Теория происхождения языка: популярные концепции. Их суть и несостоятельность. Первый лингвистический эксперимент. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория происхождения языка: популярные концепции. Их суть и несостоятельность. Первый лингвистический эксперимент.



Теория происхождения языка: популярные концепции. Их суть и несостоятельность. Первый лингвистический эксперимент.

1) Теория возникновения языка из звуков.
Многие сторонники идеи эволюции считают, что язык постепенно развился из звуков и шумов, издаваемых животными. По мере развития человеческого интеллекта людям удавалось произносить все больше звуков; постепенно эти звуки превращались в слова, за которыми закреплялись значения.
Так или иначе, звуки, призванные выражать эмоции, сильно отличаются от тех, которые используются для передачи понятий. Поэтому вероятность происхождения человеческого языка от звуков, издаваемых животными, крайне мала.
2) Теория создания языка силой человеческого разума.
По мере эволюции человека интеллектуальные способности людей непрерывно росли и в конце концов позволили людям начать общаться друг с другом. Это предположение также кажется весьма логичным, однако большинство ученых и лингвистов отрицают такую возможность. Однако, Дуайт Болинджер, ученый и лингвист, исследовавший языковые способности шимпанзе, утверждал, что уровень интеллекта невозможно измерить без помощи языка.
3) Теория внезапного возникновения языка.
Согласно этой теории, язык и все необходимое для общения существовали до того, как человек их обнаружил. Но это означает, что язык как таковой возник совершенно случайно и не задумывался как целостная система. Между тем, язык представляет собой сложную логическую систему, высочайший уровень организации которой просто не позволяет поверить в ее случайное возникновение. Такая сложная структура, как язык, не могла возникнуть сама по себе, без творца.
4) Теория языка жестов.
Выдвигали эту теорию Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920), который полагал, что язык образуется произвольно и бессознательно.
Согласно данной теории, по мере того как люди эволюционировали, они постепенно разрабатывали знаковую систему, поскольку обнаружили, что использование знаков может приносить пользу. Поначалу они не стремились донести до других какие-либо идеи; человек просто производил некоторое действие, другой видел это и затем повторял это действие. Серьезнейшие недостаток этой теории заключается в том, что, несмотря на бесчисленные попытки, никому из ее приверженцев так и не удалось предложить приемлемый сценарий прибавления звуков к жестам.
5) Теория звукоподражания.
Еще одна совершенно неправдоподобная теория была выдвинута в 1880 году Максом Миллером. Согласно ей, изначально слова имели звуковое сходство с понятиями, которые выражали (ономатопея). Действия обозначались звуками, которые люди производили при выполнении этих действий; к примеру, принятие пищи передавалось с помощью чавканья, а поднятие тяжелого камня - с помощью натужного уханья.
Теория Мииллера казалась бы вполне логичной, но во всех языках нашего времени звучание слов не имеет ничего общего со «звуковым образом» выражаемых ими понятий; да и в древних языках, изучаемых современными лингвистами, не было ничего подобного.
6) Теория сотворения языка.
Из библейского описания Сотворения ясно, что язык существовал еще до того, как Бог начал творить этот мир. Язык был одним из способов общения Пресвятой Троицы - ипостасей Триединого Бога.
История человечества позволяет христианам утверждать, что язык существует столько, сколько существует Бог, а согласно Библии, Бог существует вечно.
Бог создал людей по образу своему, а поскольку Богу присущи язык и общение, людям также достался этот дар. Таким образом, язык - одна из граней Личности Бога, которые Он передал людям. Но почему тогда древний человек сразу не начал использовать сложных синтаксических конструкций?

 

Первый лингвистический эксперимент. Фараон Псамметих (ок. 663–610 до н.э.), провел эксперимент, с помощью которого он хотел выяснить, какой народ самый древний. Для этого он отдал двух новорожденных детей пастухам и приказал не говорить при них ни слова. Посадили их в отдельную хижину, и каждый день пригоняли коз, чтобы покормить детей. После стадии лепета, дети стали произносить слово бекос. Фараон поручил найти такой народ, в языке которого есть такое слово. Оказалось, что во фригийском языке это означало хлеб. Тогда египтяне допустили, что был народ древнее египетского.

