Виды и формы контроля качества знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды и формы контроля качества знаний



И РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

 

I. Промежуточный контроль.

Консультации, собеседование по общим темам курса по выбору, содержанию научных работ и прочитанным текстам. Консультации проводятся еженедельно, в часы самостоятельной работы.

Формами контроля также являются:

- работа на практических занятиях,

- работа на коллоквиуме (по теме гражданской войны в прозе 1920-50-х годов),

- выступление на «круглом столе» по творчеству А.Ахматовой,

- ответ на проблемный вопрос о развитии жанра поэмы в первые годы после революции,

- составление тестовых заданий по драматургии 1920-1930-х гг.;

- участие в проекте о путях развития романного жанра в 1920-1930-е годы;

- тестирование.

II. Итоговый контроль.

Дисциплина завершается подготовкой одного специального вопроса из предложенного списка в виде портфолио, презентации, реферата. Во время защиты собранных и изложенных материалов студент должен продемонстрировать

- начитанность в художественных произведениях избранного автора;

- освоение научной и критической литературы по творчеству писателя (поэта);

- умение критически оценить прочитанное, высказать собственную точку зрения на вопрос;

- умение обобщить и систематизировать полученный из научных источников материал, сопоставив его с собственными наблюдениями по тексту;

- способность расположить собранный материал по четкому плану;

а также

­ усвоение базовых понятий по всему курсу;

­ умение использовать разные источники для получения информации по вопросам дисциплины.

 

Вопросы для разработки

 

 

1.Романтическое течение в поэзии 1920-х годов (Н.Тихонов, М.Светлов, Э.Багрицкий).

2.Жанр поэмы в послеоктябрьском творчестве В.Маяковского.

3.В.Маяковский "о месте поэта в рабочем строю".

4.Любовная лирика В.Маяковского.

5.Сатира В.Маяковского.

6.Философская лирика С.Есенина.

7.Любовная тема в творчестве С.Есенина.

8.Лирическая трагедия "Пугачев": идейная и художественная специфика.

9.Жанр рассказа в прозе 1920-х годов (М.Шолохов, М.Зощенко, М.Булгаков, Б.Лавренев).

10.Историческая проза Ю.Тынянова.

11.Жанр научной фантастики в творчестве А.Толстого.

12.Тема творчества в лирике М.Цветаевой.

13.Библейские мотивы в романе Б.Пастернака «Доктор Живаго».

14.Цикл стихотворений А.Ахматовой «Тайны ремесла»: проблематика и поэтика.

15.Роман «Мастер и Маргарита» как итоговое произведение М.Булгакова.

16.Тема детей в поздних рассказах А.Платонова.

17.Тема Великой Отечественной войны в творчестве М.Шолохова.

18.Жанр литературного портрета в прозе М.Горького.

19.Цикл Б.Пастернака «Когда разгуляется»: художественное своеобразие.

20. «Воронежские тетради» О.Мандельштама и их художественная специфика.

 

 

Контролирующие материалы для аттестации студентов по дисциплине:

 

Практические занятия

 

1. Роман-антиутопия Е.Замятина "Мы"

 

Вопросы:

 

1.Своеобразие жанра антиутопии.

2.Человек и государство в антиутопии "Мы". Какова предыстория Единого государства, его структура? Как чувствуют себя герои произведения в этой системе технического прогресса и человеческой несвободы?

3. Особенности повествования в романе.

4.Принципы создания образов и раскрытия характера главного героя.Обозначьте этапы выхода героя из «скорлупы»(личностные поступки Д-503) и обратный процесс огосударствления личности.Что оказывается самым непредсказуемым в человеке и опасным для тоталитарного государства? Прокомментируйте финал романа.

5.Функция библейских мотивов в романе. Единое Государство как пародийный аналог Священной истории, пародия на рай. Расшифруйте имена героев романа.

 

Литература:

 

1.Акимов В. Человек и Единое государство. В книге: Перечитывая заново. Л., 1989.

2.Михайлов О. Гроссмейстер литературы. В книге: Е.Замятин. Избранное. М., 1989.

3.Давыдова Т. Творческая эволюция Е.Замятина в контексте русской литературы первой трети ХХ века. М.,2000. Или: Высшее образование в России.1999.№5.

