Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Психолого-педагогические механизмы формирования познавательных мотивов
Личность не является пассивным объектом педагогических воздействий, а выступает в качестве активного субъекта процесса обучения. Психологический механизм воздействия этих факторов и приемов состоит в том, что они должны возбуждать у учащихся переживание внутренних противоречий между тем, как они учатся, и тем, как должны учиться, и стимулировать их активность, стремление к овладению знаниями. Известный дидакт М.А.Данилов по этому поводу писал: «Движущей силой учения является противоречие между знанием и незнанием. В процессе обучения надо создавать условия, чтобы у учащихся возникало переживание этих внутренних противоречий и появлялась потребность в овладении изучаемым материалом». В этой связи создание специальных педагогических ситуаций и использование определенных методических приемов, направленных на возбуждение внутренних противоречий и переживаний в учебной деятельности и стимулирования активности учащихся, являются одним из важнейших условий формирования познавательных мотивов.
Педагогические условия формирования познавательных мотивов учащихся Одним из условий стимулирования активности обучающихся является разъяснение им правил организации учебно-познавательной деятельности и необходимости использования рациональных способов и приемов выполнения учебных заданий. Следующее педагогическое условие связано с необходимостью определения конкретных целей и задач по овладению содержанием образования. Цель обучения конкретизируется в образовательных, воспитательных и развивающих задачах. В реальном учебном процессе цель и задачи обучения определяются с учетом следующих факторов: * требований учебных программ; * возрастных особенностей учащихся; * уровня подготовленности обучающихся; * возможностей педагога, его профессионального мастерства; * оборудования учебного кабинета и т.д. Когда сообщаются образовательные цели и задачи, учащиеся мысленно представляют, что они должны узнать и чему научиться на занятии. Тем самым создается ситуация, которая выводит обучающихся за пределы наличных знаний и концентрирует их внимание на достижении конкретных результатов учебно-познавательной деятельности.
Еще одним из педагогических условий стимулирования активности учащихся в овладении учебным материалом и формирования познавательных мотивов является создание проблемных ситуаций и постановка познавательных вопросов. Рассмотренные педагогические условия обеспечивают возбуждение внутренних противоречий и переживаний, которые воздействуют на сознание и учебно-познавательную деятельность учащихся и на этой основе формируют познавательные потребности и мотивы. В психологии такой механизм формирования мотивации получил название «сверху вниз». Его сущность заключается в усвоении учащимися предъявляемых им в готовой форме побуждений, которые по замыслу педагога должны у них сформироваться и которые сами обучающиеся должны постепенно превратить из внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. В практике обучения может использоваться и другой механизм формирования мотивации – «снизу вверх». Практическая реализация этого механизма применительно к формированию познавательных мотивов требует создания таких условий, когда обучающийся в течение довольно продолжительного времени испытывает необходимость совершенствовать свою учебную деятельность или организуемая учебная деятельность направлена на стимулирование активности учащихся и объективно приводит к формированию их познавательной мотивации. Для организации работы по стимулированию активности учащихся и формированию у них познавательных мотивов весьма существенное значение имеет положение о том, что последние не только проявляются в учебно-познавательной деятельности, но и формируются в ней. Однако не всякая организуемая педагогом учебно-познавательная деятельность стимулирует активность учащихся и способствует формированию познавательной мотивации, а только та, которая отличается содержательностью и привлекательностью форм организации. Одним из условий повышения активности учащихся в учебно-познавательной деятельности является также постановка и актуализация ее общих целей и задач и вовлечение всех учащихся в их реализацию. Участие в деятельности превращается во внутреннюю необходимость только тогда, когда значение и цели деятельности осознаются учащимися и приобретают характер личных мотивов. Поэтому педагогу следует стремиться к тому, чтобы обучающиеся участвовали в учебной деятельности не по принуждению, осознавая ее цель и необходимость.
В решении задач активизации учебно-познавательной деятельности и формирования познавательных мотивов учащихся большое значение имеет усиление педагогического контроля за их учебной работой. При этом контроль должен осуществляться не только за результатами учебной работы, но и за процессом организации самостоятельного усвоения материала. Большие возможности для стимулирования у обучающихся внутренних противоречий и формирования познавательных мотивов заключены в воспитательном воздействии личности педагога, проявлении чуткости и уважения к учащимся, установлении с ними доброжелательных отношений и сотрудничества. Только тот педагог оказывает влияние на учащихся, вызывает у них стремление к совершенству, который благодаря своим знаниям, широкому кругозору и высокой эрудиции, является образцом для подражания, пользуется авторитетом, уважением, доверием.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Дайте определения понятий «мотив учения» и «мотивация учения». 2. Каково содержание понятия мотивации учения? 3. Почему противоречия выступают движущей силой учения? 4. В чем заключаются психолого-педагогические механизмы формирования познавательных мотивов? 5. Каковы педагогические условия формирования у учащихся познавательных мотивов?
