Тема VII. Жанры официально-делового и научного стиля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема VII. Жанры официально-делового и научного стиля.



Речевой этикет

Характеристика функциональных стилей русского языка. Научный стиль в его устной и письменной разновидности. Языковые средства, специальные приемы и речевые нормы научных работ разных жанров. Подготовка устного научного сообщения. Официально-деловой стиль. Особенности структурирования и оформления. Понятие речевого этикета, его роль в современном обществе. Взаимодействие этических и этикетных норм. Национальная специфика речевого этикета. Техника реализации этикетных формул (приветствия, приглашения, выражения просьбы, отказа и т.д.). Факторы, определяющие выбор одной из формул.

Упражнения предполагают анализ текстов функциональных стилей русского языка, который заключается в наблюдении над использованием в текстах средств разных языковых уровней. В результате студент должен освоить правила составления и оформления текстов разных жанров (автобиография, заявление, резюме, доверенность; статья, доклад, реферат, курсовая/дипломная работа, аннотация, тезисы, конспект).

Письменная деловая речь. Понятие «документ». Ядерные и периферийные жанры официально-деловой письменной речи, их функции. Точность и стандартизованность как ключевые требования к языку документов. Средства унификации формы документов: наличие реквизитов и формуляра, использование формализованных типов текста и сокращений.

Языковые средства официально-деловой письменной речи: лексические (определяющие именной характер речи), грамматические (обусловливающие доминирование простых предложений, передающих информацию, равную по объему информации, передаваемой с помощью сложных).

Речевое оформление разных жанров служебных документов: композиция и клишированные формы организационно-распорядительных документов, документов личного характера, деловых писем.

Устная деловая речь. Деловая беседа (при приеме на работу, по телефону), ее структура, правила ведения.

 

Терминологический минимум по теме: формуляр документа, «расщепленные» сказуемые, «нанизывание» падежей.

1. Используя толковый словарь, разграничьте литературные и просторечные, официальные и неофициальные формулы речевого этикета. Опишите ситуации, в которых они могут быть употреблены.

- Приветствие: Добрый день! Привет! Здравствуйте! Здорово! Мое почтение! Здравия желаю! Наше вам!

- Обращение: Будьте любезны... Гражданин! Простите за беспокойство... Молодой человек! Коллеги! Уважаемый! Товарищ лейтенант!

- Прощание: Пока! До встречи! До свидания! Будь здоров! Всего доброго! Позвольте откланяться!

2. Составьте варианты извинений, благодарности, поздравлений.

- Вежливо откажите в просьбе: а) ответить на вопрос, в котором вы некомпетентны, б) пойти в театр с человеком, который вам не нравится, в) одолжить вещь или деньги.

- Поблагодарите: а) научного руководителя за помощь в написании работы, б) родителей за подарок ко дню рождения, в) врача за сердечное отношение к вам, г) друга за оказанную помощь.

- Поздравьте, стараясь избегать штампов: а) с Новым годом преподавателя, родственников, друга, б) с днем рождения руководителя организации, друга, в) с победой спортивную команду, однокурсника - в творческом конкурсе.

 

3. Сравните два варианта возражения. Какой из них вежливее? Обоснуйте ваше мнение.

- Это не так. - Это не совсем так.

- Я с вами не согласен. - Не могу с вами согласиться.

- Не разделяю ваших убеждений. - Вы часто бываете правы, но в данному случае я не разделяю ваших убеждений.

- Это невозможно. - На мой взгляд, ваше предложение осуществить будет очень трудно.

- Это абсурд. - Извините, но, мне кажется, вы не называете всех обстоятельств дела.

- Ваши условия принять нельзя. - Над вашими условиями позвольте поразмышлять. Не повторите ли вы ваше основное условие?

 

4. Прочитайте «Правила поведения вежливых партнеров». Вы согласны с таким их расположением?