 

Рекомендации:

 

Цель занятия состоит в том, чтобы выявить и осмыслить поэтику и структуру антиутопии и ее социокультурное значение на примере романа Е.Замятина, который должен быть проанализирован в контексте мировых антиутопий ХХ века. Необходимо уяснить, что русская антиутопия (Е.Замятин, А.Платонов) на первый план выдвигает не технические, а нравственные проблемы и потому всегда обращена к внутреннему миру человека.

Важно понять, что в романе «Мы» развенчивается революционная концепция личности как «винтика» государственной машины, как составляющей «единого миллионнорукого тела». На примере устройства Единого государства писатель показывает деформацию нравственных и эстетических ценностей нового общества.

Следует обратить внимание на то, что повествование ведется от лица Д-503, который принадлежит к элите государства и искренне исповедует психологию рабства. Изменения в сознании героя, его эмоциональное состояние передаются через форму записей, характер размышлений, систему аргументов. При чтении романа, написанного нетрадиционным языком, необходимо выявить вполне традиционные способы создания характеров (портретная деталь, речевая характеристика и т.п.). Роман должен быть осмыслен как манифестация конфликта между ценностными воззрениями русских классиков и революционной моралью.

 

 

2.Жанр поэмы в послеоктябрьском творчестве В.Маяковского

(на примере «Про это», «Хорошо!»)

Вопросы:

 

1.Основные типы поэмы на рубеже веков. Жанр лирической поэмы в дооктябрьском творчестве В.Маяковского. Соотнесение поэмы "Про это" с дореволюционными поэмами по жанровым признакам. Значение "Про это" для поэтики В.Маяковского.

2.Композиция поэмы "Про это" (принцип спирали).

3.Вступление к поэме "Про что - про это". Почему поэт так страстно отстаивает право писать о любви и в то же время настойчиво избегает прямого употребления слова "любовь"? Что значит любовь для Маяковского?

4."Баллада Редингской тюрьмы":

а)Смысл названия первой части поэмы.

б)Функция эпиграфа. Вспомните, какова роль "сцены на мосту" в поэме "Человек" Маяковского и объясните, с какой целью автор использует ее в качестве эпиграфа в поэме "Про это".Сопоставьте "сцены на мосту" у Маяковского и в романе Достоевского "Преступление и наказание", учитывая, что "достоевский" подтекст поэмы выявлен в кульминационном эпизоде ("Вот так,\ убив,\ Раскольников \ пришел звенеть в звонок"). Вспомните значение образа моста в фольклоре.

в)Причина "размедвеженья". Сопоставьте интерпретации образа медведя Ал.Михайлова и М.Пьяных. Почему именно медведь, а не другое "времен троглодитских тогдашнее чудище"? Как трансформируется образ медведя на протяжении поэмы?

г)"Человек из-за семи лет". Чем он отличается от других двойников лирического героя?

5."Ночь под Рождество":

а)Смысл названия второй части поэмы (значение праздника Рождества; гоголевские аллюзии).

б)Композиция, образы двойников и средства их изображения. Определите роль в поэме двойников лирического героя. Как происходит разрешение конфликта?

в)Рассмотрите последние три главки "Повторение

пройденного", "Последняя смерть", "То, что осталось".

Куда отправляется герой после смерти?

Сопоставьте эпилог поэмы "Про это" с "полетом на звездочку"

в рассказе "Сон смешного человека" Достоевского: в чем,

по вашему, сходство и различие во взглядах Маяковского

и Достоевского на счастье человека и пути его достижения?

6. В чем заключается жанровая специфика "Хорошо!":

а)Соотнесите подзаголовок "Октябрьская поэма" с основными идеями первой программной главы. Чем определяется взаимодействие-взаимопроникновение эпического и лирического начал в поэме?

б)Охарактеризуйте двуединство образа поэта В.Маяковского, выступающего одновременно в качестве "летописца" событий и их участника.

7.Рассмотрите сюжетно-композиционную организацию поэмы.

Каков критерий отбора материала?

Проанализируйте кульминационную главу 6:

какие поэтические средства и приемы использованы

при создании образов двух противоборствующих сил.

8.Ваши суждения о поэме "Хорошо!".

 

 

Литература:

 

1.Долгополов Л.К. Поэмы Блока и русская поэма конца 19-начала 20 веков. М.-Л., 1964 (гл.1, 4\3\).

