Музыкально-ритмические занятия с детьми и взрослыми, имеющими нарушения голоса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкально-ритмические занятия с детьми и взрослыми, имеющими нарушения голоса



В комплексе медико-логопедического воздействия логоритмиче-ские занятия способствуют: 1) воспитанию голоса: его высоты, силы, тембра, диапазона; 2) развитию дыхания: глубины вдоха, продолжительности речевого выдоха; 3) развитию артикуляторного аппарата. Комплексная терапия голосовых расстройств включает медикаментозное, физиотерапевтическое лечение и ортофонические упражнения. Ортофония — специальный метод лечения расстройств голосовой функции артикуляторными, дыхательными и голосовыми упражнениями. Цель ортофонического лечения — восстановление нарушенного автоматизма в работе гортани, в функциях дыхания и артикуляции. Важным принципом лечения голосовых расстройств является преемственность логопедической, логоритмической и лечеб­ной работы, проведение функциональной терапии на-всех этапах восстановления голоса. Поэтому развитие дыхания, артикуляцион­ной моторики и голоса на логоритмических занятиях обеспечивает в значительной мере эффективность комплексной работы.

Для развития артикуляционного аппарата предлагаются упраж­нения для губ, языка, нижней челюсти, мягкого нёба. Упражнения выполняются ритмично, под счет, на акцент в музыке. Предлага­ются также дидактические игры «Веселый язычок», «Вкусное ва­ренье», «Почистим зубы», «Кошка спинку выгибает» (поднятие спинки языка с открытым ртом), «Маятник», «Как мы,улыбаемся», «Пароход гудит» и др.

На занятиях со взрослыми повышается степень самостоятель­ности в тренировке артикуляционного аппарата. Поэтому можно предложить задания типа «Придумайте и покажите». Занимаю­щиеся строятся в две шеренги друг против друга и рассчитываются по порядку. Педагог называет любой номер. Тот, у кого этот номер, выходит из шеренги и показывает три разных движения для губ (языка). Затем вызывается занимающийся из другой шеренги и показывает три новых упражнения, не похожих на прежние. Если одно из упражнений уже было, команде начисляется одно штрафное очко. Состязание продолжается 5—6 минут. Итог подводится по сумме штрафных очков.

Можно предложить задания на сочетание артикуляторных поз и движений разными частями тела. Например, округлить губы и руками показать обруч; вытянуть губы вперед «трубочкой» и соеди­нить вместе руки, вытянутые перед собой, на уровне плеч; открыть широко рот и раскрыть руки в жесте: правая — высоко вверх, левая отведена вниз-назад и т. п. В задания между тренирующимися вносится элемент соревнования.


К указанным упражнениям присоединяется голос и контроль за дыханием. Например, руки разводятся в стороны (вдох), соединя­ются медленно спереди на уровне плеч до смыкания ладоней при одновременном произнесении звука у с упруго вытянутыми вперед губами. Или: потянуть руки вверх, подняться на носки (вдох), опуская руки вниз через стороны и постепенно приседая на корточки, произносить длительно о-о-ох и т. д. Подобные упражнения полезны для развития дыхания. Дыхание состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха. Для выработки правильного трехфазного дыхания нужно работать в трех направлениях: 1) усвоение приемов дыхания, снимающих утомление; 2) развитие дыхательной мускулатуры путем специальных упражнений; 3) применение приемов рациональ­ного дыхания в движении.

Развитие дыхания по данной системе строится на речи, пении и движении. На занятиях проводятся упражнения на медленное чередование слогов, соединение согласных, быстрые дикционные упражнения, на задержку согласных при произнесении текста. В пении — это исполнение вокальных упражнений и песен. И ко всему этому — применение движения: соединение элементов классического танца, гимнастических и ритмических комбинаций с речевыми и певческими упражнениями.

