Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Введение. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры России.
Хороведение специальность 073502 Хоровое дирижирование (по видам) (хоровое дирижирование
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Саратов
Программа составлена преподавателем Занориным Ю.Г. на основе примерной программы по Хороведению и методике работы с хором для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 2106 «Хоровое дирижирование», рекомендованной Всесоюзным методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Министерства культуры СССР, Москва, 1988г.
Рецензент:Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики музыкального образования Факультета искусств и художественного образования ПИСГУ им. Н.Г.Чернышевского Л.А.Чугунова
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № 49 от 03.09.12 г. Приказ № 01-04/69a от 04.09.12 г. I. Пояснительная записка. Учебная дисциплина Хороведение является важнейшей профилирующей дисциплиной. В структуре основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 073502 Хоровое дирижирование (по видам) (Хоровое дирижирование) относится к блоку Специальные дисциплины. Обучение проводится в форме групповых теоретических и практических занятий в объёме 72 часов. Хороведение как дисциплина ставит своей целью изучение основных вопросов хоровой теории. Главная задача предмета - дать учащимся твердые и разносторонние знания теоретических основ хорового искусства, являющихся обобщением практики хорового искусства, вооружив их знанием организационно-творческих и методических принципов и предметов работы с хоровым коллективом. В процессе преподавания предмета необходимо постоянно опираться на знания и навыки, полученные учащимися при изучении других предметов и в практической работе.
Учитывая профиль будущей практической деятельности обучающихся следует ориентировать их при изучении вопросов хороведения, главным образом, на самостоятельную работу с хором со всеми специфическими особенностями работы. Хотя предмет ведется в основном лекционным методом, необходимо предусмотреть самостоятельную классную и домашнюю работу учащихся по различным темам курса. Практическими формами работы могут быть: - анализ хоровой партитуры; - анализ репетиций или концертов хоровой партитуры; - практические работы по темам «строй хора», «ансамбль хора»; -подбор вокальных упражнений и распеваний для хора. В результате изучения предметов учащийся должен: - знат ь теоретические основы хороведения и методики работы с хором, - классификацию певческих и хоровых голосов, их диапазоны, регистровое строение голосов, - вопросы вокальной техники, - правила интонирования мелодического и гармонического строя, - понятия «ансамбль», «дикция» в хоровом пении, - основную музыкальную терминологию; - понимат ь интонационные закономерности ступеней мажора и минора, на основе ладовых взаимосвязей в мелодическом и гармоническом изложении; - уметь анализировать хоровые партитуры, отмечая их выразительные средства, вокально-хоровые трудности, - находить интонационные трудности и способы их преодоления как в мелодическом, так и в гармоническом строе, - находить пути достижения ансамбля для передачи художественного образа произведения, - применять все полученные теоретические знания в практической работе с хором. С целью проверки полноты и прочности знаний учащихся, умение применять полученные знания на практике учебным планом предусмотрен экзамен по окончании курса (IV семестр), в конце 3 семестра – дифференцированный зачет. Экзаменационные требования включают: - знание теоретических основ предмета; - умение обобщать отдельные положения путем метода сравнительного анализа; - практические виды работы.
II. Тематический план.
III. Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры России. Краткие сведения из истории хорового исполнительства. Хоровое исполнительство в России. Значение первых профессиональных русских хоров в развитии хорового исполнительства. Первые профессиональные русские хоры: Хор Государевых певчих дьяков, переименованный в дальнейшем в Петербургскую певческую капеллу; Хор патриарших певчих дьяков, последствии - Московский синодальный хор. Роль светской музыкальной культуры во второй половине 18 века и проникновения ее в хоровое искусство. Хоровой жанр в творчестве русских композиторов 18 века Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского. Деятельность выдающихся хоровых дирижеров С.А. Дегтярева, Г.Я. Ломакина, А.А. Архангельского. Общественный подъем в России в 60-е годы 19 века, открытие бесплатной музыкальной школы, организация бесплатных классов в Москве и Петербурге. Хоровое искусство после Октябрьской революции. Профессиональные коллективы: Ленинградская (Петербургская) академическая хоровая капелла имени М.И. Глинки, Республиканская русская хоровая капелла имени А.А. Юрлова, Государственный академический хор, Государственный академический русский народный хор им. М. Пятницкого и др. Деятельность хоровых дирижеров: Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков, М.Г. Климов, А.В. Александров, А.Д. Кастальский, А.В. Свешников, К.Б. Птица, А.А. Юрлов и их роль в развитие хорового исполнительства.
