Тема 5. Социология молодежи (круглый стол) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Социология молодежи (круглый стол)



1. Молодежь в современном обществе: проблемы социализации, профессионального самоопределения, ориентаций на образование и труд, духовно-нравственного развития.

2. Проблема взаимоотношений поколений в условиях трансформирующегося общества.

3. Особенности современных молодежных субкультур.

 

Литература

Авраамова Е.М. Студенты столицы и провинции: социальные ресурсы, ожидания / Е.М. Аврамова, А.А. Шабунова, Д.М. Логинов // Социологические исследования. – 2005. – № 9. – С. 98 – 103.

Белова Н.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи/ Н.И. Белова // Социологические исследования. – 2008. – № 4. – С. 84 – 86.

Андреев А.Л. Общество глазами студента: гражданская позиция российской учащейся молодежи / А.Л.Андреев // Мониторинг общественного мнения: социальные и экономические перемены. – 2005. – № 1. – С. 68 – 71.

Большакова О.А. Оплачиваемая работа в жизни студентов / О.А.Большакова // Социологические исследования. – 2005. – № 4. – С. 136 – 139.

Вишневский Ю.Р. Парадоксальный молодой человек / Ю.Р. Вишневский, В.Т. Шапко // Социологические исследования. – 2006. - № 6. – С. 26 – 37.

Выборнова В.В. Актуализация проблем профессионального самоопределения молодежи / В.В. Выборнова, Е.А. Дунаева // Социологические исследования. – 2006. – № 4. – С. 99 –105.

Зубок Ю.Л. Правовая культура молодежи в ракурсе трансформационных стратегий / Ю.Л. Зубок, В.И. Чупров // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 3 7 – 46.

Исхакова Н.Р. Музыкальные предпочтения молодежи / Н.Р. Исхакова, Р.Р. Болгачев // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 103 – 106.

Букин В.П. Самоидентификация провинциальной молодежи в контексте социально-статусной / В.П. Букин // Социологические исследования. – 2010. – № 3. – С. 93 – 100.

Лисаускене М.В. Поколение next – прагматичные перфекционисты или романтики потребления / М.В. Лисаускене // Социологические исследования. – 2006. – № 4. – С. 111 – 115.

Гаврилюк В.В. Гопники как феномен в среде молодежи/ В.В. Гаврилюк // Социологические исследования. – 2010. – № 1. – С. 126 – 131.

Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России / В.А. Луков // Социологические исследования. – 2002. – № 10. – С. 79 – 87.

Малинаускас Р.К. Мотивация студентов разных периодов обучения / Р.К. Малинаускас // Социологические исследования. – 2005. – № 2. – С.134 –138.

Михеев П.А. Динамика жизненных ценностей сельской молодежи / П.А.Михеев // Социологические исследования. – 2005. – № 1. – С. 91 – 95.

Мкртчян Г.М. Стратификация молодежи в сферах образования, занятости и потребления / Г.М. Мкртчян // Социологические исследования. – 2005. – № 2. – С. 104 – 113.

Скутнева С.В. Стратегии жизненного самоопределения молодежи в трудовой сфере / С.В. Скутнева // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 88 – 94.

Соколов А.В. Интеллектуально-нравственная дифференциация современного студенчества / А.В. Соколов // Социологические исследования. – 2005. – № 9. – С. 91 – 97.

Самсонова Е.А. Этническая толерантность в сознании тульской молодежи/ Е.А. Самсонова, Е.Ю. Юдина // Социологические исследования. – 2009. – № 10. – С. 66 – 69.

Чередниченко Г.А. Личные планы выпускников средней школы / Г.А. Чередниченко // Социологические исследования. – 2005. – № 7. – С. 114 – 117.

Марченкова Н.Г. Интернет-социализация молодежи: анализ взаимосвязи с интернет-зависимостью/ Н.Г. Марченкова // Социологические исследования. – 2010. – № 4. – С. 55 – 58.