Освоение трехфазного дыхания начинается с упражнения сидя: прямой позвоночник, плечи расправлены, руки свободно опущены на колени. В этой позе должна быть подтянутость, но без лишнего напряжения. Следует первая фаза — выдох: губы вытянуты вперед, через плотно сжатые губы произносится звук я, а затем воздух выдыхается на звук ф. При выдохе не должны резко опускаться плечи и грудь. После выдоха наступает вторая фаза — пауза — ожидание возврата дыхания. Педагог говорит: «Впустим воздух через нос, ничего не добавляя, и снова «подуем на свечу» через пфф. Опять ждем, когда дыхание вернется». Выдох — пффф, пауза (ожидание), возврат дыхания. Это первое упражнение выполня­ется сидя, стоя и лежа. Лежа человек дышит правильнее, он хорошо чувствует паузу. Заканчивая выдох, не изменяя его ровности, нельзя отдавать дыхание до конца. Трехфазное дыхание тренируется по­немногу, но часто: в день по 8—10 раз, по 2—3 выдоха подряд сидя, стоя и лежа. Выдох на согласных звуках тренируется со 2—3-го за­нятия на звуке с. Сначала выдохнуть на пфф, выдержать паузу и до­ждаться возврата дыхания, затем после выдоха, паузы и возврата дыхания произнести продолжительное ссс (ш, ф, х). Упражнение повторяется по 2—3 раза и выглядит так: пфссс — пауза — воз­врат дыхания — ссс — пауза — возврат дыхания — пф (отдых). За­тем тренировка выдоха продолжается на звуках ж, з, на низких тонах голоса по схеме. При выполнении упражнения полезно дер­жать мускулы брюшного пресса слегка подтянутыми (как при стойке «смирно»), тогда диафрагма при выдохе дольше держится опущенной и выдох получается более замедленным, дыхательная мускулатура становится более напряженной, что помогает ее раз­витию. Затем тренировка выдоха продолжается на звуке р по той же


схеме: пф плюс «смирно» — ррр — пауза — возврат дыхания — ррр — пауза — возврат дыхания.

Для развития длинного выдоха на гласных звуках необходимо тренировать подвижность гортани и мягкого нёба. Положение зева с поднятым мягким нёбом и опущенной гортанью принято называть «положением зевка». Это положение получается в том случае, если начать широко зевать и перебить этот зевок, прикрыв рот. Мягкое нёбо сильно поднимается, а гортань опускается. В таком положении губы плотно смыкаются, собираются к центру и звучит звук м на собранных, плотно сжатых губах. При этом звук резонирует в груди. После того как пациент освоит «положение зевка» на выдохе м, можно приступить к отработке дыхания на гласных звуках, начиная с гласного у, требующего широкого положения зева. Схема: пф (на возврате дыхания форма м)м-ууу — пауза — возврат дыхания (форма м)м-уу — пауза — возврат дыхания — пф — отдых. Да­лее м сочетается с гласными о(мо), а(ма), э(мэ), ы(мы), и(яш). Потом на одном выдохе произносятся три слога: момэму и момаму.

Тренировка длинного выдоха на пффф и ссс с движением.

Стоя прямо, описывать перед собой вытянутыми руками плавные круги Менять направление, начиная круг то снизу вверх, то сверху вниз. Повторять упражнение на протяжении двух-трех пф.

Пф, ссс — плавный круг руками, пауза, возврат дыхания; ссс — пауза, возврат дыхания

Вокальные упражнения помогают контролировать продолжи­тельность выдоха. Пропевание звука р сначала только от нот ре-бемоль, ре, ми-бемоль. Все вокальные упражнения, так же как и речевые, начинаются с пф. Затем мелодия поется на слоги: в тоне от ре-бемоль — мы-и, от ре — мы-и, от ми-бемоль и ми — мо-о. Сло­ги поются на одной ноте, затем постепенно поднимаются по полу­тонам.

На одной ноте слоги момэму, на другой — момаму. Ритм оста­ется, как в речи: на мо — небольшая остановка, мэ и ма пропева-ются быстрее, продолжительнее всего звучит му. Начинать и закан­чивать следует на выдохе пф. Звук должен быть ровным и негром­ким. Форма м не должна нарушаться движением губ вперед. Когда эти три слога начнут звучать ровно и спокойно, попробовать пропеть четыре момэмаму. Так же как и в речевом упражнении, на мо к му делается остановка, а мэ и ма пропеваются быстрее. Затем соеди­няются все гласные. Пф (на возврате дыхания подготовка фор­мы м), мы-и-момэма-му, пауза; возврат дыхания (подготовка фор­мы мы), мы-и-момама-му и т. д. Очень хорошо тренируется дыхание на повторении короткого согласного звука ч. Сначала берется