Тема 2. Понятие «Хор». Определение понятия «хор» по П.Г. Чеснокову. Принципы группирования хоровых партий. Тема 3. Строение голосового аппарата. Принципы его работы. Механизм дыхания. Источник звука - гортань. Типы дыхания. Понятие о певческом голосе. Диапазон. Тесситура (удобная, неудобная, высокая, низкая, средняя). Резонаторы. Регистровое строение голосов. Тема 4. Хоровые партии и составляющие их голоса. Классификация сольных голосов. Классификация хоровых голосов. Диапазоны сольных голосов и хоровых партий. Понятия «общий диапазон» и «рабочий диапазон». Дифференциация типовых обозначений голосов: характеристика сопрано, меццо-сопрано, альтов, теноров и басов. Тембр. Технические, художественные возможности голоса.
Тема 5. Тип и вид хора. Типы хоров (однородный, смешанный, неполный смешанный). Характеристика их вокально-технических и художественно-исполнительских возможностей. Виды хоров (одноголосный, двухголосные, трехголосные и т. д.). Виды хоров по форме исполнительства. Современные профессиональные академические и народные хоры. Детские хоры, их особенности и исполнительские возможности. Тема 6. Вопросы вокально-хоровой техники. Певческая установка (правильное положение головы, корпуса, ног) - основа образования хорошего певческого звука. Певческое дыхание. Роль дыхания в звукообразовании. Основные типы певческого дыхания. Процесс звукообразования. Атака звука. Виды атаки (мягкая, твердая, придыхательная). Формы звуковедения. Определение типа певческого голоса. Прием «цепного» дыхания в хоре.
IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ Литература Основная Дмитиевский Г. «Хороведение и управление хором». Егоров А. «Теория и практика работы с хором». Краснощеков В. «Вопросы хороведения». Романовский Н. «Принципы работы над строем в хоре» (из книги «Хоровое искусство» вып. 1). Соколов В. «Работа с хором». Чесноков П. «Хор и управление им». Ушкарев А. «Основы хорового письма». Дополнительная Анисимов В. «Дирижер - хормейстер». Асафьев Б. «О хоровом искусстве». Дмитриев Л. «Основы вокальной методики». Птица К. «Очерки по технике дирижирования». Попов С. «Организационные и методические основы работы самодеятельного хора». Пазовский Н.М. «Записки дирижера». Локшин Д. «Замечательные русские хоры и их дирижеры» (изд. 2-е) Музгиз. 1963 Интернет-ресурсы http://www.notes.tarakanov.net http://www.classic-online.ru http://www.rutracker.org http://www.ale 07.narod.ru.notes http://www.ru.scorser.com http://www.classon.ru http://www.mirknig.com http://www.ruknigi.net http://www.classic-music.ru http://www.mp3baza.org http://igraj-poj.narod.ru/ http://www.nlib.org.ua http://dirigent.ru http://lib4all.ru/base/B3079/B3079Part14-118.php
Хороведение специальность 073502 Хоровое дирижирование (по видам) (хоровое дирижирование
ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Саратов
Программа составлена преподавателем Занориным Ю.Г. на основе примерной программы по Хороведению и методике работы с хором для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 2106 «Хоровое дирижирование», рекомендованной Всесоюзным методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Министерства культуры СССР, Москва, 1988г.
