Предмет и методы социологии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и методы социологии.



Предмет и методы социологии.

Гегель: «Свобода – это познанная необходимость».

Социология как наука возникла в середине XIX века.

Слово «социология» было придумано в 1838 году Огюстом Контом (Огюст Конт придумал). Он считается основоположником социологии как науки. Сначала было «позитивная философия», «социальная физика», потом из латинского языка взяли «socio» – общество и из греческого языка «logos» – учение, буквально – наука об обществе.

Причины появления социологии:

1. Переход человечества от аграрной (традиционной) к индустриальной (промышленной) цивилизации.

В 1825 году – первый экономический кризис, 1830-1831 годы – первые рабочие движения.

2. Накопление большого количества повторяющихся фактов, которые необходимо было объяснить (войны, революции).

3. Фундаментальные открытия в естественных науках: в физике (закон сохранения и превращения энергии), биологии (теория эволюции видов Дарвина в Англии).

 

Источники социологии.

1) Социальная (общественная) мысль. То, о чём люди говорят…

2) Философия.

3) Социальная теория (2000 лет назад древние греки). Исчерпала себя.

 

Предмет социологии.

Социология – это наука о закономерностях функционирования и развития исторически определённых социальных систем, о механизмах действия и формах проявления этих законов в деятельности личностей и социальных групп.

Специфика предмета:

  1. Социология – это наука об обществе как социальной системе.

 
 


Сферы общества:

Экономи- Культурная

ческая

Политич Социал ист

 

  1. Наука о социальных связях, социальных взаимодействиях и социальных отношениях.
  2. Это наука о социальном поведении людей.
  3. Наука о социальных процессах и изменениях.

 

Методы социологии.

Это способы познания (3 группы методов).

I. Теоретические методы.

1) Метод системного анализа.

2) Метод структурного анализа.

3) Метод функционального анализа.

4) Метод типологизации, то есть по какому-то критерию характеризуем явление.

5) Сравнительно-исторический метод.

II. Эмпирические методы, то есть практические.

1. Опрос.

2. Анализ документов.

3. Наблюдение.

4. Эксперимент.

5. Экспертные оценки…

III. Математические методы.

1) Статистические методы.

2) Метод факторного анализа.

3) Метод корреляции.

 

 

ВОПРОС 2

Структура и функции социологии.

Структура социологии:

  1. По характеру знаний:

· Теоретическая (изучает общество и выявляет объективные законы его развития).

· Эмпирическая социология (изучает общественное мнение).

  1. По уровню знаний:

· Микросоциология (личности, малые группы изучает).

· Макросоциология (социальные институты и общество изучает).

· Мегасоциология (международные отношения и глобальные проблемы современности).

  1. По содержанию: социальные системы, общества, личность, культуру, социальные организации, социальные институты, социальную стратификацию (деление на неравные слои), социальные нормы и социальный контроль, социальные конфликты, социальные реформы и революции.

 

Функции социологии:

1. Теоретическая философия, то есть формулирование объективных законов социального развития.

2. Информационная (перед референдумом 1993 года).

3. Мировоззренческая (то есть формирование культуры мышления и выбора позиции).

4. Прогностическая (прогноз кратковременный).

 

Социология и другие науки.

Социология взаимодействует со многими науками, но с разными – по-разному:

1. Методологически она связана с естественными науками (это физика, математика, биология).

2. Теоретические (общие теории) связаны с философией, историей, политологией, экономикой, юриспруденцией…

3. Функционально связана с логикой и языкознанием.

4. Практическая связь – социология даёт практические рекомендации (менеджмент, педагогика и медицина (медстатист)).

5. Появление новых наук, то есть при взаимодействии социологии с другими науками появляются другие науки: социальная психология, экономическая социология (de facto – менеджмент) и социальная экология.