ч ч ч ч спокойный ритм как бы четвертями: пфвел» — пау-

ч ч ч ч I I I I

за — возврат дыхания, f 0 9 F Затем звук произносится чаще

II II ЧЧЧЧЧЧЧЧ

— группами шестнадцатых: пф f f f f f f f f — nay-


ч ч ч ч

за — возврат дыхания f f f f и т. д. Полезно для тренировки

С5Ж5СЭ

выдоха сочетание звуков чк. 1емп сначала медленный: пф
чк чкчк чк чк чк чк чк

f f f Г — пауза — возврат дыхания — Г Г Г Г ^а" тем ускоряется темп, звуки чк объединяются в группы по три. Пф


Чк чк чк чк чк чк чк чк чк

 

и т.д.


— пауза — возврат дыхания —


Первые доли слегка акцентируются. Главным показателем эко­номного выдоха является ровность звучания и его свобода. Длина звуковых линий увеличивается по мере развития дыхательной муску­латуры, ровности же нужно добиваться с самых первых занятий. Когда звуки образуются на экономном выдохе, слушателю кажется, что они могут длиться бесконечно. Этим признаком и проверяется правильность подачи дыхания в речи и пении.

После усвоения продолжительного выдоха при напряженной мускулатуре диафрагмы необходимо научиться освобождать муску­латуру тела во время дыхания. После пф произносится слог му, как обычно, при подтянутом корпусе, стойке «смирно» и на хорошей, форме «зевка»; затем, не истратив дыхания до конца, му перево­дится в мягкий, ослабевающий звук х, одновременно тело нужно расслабить. При этом на звуке ж освобождается вся мускулатура тела. В начале следующего слога опять возвратиться к стойке «смирно», а на звук х вновь расслабиться. Слоги обычно строятся с применением согласного м и звуков з и ж: пф-му-ххх («смирно», расслабиться) — пауза — возврат дыхания — мо-ххх («смирно», расслабиться) — пауза — возврат дыхания. Также строится упраж­нение на слогах ма-ххх, мэ-ххх, мы-ххх, жу-ххх, жо-ххх, жа-ххх, жэ-ххх, жи-ххх, зу-ххх, зо-ххх, за-ххх, зэ-ххх, зы-ххх. Это упражне­ние тренирует длинный выдох и учит освобождать мускулатуру.

Необходимо воспитывать также звучание на опоре дыхания. «Опертое» и «неопертое» звучание разное. При «опертом» звучании звук голоса очень плотный и насыщенный, а в области диафрагмы ощущается напряжение. Значит, когда звук голоса насыщен, а мускулатура диафрагмы собрана, звук «опертый». «Опоре» звука помогает положение «смирно» — подбор брюшного пресса.

Звуки должны резонировать совершенно одинаково — в грудном резонаторе. Первые четыре гласные у, о, а, э строятся сразу на форме м и легче в нее переходят. Последняя гласная ы переходит вмс перестройки: пфбуууммм (сбрасывать м) — пауза —


возврат дыхания — бааммм (сбрасывать м) — пауза — возврат дыхания — бэээммм (сбрасывать л) — пауза — возврат дыха­ния — быыыммм (сбрасьшать м) — пауза — возврат дыха­ния — пф. Особенно внимательно надо следить за формой гласных а, э. После месяца тренировки следует менять первый согласный, например заменить звуками ж, з: пфжж-уу-ммм — пауза — возврат дыхания — жж-оо-ммм и т. д.; пфзз-уу-ммм — пауза — возврат дыхания — зз-оо-ммм и т. д.

Дикционные упражнения способствуют нормализации голосовой функции. Дикция — степень ясности произношения в речи и пении. Например, на одном выдохе предельно ясно выговаривать сочетание слогов: птаптэпти. Первый слог произносить, слегка растягивая гласный: птаааптэпти. Начинать произношение с медленного темпа, постепенно его убыстряя. Следует проделывать упражнения для мускулатуры губ: рот закрыт, губы как можно плотнее собираются к центру и затем не спеша растягиваются в широкую улыбку. Потом снова к центру и снова — улыбка. Губы ни на минуту не должны быть безвольными. Движения чередуются несколько раз: сначала по 3—4 раза подряд, потом по 5—6 раз. Проводятся упражнения для развития хорошей дикции и опоры дыхания в виде скорогово­рок. Текст произносится на низких тонах, негромко, но очень упрямо и зло, как бы коротко ударяя по каждому слогу. Темп должен быть очень сдержанным, даже медленным.