2.Пьяных М.Ф."Чтоб всей Вселенной шла любовь". В книге: В мире Маяковского.М., 1984.

3.Михайлов А.. Мир Маяковского. М., 1990.

 

 

Рекомендации:

 

Цель занятия – помочь студенту разобраться в сложном вопросе о специфике поэмного жанра в творчестве В.Маяковского в целом и, в частности, в послеоктябрьский период. Для целостного анализа выбраны поэмы зрелого В.Маяковского – «Про это» и «Хорошо!».

Для того, чтобы осмыслить ее во всей глубине и оригинальности, необходимо понять, в чем состоят особенности жанра поэмы в русской литературе к.19 – н.20 веков. Для этого студенту предлагается изучить главы 1, 4 в книге Л.Долгополова «Поэмы Блока и русская поэма к.19-н.20 веков» (М.-Л., 1964). Читая эту работу, необходимо уяснить, что на рубеже веков лирическая поэма, имеющая в своей основе лирическую эмоцию, вытесняет эпическую поэму, в основе которой лежит повествование. Следует также обратить внимание на то, что В.Маяковский – яркий представитель литературы данного периода – является создателем демократической поэмы.

Поэмы раннего В.Маяковского («Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек») представляют собой лирические поэмы, поскольку в основе их лежат не эпические события, а лирическая эмоция автора, страдающего от несовершенства мира, трагической разъединенности с людьми, ощущения катастрофичности жизни.

В послеоктябрьский период поэма В.Маяковского постепенно изменяется: от лирической поэмы «с разорванным эпическим сюжетом» («Про это») к лиро-эпической поэме («В.И.Ленин», «Хорошо!»). Необходимо уяснить, что от дореволюционной поэмы, в которой предметом изображения является внутреннее состояние лирического героя, поэт после революции идет к такой жанровой модификации, когда лирика сливается с эпосом, переживания героя пронизывают эпическое повествование («Это было с бойцами, или страной, или в сердце было моем»).

«Про это» является переходной от лирической к лиро-эпической поэме, она написана «по личным мотивам об общем быте». Читая поэму и литературу о ней, следует разобраться в особенностях сюжета, композиции, выявить в них черты традиционные и свидетельствующие о приверженности новой эстетике (установки ЛЕФа). Выявите функции двойников лирического героя (медведь, человек из-за семи лет, комсомолец и др.). Подумайте, как расширяют проблематику поэмы аллюзии на А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Достоевского, для чего вводятся автоцитаты. Обязательным при анализе является осмысление особенностей поэтики В.Маяковского (метафоричность, гиперболизация, использование фантастики, ритмическое разнообразие, внимание к звукописи, лексическое богатство).

При изучении «Хорошо!» необходимо обратить внимание на то, как реализуются в поэме эстетические установки, высказанные в программной первой главе: «Воспаленной губой /припади/ и попей/ из реки/ по имени «Факт»», «Это было/ с бойцами /или страной,/ или/ в сердце/ было/ моем». Важно уяснить, что все события народной жизни (затянувшаяся Первая Мировая война, нарастание недовольства политикой Временного правительства, Октябрьское восстание, Гражданская война, социалистическое строительство) окрашены авторскими переживаниями, проникнуты его мыслями и эмоциями («Землю,/ где воздух/ как сладкий морс,/ бросишь/ и мчишь, колеся, - / но землю,/ с которою/ вместе мерз,/ вовек/ разлюбить нельзя», «Я/ много дарил / конфет да букетов,/ но больше / всех / дорогих даров / я помню / морковь драгоценную эту / и пол-/полена /березовых дров», «…я/ в комнатенке-лодочке/ проплыл/ три тыщи дней» и т.п.).Особое внимание следует обратить на то, какими художественными средствами передаются исторические события, главным образом в шестой, кульминационной, главе: метафоры, разговорная, даже сниженная лексика, ритмика, звукопись, смысловая рифма; в поэме широко используется пародирование.

3. Драматургия 20-х годов (К.Тренев - М.Булгаков)

 

Вопросы:

 

 

1.Пьеса К.Тренева "Любовь Яровая". Особенности конфликта. Изображение главной героини- Л.Яровой. Речевая характеристика как средство раскрытия характеров в произведении.

