Тема 1. Введение. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры России. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры России.



Хороведение

специальность 073502

Хоровое дирижирование (по видам)

(хоровое дирижирование

 

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Саратов

ОДОБРЕНО Цикловой комиссией Хоровое дирижирование   Протокол № __ от «__» _____________   Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 073502 Хоровое дирижирование (по видам) (хоровое дирижирование)    
Председатель цикловой комиссии Хоровое дирижирование   ______________ Занорин Ю.Г.   Заместитель директора по научно-методической работе   ______________ Калуцкова М.Н. Заместитель директора по учебной работе музыкального отделения   ______________ Несолёнова И.Г.  

Программа составлена преподавателем Занориным Ю.Г. на основе примерной программы по Хороведению и методике работы с хором для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 2106 «Хоровое дирижирование», рекомендованной Всесоюзным методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Министерства культуры СССР, Москва, 1988г.

 

Рецензент:Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики музыкального образования Факультета искусств и художественного образования ПИСГУ им. Н.Г.Чернышевского Л.А.Чугунова

 

Рассмотрено на заседании

Методического совета

Протокол № 49 от 03.09.12 г.

Приказ № 01-04/69a от 04.09.12 г.


I. Пояснительная записка.

Учебная дисциплина Хороведение является важнейшей профилирующей дисциплиной. В структуре основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 073502 Хоровое дирижирование (по видам) (Хоровое дирижирование) относится к блоку Специальные дисциплины. Обучение проводится в форме групповых теоретических и практических занятий в объёме 72 часов.

Хороведение как дисциплина ставит своей целью изучение основных вопросов хоровой теории.

Главная задача предмета - дать учащимся твердые и разносторонние знания теоретических основ хорового искусства, являющихся обобщением практики хорового искусства, вооружив их знанием организационно-творческих и методических принципов и предметов работы с хоровым коллективом.

В процессе преподавания предмета необходимо постоянно опираться на знания и навыки, полученные учащимися при изучении других предметов и в практической работе.

Учитывая профиль будущей практической деятельности обучающихся следует ориентировать их при изучении вопросов хороведения, главным образом, на самостоятельную работу с хором со всеми специфическими особенностями работы. Хотя предмет ведется в основном лекционным методом, необходимо предусмотреть самостоятельную классную и домашнюю работу учащихся по различным темам курса. Практическими формами работы могут быть:

- анализ хоровой партитуры;

- анализ репетиций или концертов хоровой партитуры;

- практические работы по темам «строй хора», «ансамбль хора»;

-подбор вокальных упражнений и распеваний для хора.

В результате изучения предметов учащийся должен:

- знат ь теоретические основы хороведения и методики работы с хором,

- классификацию певческих и хоровых голосов, их диапазоны, регистровое строение голосов,

- вопросы вокальной техники,

- правила интонирования мелодического и гармонического строя,

- понятия «ансамбль», «дикция» в хоровом пении,

- основную музыкальную терминологию;

- понимат ь интонационные закономерности ступеней мажора и минора, на основе ладовых взаимосвязей в мелодическом и гармоническом изложении;

- уметь анализировать хоровые партитуры, отмечая их выразительные средства, вокально-хоровые трудности,

- находить интонационные трудности и способы их преодоления как в мелодическом, так и в гармоническом строе,

- находить пути достижения ансамбля для передачи художественного образа произведения,

- применять все полученные теоретические знания в практической работе с хором.

С целью проверки полноты и прочности знаний учащихся, умение применять полученные знания на практике учебным планом предусмотрен экзамен по окончании курса (IV семестр), в конце 3 семестра – дифференцированный зачет.

Экзаменационные требования включают:

- знание теоретических основ предмета;

- умение обобщать отдельные положения путем метода сравнительного анализа;

- практические виды работы.

 

II. Тематический план.

 

Наименование тем Максим, учебная нагрузка Количество часов
    всего лекц. занят. прак. занятия самост. работа. уч.
Тема 1. Введение. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры России.          
Тема 2. Понятие «Хор».          
Тема 3. Строение голосового аппарата и принципы его работы.          
Тема 4. Хоровые партии и составляющие их голоса. Классификация голосов.          
Тема 5. Тип и вид хора.          
Тема 6. Вопросы вокально-хоровой техники.          
Тема 7. Ансамбль в хоровом пении.          
Тема 8. Понятие «строй» в хоровом пении.          
Тема 9. Распевания и вокально-хоровые упражнения.          
Тема 10. Дикция и орфоэпия. Работа с поэтическим текстом.          
Тема 11. Средства художественной выразительности в хоре.          
Тема 12. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора.            
Тема 13. Анализ хоровой партитуры.          
Итого:          

 

III. Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Введение. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры России.

