальной иерархии; и

мобильность, диктуемая структурными изменениями.

Сорокин указал основные каналы (лифты), с помощью которых люди меняют свое

положение — главным образом за счет образования, армии, церкви, бизнеса.

Типы социальных институтов

Предназначение институтов – удовлетворять важнейшие потребности общества. Этих потребностей пять, как и основных социальных института:

1) потребности в воспроизводстве людей (институт семьи и брака);

2) потребности в добывании средств существования (экономические институты, производство);

3) потребности в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

4) потребность в получении знаний, социализации поколений, подготовке кадров;

5) потребность в решении духовных проблем смысла жизни.
Соответственно названным потребностям в обществе сложились и виды деятельности, которые в свою очередь, потребовали необходимой организации, упорядочения, создания определённых учреждений и иных структур, выработки правил, обеспечивающих достижение ожидаемого результата.
Основные социальные институты:

1) институты семьи и брака;

2) политические институты, особенно государство;

3) экономические институты;

4) институты образования, науки и культуры;

5) институт религии.

Формальные и неформальные институты.
В формальных институтах взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных правил, законов, регламентов, положений и т.п.
Неформальные институты (дружба) хотя и регулируются в социальных действиях, связях, но не оформлены законом, регламентом.

Содержание социальной политики в Республике Беларусь в различных сферах жизнедеятельности общества.

Социальная политика – деятельность институтов государства, направленная на управление социальным развитием, умножением и распределением материальных и духовных благ для обеспечения достойного уровня жизни всех слоев общества, каждого человека.

- Объектом социальной политики могут быть отдельные граждане, их группы, объединенные конкретными связями и отношениями, население страны в целом.

- Субъекты социальной политики – те, кто определяют цели, задачи, приоритеты и нормативно-правовую базу социальной политики и осуществляют действия по ее реализации. Это органы государственного управления на республиканском и местном уровнях; различные негосударственные объединения; коммерческие структуры, а также отдельные граждане, действующие в рамках гражданской инициативы.

Главной целью социальной политики в республике является предоставление каждому трудоспособному человеку возможности своим трудом и предприимчивостью создать свое семейное благосостояние, а для нетрудоспособных и нуждающихся граждан - обеспечить надежную социальную защиту. При этом социальная защита должна быть исключительно адресной и направлена на конкретные, самые незащищенные группы и слои населения. Международный опыт стран с переходной экономикой показывает, что эффективные системы адресной социальной помощи в состоянии обеспечить поддержку лишь 10-15% населения.

Планомерность государственного курса заключается и во всемерной поддержке талантливой учащейся молодежи, студентов. Создан не имеющий аналогов на территории СНГ Специальный Фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов.

Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в: гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности; гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие; гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека; гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование; гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения; гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению, оплате за питание детей в детских дошкольных учреждениях, оплате за учебники и учебные пособия. Малообеспеченным семьям предоставляются безналичные жилищные субсидии, если оплата за жилье и коммунальные услуги превышает 25% среднемесячного совокупного дохода семьи.

Значительную помощь многодетным и неполным семьям оказывают местные исполнительные и распорядительные органы за счет средств местных бюджетов.

12. Понятие социального развития. Развитие и прогресс.
Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

Социальному развитию как реальному процессу присущи три характерные черты – необратимость, направленность и закономерность.

Необратимость означает постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен, направленность – те линии, по которым совершается это накопление, закономерность – не случайный, а необходимый процесс накопления таких перемен.

Принципиально важная характеристика социального развития – период времени, в течение которого осуществляется развитие. Необходимо также учитывать, что основные черты социального развития выявляются только по прошествии определенного времени. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

Прогресс (от лат. – движение вперед, успех) — это тип развития социальной сферы, процесс происходящих в ней изменений, при которых она в целом или отдельные ее элементы, соц.явления переходят на более высокую ступень или происходит количественное нарастание присущих соответствующим явлениям позитивных характеристик. Он означает развитие с восходящей тенденцией, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Он ведет к позитивным изменениям в обществе и проявляется, например: в совершенствовании средств производства и рабочей силы; в развитии общественного разделения труда и росте его производительности; в новых достижениях науки; в улучшении условий жизни людей.

