Должны использовать и грудной, и головной резонаторы в равной степени на 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Должны использовать и грудной, и головной резонаторы в равной степени на



всем диапазоне, от самой низкой ноты до самой высокой. Принципиаль

ная, так сказать, линия здесь должна быть такова: в пении всегда должно

осуществляться определенное соотношение, равновесие между хорошим

открытием горла и резонированием звука в головном и грудном резонаторах.

Горло открывается широко, когда гортань хорошо опущена, и это дает воз

можность больше расширить звук. Надо хорошо открывать рот, хорошо

артикулировать губами при произношении различных гласных. Различ

ные гласные, естественно, требуют разного открытия рта, потому, стре

мясь к возможно большему открытию рта, надо это делать в той мере, в

которой позволяет чистое произношение гласных. Гласные надо произ

носить очень четко, даже утрированно, потому что слушатель хочет хоро

шо расслышать содержание текста. Разумеется, артикуляция этих глас

ных будет весьма различна: и положение языка, и степень раскрытия рта,

и работа губ — все это на разных гласных неодинаково. Но уклады для

каждого гласного должны быть очень четкий В речи у нас четкая артикуля

ция, и в пении следует добиваться не менее четкой, даже еще более утри

рованной. Для этого надо очень хорошо двигать губами, но не горлом, ко

торое должно быть всегда опущено. Очень плохо, когда дикция страдает и

публика не понимает слов. Вот, например, некоторые сопрано на опреде

ленной высоте звуков уже не произносят ясно слова, поют на каком-то

одном звуке типа «У—У». Тогда ничего разобрать нельзя, и это большая

ошибка. Конечно, в этом случае остается окраска звука, выразительность

музыки, но текст не доходит, и интерес у публики пропадает. Необходимо

научиться свободно двигать губами при произношении гласных.

Но во всех случаях надо стараться гортань держать по возможнос-

ти низко, ибо только при этом звук становится густым и округлым. Рот

должен находиться в манере открытой, так как это позволяет звуку луч-

ше выходить наружу. При этих установках всегда следует искать резо-

нанса в верхнем резонаторе, в области носа, лба, глаз. Эти резонатор-

ные ощущения надо использовать и при обучении пению.

Хорошо ли Вы сами ощущаете оба эти резонатора и всегда ли так

было?

— Теперь я их ощущаю хорошо, а прежде мои ощущения были

неясными. И я думаю, что эти резонаторы дают голосу певца его тембр.

Вот, например, у русских и славянских певцов головное звучание во-

обще естественно присутствует при разговоре. Русские при разговоре

дают звук близкий, почти что в нос. Таким образом, у русских и славян

это звучание почти натурально. И они используют вибрации головно-

го резонатора в пении почти естественно. Особенностью ваших пев-

цов является то, что, хорошо используя грудное звучание в низком ре-

гистре, например, это хорошо слышно у ваших басов, они при ходе квер-

ху обедняют звучание голоса. У меня такое впечатление, что, идя к вер-

хнему регистру, они уже не могут свободно открывать горло, и остав-

ляют только вибрацию головного резонатора. Поэтому нарушается не-

обходимое равновесие, то есть соотношение резонаторов. Успешно

делает ход наверх Гяуров. Для меня это идеально, потому что, как толь-

ко он идет наверх, то все больше и больше открывает горло и понижает

гортань, все больше открывает рот и поддерживает соотношение резо-

наторов. В результате голос увеличивается и увеличивается в объеме,

не теряя тембра. Если постоянно используются головной и грудной ре-

зонаторы, то создается впечатление, как будто голос образуется во рту.

Получается одинаковый, красиво оформленный звук. Основным пра-

Вилом в вопросе резонирования является возможно более низкое положе-

Ние гортани.

Такое низкое положение гортани необходимо для всех типов

голосов?

— Да, для всех, абсолютно всех голосов, надо держать гортань как

можно ниже.

А для женщин?

— Я с ними никогда не работал, но, думаю, что органы голосооб-

разования одинаковы для всех, и потому у всех певцов все должно рабо

тать одинаково. Ведь у них только размеры аппарата меньше, связки

короче1. Вот, например, у Миреллы Френи, все звуки одинаково хоро

шо оперты, сформированы в гортани, отзвучивают и в голове, и в груди,

хорошо оформлены во рту. Она абсолютно идеально формирует звуки.

