Тема 5. Наблюдение за проявлением внимания учащихся на уроке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Наблюдение за проявлением внимания учащихся на уроке



Цель: Формирование навыков наблюдения за проявлением внимания и его особенности у учащихся во время урока.

План наблюдения

1. Мобилизация внимания учащихся в начале урока, приёмы, используемые при этом учителем.

2. Проявление видов внимания и его особенности на разных этапах урока (при опросе, при повторении и т.п.):

- устойчивость внимания, его продолжительность, причины отвлечения внимания;

- распределение внимания на уроке и его выражение;

- переключение внимания, причины, вызывающие и объясняющие его;

- смена видов внимания (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное).

3. Зависимость внимания учащихся от содержания и характера учебного материала (его образности, эмоциональности, степени конкретности, обобщенности, значимости для учащихся), от контроля учителя за работой учащихся, от разных видов работы с демонстрацией наглядных пособий и др.

4. Приемы, применяемые учителем на разных этапах урока для поддержания внимания учащихся, их эффективность.

5. Умение учителя использовать различные виды внимания школьника.

6. Знание учителем возрастных особенностей внимания и умение управлять ими.

7. Эмоциональное состояние, преобладающее у учащихся класса и у отдельных учеников, связь его с вниманием.

8. Характер активности учащихся на уроке.

 

Схема наблюдения за вниманием

Т№пп Этапы урока Деятельность учителя Деятельность наблюдаемого Психологическая характеристика внимания
         

В 1-й графе фиксируются этапы урока: начало, проверка домашнего задания и т.п.

Во 2-й графе отмечается вид работ: решение задач, примеров и др. записываются замечания, вопросы учителя, адресованные учащимся и наблюдаемому ученику.

В 3-й графе фиксируется поведение ученика на протяжении урока (поза, мимика, реакция на ответы одноклассников, на вопросы учителя, на разнообразные психологически оправданные приемы учителя). Отмечается, отвлекается ли внимание учащегося и почему, быстро или медленно включается он в работу, может ли выполнять одновременно несколько видов работ.

В 4-й графе записывается, какой вид внимания проявляется в данный момент на уроке (произвольное, непроизвольное, послепроизвольное), отмечаются его особенности (переключение, распределение, устойчивость), указываются причины, влияющие на изменение особенностей внимания.

 

Тема 6. Наблюдение за доминирующим видом внимания учащихся на различных этапах урока

Цель: Формирование навыков наблюдения за вниманием у учащихся во время урока.

План наблюдения:

1. Зафиксировать факты, связанные с ведущим видом внимания на различных этапах урока.

2. Установить причину смены видов внимания.

3. Данные зафиксировать в таблице:

N№пп Этапы урока Содержание деятельности
учителя ученика
       

 

Тема 7. Наблюдение за отвлечением внимания учащихся на уроке

Цель: Формирование навыков наблюдения и анализа результатов.

План наблюдения:

Определить, что является раздражителем на разных этапах урока (предметы, окружающие ученика, одноклассники, он сам и др.).

Описать ситуации, в которых ребенок отвлекается.

3. Данные зафиксировать в таблице:

№№пп Этапы урока Время отвлечения Содержание отвлечения Причины отвлечения
         

 

Тема 8. Наблюдение за проявлениями памяти учащихся

Цель: Наблюдение за процессами памяти учащихся.

План наблюдения:

1. Оценить соотношение произвольного и непроизвольного запоминания учащихся путем подсчета числа случаев произвольного и непроизвольного запоминания и получение результата при их делении.

2. Описать приёмы, используемые для лучшего запоминания учащимися учебного материала.

3. Описать приемы, используемые учителем, для борьбы с забыванием учебного материала.

4. Выделить типы памяти, встречающиеся у учащихся, описать их особенности.

5. Описать, каким образом учитель учитывает индивидуальные особенности памяти.

 

Тема 9. Наблюдение за умственной деятельностью учащихся

Цель: Формирование навыков определения особенностей умственной деятельности школьников.

План наблюдения:

1. Быстро ли реагирует на вопрос учителя (поднимает руку или нет, может ли отвечать сразу после вопроса учителя или долго обдумывает)?

2. Какой материал лучше запоминает (наглядный или словесный)?

3. Запоминает осмысленно или механически, может ли самостоятельно приводить примеры?

4. Может ли сделать выводы самостоятельно?

 

 

НАБЛЮДЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКА

 

Кроме различий, относящихся к содержательной стороне психической жизни, ученики имеют некоторые психофизиологические особенности. В основе индивидуальных различий лежат особенности свойств нервной системы.

Совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение, называют темпераментом (Р. Немов). Свойства нервной системы не предопределяют форм поведения, они зависят в большей степени от условий жизни и от опыта. Однако свойства нервной системы образуют почву, на которой легче формируются одни формы поведения, другие – труднее. Основными свойствами процессов возбуждения и торможения являются: сила, уравновешенность, подвижность, на основе которых И.П.Павлов, как известно, выделял четыре типа высшей нервной деятельности (ВНД).

Слабый тип характеризуется малой работоспособностью нервных клеток, быстрой утомляемостью. У такого учащегося наблюдается робость, неуверенность в своих силах. Некоторая медлительность при ответах создает иногда неправильное впечатление о его знаниях. Однако повышенная чувствительность позволяет школьнику в условиях правильного воспитания хорошо ориентироваться и быстро приспосабливаться к жизни, к людям. Сильный неуравновешенный тип характеризуется преобладанием возбуждения над торможением. Такой учащийся не всегда сдерживает свои чувства, часто выражает их в мимике, жестах, речи. Для него характерны резкие движения, подвижность.

Сильный уравновешенный, подвижный тип характеризуется большой работоспособностью, быстрым включением в деятельность и быстрым переходом от одной деятельности к другой, большой двигательной активностью и подвижностью, выразительной мимикой. Такой ребенок живо откликается на требования учителя. Сильный уравновешенный малоподвижный тип характеризуется большой работоспособностью, но медленным включением в деятельность и медленным переключением с одной деятельности на другую, общей медлительностью движений и речи.

В каждом из этих случаев важен индивидуальный подход, учитывающий индивидуальные особенности того или иного учащегося. Свойства темперамента к числу собственно личностных качеств человека можно отнести только условно, они скорее составляют индивидуальные его особенности, так как в основном биологически обусловлены и являются врожденными. Тем не менее темперамент оказывает существенное влияние на формирование характера и поведения человека, иногда определяет его поступки, индивидуальность, поэтому темперамент нельзя полностью отделить от личности.

Личность и темперамент связаны между собой таким образом, что темперамент выступает в качестве общей основы многих других личностных свойств, прежде всего характера.

Характер – это совокупность устойчивых черт личности, определяющих отношение субъекта к окружающим, к выполняемой работе. Характер проявляется в деятельности и общении и включает в себя то, что придает поведению субъекта специфический, характерный для него оттенок. В классном коллективе характер ученика проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки одноклассников. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой ученика, его воспитанием.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.006 с.)