Юдин В.В. Религиозность молодежи / В.В. Юдин // Социологические исследования. – 2006. – № 5. – С. 137 – 140.

Ядова М.А. Поведенческие установки постсоветского поколения / М.А. Ядова // Социологические исследования. – 2006. – № 10. – С. 78 – 87.

ПАсовец Ю.М. Особенности молодежных субкультур в России / Ю.М. Пасовец // Социологические исследования. – 2010. – № 3. – С. 101 – 106.

 

 

Тема 6. Личность как социальная система

1. Социологическое понятие личности. Личность как социальная система.

2. Основные концепции личности в зарубежной и отечественной социологии.

3. Социализация личности: понятие, этапы, типы и факторы.

 

Основные понятия: человек, индивид, личность, социализация, десоциализация, ресоциализация, социальная роль, социальный статус, девиантное поведение, нормативное поведение статусный набор.

Темы рефератов и докладов

 

1. Личность как продукт и субъект общественных отношений.

2. Социальный статус и роли личности.

3. Социализация личности: этапы и факторы.

4. Социальные проблемы личности в современном мире.

5. Социальная структура личности.

6. Ценностные ориентации и социальные установки личности.

7. Преемственность поколений как социальная проблема.

8. Ценностные ориентации современного российского студенчества.

9. Девиантное поведение как социальная проблема.

10. Влияние средств массовой коммуникации на социализацию личности.

 

Контрольные вопросы, задания, тесты

 

1. Как соотносятся между собой понятия "человек", "индивид", "личность"?

2. В чем специфика социологического подхода к определению личности?

3. Как Вы считаете, какую роль в становлении личности играет биологическая наследственность, а какую – социальные условия и воспитание? Обоснуйте свое мнение.

4. Охарактеризуйте роль семьи в процессе социализации. Как, по Вашему мнению, сказывается в процессе формирования личности неполнота семьи? Чем это объясняется?

5. Директор является одновременно акционером ряда компаний, членом политической партии и отцом семейства. Идет ли здесь речь о различных ролях или сегментах единой роли?

6. Покажите на трех примерах противоречивое воздействие на взгляды человека средств массовой информации.

7. В чем состоит сущность процесса социализации?

8. Проанализируйте свой собственный статусный набор. Выделите предписанные и достигаемые статусы. Какой из своих статусов вы считаете главным?

9. Покажите на примерах относительность девиаций. По-вашему, какое поведение следует считать девиантным для студента? Преподавателя?

10. Попытайтесь объяснить, чем театральные роли отличаются от "социальных" и в чем их общность, имея ввиду, что понятие "социальной роли" пришло из театрального мира. Проанализируйте отрывок из пьесы В. Шекспира "Как вам это понравится"?

"Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины – все актеры.

У них есть выходы, уходы.

И каждый не одну играет роль.

Семь действий в пьесе той.

Младенец, школьник, юноша, любовник,

Солдат, судья, старик".

10. В социологии выделяют два уровня социализации:

1) Первичная и вторичная

2) Формальная и неформальная

3) Основная и неосновная

11. Агентами первичной социализации являются:

1) Работа

2) Ближайшее окружение

3) Учреждения образования

 

12. Исследователь провел 5 лет своей жизни в африканском племени. Вернувшись домой, он должен пройти:

1) первичную социализацию;

2) вторичную социализацию;

3) ресоциализацию;

4) все три вида социализации.

 

Литература

 

Арефьев А.Л. Поколение, которое теряет Россия / А.Л.Арефьев // Социологические исследования. – 2002. – № 8. – С. 97 – 105.

Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория / А.И.Ковалева // Социологические исследования. – 2003. – № 1. – С. 109 – 114.

Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 383 с.

Рябчевский К.В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация / К.В. Рубчевский // Общественные науки и современность.- 2003. – № 3. – С. 147 – 151.

Спасибенко С.Г. Социальная идентичность человека / С.Г.Спасибенко // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 1. – С. 53 – 75.

