Семья как один из основных социальных институтов общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семья как один из основных социальных институтов общества.



Семья – один из важнейших и специфичных соц. институтов, с помощью которого обществом и государством нормативно регулируются отношения между мужем и женой, родителями и детьми, другими родственниками, осуществляется воспроизводство членов общества, их социализация (основной носитель соц. культуры).

Типология семьи с точки зрения численности:

· расширенная семья — вместе проживают несколько поколений, или несколько семей сестер и братьев (в России таких мало);

· полная нуклеарная семья, в которой совместно проживают родители и дети (типичная семья для современной России);

· неполная семья, в которой отсутствует либо один родитель, либо дети.

 

По распределению ролей в семье типология: По кол-ву, участвующих в браке:

· патриархальная семья, моногамия – 1м и 1 ж

· матриархальная, полигамия – 1м и много ж

· эгалитарная (равенство), полиандрия – 1ж и много м

· партнерская (где совместно решают), По кол-ву детей: малодетная (1-2),

· автономная (где каждый решает автономно) средняя (3-4), многодетная (5 и более).


32. Функции семьи в современном обществе.

1. Хозяйственно-бытовая — заключающаяся в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), в сохранении их здоровья. В ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил.

2. Сексуально-эротическая — обеспечивающая удовлетворение физиологических потребностей супругов.

3. Репродуктивная — обеспечивающая рождение детей, новых членов общества.

4. Воспитательная — состоящая в удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут «реализоваться» в детях.

5. Эмоциональная — заключающаяся в удовлетворении потребностей в уважении, признании, взаимной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

6. Духовного общения — состоящая во взаимном духовном обогащении.

7. Первичного социального контроля — обеспечивающая выполнение социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

 

33. Проблемы современной семьи и перспективы ее развития.

Семья характеризуется определенной динамикой от ее возникновения, и до распада или развития. Кроме того институт семьи как и преобладающий тип семьи изменяется с развитием общества. Происходит постепенный переход от патриархальной семьи с бесспорным авторитетом и властью отца к семье, эгалитарной, в которой мужчина перестает быть единственным создателем материальной базы семьи. Роль кормильца выполняет и женщина и мужчина. Сейчас производительная деятельность выведена в основном за рамки семьи, а семья становиться главным местом отдыха. В целом изменение функций, утрата одних и возникновение других называется дисфункцией. Результатом дисфункции семьи становится возникновение новых типов семьи. Этот процесс существовал всегда, но во второй половине 20в изменение функций происходит столь быстро, что изменились почти все функции, и том числе репродуктивная функция. Это привело к массовому появлению нетипичных семей. Одни ученые называют это кризисом и даже концом света. Другие же утверждают, что происходит очередной этап смены одних типов семей другими. Часто дети рожаются вне брака. Растет число неполных семей и семей с 1 ребенком. В современном мире женщина стала экономически независимой от мужчины, они могут самостоятельно материально обеспечить своего ребенка, поэтому неполные семьи становятся все распространенней. Для современного мира типично: неполная семья или с 1 ребенком, семья не регистрирующая брак, одиночки отказывающиеся от любой формы семьи, пробный брак, нетипичные типы, параллельное проживание 2 или более семей.


34. Понятие и типология этноса.