 

Отдельные науки:

  1. История и социология. История изучает события в хронологическом порядке (что, где, когда), а социология выявляет причинно-следственные связи (почему и как).
  2. Экономика изучает производственные отношения, а социология – социальные отношения (межличностные).
  3. Психология изучает чувства и эмоции людей, социология – ценностные ориентации.
  4. Право изучает нормы отношений между людьми, а социология изучает реальные отношения, реальные действия.

Вопрос 4 Становление социологии как науки.

Основные этапы развития социологии:

I. 1840-е – 1880-е годы. Это этап становления социологии.

II. 1880-е – 1920-е годы. Этап классической социологии.

III. 1930-е – по настоящее время. Современная социология.

 

Детерминанты этапов:

1. Уровень развития общества.

2. Научные парадигмы (смена их, как меняются…).

 

Характеристика этапов:

I этап – это промышленный капитализм.

II этап – монополистический капитализм.

III этап – государственно-монополистический и транснациональный капитализм (ГМК и ТНК). Появление социологического общества.

 

Парадигма – это модель, образец построения научной теории.

 

I этап. Становление социологии как науки. 1840-е – 1880-е годы.

Особенности развития общества на этом этапе:

1) Переход от традиционного общества к промышленному производству.

2) Появление классов буржуазии и пролетариата;

3) Эксплуатация;

4) Капитал;

5) Антагонизм классов.

Основные парадигмы. Их две:

1. Позитивизм.

2. Марксизм.

Позитивизм рассматривает общество как систему, которая развивается по естественным законам (О = ЕЗ).

Представители: Огюст Конт, Герберт Спенсер.

Огюст Конт (1798-1857 годы жизни). Французский философ и социолог.

Основной вклад:

1) Ввёл термин «социология».

2) Под социологией понимал научное изучение явлений общественной жизни;

3) Рассматривал общество как сложную социальную систему;

4) Считал, что общество развивается по законам функционирования (статики) и законам изменения (динамики);

5) Основу общества составляет семья;

6) Конт открыл закон двойной эволюции, то есть социальной и интеллектуальной.

 

Герберт Спенсер (1820-1903 годы жизни). Английский философ и социолог.

Основной вклад:

1. Положил в основу социологии идею эволюции.

2. Он считал, что общество – это единая система взаимодействующих природных и социальных факторов.

3. Социальная эволюция представляет собой развитие общества по пути его усложнения, дифференциации и интеграции.

4. Развитие общества зависит от физической и духовной деятельности людей.

5. Общество имеет 3 системы органов:

а) Поддерживающие (экономика);

б) Распределительная (социальная сфера);

в) Регулирующая (политическая сфера.

6. Общества бывают военные (традиционные) и промышленные.

 

Марксизм.

Общество развивается как по естественным, так и по исторически законам (О = ЕЗ, О = ИЗ, одновременно).

Представители: Карл Маркс, Фридрих Энгельс…

Карл Маркс (1820-1883 года жизни, с 1842 года работал). Немецкий социальный теоретик.

Основной вклад:

1) Разработка диалектико-материстической парадигмы (диалектика – всё взаимосвязано, первична материя, сознание вторично – бытие определяет сознание).

2) Общество – это естественный исторический процесс, закономерности которого не зависят от воли и сознания людей.

3) Главную роль в обществе играют материальное производство и экономические отношения.

4) Существует диалектическое взаимодействие общественного бытия и общественного сознания.

5) Ступенями общественного прогресса являются общественно-экономические формации.

 

Вопрос 5

II этап 1880-е – 1920-е годы. Западная Классическая социология.

Изменения в обществе: этап монополистического капитализма, характерны империализм, колониализм и борьба за передел мира.

Парадигмы:

1) Социологизм (немного изменённый позитивизм);

2) Антипозитивизм;

3) Психологизм.

 

Представителем позитивизма был Эмиль Дюркгейм (1858-1917 года жизни). Французский социолог.

Основной вклад:

1) Предмет социологии – социальные факты, то есть идеи, нормы, ценности (не все четыре сфера жизни общества, а только социальная, без политической, экономической и культурной).