Литература для самостоятельного изучения 1. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. формирование мотивации учения. – М., 1990. 2. Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание у школьников. – М., 1983. 3. Матюхина М.В. Мотивы учения младших школьников. – М., 1984. 4. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. – М., 1986.
Глава 6. Планирование учебно-познавательной деятельности учащихся 6.1. Роль планирования в управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся 6.2. Учебный план образовательного учреждения 6.3. Учебные программы 6.4. Учебники и учебные пособия
6.1. Роль планирования в управлении учебно-познавательной деятельностью учащихся Планирование является весьма важным и существенным звеном в обучении. Оно всегда направлено на прогнозирование результатов учебно-познавательной деятельности. Оно определяет что, как и когда должно быть выполнено. Составить план – это значит детально продумать и представить весь процесс обучения, последовательность изучения материала, осмыслить те результаты, которые необходимо достичь при этом. Планирование исключает случайность и стихийность в обучении, делает его более целенаправленным. Оно осуществляется на основе таких нормативных документов, как учебные планы и учебные программы, а также при помощи учебников и учебных пособий. Планирование исключает случайность и стихийность в обучении, делает его более целенаправленным. Оно осуществляется на основе таких нормативных документов, как учебные планы и учебные программы, а также при помощи учебников и учебных пособий.
6.2. Учебный план образовательного учреждения
Учебный план является основным нормативным государственным документом, в котором определяются перечень учебных предметов и количество часов в неделю, отводимых на их изучение по каждому году обучения. В структуре учебных планов школ Российской Федерации выделяют следующие компоненты: · федеральный образовательный компонент; · национально-региональный образовательный компонент; · школьный образовательный компонент. Федеральный образовательный компонент учебного плана обеспечивает единство образования в стране и включает в себя ту часть содержания образования, в которую входят учебные предметы общекультурного и общегосударственного значения. Национально-региональный образовательный компонент учебного плана включает в себя ту часть образования, в которой отражено национальное и региональное своеобразие культур. В школьный образовательный компонент включаются учебные предметы, которые отражают специфику конкретного образовательного учреждения и способствуют наиболее полному удовлетворению образовательных потребностей учащихся (обязательные занятия, занятия по выбору и факультативные). В учебных планах школ Республики Беларусь выделяют образовательные компоненты, сходные по своей функциональной направленности с российскими: · республиканский, или базовый, образовательный компонент; · дифференцированный образовательный компонент; · школьный образовательный компонент. Профильное обучение (углубленное изучение отдельных предметов) осуществляется за счет национально-регионального (дифференцированного) и школьного образовательных компонентов. За их счет достигается и вариативность образования. Учебный план общеобразовательной школы устанавливает следующие нормативы организации учебной деятельности: * продолжительность обучения в общеобразовательной школе (общую и по каждой из ее ступеней); * недельную учебную нагрузку (обязательную, а также занятий по выбору учащихся и факультативных занятий); * максимальную недельную учебную нагрузку учащихся; * итоговое количество учебных часов, финансируемых государством. В учебных планах высших учебных заведений выделяют следующие блоки учебных дисциплин (курсов): · общекультурный; · предметный (на педагогических специальностях – психолого-педагогический); · специальный. В каждом из названных блоков предусмотрено время на изучение курсов по выбору (элективных курсов), которые устанавливаются решением совета высшего учебного заведения. Например, курс «Психология и педагогика» в непедагогических вузах отнесен к общекультурному блоку.
Содержание образования реализуется в учебных (образовательных) дисциплинах, перечень которых составляет основу учебного плана. Источниками содержания учебного материала для образовательных дисциплин являются компоненты социального опыта. В конкретном учебном предмете один из образовательных компонентов является главным, преобладающим. На этом основании все дисциплины делят на три группы: 1) учебные предметы, в содержании которых преобладают научные знания (русский язык, математика, биология, химия, экономика и др.). 2) учебные предметы, в содержании которых преобладают способы деятельности (неродной и иностранный языки, труд, физическая культура); 3) учебные предметы, в содержании которых преобладает опыт нравственных и эстетических отношений (литература, изобразительное искусство, музыка). Естественно, что от типа учебного предмета зависит и методика его преподавания.
