Туманова Анна Станиславовна, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Туманова Анна Станиславовна,



канд. филол. наук, доцент кафедры

специальной языковой подготовки

 

 

2011 г.

 

Предлагаемые методические указания предназначены для студентов очной формы по направлению подготовки бакалавров 080100.62 Экономика (Экономика фирмы) УГАЭС. Методические указания включают темы, предназначенные для самостоятельной работы, рекомендации для подготовки к письменным работам и устным ответам (список литературы основной и дополнительной, список словарей, справочников, терминологический минимум, вопросы для самоконтроля).

Количество часов аудиторных занятий, предусмотренное учебной программой, не позволяет добиться решения всех целей и задач, стоящих перед курсом. Этого можно достичь только при определенной доле самостоятельной работы студентов над темами курса.

С целью усвоения тем, предусмотренных учебной программой для самостоятельного изучения, рекомендуется:

1) проанализировав основную и дополнительную литературу (см. таблицу 1), изучить разделы курса: «Речевое общение и его назначение для человека», «Функциональные стили современного русского языка», «Мастерство публичного выступления», «Официально-деловая письменная речь», - которые включают следующие темы: 1) «Особенности устной публичной речи. Словесное оформление публичного выступления», 2) «Роль внеязыковых факторов функционирования разговорной речи», 3) «Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи», 4) «Речевое общение. Основные единицы коммуникации», 5) «Языковые формулы официальных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции», 6) «Речевой этикет: формулы приветствия, прощания, благодарности и др., формулы обращения в русском языке», 7) «Типы лингвистических словарей и особенности их строении», 8) «Нормативные словари и словари–справочники. Принципы работы с ними»;

2) освоить терминологический минимум по изучаемым темам;

3) составить краткий конспект по изучаемой теме, используя контрольные вопросы в качестве алгоритма рассуждения (см. таблицу 1);

4) для подготовки рефератов и выступлений следует привлекать различные источники информации (темы рефератов: 1. Изменение литературных норм как показатель развития языка. 2. Речевые ошибки в речи политиков /(на материале СМИ). 4. Нормы речевого поведения. 5. Слова-обращения в русском этикете. 6. Современный молодёжный сленг: лингвистические, психологические и социальные характеристики. 7. Культура речи в публичном общении. 8. Функциональные стили языка и их языковые особенности. 9. Типы ортологических словарей. 10. Русские лингвисты о культуре речи).