2) Социальный факты – это особая реальность, которая не зависит от индивида, но способна оказывать на него давление.

3) Обосновал идею общественной солидарности, он считал, что солидарность может быть механической и органической.

4) Основные теории: теория социального реализма; теория разделения труда; теория социальных институтов; теория девиации (отклонения, бывает положительным и отрицательным); теория аномии («номас» по-гречески «закон», «аномия» – беззаконие; бывают 3 состояния: а) старые законы уже не действуют, а новые – ещё; б) законы есть, но люди их не признают; в) законы есть, но поведение людей им не соответствует); теория самоубийства.

5) Исследовал роль коллективного сознания (религию, мораль, право).

6) Развил концепцию религии без бога.

 

Антипозитивизм. Общество развивается по своим собственным (социальные) законам (О = СЗ).

Макс Вебер (1864-1920 годы жизни). Немецкий социолог, социальный философ, историк.

Его вклад:

1. Основоположник понимающей социологии.

2. Разработал методологию познания.

3. Предмет социологии – это социальное поведение.

4. Разработал теории:

а) Идеальных типов;

б) Эмпирической реальности;

в) Социального действия;

г) Рациональности (бюрократии);

д) Генезиса капитализма.

5. Социология права.

6. Политическая социология.

7. Социология религии (протестантская этика).

Методология познания Макса Вебера:

1) Использование логических приёмов, которые:

· Позволяют делать широкие обобщения;

· Дают возможность сводить элементы действительности к их причинам.

2) Оперирование понятиями.

3) Разведение оценочных суждений и теоретический операций.

 

Задача социологии: понять действительную жизнь в её своеобразии.

 

Психологическое направление социологии.

Сведение социального к психологическому: объяснение всех общественных явлений из психических процессов в индивиде.

Представители: Лестер Уорд (основоположник), Габриэль Тард, Гюстав Лебон, Черльз Кули.

Вклад направления:

· Общество развивается на основе разумного управления.

· Первичные социальные факты – желания индивида или представления людей друг о друге.

· Основная историческая сила – «народный дух».

Заслуга представителей:

Привлекли внимание к проблемам общественного сознания в его соотношении с индивидуальным сознанием.

Габриэль Тард (1843-1904 года жизни). Французский социолог.

Его вклад:

1) Задача социологии – в изучении законов подражания;

2) Общество – продукт взаимодействия индивидуальных сознаний;

3) Объяснял общественные процессы действием психологического механизма подражания.

Вопрос 6 (выбери, по возможности, главное) социологическая мысль в россии

Зарождение российской социологии приходится на пореформенный период (1861 г.).

На процесс ее становления оказали воздействие особенность исторического развития России, своеобразие культурных традиций и специфика гуманитарной мысли. Подобно тому, как развитие капиталистических отношений в западноевропейских странах обусловило во многом, позитивистское направление в обществоведческих науках, так и в нашей стране первоначально эволюция социологии происходила в позитивистском ключе. Ее субъективная ориентация была предопределена живучестью народнических традиций.

Становление и развитие социологии в России до 1917 года можно проследить, применяя эволюционный подход.

Этапы: 1) ранний, 2) аналитический 3) неопозитивистский.

Для раннего (синтетического или позитивистского) периода развития характерен натурализм и эволюционизм, когда социальные законы рассматривались как часть природных или продолжение последних. Среди основных направлений выделяются:

- натуралистическое (географический детерминизм Л.Мечникова и С.М.Соловьева, органицизм А.Стронина, П.Лилиенфельда, Я.Новикова);

- субъективная школа (П.Лавров, Н.Михайловский);

- психологическая (Н.Кареев, Е. де Роберти);

- плюралистическая (М.М.Ковалевский).

На аналитическом этапе развития социологической мысли происходит отход от натурализма и естественнонаучных методов и провозглашается номинализм и индивидуализм. В раскрытии содержания социальной закономерности уже исходят не из природного фактора, а целевой необходимости. Эта стадия представлена следующими направлениями:

- cоциальными теориями неославянофильства (Н.Данилевский);

- русского неокантинианства (А.Лапо-Данилевский, В.Кистяковский, П.Новгородцев, В.Хвостов, Л.Петражицкий);

- религиозного идеализма (В.С.Соловьев, Н.Бердяев).

