Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми нарушениями



Обследование состояния психомоторики лиц с речевыми наруше­ниями проводится логопедом и музыкальным руководителем в на­чале коррекционного обучения. Оно является частью комплексного, динамичного обследования лиц с речевой патологией различными специалистами: логопедом, невропатологом, психиатром, психоло­гом, отоларингологом и др.

Обследование проводится на основе соблюдения принципов ком­плексности, возрастного, индивидуального подхода, учета личност­ных особенностей, состояния двигательной сферы обследуемого, речевого нарушения и др. В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы. С их помощью исследуются различные области сенсорной, двигательной систем, некоторые психические процессы.

У лиц с речевыми нарушениями могут быть легко выраженные, парциальные двигательные расстройства, могут наблюдаться частичные, едва уловимые отклонения в гнозисе, праксисе. Лого-ритмическое (помимо логопедического) обследование позволяет уточнить, углубить картину психомоторного состояния лиц с нару­шениями речи. Задания по логоритмическому обследованию можно использовать в целях дифференциальной диагностики в случаях отклонений развития (алалия — олигофрения, алалия — задержка речевого развития, сенсорная недостаточность — снижение слуха, дислалия — дизартрия и т. д.).

Исследование двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб. Прием: пе­дагог показывает шесть движений для рук (подросткам, взрослым), четыре движения (для школьников), три движения (для дошколь­ников) и предлагает их повторить.

Упражнение для рук: руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, на пояс, вниз.

Прием: повторить за педагогом движения за исключением од­ного, заранее обусловленного, «запретного» движения.

Отметить: качество, правильность, последовательность вы­полнения движений.


Исследование произвольного торможения движений. Прием для взрослых и подростков: проделать одновременно три движения одной рукой и два движения другой. Правой: вперед, в сторону, вниз. Левой: вперед, вниз.

Отметить: плавные и точные движения обеих рук; обе руки одновременно начинают движение, при раздельном их движении.

Для дошкольников: маршировать и остановиться внезапно по сигналу.

Исследование статической координации движений. Прием для взрослых, подростков, школьников: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед. Время выполнения —16 секунд, выполняется по три раза для каждой ноги.

Для школьников, дошкольников — проба та же, время выполнения —5 секунд, по два раза для каждой ноги.

Прием для пациентов всех возрастных групп: стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения—15 секунд для подростков и взрослых; 5 секунд для дошкольников и школьников.

Отметить: свободно удерживает позы или с напряжением, сильно раскачивается из стороны в сторону, балансирует тулови­щем, руками, головой, сходит с места или делает рывок в стороны; касается пола другой ногой; иногда падает, открывает глаза и отказывается выполнять пробу.

Исследование динамической координации движений. Прием для взрослых и п од р ос т ков: проделать одновременно асим­метричные и противоположные движения руками на четыре счета. Правой: на «раз» — поднять руки вперед, ладонь открыта, на «два» — сжать кулак, на «три» — разжать кулак, на «четыре» — опустить руку вниз. Задание повторить четыре раза, чтобы пациент запомнил движения. Левой: на «раз» — отвести руку в сторону, кулак сжать,! на «два» — разжать кулак, на «три» — сжать кулак, на «четыре» — руку опустить вниз. Задание повторить также четыре раза. Затем предлагается соединить движения правой и левой рук.

Отметить: выполняет пробу правильно; с некоторым напря­жением со второго-третьего раза; темп замедлен, испытуемый использует зрительный контроль; пробу выполнить не удается.

Прием для школьников и дошкольников: марширо­вать, чередуя шаг и хлопок ладонями. Хлопок производить в проме­жуток между шагами.

Отметить: выполняет верно с первого раза; выполняет верно
со второго-третьего раза; напрягается, движения рук и ног скован­
ные; чередование шага и хлопка не удается.,:

Прием для всех возрастных групп: выполнить подряд шесть плавных приседаний. Пола пятками не касаться, выполнять только на носках (для дошкольников — три приседания).

Отметить: выполняет правильно; с напряжением, раскачива­ясь, балансируя туловищем и руками, крайне напрягается, стано­вится на всю ступню.