Таблица 1

Тема 1. «Особенности устной публичной речи. Словесное оформление публичного выступления» I. Литература: пункт 1, с. 348-362; пункт 3, с.250-274 II. Терминологический минимум: ораторское искусство, оратор, фонационное дыхание, дикция, план, композиция, контакт, аргументация III. Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите особенности устной публичной речи, перечислите её основные типы (охарактеризуйте их). 2. Раскройте основные составляющие ораторского искусства. 3. Назовите личные качества, которыми должен обладать оратор. Какие принципы построения выступления он должен знать? 4. Какова роль плана выступления? Назовите основные этапы разработки плана выступления. 5. Что такое композиция публичной речи? Назовите основные части публичного выступления. 6. Охарактеризуйте методы изложения материала публичной речи. 7. Что такое аргументация? Какие способы аргументации в публичной речи вы знаете? 8.Какова роль заключения в выступлении? 9. От чего зависит установление контакта с аудиторией? Охарактеризуйте приёмы управления аудиторией.
Тема 2. «Роль внеязыковых факторов функционирования разговорной речи» I. Литература: пункт 1, с. 26-33; пункт 3, с. 148-160 II. Терминологический минимум: вербальные /невербальные средства, экстралингвистические факторы, внеязыковые средства, мимика, жест, пауза, хезитация, интонация III. Вопросы для самоконтроля: 1. Что такое внеязыковые факторы? Какова их роль при устном общении? 2. Перечислите основные виды невербальных средств. 3. Что такое мимика? Её значение при речевом общении. 4. Что называется жестом? Какие виды жестов вы знаете? Какова их роль при устном общении. Как вы понимаете выражение «национальный характер жестов»? 5. Что такое интонация? Какую роль играет она при речевом общении?
Тема 3. «Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи» I. Литература: пункт 1, с. 35-44; пункт 3, с. 148-160 II. Терминологический минимум: функциональный стиль, научный стиль, термин, дефиниция III. Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите основные черты научно-функционального стиля. 2. Каковы интонационно-фонетические средства выражения особенностей научного стиля? 3. Охарактеризуйте лексические средства выражения особенностей научного стиля. 4. Охарактеризуйте грамматические (морфологические) средства выражения научного стиля. 5. Охарактеризуйте грамматические (синтаксические) средства выражения научного стиля.
Тема 4. «Речевое общение. Основные единицы коммуникации» I. Литература: пункт 1, с. 75-91 II. Терминологический минимум: речевое общение, речевая коммуникация, речевая ситуация, речевое событие (дискурс), речевой акт, текст (высказывание), речевое взаимодействие, коммуниканты III. Вопросы для самоконтроля: 1. Какова основная функция речевого общения? 2. Какова структура речевого взаимодействия? 3. Назовите основные единицы речевого общения. 4. Охарактеризуйте текст как единицу речевого общения. 5. Что такое речевая ситуации? Охарактеризуйте её компоненты. 6. Охарактеризуйте речевое событие как компонент речевого общения. 7. Раскройте содержание основных принципов организации речевого взаимодействия.
Тема 5. «Языковые формулы официальных документов. Язык и стиль коммерческой корреспонденции» I. Литература: пункт 1, с. 58 -75 II. Терминологический минимум: распорядительные документы (приказ, распоряжение, решение, указание, должностная инструкция, деловое письмо, коммерческая корреспонденция, реквизиты III. Вопросы для самоконтроля: 1. Охарактеризуйте распорядительную документации (перечислите особенности её оформления по плану: а) название документа, б) его назначение, 3) языковые формулы, используемые в нём, 4) приведите пример). 2. Перечислите виды коммерческих писем, охарактеризуйте их по плану: а) название документа, б) его назначение, 3) языковые формулы, используемые в нём, 4) составьте деловые письма.
Тема 6. «Речевой этикет: формулы приветствия, прощания, благодарности и др., формулы обращения в русском языке» I. Литература: пункт 1, с. 92 - 104 II. Терминологический минимум: этикет, речевой этикет, норма речевого этикета, этикетные традиции, социальный статус, социальная роль, коммуникативная роль, национальная специфика общения, формула речевого этикета III. Вопросы для самоконтроля: 1. Назовите факторы, определяющие формирования речевого этикета. 2. Назовите типичные ситуации речевого этикета, укажите соответствующие им формулы общения. 3. Выделите формулы речевого этикета, характерные для делового общения. 4. Расскажите историю обращений в русском языке.
Тема 7. «Типы лингвистических словарей и особенности их строении» I. Литература: пункт 7, с. 424-439 II. Терминологический минимум: лингвистический словарь,энциклопедический словарь,ортологический словарь, словарная статья III. Вопросы для самоконтроля: 1. Дайте классификацию справочной учебной литературы. 2. Охарактеризуйте особенности построения словарной статьи лингвистических словарей. 3. Охарактеризуйте ортологические (нормативные) словари. Раскройте принципы работы с ними. 4. Используя орфоэпические словари и словари грамматических трудностей русского языка докажите существование вариантов в русской речи. 5. Сопоставьте одноимённые словарные статьи в словаре В. Даля, С.И. Ожегова и Н.Ю.Шведовой, Ушакова и других толковых словарях. Определите, как меняется словарный состав языка.
Тема 8. «Нормативные словари и словари–справочники. Принципы работы с ними»

С целью более глубокого усвоения темы при подготовке к лекционным и практическим занятиям рекомендуется:

1) проанализировать основную и дополнительную литературу по изучаемой дисциплине (см. табл. 1, 2);

2) выполнить упражнения, используя нормативные словари и справочники;

3) для подготовки рефератов и выступлений следует привлекать различные источники информации, в том числе электронные издания;

4) при подготовке к рубежному и итоговому контролю необходимо изучить следующие разделы: «Нормы орфоэпии», «Лексические нормы», «Нормы грамматики», «Синтаксические нормы», «Нормы орфографии», «Нормы пунктуации», «Коммуникативные качества речи».

