Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Труд как объект организационной деятельности
Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Труд как процесс – это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей. Воздействуя на окружающую среду, изменяя и приспосабливая ее к своим потребностям, люди не только обеспечивают свое существование, но и создают условия для развития и прогресса общества. Процесс труда – явление сложное и многоаспектное. Основные формы его проявления - это затраты человеческой энергии, взаимодействие работника со средствами производства (предметами и средствами труда) и производственное взаимодействие работников друг и другом как по горизонтали (соотношение соучастия в едином трудовом процессе), так и по вертикали (отношения между руководителями и подчиненными). Роль труда в развитии человека и общества заключается в том, что в процессе руда создаются не только материальные и духовные ценности, предназначенные для удовлетворения и потребностей людей, но и развиваются сами работники, которые приобретают навыки, раскрывая свои способности, пополняют и обогащают знания. Творческий характер труда находит свое выражение в появлении новых идей, прогрессивных технологиях, более совершенных и высокопроизводительных орудиях труда, новых видах продукции, материалах и т.д., которые, в свою очередь, ведут к развитию потребностей. Таким образом, в процессе трудовой деятельности не только производятся товары, оказываются услуги, создаются культурные ценности и т.д., но и появляются новые потребности с требованиями их удовлетворения. Схема воздействия труда на человека и общество условно представлена на рис. 1.
Рис. 1 Роль труда в развитии человека и общества
Труд в данном случае показан как непрерывный и постоянно обновляющийся процесс. Между тем, труд является одновременно и важнейшим производственным ресурсом. Ресурс – то, из чего или благодаря чему производятся блага. Ресурсы могут быть природными, человеческими и производными человека. В экономической литературе ресурсы называют также факторами производства. А.Маршал выделял четыре таких фактора: землю, труд, капитала и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал: «В известном смысле существуют только два фактора производства – природа и человек, осуществляемый с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позаботиться о будущем… с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребления, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первым и двумя, имеющей двойное обозначение – «распределение» и «обмен»…» Таким образом, человек выступает одновременно целью производства и его фактором. Современные экономисты, следуя в основном Маршаллу, обычно называют экономическими ресурсами землю, труд, капитал и предпринимательские способности. При этом термин «земля» используется как синоним термина «природные ресурсы»; термином «труд» обозначаются затраты рабочего времени или количество работников; термин «капитал» характеризует здания, сооружения, оборудование, используемые в производстве благ; термин «предпринимательские способности» относится к деятельности по рациональному использованию земли, труда и капитала. Однако, названные термины нельзя признать адекватными сущности обозначаемых ими объектов. Так, земля является лишь частью природных ресурсов. Труд, как было показано выше, - это прежде всего процесс преобразования ресурсов в блага. Капитал – широкое понятие, характеризующее, в общем случае, любой источник дохода: землю, творческие способности человека, станки, здания и т.д. используемые некоторыми авторами термины «капитальные ресурсы», капитальные блага» не проясняют сущности явления. Например, капитальным благом является не только оборудование, но и драгоценности, ценные бумаги, должности в органах власти (для некоторых личностей) и т.д. Последний из названных факторов производства – предпринимательские способности – это вид творческих способностей человека, т.е. то, что по смыслу должно относиться к фактору «труд».
Представляется правильным мнение, что единственным объяснением существующей классификации экономических ресурсов является ее связь с источниками доходов: от земли – рента; от труда (наемных работников) – заработная плата; от капитала – проценты (дивиденды); от предпринимательских способностей – предпринимательская прибыль. Однако указанное внешнее соответствие структуры ресурсов и доходов не отражает сущности экономических процессов. В соответствие с этим множество экономических ресурсов можно разделить на три вида, а именно: 1 природа (природные ресурсы). 2 трудовой потенциал. 3 ресурсы, произведенные человека. Трудовой потенциал в общем случае характеризует возможность участия человека, сотрудников предприятия, населения страны в производстве и обмене благ. Его составляющие должны характеризовать: Ø психофизиологические возможности участия в общественно полезной деятельности; Ø возможности нормальных социальных контактов; Ø способности к генерации новых идей, методов, образов, представлений; Ø рациональность поведения; Ø наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения определенных обязанностей и видов работ; Ø предложение на рынке труда. Приведенным составляющим должны соответствовать следующие компоненты трудового потенциала: здоровье; нравственность и умение работать в коллективе; творческий потенциал; активность; организованность и ассертивность(т.е. гармоническое объединение свойств личности); образование, профессионализм; ресурсы рабочего времени. Теперь дадим определение термину «организация». В общем виде под организацией следует понимать деятельность по упорядочению элементов любой природы. На предприятии принято различать три вида организационной деятельности: организация труда; организация производства; организация управления. Все виды организационной деятельности тесно взаимосвязаны. Формы этой взаимосвязи определяются целями деятельности предприятия, особенностями выпускаемой продукции, характеристиками технологии и оборудования, условиями внешней среды, в которой работает предприятие. С позиции системного подхода организационная деятельность направлена на уменьшение энтропии производственного процесса. Организация как деятельность – это то, что противостоит неопределенности, хаосу, который постоянно генерируется как внутри предприятия (отказы оборудования, болезни работающих и т.п.), так и внешней средой (изменение спроса на продукцию, проблемы с поставщиками, инфраструктурой и пр.). В этом аспекте слово «организация» иногда используется для обозначения качества управления: хорошо организованная система; плохо организованная система.
Контрольные вопросы: 1. Дайте определение понятия «труд как процесс». 2. Дайте определение понятия «организации» как деятельности.
|
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.008 с.) |