 

История русского литературного языка. Языковая ситуация Древней Руси. Диглоссия. Двуязычие. Характеристика X-XVII века.

 

Основная проблема – отношения между церковнославянским и древнерусским языком (дихотомия). Разговорный и деловой древнерусский язык населения и церковнославянский язык богослужения и церковной литературы. С 11-14 века - смесь древнего старославянского и церковнославянского – извод; период становления языка, возникновение письменности. Языковая ситуация – диглоссия (церковнославянская русская диглоссия).

Диглоссия – способ сосуществования двух языковых система в рамках одного языкового коллектива, когда функции этих двух систем находятся в дополнительном распределении (существует книжный и некнижный язык системы).

Сакральный (нормированный) язык – церковнославянский.

Характерные особенности: недопустимость применения книжного языка как средства общения; отсутствие нормированного разговорного языка.

Далее наблюдалось такое явление как двуязычие – сосуществование двух равноправных по своей функции языков. Явление избыточное. Поэтому со временем церковнославянский был вытеснен, от него остались книги, чуть-чуть грамматики, лексика, надписи в церкви.

 

В древнем Новгороде и других городах в XI—XV вв были в ходу берестяные грамоты. Большинство из сохранившихся берестяных грамот — частные письма, носящие деловой характер, а также деловые документы: завещания, расписки, купчие, судебные протоколы. Также встречаются церковные тексты и литературные и фольклорные произведения, записи учебного характера.

Для систематизации церковнославянских текстов и введения единых языковых норм были написаны первые грамматики — грамматика Лаврентия Зизания (1596) и грамматика Мелетия Смотрицкого (1619). Процесс формирования церковнославянского языка был, в основном, завершен в конце XVII века, когда патриархом Никоном было произведено исправление и систематизация богослужебных книг. Богослужебными книги российского православия стали нормой для всех православных народов.

По мере распространения церковнославянских религиозных текстов на Руси, постепенно стали появляться и литературные сочинения, которые использовали письменность Кирилла и Мефодия. Первые такие сочинения относятся к концу XI века. Это «Повесть временных лет» (1068), «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия Печорского», «Слово о законе и благодати» (1051), «Поучение Владимира Мономаха» и «Слово о полку Игореве» (1185—1188). Эти произведения написаны языком, который представляет собой смешение церковнославянского языка с русским.

 

Характеристика понятия «культура речи» и «культура речевого общения», «культура письменной и устной речи». Нормативный аспект культуры речи. Коммуникативный аспект речи. Этические нормы речевой культуры (речевой этикет).

 

Культура речи – это знание реальной системы языка в её историческом развитии и умение на этой основе давать нормативные оценки языковым явлениям.

 

2 ступени освоения языка: 1) низшая (правильности речи, овладение нормами); 2) оценка культуры речи на высшей ступени носит сравнительный характер (не имеет критериев и показателей).

Три компонента:

· нормативный (соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями в качестве эталона),

· коммуникативный (выбор необходимых для речевого общения языковых средств),

· этический (знание и применение правил языкового поведения в конкретных ситуациях, стоит учесть возраст, социальный статус, характер отношений, время и место речевого взаимодействия).

 

Культура речевой деятельности включает систему знаний, навыков, умений по осмыслению вербальной ситуации, по озвучиванию, рождению, формированию высказывания с целью выполнения поставленной задачи.

 

Культура письменной и устной речи - это правильный выбор языковых средств с учетом коммуникативной задачи и отсутствие нарушений языковых и этических норм.

Речевое взаимодействие.

В процессе речевого (вербального) взаимодействия субъектов участвуют их мышление, воля, эмоции, знания, память – речемыслительная, модальная (волевая), эмоциональная, когнитивная (понятийная) сферы.

Процессы коммуникативного речевого акта.

С (субъект) А (адресат)

Порождение прогнозирование

Говорение понимание

(восприятие) реагирование

понимание

 

Организация вербального взаимодействия.

В процессе речевого взаимодействия собеседники должны придерживаться определенных принципов, правил ведения разговора, которые позволяют координировать их действия и высказывания

Теория происхождения языка: популярные концепции. Их суть и несостоятельность. Первый лингвистический эксперимент.