Критериями прогресса объявляются:

1. Усложненные социальные организации общества (Г.Спенсер),

2. Изменения в системе социальных связей и типе регуляции общественных отношений (Тённис),

3. Изменения в характере производства и потребления (У.Ростоу, Д.Белл),

4. Степень овладения обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда, степени освобождения людей из-под гнета стихийных сил общественного развития (К.Маркс).

Важным признаком социального прогресса ученые считают и растущую тенденцию к освобождению человека – т.е. освобождению:

1. от подавления государством;

2. от диктата коллектива;

3. от всякой эксплуатации;

4. от замкнутости жизненного пространства;

5. от страха за свою безопасность и будущее.

Структура религии

В структуре религии выделяют:

1. религиозное сознание;

2. религиозную деятельность;

3. религиозные организации.

1. Религиозное сознание. Выделяют два уровня религиозного сознания:

a. уровень идеологии

b. уровень психологии.

Религиозная идеология включает теологию, религиозную философию, теологические концепции экономики, политики, права, искусства и т. д. На уровне общественной психологии религия предстает в виде религиозных образов, чувств, настроений, иллюзий, привычек и т. д. На этом уровне религиозное сознание, в отличие от уровня идеологий, не выступает как нечто цельное, систематизированное, а предстает в виде разрозненных взглядов и представлений. Доминирующую роль здесь играет религиозное чувство, т. е. элемент эмоциональный.
К средствам культовой деятельности относятся храм и различные культовые предметы (крест, свечи, облачения священников и т. д.). Способы культовой деятельности определяются содержанием религиозных верований. Это могут быть элементарные культовые акты (поклоны, коленопреклонение, крестное знамение и др.), а также более сложные (жертвоприношения, богослужения, проповеди и т. д.).

Функции религии

Мировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в центре которого стоит вера в реальность существования сверхъестественного, играющего определяющую роль в судьбе человека и общества

Компенсирующая функция. Обращаясь к религии, человек стремится компенсировать свое бессилие перед враждебными ему природными и особенно социальными силами, перед горькими обстоятельствами жизни, найти утешение, избавление от страданий.

Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Общее вероисповедание объединяет людей, в то же время выделяя, а в иных ситуациях и противоставляя их приверженцам других религиозных учений.

Регулирующая функция состоит в том, что с помощью определенной системы норм, ценностных установок, предписаний осуществляется управление деятельностью индивидов и групп разного уровня - от приходских общин до этносов.

Объект, предмет и методы социологии

Объект социологии –общество, закономерности его функционирования и развития, взаимодействия соц. Общностей,которые составляют его структуру.
Социология- обществоведческая наука.
Предмет науки: совокупность проблем соц. сферы общественной жизни.
Изучение общества и отдельных его фрагментов с точки зрения их соц. аргументов,соц. связей и отношений, на базе чего раскрываются общие законы и строятся прогнозы о перспективах его развития.
Социология- наука о закономерностях развития и функционирования соц. систем,как глобальных,так и частных,а так же закономерностях соц. поведения людей.
Методы социологии:
1)позитивистский (что происходит в обществе. Задача-выражать факты)
2)объективный метод.
3)Понимающая- стремится дать объяснение: почему это происходило.
4)Субъективистский – у каждого свои понимания того или иного предмета социологии.
Огюст Конт– отец социологии.
Два взаимосвязанных процесса в современной социологии
1)дифференциальная
2)интегральная
Общество -понятие, формирующееся по мере развития способности людей отделять себя от природы.(Особое бытие)
Общество -исторически развивающаяся целостная система отношений и взаимоотношений между людьми, общностями,организациями и институтами, складывающаяся и изменяющаяся в процессе взаимодействий.

