Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности познавательных действий в современной науке.
В условиях последнего десятилетия 20 в. проблему познавательного действия следует по сути дела рассматривать не в рамках исключительно системы “научное знание”, а в комплексе единого процесса в более широкой системе “наука-техника-производство”. В развернутом виде формула познавательного действия с учётом всё более усиливающейся интеграции науки и производства может быть выражена в следующем виде: ФИ-ПИ-Р-Пр-Ос-ПП, где ФИ - фундаментальное ис-вание, ПИ – прикладное ис-ние, Р – разработка, Пр – проектирование, Ос – освоение, ПП – промышленное про-во. В той или иной форме новое знание возникает на каждой из выделенных ступеней целостного действия. В то же время наука – в её фундаментальной ипостаси – человеческая деятельность, специально ориентированная на выработку нового знания. Тем самым оправдано несколько метафорическое её понимание как “машины по производству знаний”, как “искусства действования” С этой позиции эффективность функционирования науки определяется оптимальным для каждого конкретно-исторического этапа её развития соотношением структурных компонентов “машины”: эмпирического и теоретического уровней познавательной деятельности. Прогресс науки связан с интенсивным ростом экспериментальной, математической и концептуальной оснащённости познавательных действий. Революционизирующее воздействие на научное познание оказывает электронно-вычислительная техника. Возрос объем эмпирической информации, и резко сократились сроки её первичной обработки. Значительно расширились возможности теоретического анализа посредством применения современной математики и развития комп. формы мышления как инструмента интеллектуального действия человека. (Усиливаются противоречия в науке) В общем случае эмпирические исследования предполагают операции с реальными объектами, теоретическое – понятийную деятельность. При расчленении познавательного цикла При расчленении познавательного цикла прослеживается последовательный взаимопереход операций и процедур. Фрагменты эмпирии связаны с операциями по фиксированию фактов, их описанию, по верификации теоретических конструктов. На уровне же теоретического познания осуществляются исследовательские процедуры объяснения фактов, построению гипотез и теорий, методология и “идеология” разработки новой техники.
Феномен человека. Формы и методы научного познания Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания. Методология - учение о методах. В наст. время методологические вопросы ставятся и решаются в русле таких течений: - философия науки - материалистическая диалектика - феноменология - структурализм - пост позитивизм - герменевтика - теории интерпретации текста Любой метод разрабатывается на основе определённой теории. Классификация методов научного познания: I. выделяют всеобщие, общие и частные методы научного познания II. с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования III. в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания. Методы эмпирического исследования: - наблюдение - эксперимент - сравнение - измерение Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов. Измерение - даёт количественную сторону явления. Эксперимент- характеризуется вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент -мысленный и с помощью приборов. Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов. Методы теоретического исследования: 1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открыть законы его развития. Выделяют 2 этапа теоретического анализа: 1).образование абстракций, в которых фиксируются отдельные свойства целого. Движение от конкретного в чувственности к абстрактному; 2).движение от абстрактного к конкретному в мышлении, выявление сущности явления 2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы. Они существуют в единстве 3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. Логики 4. моделирование - исследование объектов на основании модели.
Модели - физические и знаковые Обще логические методы познания: - анализ - мысленное или реальное расчленение целого на части - синтез - воссоединение целого из частей - индукция - рассуждения от частного к общему, знания носят вероятностный характер - дедукция - рассуждения от общего к частному - аналогия - установление сходства в некоторых сторонах предмета на основании имеющегося сходства в других сторонах - абстрагирование - процесс отвлечения от ряда свойств изучаемого явления и выявление интересующих свойств - обобщение - установление общих признаков ряда объектов Круги бытия человека Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство). Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.
Осн овные проблемы человеческого существования. Разрушение природной среды, оскудение привычного ландшафта, распространение новейших пандемий, грозящих опустошить Землю, ядерные производства - все это рождает ощущение беззащитности человечества, возможности его гибели. Исследовательская мысль все глубже проникает в загадки живой, одухотворенной материи. Перспективы генетической инженерии, трансплантация органов, клонирование клеток - все это разрушает традиционное представление о неизменной биологической природе человека. Болезненную остроту приобрели психологические проблемы. Разрушение традиционных форм и норм жизни, изменение окружающей обстановки, новые виртуальные элементы реальности и т.д. приводит к утрате людьми представлений о собственной идентичности устойчивости своего внутреннего мира и специфически человеческих черт. Эволюция человека основывается на том, что он утратил свою первоначальную родину - природу. Он никогда уже не сможет туда вернуться. У него теперь только один путь: покинуть свою естественную родину и искать новую, которую он сам себе создаст, в которой он превратит окружающий мир в мир. Философское понимание человека никогда не станет однозначным потому, что единый ответ на этот вопрос исключается предельной противоречивостью нашего бытия. Высший акт самоутверждения личности заключается в жертвенности, в том, чтобы принять страдание и смерть, но не изменить своему человеческому призванию. Наше бытие и становится в высшей степени человеческим именно тогда, когда мы начинаем понимать, что "Я", личностное начало является чем-то большим, чем собственная жизнь. Таков парадокс: человек обретает себя как личность, только теряя себя как биологическую особь. Антропология - учение о природе и сущности чел-ка. Центральная проблема - что есть чел-к. Термин “философская антропология” ввел Кант, как раздел фил-и, интерес кот. прикован к проблеме автономности чел-ка. Занимается выработкой идеи чел-ка на основе знаний, накопленных в разных науках о чел-ке. Современная западная фил.антропология пытается выявить основы и сферы человеческого бытия, индивидуальности и уникальности человеч. личности, ее творческих возможностей, смысл существования.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.138 (0.006 с.) |