Эволюционный этап сменяется неопозитивистским. В поле зрения исследователей оказываются проблемы коллективной деятельности поведения людей. В социальной закономерности выявляются функциональные связи. Представителями этой стадии развития немарксистской социологической мысли выступают: А.Звоницкая, К.Тахтареев, П.Сорокин. Сорокин является создателем современной теории стратификации. Теория стратификации изложена в его книге <Человек, цивилизация, общество>, переведенной на русский язык. П.Сорокин рассматривает мир как социальную вселенную, т.е. некое пространство заполненное не звездами и планетами, а социальными связями и отношениями людей. Они образуют многомерную систему координат, которая и определяет социальное положение любого человека. В многомерном пространстве выделяются две главных оси координат - ось Х (для измерения горизонтальной мобильности) и ось У (для измерения вертикальной мобильности). Иначе говоря, получилось некое подобие классическому эвклидову пространству.

Положение социологической науки в нашей стране после Октябрьской революции характеризовалось почти десятилетним взлетом, а затем ее забвением до 1960-х годов. Рассматривая состояние социологической мысли в Советской России, следует отметить, что первые годы послеоктябрьского периода ознаменовались продолжающимся развитием социологической мысли. В качестве примера можно привести творчество П.А.Сорокина, А.А.Богданова и др.

Ко второй половине 20-х годов общий уровень официальной философии и социологии в СССР резко снизился. Большевики собирались покончить с "буржуазной социологией", а покончили с социологией вообще. После 20-х годов последовал продолжительный период затишья - на протяжении почти 30 лет в стране не было создано ни одной сколько-нибудь значимой работы по социологии труда, не проведено ни одного серьезного эмпирического исследования, не организовано ни одной научной конференции, не подготовлено ни одного профессионального социолога.

Первые шаги по возрождению социологии в стране и в Московском университете были сделаны в 60-е годы. Социологи 50-60-х годов, или как, их позже называли, социологи первого поколения, решали нелегкую задачу - не только возродить, но и практически заново создать эту науку. Во многом благодаря работам Б.А. Грушина, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Ю.А. Левады, Г.В. Осипова, В.А. Ядова и др. в стране значительно расширились масштабы социологических исследований. Предметом их была социальная структура общества, бюджет времени рабочих, социальные проблемы труда, образования, семьи.

Особо следует сказать о таких выдающихся представителях социальной и социологической мысли, как Н.Я.Данилевский (1822-1885), М.М.Ковалевский (1851-1916), который подготовил создание первого в России Социологического общества, и П.А.Сорокин (1889-1968).

Данилевский сконцентрировал свои усилия, говоря современным языком, на системном подходе, учитывающем психоэтнографические, антропологические, социальные, территориальные и другие признаки многих культурно-исторических типов, из которых и складывается общественная жизнь и каждый из которых переживает, как и любой живой организм, жизненный цикл от зарождения до упадка.

В определенном смысле системный подход в социологии применял и Ковалевский, утверждая, что не существует единого определяющего социального фактора. Социология, по его мнению, имеет дело с целым комплексом «раскрытия причин покоя и движения человеческих обществ, устойчивости и развития порядка в разные эпохи в их преемственной и причинной связи между собой».

В конце 50-х годов была создана Советская социологическая ассоциация и некоторое время спустя первое социологическое подразделение в рамках Института философии – сектор труда и быта рабочего класса.

Однако официальное признание социологии в конце 50-х годов не сразу прояснило суть дела. Хотя были предприняты различные попытки определить специфику и место социологии в системе общественных наук, в конечном счете ей отказывали в суверенности, в относительной независимости, т.е. в том, что присуще любой науке об обществе.