 

2.Пьеса М.Булгакова "Дни Турбиных". Характер конфликта. Художественное осмысление истории и места в ней человека. Приемы создания характеров.

 

3.Объясните, в чем проявляется сходство двух пьес. В чем вы видите их отличие?

4.Постановочные судьбы пьес.

 

Литература:

 

1.Устюжанин Д. Драма К.Тренева "Любовь Яровая". М., 1972.

2.М.А.Булгаков - драматург и художественная культура его времени. М., 1988.

3.Смелянский А.М. Михаил Булгаков в Художественном театре. М., 1989.

4.Бабичева Ю.В. Эволюция жанров русской драмы 19 - нач.20вв. Вологда, 1982.

5.Нинов А. Трагедия авторства. Инсценировки М.Булгакова в его литературной судьбе.// Звезда. 2006.№12.

6.Чудакова М. Жизнеописание Михаила Булгакова. М.,1988.

 

Рекомендации:

 

Цель занятия заключается в сопоставлении двух пьес – «Любовь Яровая» и «Дни Турбиных», появившихся на сцене одновременно и вызвавших высокую оценку и дискуссии современников. На их примере необходимо уяснить общие тенденции драматургии середины 20-х годов, выразившиеся в следующих особенностях:

- изображение общественного конфликта через семью, в которой наблюдается «разлом»,

- интерес к психологии интеллигента как наиболее неустойчивого в мировоззренческом плане слоя населения,

- стремление к объемности изображения революционной действительности, которая показана как с драматической, так и с комической стороны.

Вместе с тем важно понять, что данные пьесы существенно различаются глубиной осмысления конфликта, который у Булгакова, в отличие от Тренева, выходит на философский уровень. Кроме того, изображение характеров в пьесе «Любовь Яровая» (при всем стремлении автора к психологизму) отличается схематизмом. В пьесе Булгакова, хотя характер Турбина также несколько выпрямлен, в создании других персонажей наблюдается психологическая достоверность. Важно иметь представление о движении авторского замысла в ходе создания пьесы «Дни Турбиных»

(необходимо знать все редакции пьесы).

 

4. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

Вопросы:

 

1.Жанровая принадлежность произведения. Особенности романа-мифа.

2.Историософская проблематика романа. Свобода обращения с евангельским материалом. Булгаковская интерпретация библейских образов.Вопрос о человеческом, дьявольском и божественном в романе.

3.Композиционная связь разных планов повествования. Историческое и злободневное в романе.Амбивалентность ситуаций и положений как отличительная черта романа, ее смысл.

4.Анализ образов Бездомного, Берлиоза, Мастера, Маргариты и Воланда в контексте биографии писателя и социокультурной ситуации 20-30-х годов. Тема обретения души, любви, творчества как путь к духовной свободе.Тема Фауста в романе.

5.Роман "Мастер и Маргарита" в контексте творчества Булгакова: сквозные идеи, стилевая синтетичность (реализм, фантастика, сатира).

 

Литература:

 

1.Лакшин В. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита" //Новый мир. 1968. № 6. Или: Булгакиада.М., 1978.

2.Чудакова М.О. Жизнеописание М.Булгакова. М.,1988.

3.Яновская Л. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.

4.Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита"; Новый завет в произведениях М.А.Булгакова.// Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. М.,1994.

5.Белобровцева И. Роман М.Булгакова "Мастер и Маргарита": конструктивные принципы организации текста. Тарту, 1997.

6.Вулис А. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». М.,1991.

7.Яблоков Е.А. Художественный мир Михаила Булгакова. М., 2001.

8.Ишимбаева Г.Г. Русская Фаустиана ХХ века. М.,2003.

 

Рекомендации:

 

Цель занятия – рассмотреть роман как итоговое произведение писателя, в котором выражены основные идеи Булгакова, в том числе – идея личной ответственности человека за свои поступки перед Вечностью.

При подготовке необходимо проследить основные сюжетные линии романа, выявить черты, характеризующие основных героев: Мастера, Маргариты, Иешуа, Понтия Пилата, Бездомного, Берлиоза, Воланда. В изображении библейских персонажей Булгаков подчеркивает земное, человеческое начало, акцентируя внимание на физических страданиях Понтия Пилата, на страхе Иешуа перед побоями. Персонажей московских глав следует рассматривать в контексте биографии писателя и социокультурной ситуации 20-30-х годов.