 

 

2.Проблема определения общества в социологии. Основные признаки общества как социальных систем

Общество, понятие многозначно, в узком смысле оно обозначает какой-либо этап развития общества, либо объединение людей. Общество – обособившееся от природы часть материального мира, которое представляет собой исторически развивающуюся совокупность общественных отношений между людьми, группами, общности в процессе их жизнедеятельности. Понятие общество надо отличать от понятия страна и государство. Страна – определённая территория, имеющая свою границу. Государство – политическая организация страны.

Признаки общества в целом:

-имя; -культура; -история; -наличие территории; -язык;

-саморегуляция (создание социальных институтов);

-образование; -существование общества в соц. пространстве и соц. времени.

Соц. пространство – соц. иерархия и те группы и общности, которым принадлежат люди. Соц. пространство многомерно, а физическое пространство 3 – х мерно. Соц. время – скорость протекания соц. процессов, которая в современной жизни общества постоянно увеличивается. Соц. время измеряется кол-вом событий в единицу времени.

Система – комплекс взаимосвязанных элементов взаимодействующих с внешней средой.

Особенности общества как системы:

- общество – сложноорганизованная, саморазвивающаяся система;

- общество включает индивидов групп, общности, институты;

- действуют люди, наделённые сознанием, волей, они ставят цели и выбирают средства их достижения;

- общество создаёт специальные органы управления.

 

 

3. Социальная структура (горизонтальный срез общества) и социальная стратификация (вертикальный срез), причины их возникновения. Неравенство как критерий стратификации.

Социальное неравенство является важнейшей характеристикой общества, отражаемой в его социальной структуре. Поэтому очень часто под социальной структурой понимается только иерархичное (вертикальное) расположение социальных групп, то есть занимающих неравное положение в обществе. Вертикальный срез социальной структуры общества обозначается термином "социальная стратификация" - иерархически организованная структура социального неравенства. Эта структура устойчиво поддерживается и регулируется различными институциональными механизмами, постоянно воспроизводится и модифицируется, что является условием упорядоченного существования любого общества и источником его развития.

Понятие социального статуса (ранга) характеризует место личности в системе общественных отношений, ее деятельность в основных сферах жизни и оценку деятельности личности со стороны общества, выражающуюся в определенных количественных и качественных показателях, а также самооценку, которая может совпадать или не совпадать с оценкой общества или социальной группы.

В социальной структуре общества отражаются две важнейшие характеристики общества: социальное неравенство, расслоение, то есть вертикальная упорядоченность групп и статусов и социальная разнородность, дифференциация, то есть горизонтальная упорядоченность групп и статусов относительно друг друга. Вертикальная, упорядоченность групп и статусов осуществляется на основе ранговых критериев: отношение к собственности, доход, богатство, власть, престиж, образование, должность. Горизонтальная - на основе номинальных критериев: пол, раса, этнос, вероисповедание, место жительства, язык, политическая ориентация и др.

Социальная стратификация – это особое измерение социальной структуры. Если рассматривать общество как совокупность социальных институтов, включающих статусы и роли, то оказывается, что все эти элементы равноправны и отличаются друг от друга только содержательно, с точки зрения тех функций, которые они выполняют. В то же время в обществе огромную роль играет неравенство. Если социальные институты, статусы и роли отражают горизонтальное расслоение общества, то неравенство является основой для его вертикального расслоения, т.е. для социальной стратификации.

Между горизонтальным и вертикальным измерениями нет четкого различия. По сути, это разные подходы к описанию одних и тех же фактов. Например, если рассматривать учителя и директора школы с точки зрения горизонтального измерения, то в этом случае они будут равноправными работниками, а различия между ними будут сводиться к различиям в выполняемых ими функциях. Если отношение между ними рассматривать с точки зрения вертикального измерения, то в этом случае будет выявлено неравное положение: директор школы является начальником, а учитель – подчиненным; социальный статус (авторитет) директора школы в целом выше, чем статус (авторитет) учителя; директор школы имеет более широкий доступ к социально престижным благам, чем учитель, и т.д.

Рассмотрим основные параметры, по которым определяется объективное положение человека в стратификационной системе.