Грошева И.А. Модальная личность: портрет с отклонениями/ И.А. Грошева // Социологические исследования. – 2009. – № 3. – С. 82 – 88.

Гидденс Э. Социализация и жизненный цикл. –М.: Эдиториал УРСС, 1999.- с. 68-93.

Берендеев М.В. "Кто мы?". Калининградцы в поисках идентичности/ М.В. Берендеев // Социологические исследования. – 2007. – № 4. – С. 127 – 132.

Куштанина В.А Выход на пенсию как момент пересмотра идентичности / В.А. Куштанин // Мир России. – 2008. – № 4. – С. 152.

Глотов М.Б. Поколение как категория социологии/ М.Б. Глотов // Социологические исследования. – 2004. – № 10. – С. 42-48

 

 

Тема 7. Культура как система норм, ценностей, образцов поведения

 

1. Социологическое понимание культуры. Функции культуры.

2. Субкультуры, контркультуры, массовая культура.

3. Проблемы культуры в современной России.

 

Основные понятия: культура, материальная культура, духовная культура, субкультура, контркультура, социальная норма, социальная ценность, социальная ориентация, функции культуры.

 

Темы рефератов и докладов

 

1. Место и роль культуры в общественной системе.

2. Культура как ценностно-нормативная система.

3. Культура как форма взаимодействия общества и личности.

4. Особенности социологического изучения культуры.

5. Кризисы общества и кризисы культуры.

6. Культура и субкультура.

7. Культура и контркультура.

8. Массовая культура в современном мире.

9. Культура межличностных отношений.

10. Особенности социокультурного развития России.

Контрольные вопросы, задания и тесты

 

1. В чем заключается специфика социологического подхода к анализу культуры?

2. Что такое диалог культур? Приведите примеры такого диалога в реальной жизни.

3. Создавая аллегорический образ взаимодействия человека и массы, художник-иллюстратор В. Финглей рисует огромное чудовище с клыкастым, смеющемся ртом, готовое пожрать человека. Какая сторона воздействия массовой культуры на личность нашла отражение в этом рисунке.

4. Приведите пять аргументов, характеризующих разницу культурной ситуации в столице и в провинции.

5. Объясните понятие "массовая культура". Когда и почему возникает массовая культура?

6. Чем является субкультура? Раскройте особенности молодежной субкультуры в современном российском обществе.

7. Проанализируйте и сопоставьте следующие определения культуры:

"Поведение, особенности которого усвоены всей группой, которое передается от старших поколений потомкам или в какой-то мере воспринимается от другой группы, называется культурой" (К. Клакхон).

"Культура общества состоит из того, что необходимо знать и во что необходимо верить его членам, чтобы действовать взаимоприемлемым способом и исполнять любые значимые для них роли" (У. Гуденау).

"Культура – это организация явлений, видов и норм активности, предметов, идей и чувств, выраженных в символической форме" (Л.Уайт).

8. Назовите известные Вам из повседневной жизни проявления феномена глобализации культуры.

9. Проявлениями какого вида культуры являются фестиваль некоммерческого кино, серия тематических концертов симфонической музыки?

1) массовой

2) народной

3) экранной

4) элитарной.

10. Культура в широком смысле слова – это

1) уровень развития общества в определенный момент истории

2) все, что относится к деятельности в сфере искусства

3) степень воспитанности определенного человека, группы

4) все достижения человечества с момента его возникновения

11. Культура, в широком смысле слова, – это

1) сложные формы поведения человека и животных

2) все, что относится к деятельности в сфере искусства

3) степень воспитанности определенного человека

4) вся преобразовательная деятельность человека и ее результаты

 

12. Продуктом массовой культуры является

1) симфония

2) фольклор

3) балетный спектакль

4) городской роман

 

13. Что из перечисленного не является элементом культуры:

1) нормы

2)символы

3)ценности

4)природная среда

5)язык.