Учебные программы В учебной программе содержание образования в каждом классе раскрывается в виде списка вопросов в каждом классе по конкретному образовательному предмету. Учебная программа является нормативным документом, который утверждается Министерством образования. В ее структуре, как правило, выделяют следующие разделы: · пояснительная записка; · содержание образования в виде списка вопросов; · межпредметные связи; · требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся; · список литературы. В программе также указываются деление курса по классам, разделам, темам; последовательность их изучения, приводится примерная сетка часов, отводимых на изучение раздела или темы. Существуют два способа построения учебных программ: концентрический и линейный. При концентрическом способе учебный материал на низшей ступени образования раскрывается в более простом и общем виде с тем, чтобы подготовить учащихся к изучению его в усложненном виде на последующих ступенях. При линейном способе учебный материал каждой последующей ступени является логическим продолжением того, что изучалось на предыдущих этапах обучения.
Учебники и учебные пособия На уровне материала, который должны усвоить учащиеся, содержание образовательных предметов раскрывается в учебниках и учебных пособиях. В учебнике, как правило, освещаются все вопросы учебной программы. В учебном пособии могут излагаться не все вопросы программы или раскрываться вопросы, выходящие за ее рамки. Учебники и учебные пособия бывают вариативные и дифференцированные. Вариативные учебники и учебные пособия пишутся под одну и ту же учебную программу, но отличаются друг от друга научным уровнем учебного материала, языком и стилем его изложения, структурой и методикой изучения. Дифференцированные учебники строятся, исходя из разных возможностей учащихся и, естественно, из разных учебных программ.
Дидактическая модель учебника включает в себя два блока: 1) основной, или содержательный, блок раскрывает содержание учебного предмета; 2) блок средств, или процессуальный, обеспечивает усвоение школьниками содержания учебного предмета, выработку практических умений и навыков, формирование и развитие личности. Поэтому в содержании учебника должны быть отражены: · все соответствующие учебной программе вопросы; · все компоненты содержания образования (научные знания, способы деятельности, опыт социального поведения); · процессуальные элементы, обеспечивающие усвоение учащимися содержания образовательных дисциплин и формирование учебной деятельности. В учебниках и учебных пособиях материал расчленяется на отдельные разделы, темы и параграфы; в них содержатся указания по организации учебной работы, упражнения и задания для самостоятельного выполнения, вопросы для самопроверки, необходимые иллюстрации. Конструирование учебников и учебных пособий осуществляется на основе следующих источников: * учебники и учебные пособия, написанные разными авторами в предыдущие годы; * научные труды классиков философии и педагогики; * книги по истории науки и техники; * научно-популярные книги, написанные классиками науки и учеными-популяризаторами; * статьи, посвященные новым достижениям науки и техники; * нормативные материалы (энциклопедии, справочники, инструкции и т.д.); * собственно авторское понимание науки и методики преподавания образовательной дисциплины. При конструировании учебников и учебных пособий придерживаются следующих дидактических принципов отбора научного материала: 1. ориентация на тип образовательной дисциплины, на ведущий образовательный компонент; 2. целостность содержания отражения (основные понятия, основные положения, следствия, связи между ними); 3. максимальная реализация воспитательных и развивающих возможностей содержания учебного материала. Структура учебника – это внутренний способ организации учебного материала в виде целостной системы и взаимосвязи ее элементов. Структура всегда подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого. Структура учебника или учебного пособия в одном случае может строится по усложнению объекта изучения (следуя логике науки), а в другом – в соответствии с развитием предмета изучения (следуя истории науки – от наблюдаемых макроявлений к их объяснению через микроявления).
Вопросы и задания для самоконтроля 1. На основании каких нормативных документов осуществляется планирование учебно-познавательной деятельности учащихся? 2. Что собой представляет структура учебных планов школ России и Беларуси. Какой их компонент устанавливает единое образовательное пространство в стране? 3. Почему в учебных планах школ России выделяют национально-региональный компонент? 4. За счет каких образовательных компонентов учебных планов школ осуществляется профильное обучение? 5. Какие группы учебных предметов включаются в учебные планы? 6. Почему учебная программа по образовательной дисциплине является нормативным документом? 7. Как раскрывается содержание образования в учебных программах и каковы способы их построения? 8. Чем отличаются учебники от учебных пособий и какие их виды вы знаете? 9. Раскройте содержание дидактической модели учебника. 10. Какие образовательные компоненты должны быть включены в содержание учебников и учебных пособий? 11. На каких принципах осуществляется конструирование учебников и учебных пособий?
Литература для самостоятельного изучения 1. Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Как учить школьников работать с учебником. – М., 1987. 2. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. – М., 1999, 3. Зорина Л.Я. Программа – учебник – учитель. – М., 1989. 4. Концевая Л.А. Учебник в руках у школьника. – М., 1975. 5. Скаткин М.Н. Совершенствование процесса обучения. – М., 1971.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.109.151 (0.044 с.) |