Краткие сведения из истории хорового исполнительства. Хоровое исполнительство в России.

Значение первых профессиональных русских хоров в развитии хорового исполнительства. Первые профессиональные русские хоры: Хор Государевых певчих дьяков, переименованный в дальнейшем в Петербургскую певческую капеллу; Хор патриарших певчих дьяков, последствии - Московский синодальный хор. Роль светской музыкальной культуры во второй половине 18 века и проникновения ее в хоровое искусство. Хоровой жанр в творчестве русских композиторов 18 века Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского. Деятельность выдающихся хоровых дирижеров С.А. Дегтярева, Г.Я. Ломакина, А.А. Архангельского. Общественный подъем в России в 60-е годы 19 века, открытие бесплатной музыкальной школы, организация бесплатных классов в Москве и Петербурге.

Хоровое искусство после Октябрьской революции. Профессиональные коллективы: Ленинградская (Петербургская) академическая хоровая капелла имени М.И. Глинки, Республиканская русская хоровая капелла имени А.А. Юрлова, Государственный академический хор, Государственный академический русский народный хор им. М. Пятницкого и др.

Деятельность хоровых дирижеров: Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков, М.Г. Климов, А.В. Александров, А.Д. Кастальский, А.В. Свешников, К.Б. Птица, А.А. Юрлов и их роль в развитие хорового исполнительства.

 

Тема 2. Понятие «Хор».

Определение понятия «хор» по П.Г. Чеснокову. Принципы группирования хоровых партий.

Тема 3. Строение голосового аппарата. Принципы его работы. Механизм дыхания. Источник звука - гортань. Типы дыхания. Понятие о певческом голосе. Диапазон. Тесситура (удобная, неудобная, высокая, низкая, средняя). Резонаторы. Регистровое строение голосов.

Тема 4. Хоровые партии и составляющие их голоса. Классификация сольных голосов.

Классификация хоровых голосов. Диапазоны сольных голосов и хоровых партий. Понятия «общий диапазон» и «рабочий диапазон». Дифференциация типовых обозначений голосов: характеристика сопрано, меццо-сопрано, альтов, теноров и басов. Тембр. Технические, художественные возможности голоса.

Тема 5. Тип и вид хора. Типы хоров (однородный, смешанный, неполный смешанный). Характеристика их вокально-технических и художественно-исполнительских возможностей.

Виды хоров (одноголосный, двухголосные, трехголосные и т. д.). Виды хоров по форме исполнительства. Современные профессиональные академические и народные хоры. Детские хоры, их особенности и исполнительские возможности.

Тема 6. Вопросы вокально-хоровой техники. Певческая установка (правильное положение головы, корпуса, ног) - основа образования хорошего певческого звука.

Певческое дыхание. Роль дыхания в звукообразовании. Основные типы певческого дыхания.

Процесс звукообразования. Атака звука. Виды атаки (мягкая, твердая, придыхательная).

Формы звуковедения.

Определение типа певческого голоса.

Прием «цепного» дыхания в хоре.

 

IV. МЕТОДИЧЕСКАЯ Литература

Основная

Дмитиевский Г. «Хороведение и управление хором».

Егоров А. «Теория и практика работы с хором».

Краснощеков В. «Вопросы хороведения».

Романовский Н. «Принципы работы над строем в хоре» (из книги «Хоровое искусство» вып. 1).

Соколов В. «Работа с хором».

Чесноков П. «Хор и управление им».

Ушкарев А. «Основы хорового письма».

Дополнительная

Анисимов В. «Дирижер - хормейстер».

Асафьев Б. «О хоровом искусстве».

Дмитриев Л. «Основы вокальной методики».

Птица К. «Очерки по технике дирижирования».

Попов С. «Организационные и методические основы работы самодеятельного хора».

Пазовский Н.М. «Записки дирижера».