На современном этапе отечественная социология переживает достаточно сложный период превращения в самостоятельную научную дисциплину. Для российской социологии характерен переход от социально-философской тематики (исторического материализма) к собственно социологической, акцентирование внимания не на методологических (инструментальных, операционных) проблемах, а на концептуальных (смысловых) и ценностных (этических). Социологи все больше начинают изучать конкретные, частные стороны социальной реальности. Наблюдается отход от преимущественного изучения объективных факторов в общественном развитии к преимущественно субъективным факторам.

Вопрос 7

III этап развития социологии. С 1930-х годов. Современная социология.

Особенности развития общества:

· ГМК и ТНК (государственная монополия и транснациональный капитализм).

· Сосуществование двух систем: капиталистической и социалистической.

· Распад колониальной системы.

· Переход к постиндустриальной цивилизации.

Основные парадигмы:

1) Структурный функционализм.

2) Конфликтология.

3) Символический интеракционизм.

4) Концепции социального обмена.

5) Постмодернизм.

 

Структурный функционализм.

· Считает, что общество функционально едино.

· Все общественные явления функциональны и необходимы.

· Изменение элемента системы ведёт к изменению всей системы.

· Условие выживания системы – равновесие.

· Развитие общества носит эволюционный характер.

Представители: Толкотт Парсон, Роберт Мертон (1910-2003 года; американский социолог).

 

Конфликтология.

· Конфликт – это норма жизни, это фактор развития социальных систем.

· Конфликт выполняет позитивные функции.

· Форма регулирования конфликтов – демократическое общество.

Представители: Льюис Козер и Ральф Дарендорф.

 

Символический интеракционизм.

· Социальный процесс – это выработка и изменение социальных значений.

· Главная характеристика действий людей – использование символов.

· Человек становится членом общества если усваивает образцы и нормы группового действия.

Представители: Джордж Мид и Нейл Смелзер.

 

Концепция социального обмена.

· Человеческое поведение – это функция его платежа.

· Социальное действие – это процесс обмена.

· Обмен строится по принципу рациональности: участники стремятся получить максимальную выгоду при минимальных затратах.

Представители: Джордж Хоманс и Питер Блау.

 

Постмодернизм.

Разрабатывает концепции современных общественных систем:

· Постиндустриальное общество;

· Глобально общество;

· Коммуникативное общество.

Представители: Энтони Гидуенс, Даниэл Белл, Иммануил Валлерштайн, никлас Луман, Олвин Тоффлер.

Особенности современной западной социологии:

· Развивается в двух обособленных руслах:

1) Академическая (теоретическая).

2) Прикладная (эмпирическая).

· Разделена на два уровня социологических обобщений:

1. Микросоциология.

2. Макросоциология.

· Представлена двумя методологическими основами:

1) Социоцентризм (предмет социологии – общество).

2) Человекоцентризм (предмет социологии – поведение).

· Имеет два непримиримых научных лагеря:

1. Эволюционизм.

2. Конфликтология.

· Основывается на множестве парадигм (больше двух десятков).

· Связана с осознанием глобализации современного мира.

· Уделяет значительное внимание социальным технологиям (социальному прогнозировании, диагностике, консультированию, тренингам).

Вывод: современная социология имеет сложно организованную и постоянно развивающуюся структуру социального знания.

Вопрос 10

Эмпирическая (прикладная) социология – это раздел социологии, который изучает общественное мнение.

Главным методом эмпирической социологии является социологическое исследование, оно представляет собой инструмент проникновения в реально сложившуюся социальную действительность.

Для того чтобы провести социологическое исследование, необходимо:

1) Разработать программу исследования;

2) Разработать инструментарий исследования;

3) Собрать информацию;

4) Обработать информацию;

5) Проанализировать (интерпретировать) информацию.

Наблюдение.

 

Наблюдение - прямая регистрация событий очевидцем. Бывает простым (не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы) и научным (подчинено ясной иссл цели и четко сформулиров задачам.; планируется по заранее обдуманн процедуре; все данные наблюд фиксируются в протоколах; инф. должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость).