 

14. Когда европейские и американские работорговцы начали захва­тывать рабов в различных африканских обществах, они полагали, что помогают этим людям избавиться от грубой, варварской жизни и при­общают их к "цивилизованной" жизни. Эти взгляды работорговцев по отношению к традиционной африканской культуре являются примером:

1) этноцентризма

2) культурного релятивизма

3) культурной интеграции

4) культурных универсалий

 

Литература (пронумеровать)

Акулич Е.М. Музей как социокультурное явление / Е.М. Акулич // Социологические исследования. – 2004. – № 10. – С. 89 – 92.

Бояк Т.Н. Духовно-нравственные ценности сельской молодежи (на материалах Бурятии и Читинской области)/ Т.Н. Бояк // Социологические исследования. – 2009. – № 4. – С. 117 – 122.

Вишневский Ю.Р. Гражданская культура студентов. Тенденции и проблемы формирования/ Ю.Р. Вишневский, Д.В. Трынов, В.Т. Шапко // Социологические исследования. – 2009. – № 4. – С. 108 – 117.

Гидденс Э. типы досовременных обществ.- М.: Эдиториал УРСС, 1999.- с. 53-60.

Делитц Х. Архитектура в социальном измерении/ Х.Делитц // Социологические исследования. – 2008. – № 10. – С. 113 – 121.

Дубин Б.В. Будни и праздники/ Б.В. Дубин // Вестник общественного мнения. – 2003. – № 2 (68). – С. 52 – 62.

 

Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе / А.В.Захаров // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 105 – 114.

Зборовский Г.Е. Социология досуга и социология культуры: поиск взаимосвязи // Социологические исследования. – 2006. – № 12. – С. 13 – 22.

Карпова Г. Государственное управление и общественные приоритеты в сфере культурной политики России/ Г.Карпова // Журнал исследований социальной политики. – 2009.- Т.7. – № 1. – С. 7 – 20.

Митрошенков О.А. Пространство российской духовной культуры: испытание переменами / О.А. Митрошенков // Социологические исследования. – 2005. – № 11. – С. 37 – 46.

Мурзина И.Я. Методологические аспекты изучения региональной культуры / И.Я. Мурзина // Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 37 – 43.

Разлогов К.Э. Глобальная и/или массовая?/ К.Э. Разлогов // Общественные науки и современность. – 2003. – № 2. – С. 143 – 156.

Рассадина Т.А. Трансформация традиционных ценностей россиян в постперестроечный период // Социологические исследования. – 2006. – № 9. – С. 95 – 101.

Рассадина Т.А. Нравственные ориентации жителей российской провинции / Т.А.Рассадина // Социологические исследования. – 2004. – № 7. – С. 52 –69.

Рябова М.Э. Иноязычие как фактор развития личности и общества / М.Э. Рябова // Общественные науки и современность. – 2008. – № 2. – С. 167 –177.

Седова Н.Н. Досуговая активность граждан / Н.Н. Седова // Социологические исследования. – 2009. – № 12. – С. 56 –69.

Семоненко И.Ю. Влияние современной информационной среды на культуру общения школьников/ И.Ю. Самоненко // Социологические исследования. – 2009. – № 4. – С. 137 –142.

Седова Н.Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность / Н.Н.Седова // Социологические исследования. – 2004. – № 8. – С. 88 – 94.

Суковатая В.А. Гендерная политика рекламы на постсоветском телевидении / В.А.Суковатая // Социологические исследования. – 2004. – № 2. – С. 65 – 69.

Сорокин П. А.Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. — М.: По­литиздат, 1992. — 543 с.

Хитров А. Блог как феномен культуры / А.Хитров // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2007.- Т.10. – № 1. – С. 66 – 67.

Щирин Д.В. О восприятии духовной музыки студентами гуманитарного вуза (по данным социологического наблюдения) // Социологические исследования. – 2006. – № 6. – С. 98 – 102.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.138.230 (0.077 с.)