Локшин Д. «Замечательные русские хоры и их дирижеры» (изд. 2-е) Музгиз. 1963

Интернет-ресурсы

http://www.notes.tarakanov.net

http://www.classic-online.ru

http://www.rutracker.org

http://www.ale 07.narod.ru.notes

http://www.ru.scorser.com

http://www.classon.ru

http://www.mirknig.com

http://www.ruknigi.net

http://www.classic-music.ru

http://www.mp3baza.org

http://igraj-poj.narod.ru/

http://www.nlib.org.ua

http://dirigent.ru

http://lib4all.ru/base/B3079/B3079Part14-118.php

 

 

 

Хороведение

специальность 073502

Хоровое дирижирование (по видам)

(хоровое дирижирование

 

ПОВЫШЕННЫЙ УРОВЕНЬ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 

Саратов

ОДОБРЕНО Цикловой комиссией Хоровое дирижирование   Протокол № __ от «__» _____________   Составлена в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности 073502 Хоровое дирижирование (по видам) (хоровое дирижирование)    
Председатель цикловой комиссии Хоровое дирижирование   ______________ Занорин Ю.Г.   Заместитель директора по научно-методической работе   ______________ Калуцкова М.Н. Заместитель директора по учебной работе музыкального отделения   ______________ Несолёнова И.Г.  

Программа составлена преподавателем Занориным Ю.Г. на основе примерной программы по Хороведению и методике работы с хором для музыкальных училищ и училищ искусств по специальности 2106 «Хоровое дирижирование», рекомендованной Всесоюзным методическим кабинетом по учебным заведениям искусств и культуры Министерства культуры СССР, Москва, 1988г.

 

Рецензент:Кандидат педагогических наук, доцент кафедры Теории и методики музыкального образования Факультета искусств и художественного образования ПИСГУ им. Н.Г.Чернышевского Л.А.Чугунова

 

Рассмотрено на заседании

Методического совета

Протокол № 49 от 03.09.12 г.

Приказ № 01-04/69a от 04.09.12 г.


I. Пояснительная записка.

Учебная дисциплина Хороведение является важнейшей профилирующей дисциплиной. В структуре основной образовательной программы подготовки выпускника по специальности 073502 Хоровое дирижирование (по видам) (Хоровое дирижирование) относится к блоку Специальные дисциплины. Обучение проводится в форме групповых теоретических и практических занятий в объёме 72 часов.

Хороведение как дисциплина ставит своей целью изучение основных вопросов хоровой теории.

Главная задача предмета - дать учащимся твердые и разносторонние знания теоретических основ хорового искусства, являющихся обобщением практики хорового искусства, вооружив их знанием организационно-творческих и методических принципов и предметов работы с хоровым коллективом.

В процессе преподавания предмета необходимо постоянно опираться на знания и навыки, полученные учащимися при изучении других предметов и в практической работе.

Учитывая профиль будущей практической деятельности обучающихся следует ориентировать их при изучении вопросов хороведения, главным образом, на самостоятельную работу с хором со всеми специфическими особенностями работы. Хотя предмет ведется в основном лекционным методом, необходимо предусмотреть самостоятельную классную и домашнюю работу учащихся по различным темам курса. Практическими формами работы могут быть:

- анализ хоровой партитуры;

- анализ репетиций или концертов хоровой партитуры;

- практические работы по темам «строй хора», «ансамбль хора»;

-подбор вокальных упражнений и распеваний для хора.

В результате изучения предметов учащийся должен:

- знат ь теоретические основы хороведения и методики работы с хором,

- классификацию певческих и хоровых голосов, их диапазоны, регистровое строение голосов,

- вопросы вокальной техники,

- правила интонирования мелодического и гармонического строя,

- понятия «ансамбль», «дикция» в хоровом пении,

- основную музыкальную терминологию;

- понимат ь интонационные закономерности ступеней мажора и минора, на основе ладовых взаимосвязей в мелодическом и гармоническом изложении;

- уметь анализировать хоровые партитуры, отмечая их выразительные средства, вокально-хоровые трудности,

- находить интонационные трудности и способы их преодоления как в мелодическом, так и в гармоническом строе,

- находить пути достижения ансамбля для передачи художественного образа произведения,

- применять все полученные теоретические знания в практической работе с хором.

С целью проверки полноты и прочности знаний учащихся, умение применять полученные знания на практике учебным планом предусмотрен экзамен по окончании курса (IV семестр), в конце 3 семестра – дифференцированный зачет.