Не правда ли? Часто мы слышим женские сопрановые голоса, которые

поют одной «верхушкой», потому что не используют грудного резони

рования. У Миреллы же голос фонетически идеален. И в его построе

нии нет разницы, по сравнению с мужским голосом, конечно, исклю

чая вопрос регистров, потому что женщины поют относительно более

высоко и регистры у них иные.

Как Вы относитесь к проблеме регистров мужских голосов? Как

осуществляете «прикрытие» верхней части диапазона, с каких звуков?

Я хорошо понимаю ваш вопрос, так как регистры — это пробле

ма, которая волнует всех певцов. Я думаю, что разрешение этой проблемы

1 С. Брускантини ошибается: женская гортань отличается от мужской не только по раз-

мерам, но и по форме, по структуре. — Л.Д.

всегда зависит от следующего фактора: часто забывают правильное соотно-

шение между резонаторами. Вот, например, вчера я занимался с Бадиоли (тоже

солист Ла Скала. — Л.Д.). Мы пели ноты длительные и в быстром движе-

нии для того, чтобы сделать голос более ровным. Так вот, оказывается, ког-

Да я на самой низкой ноте держу позицию, которую надо иметь, чтобы брать

Верхние звуки, то, делая упражнение на две октавы вверх, я не чувствую ника-

кого перехода. Голос звучит ровно, и нет того знаменитого перехода, кото-

рый так волнует многих певцов. Следовательно, беря нижние звуки, надо

мысленно думать, что это высокие, и тогда ничего специального при пере-

ходных тонах делать не следует. Тогда отпадает надобность в изменении глас-

ных от «А» к «У» (показывает), которое так неприятно уху.

Следовательно, низкие звуки не следует оставлять только грудны-

ми, так как известно, что высокие формируются при помощи головного

регистра. Надо начинать с нижних нот, которые уже направлены «в голову».

Логично, что если я пою звуком, который сформирован в белом, в откры-

том грудном регистре, то неизбежен переход наверху от «А» к «У» (пока-

зывает), чтобы взять верхние звуки с головным резонированием. Но если

я начинаю с нижних звуков, уже направленных в голову, то переход исче-

зает, он не ощущается, так как ничего не изменяется на протяжении всей

гаммы. Конечно, чтобы этого достигнуть, необходимо много трудиться,

много заниматься. Ведь это вещь искусственная, ее надо найти, вырабо-

тать. Регистры существуют от природы, и, чтобы сделать голос ровным, надо

Принципиально по-иному его строить — делать его смешанным.

Поскольку от природы в голосе есть регистры, надо ли их

смешивать на всем протяжении диапазона голоса от самых нижних тонов

до самых высоких? Если баритон идет открыто до, мими-бемоль первой

октавы, то переход неизбежен?

— Да-да. Весь голос должен быть замикстован. Смешение голоса

ведет к ровности его звучания, исчезает всякое различие между высоки

ми и низкими звуками, он становится как бы единорегистровым. Я ду

маю, что секрет хорошего пения именно в этом.

Насколько сознательно Вы чувствуете установку гортани в пении,

ее работу, свои голосовые связки при переходе из регистра в регистр, в начале

звука, во время его атаки, в продолжение звучания?

— Да-да, конечно!

Я задал этот вопрос потому, что многие певцы и педагоги говорят,

что во время пения в гортани ничего не чувствуют и что там ощущать

вообще ничего нельзя.

— Нет-нет, это невозможно! Я, конечно, не хочу устанавливать

своим утверждением научную истину, вечные законы, но, мне кажется,

Поскольку все звуки родятся в голосовых связках, вполне логично чувство

вать их именно там! Нужно, конечно, производить звук так, чтобы усилие

было наименьшим, а акустический результат — наибольшим. Как в струн

ных инструментах, когда струна раскачивается немножко, а звук полу-

чается достаточно большой за счет использования резонанса. Он обога-

щается обертонами в результате резонанса дек.

Значит, Вы достаточно хорошо ощущаете работу голосовых

связок во время пения?

Я их чувствую постоянно во время продукции звука. Когда я дер



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 188; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.159.10 (0.016 с.)