Доход – это сумма денег, которую получает отдельный человек или семья за определенный период (месяц, год).

Образование – совокупность знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения. Фактически данный параметр выражается в количестве лет, которые потратил человек на обучение.

Власть – параметр стратификации, измеряемый количеством людей, находящихся в подчинении. Чем больше подчиненных, тем выше статус. Например, распоряжения Президента Республики Беларусь выполняют 10 миллионов человек, а распоряжения начальника отдела – от пяти до двадцати.

Престиж – это параметр, отражающий тот «вес» (авторитет), который получает человек, занимающий определенный статус. Измерить престиж можно, исследовав то, как члены общества оценивают те или иные профессии.

Таким образом, страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам, а стратификация– иерархическая система организации общества, формирующая различные слои.

4. Основные измерения стратификации: власть, доход, образование и др. Основные концепции социальной стратификации.

Понятие стратификации (от лат. stratum - слой, пласт) обозначает расслоение общества, различия в социальном положении его членов. Социальная стратификация — это система социального неравенства, состоящая из иерархически расположенных социальных слоев (страт). Все люди, входящие в конкретную страту, занимают примерно одинаковое положение и обладают общими статусными признаками.

В основе социальной стратификации лежит социальная дифференциация — разделение людей по группам, соотносимым между собой как по горизонтальной, так и по вертикальной шкале. Наиболее распространенной является социальная стратификация общества на основе таких критериев:

доход -то количество денег, которое получила семья или определенный индивид за определенный промежуток времени;

богатство — движимое и недвижимое имущество, а также наличие накопленных доходов в виде денежных сбережений;

власть — возможность и способность управлять другими людьми;

престиж — степень уважения в обществе к той или иной профессии.

Наиболее разработана функционалистская концепция социальной стратификации (Т. Парсонс, Э. Шилз и др.), согласно которой стратификационная система общества представляет собой дифференциацию социальных ролей и позиций и является объективной потребностью любого развитого общества. С одной стороны, она обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией различных групп, а с другой — является результатом действия господствующей в обществе системы ценностей и культурных стандартов, определяющих значимость той или иной деятельности и узаконивающих складывающееся социальное неравенство.

В теории социального действия Т. Парсонс предпринимает попытку разработать универсальные критерии концепции социальной стратификации:
• "качество", т. е. предписывание индивиду определенной характеристики, позиции (например, ответственность, компетентность и др.);
• "исполнение", т. е. оценка деятельности индивида в сравнении с деятельностью других людей;
• "обладание" материальными ценностями, талантом, мастерством, культурными ресурсами.

В эмпирической социологии различаются следующие подходы к изучению концепции социальной стратификации: "самооценочный", или метод "классовой идентификации", когда социолог предоставляет респонденту право отнести самого себя к некоторой условной шкале классового состава населения; метод "оценки репутации", при котором опрашиваемым предлагают выступить экспертами, т. е. оценить социальное положение друг друга или известных им социальных групп; "объективный подход", когда исследователь оперирует некоторым объективным критерием социальной дифференциации; чаще всего основывается на социально-классовой шкале, связанной с понятием "социально-экономический статус", охватывающий обычно три переменные — престиж профессии, уровень образования и уровень дохода.

При изучении социальной стратификации и мобильности методом "объективного подхода" часто используется семиклассовая вертикальная шкала:
1 — высший класс профессионалов, администраторов;
2 — технические специалисты среднего уровня;
3 — коммерческий класс;
4 — мелкая буржуазия;
5 — техники и рабочие, осуществляющие руководящие функции;
6 — квалифицированные рабочие;
7 — неквалифицированные рабочие.

Обобщением многомерной стратификации является ее геометрическая модель, условно представляющая собой социальное пространство, состоящее из рядов взаимосвязанных осей, образуемых различными измеряемыми признаками (профессия, доход, образование, жилище и др.), вдоль которых перемещается индивид или группа.

когда высшие роли и статусы численно ограничены и спрос на них превышает предложение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 284; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.72.78 (0.06 с.)