Таблица 2

Тема Практические занятия
Нормы орфоэпии 1. Литература: Основная: пункт 1, с. 78-83, пункт 2, с. 332-338, пункт 5, с. 60-66. Дополнительная: Словари и справочники: пункт 3. 2. Терминологический минимум: орфоэпия, акцентология, нормы орфоэпии, ударение, омографы. 3. Вопросы для самопроверки: 1). Фонетические нормы русского языка. Звуки русского языка. Особенности произношения гласных и согласных звуков. 2). Русская акцентология. Ударение: его виды, функции, особенности постановки ударения в разных частях речи.
Нормы словоупотребления 1. Литература: Основная: пункт 2, с. 256-258, 297-300, пункт 5., с. 66-78. Дополнительная: пункт 9, с. 67-125. Словари и справочники: пункт 4, с. 180 – 193, пункт 2. 2. Терминологический минимум: лексические нормы, полисемия, омонимия, синонимия, антонимия, паронимия, контаминация, лексическая сочетаемость, тавтология, плеоназм. 3. Вопросы для самопроверки: 1). Точность словоупотребления как основа правильности и точности речи. 2). Полисемия (многозначность) слов. 3). Омонимия. Виды омонимов. Их отличие от многозначных слов. 4). Синонимия в русском языке. Виды синонимов. Особенности их использования в речи. 5). Антонимы и их разновидности. Особенности их использования в речи. 6). Паронимия. Особенности этого явления и возможности использования в речи. Смешение паронимов как речевая ошибка. 7). Русская фразеология. Типы и особенности фразеологизмов. Типы языковых ошибок на лексико-фразеологическом уровне. 8). Виды лексических ошибок в речи (употребление слова без учёта семантики, контаминация, тавтология, плеоназм, речевая недостаточность).
Нормы грамматики 1. Литература: Основная: пункт 2, с. 300-312. пункт 5, с. 78-90. Дополнительная: пункт 9, с. 125-194. Словари и справочники: пункт 4, с. 193-246, пункт 8, с. 180 – 191. 2. Вопросы для самопроверки: 1). Имя существительное: - обозначение лиц женского пола по профессии; - варианты окончаний в форме Р.п. мн.ч., И.п. мн.ч., В.п. ед.ч., П.п. ед.ч.; - род несклоняемых существительных; - особенности склонения топонимов и названий органов печати; -аббревиатуры; возможности их склонения; - особенности склонения иноязычных и славянских фамилий и имён. 2) Имя прилагательное: - образование степеней сравнения; - образование и особенности употребления кратких форм. 3) Имя числительное: - особенности склонения целых, дробных и порядковых числительных; -особенности функционирования собирательных числительных. 4) Глагол: - глаголы недостаточные и избыточные: особенности образования личных форм изъявительного наклонения; - особенности образования форм повелительного наклонения.
Нормы сочетаемости слов 1. Литература: Основная: пункт 2, с. 312-332. пункт 5, с. 90-96. Дополнительная: пункт 9, с. 194-238. Словари и справочники: пункт 4, с.246-325. 2. Терминологический минимум: согласование, управление, координация 3. Вопросы для самопроверки: 1). Координация главных членов предложения. 2) Согласование определений и приложений. 3) Трудные случаи глагольного и именного управления. 4) Особенности построения предложений с однородными членами. 5) Особенности употребления деепричастного и причастного оборота.
Нормы письменной речи 1. Литература: Основная: пункт 2, с.104-183. Словари и справочники: пункт 4, с.5-180. Орфографический словарь (любое издание). 2. Терминологический минимум: орфография, пунктуация, графика.
Коммуникативные качества речи 1. Литература: Основная: пункт 1, с.140-177, пункт 2, с.256-348, пункт 5, с.18-40. 2. Терминологический минимум: правильность речи, чистота речи, точность речи, логичность речи, алогизм, тропы, фигура речи. 3. Вопросы для самопроверки: 1) Правильность и точность речи (Какая речь называется правильной? Какая речь называется точной? Каковы разновидности точности речи? Какие условия способствуют созданию правильной и точной речи?). 2) Логичность речи. Законы формальной логики. Разновидности логических ошибок (алогизм, подмена понятия, сужение /расширение понятия). 3) Выразительность речи. Лексические ресурсы богатой и выразительной речи. Система тропов и фигур речи как средство создания образной речи. 4) Уместность речи. Речевой этикет и необходимость следования ему.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.183.172 (0.009 с.)