Исследование внимания. Прием для исследования устойчивости внимания у подростков, взрослых, школьников: выполнить за логопедом 15—20 движений, но на одно движение позже.

Отметить: на каком по счету движении движение испытуемого ошибочно сольется с движением логопеда.

Прием для иссл ед-ов а н и я переключаемости вни­мания у подростков и взрослых: предлагается заучить четыре движения для рук в определенной последовательности, на­пример в стороны, вперед, вверх, вниз, затем предлагается мысленно проделывать эти движения, соблюдая определенный темп; по дан­ному сигналу испытуемый показывает движение, на котором он мысленно остановился.

Отметить: есть (нет) нарушение темпа движения; нарушение последовательности в выполнении движения.

Прием для исследования распределения внима­ния у дошкольников: проделать одновременно два движения одной рукой и одно движение другой. Правой: в сторону, вверх; левой: вперед. Каждой рукой выполнить движение по два раза, за­тем соединить движения обеих рук.

Отметить: единовременность выполнения, точность, плав­ность.

Исследование координации движений, переключаемости, нали­чия или отсутствия движения.

1 Исследование координации движений. Приемы для всех возрастных групп: выполнить движения — ноги в стороны, на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе.

, Исследование переключаемости движений. Приемы для всех возрастных групп: предложить поднять руки в стороны на уровне плеч, согнуть в локтях, коснуться плеч, разогнуть руки на пояс, присесть, выпрямиться, руки опустить вдоль туловища. Пройти по кругу шагом, поскоками, бегом и вновь шагом (характер движения менять по сигналу).

Исследование наличия или отсутствия движения. Приемы для всех возрастных групп: предложить поднять руки вверх, в стороны, поставить на пояс. Согнуть руку в локте, сжать пальцы в кулак, раскрыть ладонь. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.

Отметить по всем приемам раздела: наличие (отсутствие) движения; выполнение с первого, второго, третьего раза; невыполне­ние задания.

. Исследование пространственной организации движения. При­емы для всех возрастных групп. По подражанию. Повторить за педагогом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти кабинет (зал) из правого угла через центр по диагонали, обойти кабинет (зал) вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противопо-


ложного угла. Повернуться на месте вокруг себя и поскоками про­бежать по кабинету (залу), начиная движение справа; то же, слева.

По словесной инструкции проделать эти же за­дания.

Отметить: ошибки в пространственной координации: незнание сторон тела, ведущей руки, неуверенность выполнения.

Исследование произвольной моторики пальцев рук. Приемы для всех возрастных групп. По подражанию. Выпол­нить под счет: пальцы сжать в кулак — разжать (5—6 раз); держа ладони на поверхности стола, разъединить пальцы, соединить вместе (5—6 раз); сложить пальцы в кольцо — раскрыть ладонь (5—6 раз); попеременно соединять все пальцы руки с большим пальцем, сначала правой руки, затем левой, затем обеих рук одновременно (для дошкольников провести в виде игрового упражнения «Здравствуй, пальчик»). На обеих руках одновременно показать второй и третий пальцы, второй и пятый пальцы (5—6 раз). На обеих руках одно­временно положить вторые пальцы на третьи, и наоборот, третьи на вторые (5—6 раз).

То же по словесной инструкции.

Отметить: плавное, точное и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений; нарушение темпа выполне­ния движения (не под счет логопеда); невыполнение; наличие лево-рукости.

Исследование орального праксиса. Исследование объема и ка-чества движений губ. Приемы для всех возрастных групп. По словесной инструкции: вытянуть губы вперед («тру-1 бочкой»), удержать позу. Растянуть губы в «улыбке» (зубов не видно), удержать позу. Поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы. Опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы. Одновре? менно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю губу' вниз.

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений неве­лик; наличие содружественных движений, чрезмерное напряжение, мышц, истощаемость движений.

Исследование объема и качества движений мышц щек. Приемы для всех возрастных групп: надуть левую щеку, надуть; правую щеку, надуть обе щеки одновременно.