Вопрос 12

Методы анализа социологической информации. Существуют количественные и качественные.

1) Количественные: математическая обработка полученных данных, которая предполагает подсчёт значений распределения информации по вопросам и ответам подсчёт процентов, коэффициент корреляции, индексов.

Обработка может быть первичной (табулирование, классификация) и вторичной (обобщение для получения показателей и составление графиков, таблиц, диаграмм).

Первичную социологическую информацию можно представить с помощью простой и перекрёстной группировки, то есть классификации по одному (простая) или несколькими признакам.

2) Качественные методы – это описание, объяснение (интерпретация) и проверка (верификация) гипотез.

· Описание – это фиксация результатов исследования и типологизация данных, то есть поиск устойчивых сочетаний, свойств социальных объектов.

· Объяснение – раскрытие сущности объекта, может быть причинным, функциональным и структурным.

· Проверка гипотез – это подтверждение или опровержение выдвинутых предположений. Для этого используется статистические методы, введение контрольных переменных, построение математических моделей и подбор более чувствительных показателей.

 

Вопрос 13

Типы социальных системы.

I. По уровню системы:

1) Микросистемы (личность – это сложная социальная система; малая группа – студенческая, семейная; изучают их микросоциологии).

2) Макросистемы (об обществе в целом…).

3) Мегасистемы (общепланетарная система).

II. По качеству:

  1. Открытые, то есть такие, которые взаимодействуют с другими системами по множеству каналов.
  2. Закрытые, то есть те, которые взаимодействуют с другими системами по одному-двум каналам. Скажем, СССР был закрытой системой.
  3. Изолированные социальные системы. Это очень редкое явление, поскольку изолированные системы нежизнеспособны. Это те, которые не взаимодействуют с другими вообще. Албания.

III. По структуре:

1) Гомогенные (однородные).

2) Гетерогенные (разнородные). Состоят из элементов разного рода: экологических, технических и социальных элементов (людей).

 

 

Вопрос 14 Общество как социокультурная система.

 

Общество – это исторически сложившаяся и развивающаяся совокупность отношений между индивидами в процессе их совместной жизнедеятельности.

 

Признаки общества.

1. Общность территории.

2. Самовоспроизводство.

3. Самообеспеченность (общая экономика).

4. Саморегулируемость.

5. Наличие норм и ценностей.

 

Структура общества.

1. Социальные общности и группы (люди создают сами).

2. Социальные организации и институты.

3. Нормы и ценности.

 

Источник развития общества: инновационная энергия людей.

 

Функционирование общества.

Функционирование общества – это его постоянное самовоспроизводство на основе:

1) Социализации (на основе усвоения норм общества).

2) Институционализации (когда мы вступаем во всё новые и новые отношения).

3) Легитимации (когда уже под отношения в обществе подводятся законы).

 

Алгоритм развития общества:

Инновация =>

Шок (нарушение равновесия) =>

Бифуркация (разделение) =>

Флуктуация (колебание) =>

НОВОЕ ОБЩЕСТВО.

 

Функции общества.

1. Создание условий для удовлетворения разнообразных потребностей индивида.

2. Предоставление индивидам возможностей для самореализации.

 

Типы обществ.

I. По способу производства.

· Первобытное общество.

· Рабовладельческое общество.

· Феодальное общество.

· Капиталистическое общество.

· Коммунистическое общество.

II. По цивилизационному критерию.

· Традиционные общества (доиндустриальные, аграрные).

· Индустриальные общества.

· Постиндустриальные общества.

III. По политическому критерию:

· Демократические общества.

· Авторитарные общества.

· Тоталитарные общества.

IV. Религиозный критерий.

· Христианские общества: католические (их больше всего); протестантские; православные.

· Мусульманские – суннитские и шиитские общества.

· Буддистские (буряты).

· Иудейские общества (евреи).

 

Закономерности развития общественных систем.