 

Для слушающего Для говорящего
1. Показывайте взглядом, позой свою доброжелательность, интерес, внимание. 2. Старайтесь не перебивать собеседника. Но, извиняясь, переспрашивайте, просите что-нибудь уточнить, объяснить, привести в пример. Это лучше делать, когда собеседник закончит свою реплику. 1. Говорите заинтересованно, спокойно, смотрите доброжелательно. 2. Чаще обращайтесь к собеседнику, называйте его по имени. Спрашивайте, все ли ясно, понятно. 3. Не исправляйте во время разговора замеченных речевых ошибок. Не делайте замечаний партнеру о его речевом поведении. 4. Цитируйте, передавайте своими словами, развивайте мысль, высказанную партнером, то, что является общим в ваших исходных позициях, особенно в спорных случаях.

 

5. Ролевая игра. Вы хотите поступить на работу, оставили заявление на имеющуюся вакансию. Вас вызвали для собеседования и решения вопроса. Разыграйте эту ситуацию. Ваша задача - показать свою компетентность, желание работать и приступить к работе немедленно. Одновременно вы должны оговорить важные для вас условия контракта.

Обратите внимание на следующие моменты: как вы войдете, как поздороваетесь, что скажете о себе, каким тоном спросите о контракте, как и за что будете благодарить, что скажете в конце беседы. «Руководитель» тоже должен подготовиться к беседе: ему важно взять хорошо подготовленного, контактного, ответственного сотрудника.

 

6. Прочитайте текст и выполните задания.

Рукопись произведения представляется автором издательству в количестве двух экземпляров, распечатанных машинописным шрифтом с крупным очком литер, через два интервала, по 28 – 30 строк на одной стороне стандартного листа формата А-4, до 60-ти печатных знаков в строке (включая пропуски между словами, знаки препинания, пробелы и прочее) либо на дискете с одним экземпляром распечатки, набранной компьютерным способом в редакторах MS DOS Word 5.0. – 6.0., Word for Windows 2.0. – 6.0. в том же объеме и параметрах. Каждый текстовый файл в случае рукописи, набранной компьютерным способом, должен содержать не менее 3 авторских листов и не более 25 авторских листов. При наличии файлов более одного файлы должны иметь четкую сквозную нумерацию, последовательность которой соответствует последовательности страниц по рукописи (из договора об издании книги).

Ответьте на вопросы:

1) К какому подстилю официально-делового стиля можно отнести данный текст?

а) законодательный;

б) административно-канцелярский;

в) дипломатический.

2) К какому жанру относится данный текст?

3) Какому главному требованию, предъявляемому к официальному документу, не отвечает данный текст? Приведите примеры из текста.

а) точность, исключающая возможность инотолкований;

б) стандартизованность, стереотипность;

в) конкретность, детальность изложения.

4) Укажите языковые особенности, характерные для письменной деловой речи.

7. Подберите к данным существительным глаголы, с которыми они сочетаются в деловой речи.

 

Приказ Предъявить
Выговор Осуществить
служебное письмо Направить
Счет Составить
Оклад Устанавливать
Порицание Возложить
Контроль Объявить
Акт Вынести
Благодарность Издать
Апелляция Подать

 

8. Познакомьтесь с текстом заявления, написанного С. Есениным. Какие изменения внесены в оформление заявлений современной системой делопроизводства?

Наркому по просвещению

Анатолию Васильевичу Луначарскому

 

Заявление

Прошу Вашего ходатайства перед Наркоминделом о выдаче мне заграничного паспорта для поездки на трехмесячный срок в Берлин по делу издания книг: своих и примыкающей ко мне группе поэтов. Предлагаю свои услуги по выполнению некоторых могущих быть на меня возложенных поручений Нар. комис. по просвещению. В случае Вашего согласия, прошу снабдить меня соответствующими документами.

1922, марта 17. Сергей Есенин

 

9. Прочитайте доверенность, написанную К.Чуковским в юмористическом ключе. На чем основан юмористический эффект? Напишите доверенность в официально-деловом стиле.

Доверенность

Пусть Воронину Сергею отдадут мою зарплату. Он, как будто, человек честный и, надеюсь, денег моих не растратит.

10. Найдите и исправьте ошибки в данной автобиографии.