Необходимо понять, что Булгаков сознательно сопоставляет далекие исторические эпохи, смещает границы исторических событий, отступает от хронологической последовательности. Амбивалентность ситуаций и положений является отличительной чертой романа, в котором главной темой является человек, добро и зло в нем. Булгаков считает, что человеческая природа больше расположена к злу из-за слабостей. Но любовь и творчество способствуют пробуждению добра в человеке.

В процессе подготовки к занятию необходимо уяснить авторскую трактовку таких философских антиномий, как страх и бесстрашие, жизнь и смерть, добро и зло, свет и покой. Обратите внимание особенно на 32 главу, где дается картина булгаковского космоса: мир земной и мир потусторонний как две ипостаси, два этапа человеческого существования. В обоих мирах есть возможность духовной жизни и творчества, но именно в инобытии решаются те этические проблемы, которые не могли быть решены в земной жизни. Важно также уяснить, что для Булгакова свет и тьма носят не моральный, а онтологический характер, и только относительно человека они становятся моральными категориями. Для Булгакова этика начинается с человека. В связи с этим к Воланду – носителю идеи порядка – моральный критерий неприменим. Он лишь обнаруживает зло в мире и наказывает его. Воланд способен восстановить порядок, но милосердие ему чуждо. Спасти человека может лишь человек, живущий согласно истине, принесенной в этот мир Иешуа. Таким образом, писатель четко разводит такие понятия, как справедливость и милосердие.

5. Роман А.Платонова «Чевенгур»

Вопросы:

1. История создания романа, его композиция.

2. Первая часть ("Происхождение мастера") как концентрация важнейших раздумий о человеке и природе. Приведите примеры различных позиций героев (Захар, Бобыль, Наставник, Дванов и др.).Герои как архетипы человеческого бытия (С.Бочаров, В.Чалмаев).

3.Вторая часть - путешествие А.Дванова в поисках социальной утопии, различные ее варианты и методы реализации.

а) Копенкин - его мечта и ее осуществление. Своеобразие создания образа странствующего рыцаря, мстящего за гибель своей Дульсинеи - Розы Люксембург. Новый тип человека в образе Копенкина.

б) Правдоискатель Дванов, своеобразие его личности.Рождение самосознания «сокровенного человека» в процессе странствия, «путешествия с открытым сердцем».

в) Пашинцев и его "ревзаповедник".

г) Проанализируйте события в Ханских двориках. Покажите, какими средствами проводится коллективизация.

4.Третья часть - Чевенгур как реализация утопии коммунизма в "уездном масштабе".

1. Можно ли назвать роман "Чевенгур" антиутопией?

2. Своеобразие стиля.

 

 

Литература:

 

1.Чалмаев В.А. Андрей Платонов (к «сокровенному человеку») М., 1989. (раздел "Время активного солнца").

2.Урбан А. Сокровенный Платонов // Перечитывая заново. Л., 1989.

3.Карасев Л. Знаки покинутого детства ("постоянное" у Платонова) // Вопросы философии. 1990. №2.

4.Бочаров С.Г. "Вещество существования" (Мир А.Платонова).// Бочаров С. Г. О художественных мирах. М.,1985.

5.Шубин Л. Поиски смысла отдельного и общего существования. М., 1987.

Рекомендации:

 

Цель занятия – на примере лучшего и наиболее сложного произведения помочь студенту освоить своеобразную философию и эстетику А.Платонова. Необходимо помнить, что творчество писателя отличает приверженность любимым идеям: связь и взаимопроникновение живого и неживого мира, освоение человеком вселенной ради того, чтобы сделать его счастливым, бесконечность самопознания. В «Чевенгуре» отразилось разочарование писателя в идее революции как «начале царства сознания», как способе преодоления смерти.

Герои романа ищут истину, смысл «отдельного и общего существования», они путешествуют по жизни «с открытым сердцем», т. е. пытаются во всем разобраться, проникнуть в «вещество существования» (платоновский синоним мира, символ связи между людьми). Каждый персонаж Платонова отражает ту или иную сторону личности писателя: его любовь к машинам, веру в возможность преображения мира на разумных основаниях, сомнения и т.п.