  1. Ускорение истории. Фактически, каждое следующее общество проходит свой жизненный цикл быстрее, чем предыдущее (первобытное дольше всех, остальные меньше…).
  2. Уплотнение исторического времени. На каждом следующем сравнимым с предыдущим этапом происходит больше событий, чем на предыдущем этапе.
  3. Закономерность неравномерного развития (неравномерность развития).
  4. Возрастание роли субъективного фактора. Это означает возрастание роли личности, каждого человека.

 

Вопрос 15 типы современных общественных систем

Существует множество способов классификации обществ. В социологии принято выделять типы общества по тем или иным признакам. Так, например, Маркс выделял 5 типов общества, которые сменяли последовательно друг друга и представляли собой следующие формации: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое (или социалистическое). Стержнем формации является способ производства материальной жизни. Общественно-экономическая формация — это исторически конкретное общество на данном этапе его развития и вместе с тем — это определенная ступень в развитии исторического процесса по восходящей линии. Причем, согласно Марксу, каждая последующая формация является более прогрессивной по сравнению с предыдущей.

Классификация обществ может быть составлена и на основе господствующих в них религий (например, мусульманское общество) или языка (например, франкоязычное общество).

Существует классификация по способу добывания средств к существованию: общество охотников и собирателей, садоводческое, аграрное и промышленное (Г. Ленски, Дж. Ленски).

Теннис классифицирует общества на традиционное (подразумевавшее крестьянскую общину) и промышленное (индустриально-городское общество). Основные различия между ними заключается в следующем:

· в первом люди живут в соответствии с общинными обязанностями, во втором люди руководствуются личной выгодой;

· первое основывается на традиционных обычаях, второе — на формальных законах;

· первое предполагает ограниченную специализацию, второе — формирует специализированные профессиональные роли;

· первое опирается на религиозные, а второе на светские ценности;

· главные институты первого — семья и община, второго — крупные корпорации и ассоциативные формы объединения людей.

Типология обществ Дюркгейма базируется на закономерности структурной организации общества. Он обращается к понятию «орда», «клан», которым характерно отсутствие дифференциации на общности, индивиды здесь расположены рядом словно атомы — это простые общества.

Во второй половине 20в американскими социологами сформировался другой подход, рассматривавший историю о развитии как смена трех стадий человеческого развития: доиндустриальное общество, индустриальное и постиндустриальное.

Поппер немецкий социолог середины 20в (книга К. Поппера «Открытое общество и его враги») выделял 2 типа современного общества: открытое и закрытое общество. Под открытым он понимал современное общество открытое для обмена информации, для свободного перемещения людей, для расширения свобод и прав человека. Под закрытым подразумевались фашистские и социалистические общественные системы, наглухо закрытые для внешнего воздействия. В современном мире такое деление обозначается другими терминами: демократическое (открытое) общество и тоталитарное (закрытое).

Вопрос 16

 

Культура: Материальная, духовная.

Культура-это система ценностей, жизненных представлений, образцов поведения, норм совокупность способов и приемов человеч. деятельности, объективир. в предмети. матер. Носителях и передоваем. Последующим поколениям.

6 основных типов опред культуры:

1 описательные

2 исторические

3 нормативные

4 психологические

5 структурные

6 генетические

Культура – это поведение, присущее специфически человеку разумному, рассмаптриваемое в неразрывной связи с матер. Объектами, используем. Как орудийная часть этого поведения. Культура дает возможность функционировать в соц. Мире.

Компоненты культуры:

  1. Нормы правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующ. Взаимод-я между людьми в опред. Ситуациях, указывающ. На дозволен. И недозволен. Поведение в опред ситуациях. Они становятся стандартами, критериями оценки.

- обычаи и представления-привычн. иобыден. у словности, кот-м мы не придаем нормальн. значения.

- нравы, те кто их наруш. Считаются злыми, порочными. Наказание суровые, источник законов.

- законы-это правила, кот-е проводятся в жизнь людей спец. Полит ф-цией. Быстроизменяемы.