Экзаменационные требования включают:

- знание теоретических основ предмета;

- умение обобщать отдельные положения путем метода сравнительного анализа;

- практические виды работы.

 

II. Тематический план.

 

Наименование тем Максим, учебная нагрузка Количество часов
    всего лекц. занят. прак. занятия самост. работа. уч.
Тема 1. Введение. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры России.          
Тема 2. Понятие «Хор».          
Тема 3. Строение голосового аппарата и принципы его работы.          
Тема 4. Хоровые партии и составляющие их голоса. Классификация голосов.          
Тема 5. Тип и вид хора.          
Тема 6. Вопросы вокально-хоровой техники.          
Тема 7. Ансамбль в хоровом пении.          
Тема 8. Понятие «строй» в хоровом пении.          
Тема 9. Распевания и вокально-хоровые упражнения.          
Тема 10. Дикция и орфоэпия. Работа с поэтическим текстом.          
Тема 11. Средства художественной выразительности в хоре.          
Тема 12. Организационные и методические основы работы самодеятельного хора.            
Тема 13. Анализ хоровой партитуры.          
Итого:          

 

III. Содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1. Введение. Роль и значение хорового пения в развитии музыкальной культуры России.

Краткие сведения из истории хорового исполнительства. Хоровое исполнительство в России.

Значение первых профессиональных русских хоров в развитии хорового исполнительства. Первые профессиональные русские хоры: Хор Государевых певчих дьяков, переименованный в дальнейшем в Петербургскую певческую капеллу; Хор патриарших певчих дьяков, последствии - Московский синодальный хор. Роль светской музыкальной культуры во второй половине 18 века и проникновения ее в хоровое искусство. Хоровой жанр в творчестве русских композиторов 18 века Д.С. Бортнянского, М.С. Березовского. Деятельность выдающихся хоровых дирижеров С.А. Дегтярева, Г.Я. Ломакина, А.А. Архангельского. Общественный подъем в России в 60-е годы 19 века, открытие бесплатной музыкальной школы, организация бесплатных классов в Москве и Петербурге.

Хоровое искусство после Октябрьской революции. Профессиональные коллективы: Ленинградская (Петербургская) академическая хоровая капелла имени М.И. Глинки, Республиканская русская хоровая капелла имени А.А. Юрлова, Государственный академический хор, Государственный академический русский народный хор им. М. Пятницкого и др.

Деятельность хоровых дирижеров: Н.М. Данилин, П.Г. Чесноков, М.Г. Климов, А.В. Александров, А.Д. Кастальский, А.В. Свешников, К.Б. Птица, А.А. Юрлов и их роль в развитие хорового исполнительства.

 

Тема 2. Понятие «Хор».

Определение понятия «хор» по П.Г. Чеснокову. Принципы группирования хоровых партий.

Тема 3. Строение голосового аппарата. Принципы его работы. Механизм дыхания. Источник звука - гортань. Типы дыхания. Понятие о певческом голосе. Диапазон. Тесситура (удобная, неудобная, высокая, низкая, средняя). Резонаторы. Регистровое строение голосов.

Тема 4. Хоровые партии и составляющие их голоса. Классификация сольных голосов.

Классификация хоровых голосов. Диапазоны сольных голосов и хоровых партий. Понятия «общий диапазон» и «рабочий диапазон». Дифференциация типовых обозначений голосов: характеристика сопрано, меццо-сопрано, альтов, теноров и басов. Тембр. Технические, художественные возможности голоса.

Тема 5. Тип и вид хора. Типы хоров (однородный, смешанный, неполный смешанный). Характеристика их вокально-технических и художественно-исполнительских возможностей.

Виды хоров (одноголосный, двухголосные, трехголосные и т. д.). Виды хоров по форме исполнительства. Современные профессиональные академические и народные хоры. Детские хоры, их особенности и исполнительские возможности.

Тема 6. Вопросы вокально-хоровой техники. Певческая установка (правильное положение головы, корпуса, ног) - основа образования хорошего певческого звука.

Певческое дыхание. Роль дыхания в звукообразовании. Основные типы певческого дыхания.

Процесс звукообразования. Атака звука. Виды атаки (мягкая, твердая, придыхательная).

Формы звуковедения.

Определение типа певческого голоса.

Прием «цепного» дыхания в хоре.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 643; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.87.156 (0.057 с.)