1) Теория возникновения языка из звуков.
Многие сторонники идеи эволюции считают, что язык постепенно развился из звуков и шумов, издаваемых животными. По мере развития человеческого интеллекта людям удавалось произносить все больше звуков; постепенно эти звуки превращались в слова, за которыми закреплялись значения.
Так или иначе, звуки, призванные выражать эмоции, сильно отличаются от тех, которые используются для передачи понятий. Поэтому вероятность происхождения человеческого языка от звуков, издаваемых животными, крайне мала.
2) Теория создания языка силой человеческого разума.
По мере эволюции человека интеллектуальные способности людей непрерывно росли и в конце концов позволили людям начать общаться друг с другом. Это предположение также кажется весьма логичным, однако большинство ученых и лингвистов отрицают такую возможность. Однако, Дуайт Болинджер, ученый и лингвист, исследовавший языковые способности шимпанзе, утверждал, что уровень интеллекта невозможно измерить без помощи языка.
3) Теория внезапного возникновения языка.
Согласно этой теории, язык и все необходимое для общения существовали до того, как человек их обнаружил. Но это означает, что язык как таковой возник совершенно случайно и не задумывался как целостная система. Между тем, язык представляет собой сложную логическую систему, высочайший уровень организации которой просто не позволяет поверить в ее случайное возникновение. Такая сложная структура, как язык, не могла возникнуть сама по себе, без творца.
4) Теория языка жестов.
Выдвигали эту теорию Этьен Кондильяк, Жан Жак Руссо и немецкий психолог и философ Вильгельм Вундт (1832-1920), который полагал, что язык образуется произвольно и бессознательно.
Согласно данной теории, по мере того как люди эволюционировали, они постепенно разрабатывали знаковую систему, поскольку обнаружили, что использование знаков может приносить пользу. Поначалу они не стремились донести до других какие-либо идеи; человек просто производил некоторое действие, другой видел это и затем повторял это действие. Серьезнейшие недостаток этой теории заключается в том, что, несмотря на бесчисленные попытки, никому из ее приверженцев так и не удалось предложить приемлемый сценарий прибавления звуков к жестам.
5) Теория звукоподражания.
Еще одна совершенно неправдоподобная теория была выдвинута в 1880 году Максом Миллером. Согласно ей, изначально слова имели звуковое сходство с понятиями, которые выражали (ономатопея). Действия обозначались звуками, которые люди производили при выполнении этих действий; к примеру, принятие пищи передавалось с помощью чавканья, а поднятие тяжелого камня - с помощью натужного уханья.
Теория Мииллера казалась бы вполне логичной, но во всех языках нашего времени звучание слов не имеет ничего общего со «звуковым образом» выражаемых ими понятий; да и в древних языках, изучаемых современными лингвистами, не было ничего подобного.
6) Теория сотворения языка.
Из библейского описания Сотворения ясно, что язык существовал еще до того, как Бог начал творить этот мир. Язык был одним из способов общения Пресвятой Троицы - ипостасей Триединого Бога.
История человечества позволяет христианам утверждать, что язык существует столько, сколько существует Бог, а согласно Библии, Бог существует вечно.
Бог создал людей по образу своему, а поскольку Богу присущи язык и общение, людям также достался этот дар. Таким образом, язык - одна из граней Личности Бога, которые Он передал людям. Но почему тогда древний человек сразу не начал использовать сложных синтаксических конструкций?

 

Первый лингвистический эксперимент. Фараон Псамметих (ок. 663–610 до н.э.), провел эксперимент, с помощью которого он хотел выяснить, какой народ самый древний. Для этого он отдал двух новорожденных детей пастухам и приказал не говорить при них ни слова. Посадили их в отдельную хижину, и каждый день пригоняли коз, чтобы покормить детей. После стадии лепета, дети стали произносить слово бекос. Фараон поручил найти такой народ, в языке которого есть такое слово. Оказалось, что во фригийском языке это означало хлеб. Тогда египтяне допустили, что был народ древнее египетского.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 905; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.018 с.)