Этнос – общая расовая, языковая или национальная идентичность социальной группы. Этнос может объединять людей по нескольким признакам: культурным (язык, традиции, обычаи), религиозным (идеологическим), национальным (политическим), генетическим (расовым) (например, говорят – "он этнический русский", то есть – русского происхождения, хотя сам индивид, может быть, и не догадывается об этом). Структура этноса включает: язык (речь, манеру общения, мимику, жесты); бытовую культуру (одежду, приготовление пищи, вид и обстановку жилища); обычаи и традиции (праздники, обряды, трудовую, досуговую и иную деятельность); этническое самосознание (самоидентификацию – осознание себя принадлежащим к той или иной группе, в данном случае – этнической); этническое родство (чувство этнической солидарности – осознание общности происхождения, интересов,); самоназвание (этноним, например, русские). Этносы возникли в глубокой древности, существуют сегодня и, очевидно, сохранятся в обозримом будущем, придавая своеобразие социокультурным общностям людей. Исследователи выделяют три исторических формы существования этнических групп: 1.племя – людей, объединенных родовыми и социальными связями (важнейшие признаки племени: этнокультурная общность, этническое самосознание и самоназвание);2. народ – общность, объединенную преимущественно социально-экономическими связями и характеризующуюся более высоким уровнем развития языка, материальной и духовной культуры;3. нацию – наивысшую на сегодняшний день историческую форму этнической группы, объединенную, главным образом, экономическими и политическими связями. Нацию отличают: специфическое национальное самосознание; развитой, литературный язык;профессиональная культура;национальная государственность или развитое движение за ее достижение;

 

35. Этнические процессы и социологические методы их изучения.

Для современного этапа развития этнонациональных отношений характерны следующие процессы: 1) этническая консолидация народов, проявляющаяся в развитии их политической, экономической, языковой и культурной самостоятельности, упрочении национально-государственной целостности (к концу ХХ в. отдельные народы стали субъектами не только внутригосударственной, но международной политики); 2) межэтническая интеграция – расширение и углубление сотрудничества народов во всех сферах жизни ради более полного удовлетворения их потребностей (эта тенденция проявляется в процессе глобализации и регионализации); 3) ассимиляция – как бы "растворение" одних народов в других, сопровождающаяся утратой языка, традиций, обычаев, этнической самобытности и этнического самосознания.В современном мире набирают силу такие негативные для миропорядка и международной безопасности явления, как сепаратизм – стремление к обособлению, отделению этнических групп друг от друга, сецессия – выход из состава государства какой-либо его части в силу победы сепаратистского движения этнически однородного населения данной территории, ирредентизм – борьба за присоединение к государству приграничных земель соседнего государства, заселенных представителями титульной национальности данного государства. Многие негативные явления в межнациональных отношениях связаны с формированием этнонаций. Этот процесс стал определяющим в возникновении этнического парадокса современности – значительного повышения роли этничности в общественных процессах, возрастания интереса к этнической.Возвышение этничности стало закономерным ответом людей на процесс глобализации, охвативший сегодня все страны и народы мира. В этих условиях этничность выполняет интегративную функцию – она объединяет представителей этносов, независимо от их классовой, социально-статусной или профессиональной принадлежности.Сегодня возрастание роли этничности стало мощнейшим конфликтогенным фактором, вызывающим появление все новых очагов межэтнической напряженности/

36. Природа этнических конфликтов в современной России.

Одной из актуальных проблем, вставших перед Россией, является проблема проведения в жизнь национальной политики, отвечающей современным требованиям и соответствующей реалиям уникального по своим полиэтническим параметрам государства, которым является Российская Федерация. Ее реализация представляет собой целенаправленную деятельность по регулированию взаимоотношений между нациями, этническими группами, закрепленная в соответствующих политических документах. Концепция государственной национальной политики утвердили взгляд на будущее России как на развитие многонационального государства, которое ожидает не ликвидация наций, а дальнейшее развитие многовековых традиций дружбы, взаимопомощи, согласия и доверия в отношениях между ее народами. Важнейшая цель первоочередных мероприятий по реализации Концепции государственной национальной политики РФ - стабилизация этнополитической ситуации, решение назревших проблем развития межнациональных отношений и достижение межнационального согласия. В социальных конфликтах России важное место занимают межнациональные и межэтнические конфликты. Эти конфликты являются наиболее сложными среди социальных конфликтов. К социальным противоречиям, языковым и культурным проблемам добавляется историческая память, которая углубляет конфликт. Особенность межэтнических конфликтов в России обусловлена главным образом тем, что разбуженное национальное самосознание нередко обостряют межэтнические противоречия. Впервые в истории нравственное самочувствие русского народа, его самосознание испытывают существенную ущемленность, когда каждый другой народ, может предстать перед ним в качестве врага.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 690; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.210 (0.007 с.)