  1. Ценности – общие представления, разделяемые большей частью общ-ва, относительно того, что желательно, правиль но и полезно. Ценности носят общ. и абстрактный характер. Иногда различн. Нормы базир на одних и тех же ценностях. Ценности измен. от поколения к поколению.
  2. Символы и язык. Символы-это действия или объекты, кот-ые восприним. Общ-м как эквивалент чего-то другого. Самые важные символы содержатся в языке – сос структурир система звуковых образцов с конкретн. и однородн. смыслом.
  3. Язык – это основн способ создавать культуру ипередавать ее из поколения в поколение.

 

Вопрос 18

Личность-человек,который обладает системой соц качеств,т е способн к общению,самост деят-ти и ответ-ти.

Личностью не рождаются,а становятся к 14 годам.не каждый человек становиться личностью.

Вопрос 20

Становление личности происходит в процессе социализации.

Социализация – это усвоение человеком соц норм, традиций, видов поведения в данном общ-ве.

Общ-во взаимодейств. С личностью и наоборот.

С одной стороны: передача обществом своего опыта человеку, с др стороны усвоение человеком этого опыта.

Этапы социализации:

-дотрудовая

-трудовая

-послетрудрвая

Формы социализации:

-Адаптация

-Интеграция

-Воспитание (воздействие на дух и физич развитие)

Агенты социализации - это конкретные люди, ответств. за обучен. культ. нормам. (родители, учителя, церковь)

Институты соц-ии – это те соц. учреждения, которые влияют на процесс трансляции (передачи) соц-ных норм.

Если человек утрачивает соц. нормы и ценности, то с ним происходит десоц-ция.

Если человеку приходится усваивать новые нормы и ценности – это ресоц-ия.

Вопрос 21

Личность есть система,т к выполняет множ-во ролей.

Роль-стандартизированные социальные роли формирующиеся общ-ом по мере своего развития.

Роль студента появ в 12 веке

В любом обществе существует матрица ролевых отношений. на основе ролевых отношений формир ролевые предписания,а на основе предписаний складыв сис-ма ролевых ожиданий.

Особенности соц ролей:

  • Не обусловлена свойствами индивида

Однако выполнение соц роли заключ в проявлении индивид-личностных черт

  • Каждая личность выполняет несколько ролей
  • Личность всегда автономна от любой роли
  • Выполнение роли зависит от
  1. Ролевых установок(готовность выполнять роль)
  2. Ролевого понимания
  3. Ролевых способностей
  4. Ролевые ориентации
  5. Ролевые мотивы

Типы соц ролей:

  • Предписанные(т е дан от рождения,пол,возраст,соц происхождение)
  • Приобретаемые

Соц статус-соотносит положение чел-ка в общ-ве или в группе.

Статус зависит от соц-экономич,политич и демографич признаков,а так же от типа образования,занятий,стиля жизни и господств системы ценностей.

Каждый человек имеет несколько статусов:

  • Предписанный(от рождения)
  • Достигаемые(через собств выбор)
  • Позитивный(престижный)
  • Негативный(по профессии или рассовой принадлежности)

Каждый человек имеет соц статус и личный статус

Соц. Статус показывает:

  • Место человека в системе обществ отн
  • Осн функции личности как субъекта общ отношений
  • Деят-ть личности в осн сферах жизни
  • Оценка деят-ти личности со стороны об-ва
  • Самооценка личности

Не проигрывает как роль,а завоевыв личностью

Вопрос 22

Вопрос 23

Соц.стратификация основыв. на соц. дифференциации.

Соц дифференциация – это процесс появления функционально спец-х институтов и разделение труда.

Различают открытые и закрытые системы соц. стратификации.

Соц. стр-ру, члены кот. могут менять свой статус относительно легко назыв. Открытой системой стратификации.

Структуру, члены кот с большим трудом могут изменять свой статус, назыв. закрытой системой стратификации. (кассовая орг-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.184.149 (0.251 с.)