Выясним теперь, как действует механизм социального контроля. Двумя основными элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выясним теперь, как действует механизм социального контроля. Двумя основными элементами социального контроля являются социальные нормы и социальные санкции.



По способу контроля все социальные нормы подразделяются следующим образом:

· дозволяющие — представляют определенные права;

· обязывающие — налагают определенные обязанности;

· запрещающие — устанавливают запрет на совершение какого-либо действия (бездействия).

В соответствии с этим существует три основных формы реализации социальных норм:

1. использование прав;

2. исполнение обязанностей;

Соблюдение норм, т. е. воздержание от действий, запрещенных нормой.

Социальные санкции подразделяются следующим образом:

· формальные позитивные — одобрение со стороны офи­циальных органов (награды, титулы, премии, грамоты, звания и т. д.);

· неформальные позитивные — одобрение со стороны группы (похвала, улыбка, уважение, признание лидером и т. д.);

· формальные негативные — наказания, исходящие от официальных органов, т. е. предусмотренные законом (штраф, тюремное заключение);

· неформальные негативные — наказания, исходящие от группы (замечание, порицание, насмешка, издевка, пренебрежение, клевета, бойкот и т. д.).

Особенность социального управления и социальной политики в республике Беларусь

Происходящий в настоящее время переход белорусской экономики от планово-административной модели к рыночной влечет за собой трансформацию общества во всех его структурах: изменение политической и государственной систем; обновление экономических основ общества; ликвидацию системы «социального иждивенчества» с одновременным провозглашением стандартных либерально-демократических свобод; смену духовно-культурных ориентиров общественного развития. Сложность данного процесса состоит в том, что единой технологии социального управления трансформационными переменами нет, и оптимальную политику преобразований каждой стране приходится вырабатывать самостоятельно. Поэтому, государственная социальная политика должна, по мнению ведущих экономистов и социологов, исходить из преобразований, разработанных изнутри, в частности теми, кто чувствует нужды и потребности своей страны, а также ориентироваться на демократическую поддержку реформ, проявляющуюся в высокой инвестиционной активности населения, вовлеченного в ход этих реформ. Чтобы обеспечить качество этих преобразований и участие в них населения, необходимо отслеживать процессы экономического реформирования и проводить социологическую экспертизу социальных последствий введения тех или иных рыночных механизмов, с учетом прогнозов социально-экономического развития государства. Развитие в данном случае рассматривается как процесс, в котором особую роль играет количественная определенность, обозначаемая через понятие «темп роста». Экономический рост является обобщающим показателем развития человеческого общества, свидетельствующими, с одной стороны, о затратах общественного труда и его производительности, а с другой — о росте благосостояния индивидов и приумножении общественного богатства. Экономический рост является условием устойчивого развития.

В Республике Беларусь переход к устойчивому развитию требует структурной перестройки экономики, сбалансированного решения социально-экономических задач, совершенствования структуры производства. Вместе с тем, структурная перестройка экономики не задает социальные изменения, она лишь предоставляет для этого возможности и инструменты, которые включают в себя: а) создание условий и возможностей гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей; б) обеспечение рациональной занятости населения; в) обеспечение роста денежных доходов населения; г) улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан; д) повышение степени защиты социально уязвимых групп населения. Как они будут использованы — предмет политического выбора, определяемый основными направлениями социальной политики государства.

Кроме того, необходимость социологического экспертирования экономических преобразований вытекает из известного тезиса о том, что любые существенные изменения в производительных силах, открывая новые возможности, таят в себе и потенциальные угрозы. В ближайшие десятилетия нельзя исключать развития целого ряда негативных тенденций, обозначившихся в Беларуси на рубеже веков. Если говорить о человеческом капитале, то среди них в первую очередь следует выделить: 1) депопуляцию, включая резкое сокращение численности населения в дотрудоспособном возрасте со всеми вытекающими последствиями; 2) ухудшение здоровья населения, саморазрушительное поведение; 3) нарастающая инвалидизация; 4) падение трудовой ответственности; 5) «моральный износ» квалификации и образования; 6) отсутствие возможностей (зачастую и желания) получить современное образование и его поддерживать на необходимом уровне.

Теоретическая модель развития общества в Республике Беларусь задана Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г. (НСУР-2020). В соответствии с этой моделью, главная цель социальной политики в Республике Беларусь — стабилизация уровня жизни населения и создание условий для его роста.