Вокальные упражнения, пение песен также служат для выработ­ки плавного выдоха. Но необходимо соблюдать синхронность с логопедическими занятиями. Занятия пением начинать после прове­денного лечения, после острого периода функционального заболе­вания голосовых складок, гортани. Вокальные упражнения: 1) пе­дагог поет (протягивает) первый звук, больные повторяют, идет как бы настройка перед началом песни; 2) исполнение музыкальных попевок в различных тональностях; 3) исполнение музыкальных попевок на более высоких и более низких звуках; 4) использование при пении движений руки (элементы дирижирования), показываю­щих, как петь: выше или ниже; 5) пение без музыкального сопро­вождения. Оно помогает развить точную вокальную интонацию. Начинать пение лучше с гласных а, о, э, и и их сочетаний в пределах (до) ре первой октавы и до (до диез — ре) второй октавы. Затем пропеть свое имя или имя и отчество, пропеть диалог: «Как тебя зовут? — Меня зовут Аня» и т. Д. Или: «Какая сегодня погода? — Сегодня пасмурная погода». Далее импровизировать звукоподра­жания ау, ку-ку и пр. на низких и высоких тонах; например, утка и утенок, гусь и гусенок. Диалоги между ребенком и взрослым. Педа­гог распевает с больными слоги, особенно важно ясное выговари-вание согласных в конце слов. Для этой цели берутся носовые звуки: динь-динь, бам-бам, дон-дон, бим-бом, тили-тили-бом и другие сочетания. Конечный сонорный звук протягивается как можно доль­ше. Далее для пения подбираются песни с короткой фразой, насы­щенные гласными звуками и звонкими согласными. Например, «Баю-баюшки-баю, баю Оленьку мою» и другие подобные колыбель-


ные песни. Учитываются интересы больных, поются их любимые песни в середине и конце коррекционного обучения, когда они овла­девают певческими навыками.

Осторожно следует развивать голос средствами пения у больных с органическими нарушениями голоса вследствие стеноза гортани, папилломатоза, после хирургического вмешательства; уделять вни­мание постепенности воспитания голоса, созданию опоры на диа-фрагмальное дыхание; обращать внимание на то, чтобы голос зву­чал в грудном отделе (контроль рукой).

Занятия по воспитанию правильного голоса рекомендуется начинать с певческих и речевых упражнений сначала без движения. В этих условиях хорошо пропевать двухголосные песни, каноны, но большая часть времени должна быть посвящена работе над звуком при движении. Говорятся и поются упражнения и песни с танцем, с комбинациями ритмики или гимнастики. Чем старше возраст, тем больше упражнений оказываются связанными с движением, тем сложнее задания, тем больше требуют они времени для подготовки. Проверка звуковой тренировки с движением проводится не только на логоритмических, но и на логопедических занятиях. Логопед смотрит придуманные занимающимися комбинации и вносит свои поправки, на основе которых они дорабатывают то или иное упраж­нение самостоятельно, а затем вновь отрабатывают его на лого-ритмическом занятии. Таким образом, логопедические и логоритми-ческие занятия дополняют друг друга в деле нормализации голоса больных.

Вопросы и задания

1. Каковы особенности нарушения моторики у лиц с дислалией
и дизартрией?

2. Назовите двигательные расстройства при различных формах
дизартрии.

3. Каково значение игр и упражнений в подготовительный пе­
риод коррекции нарушений звукопроизношения?

4. Приведите примеры игр и упражнений на развитие слухового
внимания, речевого слуха, фонематического восприятия, артикуля­
ционной моторики и т. д., используемые на логоритмических заня­
тиях с детьми, страдающими дислалией.

5. Каковы особенности логоритмической коррекции в работе с
людьми, страдающими ринолалией?

6. Назовите логоритмические средства для снятия назализации.

7. Назовите задачи логоритмического воспитания детей с ди­
зартрией на каждом этапе логопедической работы с ними.

8. Приведите примеры упражнений лечебной гимнастики для
детей с дизартрией.

9. Каково значение работы по воспитанию дыхания у людей с
нарушениями голоса?

10. Приведите примеры упражнений трехфазного дыхания на согласных звуках.


ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 877; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.031 с.)