Отметить: выполнение правильное; сильно напрягается про­тивоположная выпяченная щека; изолированное надувание одной щеки не удается.

Исследование объема и качества движений языка. Приемы для всех возрастных групп: показать язык вперед «жалом», удержать на три счета. Показать широкий язык «лопаточкой», удержать на три счета. Переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол рта. Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»). Показать язык, положить его на нижнюю губу и опустить вниз к подбородку. Пощелкать (поцокать) языком.


Отметить: выполнение правильное; движения языка недоста­точного диапазона; в мышцах появляются содружественные движе­ния; язык движется неуклюже, неточно, всей массой, медленно; движение не удается.

Исследование произвольной мимической моторики. Исследование объема и качества движения мышц лба. Приемы для всех возрастных групп: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить 'лоб.

Отметить: выполнение правильное; или движение выполняет­ся с содружественными движениями (щурятся глаза, подергива­ются щеки и т. д.); или движение не удается.

Исследование объема и качества движений мышц глаз. При­емы для всех возрастных групп: легко сомкнуть веки, плотно сомкнуть веки, прищурить глаза, закрыть поочередно правый и левый глаз.

Отметить: выполнение правильное; или испытуемый зажму­ривает глаза; или возникают содружественные движения; или дви­жение не удается.

/ Исследование возможности произвольного формирования опре­деленных мимических поз. Приемы для всех возрастных групп: выразить мимикой лица удивление, печаль, ужас, радость, сомнение, подозрительность.

Объяснение: удивление — брови подняты вверх, глаза широ­ко открыты, рот приоткрыт, губы слегка вытянуты вперед; печаль — брови слегка сводятся к переносице, углы бровей слегка опуска­ются, губы сжаты; ужас — брови поднимаются вверх до предела, глаза максимально раскрываются, рот приоткрыт; радость — губы растянуты в улыбку, глаза слегка прищурены; сомнение — брови подняты вверх, губы сжаты, нижняя губа поджата, углы рта опу­щены; подозрительность — губы сжаты, один или оба глаза при­щурены.

Отметить: указанное выше правильное выполнение мимиче­ских поз; или мимическая картина нечеткая; или движение не удается.

\ Исследование слухового внимания. Приемы для всех воз­растных групп: показать, какой предмет прозвучал: барабан, флейта, гармоника и т. д. Определить направление звучания пред­мета или игрушки. Определить, что слышится из-за ширмы: звук льющейся воды из стакана в стакан, шуршание бумаги — тонкой, плотной; разрезание бумаги ножницами; звук упавшего на стол карандаша и т. д.

Отметить ошибки в восприятии услышанного: неправильное называние звучащего инструмента, неумение определить направле­ние звучания.

Исследование музыкального слуха. Прием для всех возра­стных групп. Испытуемому предлагается спеть один куплет из знакомой песни (без музыкального сопровождения), затем повто­рить его с музыкальным сопровождением.


Отметить: музыкальный слух абсолютный; относительный; не развит.

\ Исследование восприятия музыки. П р ие м для всех возра­стных групп: прослушать и затем определить услышанное: марш, пляска, колыбельная. Для взрослых, подростков, школь­ников: прослушать и определить форму музыкального произведе­ния: вступление, заключение, запев, припев, часть.

Отметить: умение определить контрастную музыку, части му­зыкального произведения.

Исследование звуковысотного слуха. Приемы для всех возрастных групп: определить, как звучал колокольчик — выше — ниже (для дошкольников: «пел песенку»); определить направление звукоряда на металлофоне (для дошкольников метал­лофон, поставленный наклонно, становится «музыкальной лесен­кой». На конце молоточка укрепить маленькую куколку-матрешку. Ударять молоточком, а дети должны определить, куда по сту­пенькам лесенки «идет» куколка: вверх, вниз или через сту­пеньку).

Отметить: различают ли испытуемые направление звукоряда, расстояние между звуками или нет.

-, Исследование тембрового слуха. Приемы для всех возра­стных групп. Сравнить звучащие инструменты различных групп: ударной (барабан, бубен), духовой (флейта, саксофон, кларнет, триола), струнной (цитра, домра, балалайка и другие инструменты типа народных).

