Б. Парето и материалистическое понимание истории К. Маркса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Б. Парето и материалистическое понимание истории К. Маркса



1 Осадки, деривации, социальная гетерогенность и циркуляция элит как динамические равновесные системы подробно исследованы в «Трактате», инте ресы — в экономических произведениях Парето. Но в контексте общей социоло гии экономическая теория ученого переосмысливается как концепция одной из четырех основных систем общества. Если историко-генетически экономическая теория Парето предшествует его социологии, то в систематическом аспекте пер вая включена во вторую, является — в ее социологическом прочтении — состав ной частью второй.

 

Из паретовской теории общества как системы систем логично вытекает отношение итальянского социолога к социальной фи^-лософии марксизма, очень распространенной в Европе в конце XIX и начале XX в. Парето очень высоко ценил материалистичес кое понимание истории, ставя ее над политической экономией Маркса и заявляя: «Социологическая часть творчества Маркса в научном отношении во многом превосходит экономическую часть»1. Итальянский мыслитель считал огромным достижением Маркса обнаружение связи между разнообразными идеологичес кими построениями (политикой, моралью, религией и т.д.) и эко номическими отношениями, сожалея о том, что идеализм до сих пор пользуется серьезным влиянием. Парето в данном контексте неустанно подчеркивал теоретические заслуги Маркса, например, в связи с критикой им «сентиментального социализма». Вместе е тем он критиковал великого трирца за абсолютизацию роли сферы экономики в развитии общества. Он считал теорию материалисти ческого понимания истории абсолютизацией случая детерминации интересами осадков, деривации и циркуляции элит. Парето был склонен отождествлять материалистическое понимание истории с экономическим детерминизмом; по всей видимости, на него ока зали влияние широко популярные в эту эпоху интерпретации мар ксизма в духе А. Лориа, А. Лабриолы и К. Каутского. Итальянский мыслитель предложил выделить две интерпретации материалисти-, ческого понимания истории — популярную (popolare) и научную. Согласно первой, все в обществе объясняется его экономически-, ми условиями, что Парето считал принципиально ошибочным. Он утверждал, что иногда добавляемое выражение «в конечном счете» (очевидно, Парето имел в виду «Письма об историческом материализме» Ф..Энгельса) не решает проблемы, на его взгляд, это поправка является слишком неопределенной. Он считал, что; обыденная экзегеза исторического материализма, которой, на его взгляд, был иногда не чужд и сам Маркс, неправомерно заме-'щает взаимодействие всех сторон общественного процесса при чинно-следственными отношениями, в которых основная роль отводилась экономике. Вторая, научная, интерпретация исходит из взвешенного рассмотрения всех сторон общественного целого и сближается, по сути, с позицией исторического детерминизма, который «видит в истории факты, отношения между которыми, надо открыть»[551]. Парето под историческим детерминизмом имел в виду свою концепцию общества. Необходимо в ее духе, т.е., на его взгляд, научно, преобразовать теорию общества Маркса, ос вободив ее рациональное ядро от идеологических покровов. Это предполагает освобождение эпистемологической составляющей материалистического понимания истории от идеологической, отбрасывание социалистических проектов переустройства мира. В частности, Парето считал идеологическими конструкциями та кие важнейшие понятия марксистской теории, как «стоимость», «прибавочный труд», «прибавочная стоимость», «степень эксплу атации труда» и т.д. Они представляют собой «чистый вербализм»[552]. Итальянский социолог указывал, что Маркс превосходно показы вает ложность всех идеологий, но обходит свое собственное идео логическое построение.