Эмпирическая (реальная) модель развития общества в Беларуси отслеживается с помощью республиканского социологического мониторинга, анализ данных которого позволяет выявлять совокупность оценочных показателей, характеризующих общественное мнение относительно полезности проводимых экономических реформ. В основу определения изменений в материальном положении семей, в контексте социально-экономической ситуации, закладываются такие показатели, как оценка респондентом материального положения семьи, семейного достатка, величины среднего дохода на одного члена семьи в месяц, предшествующий опросу. Совокупность нормативных показателей служит своеобразным фундаментом для проявления субъективных характеристик респондентов (самоидентификация с тем или иным социальным слоем в плане материальной обеспеченности, уровня притязаний, социального настроения) и объективизации этих характеристик в той или иной стратегии экономического поведения.

Специфика семьи как социального института и малой социальнойгруппы

В рамкахмногоаспектного социологического изучения семьи, прежде всего, встает вопрос оприроде и сущности семьи как социального института. Здесь основноевнимание уделяется функциям семьи, а также исторически меняющимся формам семьии брака.

Семья как социальный институт выражается в следующихфункциях:

· сексуально-репродуктивная (регулирует сексуальные потребности супругов,рождение детей и, как следствие, воспроизводство населения);

· воспитательно-регулятивная (осуществляет первичную социализацию и первичныйсоциальный контроль);

· рекреационно-досуговая (обеспечивает отдых, укрепление и восстановлениездоровья, организацию рационального досуга);

· эмоционально-коммуникативная (осуществляет общение на основе родственных чувств,культивирует спокойное, приятное мироощущение, заботу о ближних, гордость за успехикаждого члена семьи);

· хозяйственно-экономическая (включает ведение домашнего хозяйства и обеспечениенетрудоспособных членов семьи средствами существования).

Как и любой организм,семья зарождается, развивается и распадается, меняются ее формы. В своемисторическом развитии семья и брак прошли множество стадий своего формированияи преобразования: от коллективных неупорядоченных брачных отношений, прикоторых половая связь не исключалась даже между близкими родственниками, черезутверждение патриархата на стадии разложения первобытного строя к моногамии,появившейся при зарождении частной собственности и государства.

С точки же зрения социологическогоанализа семьи как малой социальной группы, особый интерес представляют типичныеусловия создания, функционирования и распада семьи, а также внутрисемейныеролевые отношения.

Если речь идет оклассическом понимании семьи, то необходимо указать на наличие супругов икровного родства между родителями и детьми, братьями и сестрами. Лишь наличиеэтого триединого отношения (супружество—родительство—родство) позволяетговорить о семье в строгом значении этого слова. Правда, в быту этим понятиемобозначают и неполные семьи (бездетные супруги, дети с одним из родителей,семьи с усыновленными детьми, наличие в семье отчима или мачехи и т. д.).

Однако семья — это нетолько люди, но и их быт, и место проживания, и хозяйственная деятельность.Экономическая же деятельность членов семьи выносится за сферу дома и выражаетсяв зарплате (доходе) трудоспособных членов семьи или пенсии (стипендии) у еенетрудоспособных членов.

Различают свой жизненныйцикл у каждой конкретной семьи:

· предбрачные отношения междупотенциальными супругами (любовь, сватовство, помолвка);

· вступление в брак;

· стадия молодой семьи;

· появление детей, формированиеполной семьи;

· стадия зрелой семьи (взрослениедетей, их выращивание и воспитание);

· стадия распада семьи (развод;гибель одного из родителей; старение родителей, их болезнь и смерть; отделениедетей от родителей).

В семье, как и в обществе вцелом, формируются определенные роли, которые выполняют члены семьи: муж, жена;отец, мать; родители, дети; дочь, сын; тесть, теща, зять, невестка и т. д. Оттого, насколько успешно выполняются эти роли, зависит морально-психологическийклимат семьи, ее гармоничное существование и функционирование. Отношения междучленами семьи регулируются традицией, нравственными, правовыми, религиозныминормами, а также индивидуальными особенностями характера, воспитанностью икультурой каждого члена семьи.

Формы браков и формы семей

Браки имеют следующиеформы в зависимости от:

· выбора брачного партнера — экзогамия и эндогамия;

· размера брачной группы — полигамия и моногамия;

· наличия или отсутствия формального статуса —юридические и фактические браки.

Семьи подразделяютсяна следующие виды:

1. по числу родителей — полные и неполные;

2. по количеству детей — бездетные,малодетные, среднедетные и многодетные (критерий много-, средне- и малодетностизависит от типа общества, его культурных ценностей);

3. по количеству поколений — нуклеарныеи расширенные;

4. по стилю управления — авторитарныеи демократичные;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 377; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.009 с.)