«Самодельные» платоновские герои с трудом понимают себя в мире и сам мир. Их головы пусты и темны, сознание дремлет, они «учатся думать при революции». Герои похожи на детей, воспринявших революцию как чудо, которое преодолеет их универсальное сиротство. Но Платонов показывает, что практическая реализация социальной утопии (коммунизм в Чевенгуре) чудовищно извращает жизнь и потому катастрофична. Важно уяснить, что Платонов не создает сатиру на участников революции: он любит этих героев, настрадавшихся от жизни, за бескорыстие и самоотверженность в своем стремлении создать новый мир. Но методы (в частности, насильственное умерщвление людей, к которым чевенгурцы не испытывают классовой вражды), заставляют Платонова усомниться в возможности таким путем построить счастливое будущее.

В платоновских произведениях сюжет не играет значимой роли, самое важное происходит здесь на уровне мыслей, идей, слова. В особом платоновском стиле запечатлен переход чувства в мысль, которая «рождалась чудовищем и ее нельзя было гладко выговорить»; следствием этого является косноязычие платоновских героев. Странное, нелогичное, сдвинутое словоупотребление Платонова вызвано желанием изобразить трудный, порой мучительный процесс движения мысли его героя. Одновременно смещенность смысловых оттенков в словах и словосочетаниях создает картину смещенного, странного, противоестественного жизнеустройства.

 

 

6.Изображение характеров в романе А.Толстого «Петр 1»

 

Вопросы:

 

1.Проследите, как постепенно меняется в романе характер Петра 1, как характеризует его автор в различных жизненных ситуациях. Особое внимание обратите на:

1) встречу с Софьей в Успенском соборе,

2) заседания Думы во время войны за Азов и во время войны со шведами,

3) сцены первого и второго штурмов Нарвы.

Выявите художественные способы создания характера Петра 1.

 

2.Проанализируйте изображение в романе семей Бровкиных и Буйносовых. Особое внимание уделите №22 в гл.5 книги 1 и №3 главы 2 книги 2. Обратите внимание, что характеры вымышленных персонажей создаются теми же способами, что и характеры исторических личностей.

 

Литература:

 

1. Поляк Л. Толстой - художник. М.1964.

 

Рекомендации:

 

Цель занятия – в рассмотрении специфических особенностей мастерства А.Толстого, в выявлении способов и приемов создания характеров на примере как исторических, так и вымышленных героев лучшего романа писателя.

Необходимо уяснить, что герои А.Толстого даются в становлении и развитии, им присуща внутренняя динамика, которая раскрывается писателем с помощью его теории «внутреннего жеста». В создании характера Петра автор использует символические детали, портрет, речевую характеристику, прием сопоставления с другими персонажами, прием параллельных сцен и др. Важную роль в создании объемного характера государственного деятеля сыграло изображение его частной жизни, благодаря чему Петр предстает живым человеком.

Вымышленные персонажи, созданные аналогичным способом, реализуют основную идею петровской эпохи – идею ценности активной, творческой личности.

Следует понять, что в таком изображении характеров проявляется одна из типологических особенностей советского исторического романа.

 

7.Тема века в лирике О.Мандельштама

 

Вопросы:

 

1.Проанализируйте стихотворения "Век" (1922 г.), "1 января 1924 года " (1924, 37), "Нет, никогда ничей я не был современник " (1924), "За гремучую доблесть …" (1931, 35). Определите ключевые слова, формирующие тему и переходящие из текста

в текст. Какой образ столетия создается ими? Каковы особенности поэтики?

2.Как решается петербургская тема в стихотворениях "Ленинград" (1930) и "Помоги, Господь, эту ночь прожить …" (1931)?

3.Как взаимодействует эпиграф с тематикой и тональностью в стихотворении "Я скажу тебе с последней прямотой " (1931)? Как видимая легкость и бесшабашность превращается в трагичность?

 

Литература:

 

1.Гаспаров М. Л. Поэт и культура: Три поэтики О. Мандельштама // Вст. статья к книге: О. Мандельштам. Стихотворения. СПб., 1995.

2.Струве Н. Осип Мандельштам. Томск, 1992.

3.Мусатов В. В.Лирика О.Мандельштама. Киев, 2000.

4.Аверинцев С.С. Судьба и весть О.Мандельштама.//Вст.ст. к кн.: О.Э.Мандельштам. Сочинения: В 2-х тт. Т.1. М.,1990.