Парето рассматривал концепцию классов и классовой борь бы Маркса как важное научное достижение, считая вместе с тем необходимым переосмыслить ее в духе своей теория социальной гетерогенности и циркуляции элит. Он рассматривал также две ин терпретации этой концепции — популярную и научную. Первая предполагает выделение в обществе только двух классов — буржу азии и пролетариата — и сводит борьбу классов к борьбе второго против первого. Этот взгляд предполагает, что пролетариат некогда должен упразднить буржуазию. Научная же интерпретация пред полагает, по его мнению, выделение многих социальных классов и исследование сложного взаимодействия между ними. Согласно Парето, различные формы классовой борьбы и борьбы за жизнь ведут к социальной селекции индивидов и социальных групп. Он отмечал, что средства прямого насилия потеряли свое былое зна чение, за редкими исключениями, примером которых могла бы послужить Парижская коммуна. Однако рекомендуемое Парето истолкование делает понятия класса и классовой борьбы слишком неопределенными и оттого малоэффективными в научном иссле довании.

Аналитическая и синтетическая социология Парето предо пределила его историческую социологию. Она является примене нием теоретических достижений аналитической и синтетической социологии к реальному историческому процессу. Исторический процесс, по Парето, — это циклическое движение, включающее фазы нарушения и восстановления равновесия динамических со циальных систем. Историческая социология Парето ставит своей целью выявление механизма социального равновесия в процессе

исторического изменения. Для этого Парето обращается к рассмот рению проблемы взаимодействия осадков комбинаций и осадков постоянства агрегатов. Принципиально важными для понимания реального исторического процесса являются, согласно ГГарето, три типа соотношений этих осадков: а) у разных народов в данное вре мя, что определяет международные отношения, войны и т.д.; б) у одного и того же народа в разные эпохи и в) у разных социальных слоев внутри одного и того же общества. Оптимальное сочетание этих двух классов осадков у социальных субъектов является не обходимой предпосылкой плодотворного и стабильного развития стран и народов. Но оптимальный баланс осадков у народов и со циальных групп встречается довольно редко; гораздо чаще доми нируют осадки I либо II класса. Так, например, для элит Афин V в. до н. э. и Франции второй половины XIX в. было присуще преобладание осадков комбинаций, а элитам Спарты, Рима времен императоров Августа Октавиана и Тиберия, Венецианской респуб лики последних веков ее существования, а также элите Германии второй половины XIX в. — осадков постоянства агрегатов. В этом отношении, по мысли Парето, были противоположны история Китая и Италии. Китай в силу доминирования осадков II класса и недостатка осадков I класса, согласно мысли Парето, был обре чен на многовековую стагнацию и отсталость. Италия благодаря изобилию осадков «инстинкта комбинаций» и недостатку осадков «постоянства агрегатов» добилась в конце средневековья, в эпоху Возрождения значительных достижений во всех сферах человечес кой деятельности (географические открытия, экономика, полити ка, культура и т.д.), но вплоть до второй половины XIX в. не могла создать единого национального государства и была объектом чуже земных завоеваний.-Реформация в Германии, как полагал Парето, возникла как результат борьбы людей, у которых преобладали осад-' ки «постоянства,агрегатов», с властью людей, у которых преобла дали осадки «инстинкта комбинаций», т. е. как реакция «немецких силы и религиозности против итальянских ума, рациональности и хитрости». Революция 1789 г. во Франции была вызвана борьбой низших классов, в среде которых преобладали осадки II класса, против правящих классов, которым было присуще преобладание осадков I класса. В правящем классе современной ему Италии, а также в элитах Великобритании, Франции и США Парето видел чрезвычайную перенасыщенность осадками I класса и недостаток осадков II класса; элиты Германии и Австро-Венгрии характери зовались противоположным балансом осадков. Первая мировая

война, на его взгляд, была вызвана конфликтом между «демагоги ческими плутократиями» стран Антанты и «военными плутократи ями» стран Четверного блока (Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии). Неприязненное отношение к правящей демократи ческой элите итальянского государства и привело мыслителя к бла госклонному отношению к фашизму. В возникновении фашизма и приходе его к власти Парето видел подтверждение своих научных взглядов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 462; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.005 с.)