Автобиография

Я, Потемкин Анатолий, родился 7 июня 1964 года. Я родился и живу в городе Москве. С 1972 по 1979 учился в школе. Я окончил только шесть классов. В этом же году поступил в училище. Там я получил профессию монтажника. С 1982 да настоящего времени работаю в строительном управлении. Сейчас уже имею 4-ый разряд. В 1986 году окончил вечерний техникум и в 88-ом был назначен бригадиром комплексной бригады. Учусь в вечернем университете культуры и работаю.

Потемкин Анатолий

4 июня 1994 года

11. Прочитайте данное деловое письмо. Определите характер этого письма. Найдите клишированные языковые конструкции, помогающие оформить деловое письмо. Составьте письмо, ответом на которое могло бы быть данное.

Уважаемый Сергей Петрович!

С благодарностью подтверждаем получение Вашего письма с приложенными каталогами и сообщаем, что этот информационный материал мы направили на рассмотрение нашим заказчикам.

В случае проявления ими интереса к изделиям Вашей фирмы мы сообщим Вам об этом дополнительно.

С уважением (подпись)

12.Обсуждая необходимость переговоров и договариваясь о дате их проведения, стороны обмениваются деловыми письмами и знакомят друг друга с новой информацией, актуальной для подготовки переговоров. Отвечает ли данное письмо правилам составления деловых писем, правилам этикета и нормам литературного языка? Отредактируйте текст.

Уважаемые коллеги!

Ваше предложение о проведении переговоров с целью более детального обсуждения возможностей и форм сотрудничества вызвало горячее одобрение всего нашего коллектива.

Мы рады будем как можно скорее сесть с вами за стол переговоров.

Надеемся, что вы согласитесь с необходимостью проанализировать последние информационные материалы и публикации, которые дают представление о тех или иных факторах в сегодняшнем положении фирм.

Ждем вашего ответа и предложения о дате переговоров.

С уважением директор фирмы N Иванов С.Б.

 

13. Прочитайте деловую характеристику. Отметьте черты, которые указывают на деловой характер описания качеств.

Характеристика

Иванова Ивана Ивановича, 1993 г. рождения, русского, образование среднее

Иванов Иван Иванович учится в 8-м классе общеобразовательной школы №_ г. Сыктывкара.

За время учебы проявил себя как активный и добросовестный учащийся. Обладает широкой эрудицией, имеет почетные грамоты за участие в городских олимпиадах по математике и по русскому языку. Особо следует отметить способности к высшей математике. В 2003 г. Иванов Иван занял второе место на Всероссийской олимпиаде по математике и был рекомендован к участию в международном проекте по данному направлению.

Пользуется уважением среди одноклассников. Скромен, общителен, тактичен. Хороший, отзывчивый товарищ.

Принимает активное участие в общественной жизни класса и школы.

Характеристика выдана для представления в математическую школу при МИФИ.

Директор школы №_ Е.В. Борисова

Классный руководитель Т.И. Емельянова.

 

14. Напишите по данному образцу характеристику на коллегу для представления на награждение почетной грамотой.

 

15. Выберите какую-либо книжную новинку научного или научно-популярного плана и подготовьте устное реферативное сообщение на 2-3 минуты. Организуйте обсуждение своего высказывания, чтобы оценить, слушали ли вас внимательно, в чем это выразилось, уложились ли вы в отведенное время, задавали ли вам уточняющие вопросы.

 

16. Ознакомьтесь с памяткой для анализа исполнения доклада.

 

1. Контакт с аудиторией Докладчик обращается ко всем? Смотрит на слушателей? В какой мере зависит от написанного текста?
2. Манера держаться (поза, осанка) Докладчик держится прямо? Свободно? Уверенно? Поза удобная? Есть ли жесты?
3. Звучание голоса Дикция? Темп речи (успевали воспринимать, записывать)? Говорит громко или тихо? Окраска голоса (приятная)? Тон - заинтересованный, дружеский?
4. Мимика, жесты Естественны? Уместны? Лицо живое? Было ли что-то особенное в мимике и жестах?

 

Подготовьте свое сообщение-доклад на любую интересующую вас тему, например: Особенности лекторской речи, Демосфен о владении голосом, Цицерон об уместности речи, Вербальные и невербальные средства привлечения, установления и поддержания контакта в докладе, Условия успешного общения и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.70.255 (0.033 с.)