 

Рекомендации:

 

Цель занятия – помочь разобраться в поэтическом осмыслении одной из центральных тем лирики О.Мандельштама 20-30-х годов и на ее примере познакомить с его семантической поэтикой. Необходимо уяснить, что в творчестве зрелого поэта создается особый тип текста, в котором язык становится не только материалом, но и предметом поэзии. Для понимания особой «филологичности» поэзии Мандельштама следует прочитать отрывок из его «Разговора о Данте», где сформулирована концепция слова-пучка.

На примере развертывания мифологемы «век» необходимо выявить ее «специфически мандельштамовское значение», проследить наращения смысла слова при его переходе из текста в текст.

 

 

8. Тема Родины как потерянного дома

в лирике М. Цветаевой эмигрантского периода.

 

Вопросы:

 

1.Бездомность как состояние жизни М. Цветаевой в эмиграции. Переписка с А. Тесковой, А. Черновой - Колбасиной и др.

2.Цикл "Поэт". Каков он - дом поэта?

3.Стихотворения 20-х гг.: "Рельсы", "Расстояние: версты, мили …", "Русской ржи от меня поклон …". Специфика осмысления темы России.

4.30-е гг.: цикл "Стихи к сыну ", "Тоска по Родине! Давно ", "Родина". Поэтические особенности зрелой Цветаевой.

 

Литература:

 

1. Голицына В.Н. Пушкин в мифе о доме М. Цветаевой // Проблемы современного пушкиноведения. Псков, 1991.

2. Павловский А.И. Куст рябины. Л., 1989.

Кудрова И. Версты, дали … М., 1991.

 

Рекомендации:

 

Цель занятия – помочь студентам осмыслить специфику поэтического мышления М.Цветаевой на примере решения ею темы дома. Прежде всего необходимо уяснить, что бездомность является не только состоянием жизни М.Цветаевой в эмиграции, но и внутренним состоянием поэта как воплощения безмерности, беспредельности. При анализе стихотворений важно учитывать, что в творчестве 20-30-х годов Цветаева развивает футуристическую поэтику, что находит отражение в метафоричности ее образов, усложненном синтаксисе, повышенном внимании к звукописи.

 

9. Лирика Б.Пастернака

 

1.Разбившись на 4 микрогруппы, каждой группе проанализировать 1 стихотворение Б.Пастернака из книги «Сестра моя жизнь» и 1 стихотворение из романа «Доктор Живаго». В ходе коллективного анализа рассмотреть не только проблематику произведений, но и образы, лексику, синтаксис, звукопись, определить их функции в тексте.

2.Подумать, что в лирике поэта остается неизменным на протяжении всего творчества, а что меняется.

 

Литература:

 

1.Альфонсов В.Н. Лирика Б.Пастернака. Л., 1990.

2.Разумовская А.Г. Б.Л.Пастернак // Русская классика. Псков, 1995.

3.Баевский В.С. Поэзия Б.Пастернака. Смоленск, 2000.

 

Рекомендации:

 

Готовя анализы поэтических текстов Пастернака, следует разобраться в том, что все творчество поэта пронизано идеей благоговения перед жизнью, которая выражается через всю систему художественных средств: разностильную лексику, яркую метафоричную образность, синтаксис, подчеркивающий эмоциональную взволнованность лирического героя, выразительную звукопись. Следует уяснить, что эти особенности связаны с увлечением молодого Пастернака поэзией футуризма. С годами поэт все больше стремится к «ереси неслыханной простоты».

 

10-11. Коллоквиум

Изображение гражданской войны в прозе 20-30-х годов

(для студентов дневного отделения)

Домашняя контрольная работа

( для студентов заочного отделения)

 

1. Проанализируйте роман А.Серафимовича "Железный поток":

1)Найдите и прокомментируйте описание армии в 1 главе, отметьте художественные средства в создании образа армии.

2)Герой или не герой - Кожух? Какие детали его внешнего облика, биографии, какие черты характера выявляются автором? Проанализируйте конкретные эпизоды, где наиболее ярко изображен Кожух.

3)Сравните описания первого и последнего митингов. Какую роль для выявления идеи романа играет рамочная композиция? Автор о построении произведения (см. статью А.Серафимовича "Из истории "Железного потока").