Рецензент:Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики музыкального образования Факультета искусств и художественного образования ПИСГУ им. Н.Г.Чернышевского Л.А.Чугунова
Рассмотрено на заседании Методического совета Протокол № 49 от 03.09.12 г. Приказ № 01-04/69a от 04.09.12 г. I. Пояснительная записка. Учебная дисциплина Хороведение является важнейшей профилирующей дисциплиной. В структуре основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 073502 Хоровое дирижирование (по видам) (Хоровое дирижирование) относится к блоку Специальные дисциплины. Обучение проводится в форме групповых теоретических и практических занятий в объёме 72 часов. Хороведение как дисциплина ставит своей целью изучение основных вопросов хоровой теории. Главная задача предмета - дать учащимся твердые и разносторонние знания теоретических основ хорового искусства, являющихся обобщением практики хорового искусства, вооружив их знанием организационно-творческих и методических принципов и предметов работы с хоровым коллективом. В процессе преподавания предмета необходимо постоянно опираться на знания и навыки, полученные учащимися при изучении других предметов и в практической работе. Учитывая профиль будущей практической деятельности обучающихся следует ориентировать их при изучении вопросов хороведения, главным образом, на самостоятельную работу с хором со всеми специфическими особенностями работы. Хотя предмет ведется в основном лекционным методом, необходимо предусмотреть самостоятельную классную и домашнюю работу учащихся по различным темам курса. Практическими формами работы могут быть: - анализ хоровой партитуры; - анализ репетиций или концертов хоровой партитуры; - практические работы по темам «строй хора», «ансамбль хора»; -подбор вокальных упражнений и распеваний для хора. В результате изучения предметов учащийся должен: - знат ь теоретические основы хороведения и методики работы с хором, - классификацию певческих и хоровых голосов, их диапазоны, регистровое строение голосов, - вопросы вокальной техники, - правила интонирования мелодического и гармонического строя,
- понятия «ансамбль», «дикция» в хоровом пении, - основную музыкальную терминологию; - понимат ь интонационные закономерности ступеней мажора и минора, на основе ладовых взаимосвязей в мелодическом и гармоническом изложении; - уметь анализировать хоровые партитуры, отмечая их выразительные средства, вокально-хоровые трудности, - находить интонационные трудности и способы их преодоления как в мелодическом, так и в гармоническом строе, - находить пути достижения ансамбля для передачи художественного образа произведения, - применять все полученные теоретические знания в практической работе с хором. С целью проверки полноты и прочности знаний учащихся, умение применять полученные знания на практике учебным планом предусмотрен экзамен по окончании курса (IV семестр), в конце 3 семестра – дифференцированный зачет. Экзаменационные требования включают: - знание теоретических основ предмета; - умение обобщать отдельные положения путем метода сравнительного анализа; - практические виды работы.
II. Тематический план.
III. Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры России. Краткие сведения из истории хорового исполнительства. Хоровое исполнительство в России. Значение первых профессиональных русских хоров в развитии хорового исполнительства. Первые профессиональные русские хоры: Хор Государевых певчих дьяков, переименованный в дальнейшем в Петербургскую певческую капеллу; Хор патриарших певчих дьяков, последствии - Московский синодальный хор. Роль светской музыкальной культуры во второй половине 18 века и проникновения ее в хоровое искусство. Хоровой жанр в творчестве русских композиторов 18 века Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского. Деятельность выдающихся хоровых дирижеров С.А. Дегтярева, Г.Я. Ломакина, А.А. Архангельского. Общественный подъем в России в 60-е годы 19 века, открытие бесплатной музыкальной школы, организация бесплатных классов в Москве и Петербурге. Хоровое искусство после Октябрьской революции. Профессиональные коллективы: Ленинградская (Петербургская) академическая хоровая капелла имени М.И. Глинки, Республиканская русская хоровая капелла имени А.А. Юрлова, Государственный академический хор, Государственный академический русский народный хор им. М. Пятницкого и др. Деятельность хоровых дирижеров: Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков, М.Г. Климов, А.В. Александров, А.Д. Кастальский, А.В. Свешников, К.Б. Птица, А.А. Юрлов и их роль в развитие хорового исполнительства.
Тема 2. Понятие «Хор». Определение понятия «хор» по П.Г. Чеснокову. Принципы группирования хоровых партий. Тема 3. Строение голосового аппарата. Принципы его работы. Механизм дыхания. Источник звука - гортань. Типы дыхания. Понятие о певческом голосе. Диапазон. Тесситура (удобная, неудобная, высокая, низкая, средняя). Резонаторы. Регистровое строение голосов. Тема 4. Хоровые партии и составляющие их голоса. Классификация сольных голосов. Классификация хоровых голосов. Диапазоны сольных голосов и хоровых партий. Понятия «общий диапазон» и «рабочий диапазон». Дифференциация типовых обозначений голосов: характеристика сопрано, меццо-сопрано, альтов, теноров и басов. Тембр. Технические, художественные возможности голоса. Тема 5. Тип и вид хора. Типы хоров (однородный, смешанный, неполный смешанный). Характеристика их вокально-технических и художественно-исполнительских возможностей. Виды хоров (одноголосный, двухголосные, трехголосные и т. д.). Виды хоров по форме исполнительства. Современные профессиональные академические и народные хоры. Детские хоры, их особенности и исполнительские возможности. Тема 6. Вопросы вокально-хоровой техники. Певческая установка (правильное положение головы, корпуса, ног) - основа образования хорошего певческого звука. Певческое дыхание. Роль дыхания в звукообразовании. Основные типы певческого дыхания. Процесс звукообразования. Атака звука. Виды атаки (мягкая, твердая, придыхательная). Формы звуковедения. Определение типа певческого голоса. Прием «цепного» дыхания в хоре.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.057 с.) |