Усложненный прием: сравнить звучащие однородные инструменты; например, бубенчики и бубны, металлофоны и тре­угольники.

Отметить: правильно или с ошибками различают испытуемые звучащие инструменты.

Исследование динамического слуха. Приемы для всех возрастных групп. Прослушать звучание различных инстру­ментов по типу «горячо — холодно»; например, педагог подает на инструменте сильный или слабый звук, испытуемый называет сло­вом, как звучал инструмент: сильно — слабо. Или: педагог подает повторно сильный или слабый звук, испытуемый повторяет их на инструменте.

Отметить: различает (нет) испытуемый сильное и слабое звучание инструмента.

Исследование ритмического чувства. Приемы для взрослых и подростков: простучать последовательно восемь ритмических рисунков. Для дошкольников: простучать за педагогом карандашом ритмический рисунок

I

Для всех возрастных групп (прием «музыкальное эхо»). Педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту,


например в бубен, треугольник, тарелки, барабан и т. д., испытуе­мый в этом же ритме точно повторяет услышанное.

Отметить: ошибки при воспроизведении ритмического рисун­ка, повторяет в ускоренном или замедленном, по сравнению с образ­цом, темпе; нарушает количество элементов в данном ритмическом рисунке.

Исследование продолжительности и силы выдоха. Приемы для всех возрастных групп: сыграть на любом духовом инстру­менте, поддувать пушинки, листок бумаги и т. п.

Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох (в зависимости от возраста испытуемого).

Исследование певческого диапазона голоса (для пациентов с достаточно развитым музыкальным слухом). Приемы для всех возрастных групп: при поддержке музыкального инструмента спеть гамму на гласный звук, например на звук а (сначала до ноты до первой октавы вверх, а затем до ноты до первой октавы вниз).

Отметить: количество тонов певческого диапазона: до 6 то­нов, 6—7,5 тонов, 8—9,5 тонов, 10—11,5 тонов, 12—13 тонов, 13 то­нов и более.

Исследование темпа. Приемы для всех возрастных групп. В течение определенного отрезка времени удержать задан­ный темп в движениях рук, показываемых педагогом. Затем по сигналу педагога предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испы­туемый остановился. Движения рук вперед, вверх, в стороны, на пояс, опустить.

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.

Приемы (для взрослых, подростков, школьников). Обследовать темп движения при помощи письменной пробы: пред­ложить чертить на бумаге палочки в строчку в течение 15 секунд в произвольном темпе. В течение следующих 15 секунд чертить как можно быстрее, в течение следующих 15 секунд чертить в перво­начальном темпе.

Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.

В заключение отметить нарушенные и сохранные стороны пси­хомоторного состояния лиц с речевой патологией. После обследо­вания необходимо вести записи психомоторного развития каждого занимающегося логоритмикои. Можно использовать карту-таблицу, предложенную Н. С. Самойленко. По вертикали отмечается фами­лия, возраст, оценка выполнения; по горизонтали — параметры выполнения движений: ритм, мышечный тонус, координация дви­жения с речью, ориентировка в пространстве, активность выполне­ния движения, коллективность, общий вывод. Оценка выполнения дифференцированная: черный цвет — плохое выполнение, 1 балл; синий цвет — среднее выполнение, 2 балла; красный цвет — хоро­шее выполнение, 3 балла. Таким образом, наихудший показатель

Зак 966 Г А Волкова 97



16 ц

12 10 8 6 4 2

О


5/1


2/11


15/Н


по 6 параметрам—6 баллов, наилучший—18 баллов. Можно составить график календарной кривой психомоторики и сопоста­вить его с графиком речевым.

Вопросы и задание

1. Какие области сенсорной сферы исследуются у лиц с рече­
выми расстройствами?

2. Какие связи можно установить между сенсорно-двигатель­
ными и речевыми нарушениями?

3. Охарактеризуйте психомоторику ребенка и взрослого с нару­
шениями речи.

ГЛАВА ВТОРАЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 707; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.047 с.)