2. Проанализируйте роман А.Фадеева "Разгром":

1)Что сближает это произведение с романом А.Серафимовича?

2)В чем вы видите эволюцию романа по отношению к "Железному потоку"?

3)Докажите, что на первый план выдвигаются характеры.

4)Что нового появилось в изображении большевика?

5)Почему "Разгром" стал эталонным произведением советской литературы? (см. статью М.Чудаковой "Без гнева и пристрастия /литературный процесс 20-30-хгг./"// Новый мир. 1988. № 9).

3. Проанализируйте рассказы из цикла И.Бабеля "Конармия":

1)Чем принципиально отличается позиция автора от позиций Серафимовича и Фадеева в отношении к гражданской войне? Как проявляется она в художественном тексте?

2)Найдите примеры контрастов в рассказах и объясните их роль.

4. Проанализируйте роман М.Булгакова "Белая гвардия":

1)Как художественно реализуется в романе идея войны? Обратите внимание на символ "кровавого дрожащего Марса".

2)Приведите примеры, доказывающие жестокость и бесчеловечность войны.

3)Объясните смысл сна Алексея Турбина и финальных раздумий автора (см. монографии по творчеству писателя Л.Яновской, В.Лакшина и др.).

5. Проанализируйте изображение войны в романе М.Шолохова «Тихий Дон»

1) Обратить внимание на эпиграфы к частям романа, повествующим о «чудовищной нелепице войны». Привести примеры взаимной жестокости красных и белых.

2) Привести примеры публицистических размышлений, пейзажных зарисовок, образов, передающих отношение писателя к батальным сценам.

3) Осмыслить поведение Григория в первом бою, а затем те перемены, которые связаны с семенами, «посеянными войной», и отражаются в портрете героя, его признаниях, поступках, в авторских комментариях.

 

6. Сделайте вывод об изображении гражданской войны в прозе 20-х годов, о решении в ней проблемы гуманизма.

Для студентов заочного отделения – при написании контрольной работы использовать рекомендации к коллоквиуму; анализируя «Тихий Дон» М.Шолохова см. статью А.Г.Разумовской «Чудовищная нелепица войны» и «Священная война» (М.Шолохов).// «Увидеть войну в ее настоящем освещении». Война на страницах русской литературы. Псков, 2005. Обратиться также к работам И.И.Черновой, А.И.Хватова, Н.Д.Тамарченко.

 

12. «Круглый стол» по теме

"Поэма без героя " А. Ахматовой

в контексте русской литературы.

 

 

Студенты готовят микрогруппами следующие вопросы:

 

1).Споры о жанровой природе произведения, его истоках.

2).Традиции русской литературы в "Поэме без героя".

3).Место "Поэмы без героя" в Петербургском тексте русской литературы.

4).Синкретичность искусства в "Поэме без героя".

Здесь следует выявить литературные, мифологические, библейские, музыкальные, театральные, балетные образы и прокомментировать их функцию в тексте.

5).Роль автора и его двойников в "Поэме без героя".

 

 

Литература:

 

1). Лихачев Д.С. Ахматова и Гоголь.// Лихачев Д.С. Литература - реальность - литература. М., 1989.

2).Долгополов Л.К. Достоевский и Блок в "Поэме без героя " А. Ахматовой. // В мире А. Блока. 1981.

3). Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему). //Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.Или: Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы. Избранные труды. СПб.,2003.

4). Топоров В.Н. "Поэма без героя " А.Ахматовой в ритуальном аспекте // А. Ахматова и русская культура начала 20 в. М.,1989.

5). Строганов М. "Поэма без героя " и ее комментаторы // Русская литература. 1980. №4.

6). Мусатов В.В. "Я еще пожелезней тех …" // Мусатов В.В. Пушкинская традиция в русской поэзии 1 пол. 20 в. От Анненского до Пастернака. М., 1992.

7).Мусатов В.В. «Поэма без героя»//Мусатов В.В. «В то время я гостила на земле…».Лирика Анны Ахматовой. М.,2007.

8).Цивьян Т. Заметки к дешифровке "Поэмы без героя " // Уч. Зап. Тарт. Ун-та. 1971. Вып. 284. Труды по знаковым системам. У. Тарту, 1971.

9). Лиснянская И. Музыка "Поэмы без героя " А. Ахматовой. М., 1991.

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.45.92 (0.186 с.)