Партия как политический институт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Партия как политический институт



Полит.партия – институт который выражает интересы опр. соц. группы или групп или идеологию и стремится к гос. власти для их реализации. Признаки: 1. идеология или особое виденье мира и человека 2. организация – партия устойчивая орг-ция, имеющая программу и устав. 3. цель партии – завоевание и осущ-е власти 4. мобилиза-ция – каждая партия стремится обеспечить себе поддержку народа. Организационная структура – 1. низкий уровень- избиратели голосующие за эту партию = соц. база партии 2. первичная ячейки партии – состоят из партийных активистов 3. высший уровень – партийная элита. Ф-ции: 1. разработка и опр. своего полит. курса направленного на решение сущ. в обществе проблем 2. участие в борьбе за власть и ее осуществление в гос-ве 3. защита интиресов крупных соц. групп на базе которых сформирована элита 4. формирование полит. Элиты 5. полит. Социализация гр-н 6. проведение изберательных компаний 7. осуществление контроля над властью 8. формирование общественного мнения Развитие полит. Партий: Макс Вебер 1. аристакратические группировки, группки той элиты которые сфор. В Англии в 17в. «Виги» «Тори» 2. этап полит. Клуба к. 18 1ая пол. 19в. Клубы создавались либо на базе парламента, либо на базе прогрессивных издательств либо всевозможных корпоротивных союзов. Клубы отличались от аристократич-х группировок шир. соц. базой, крепостью идеол. связей, более соверш. организ. Струк-ой и широкими масштабами деятельности 3. массовые полит. Партии – 2ая пол. 19в. Они были сорентированы на активную работу как в массах так и в парламенте. Первая массовая парти Англии 1861 г. «Либеральное объединение регистрац. Выборов». Все 3 этапа прошли «Тори» и Либеральная партия.

 

ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ.

По идейным основаниям деят-ти: 1. прагматические – не опирающ-ся на полит. идеологию; опираются на практич. целесообрсть действий 2. доктринальная – опред. идеоло-гические принципы = консервативные, соц.-демократ., фашистские, нациолистич., религиозные. По хар-у и задачам деят-ти: 1.революционые– выступ.за радикальное преобразование общества (коммунисты) 2. реформистские – за улучшение общест. жизни без принципиальных струк-турных изменений 3. консервативная – устойчивое сохр-ние сущ-х форм обществ. жизни 4. реакционные – ставят перед собой задачу восстановления старых структур.

По организационной структуре: 1. кадровые – формир. сверху вниз. Основа их организ-го строения явл. полит. комитет лидеров + активисты (республиканцы, демократы США) 2. массовые – снизу-вверх, дисциплинир-ные масс. орг-ции с централизов-й иерархич.структурой с уставным членством, строгая партийная дисциплина, членские взносы, крепость идеологических связей. По программам: 1. правые – партия ориентированная на консерват. буржуазные ценности, стабильность полит. системы, отри-цание коммунистич-х идеалов и революционных методов переустройства общества 2. левые – партия проповедует социалистич. и коммунистич-е ценности и радикальные методы их достижения 3. центрийские – умеренные полит. силы, предпочитают реформаторские, эволюционные пути улучшения общества. По отношению к существующему полит. режиму: 1.правящие – кот-е победили на выборах и сформировали правительство 2. оппозиционные – которые лишены возможности влиять на формир-е прави-тельства. находится в оппозиции его деят-ти.Их задача - критика деят-ти прав-ва за его ошибки и недостатки, контроль деят-ти правительства, предложения вариантов решения проблем. победить на выборах По условиям деят-ти: 1. легальные 2. нелегальные 3. полулегальные

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ РБ.

В 1994Г. Закон «О полит. Партия» в партии не менее 500 чел-к.

К к. 1990г. – 35 полит. Партий

Декрет Президента – в составе не менее 1000ч-к

26.01.1999 парт. организации должны действовать в областях и в г. Минске

17 партий прошли перерегистрацию по декрету, 2 развалились. Сейчас офиц. действ-ет 15 полит. Партий

Наши полит. партии молодые: Левые партии РБ: выступают за идеи коллективизма, солидарности, равенства и соц. справедливости, за традиц. Для белорусов органы народовластия, за развитие гос. и кооперат-го сектора эконом-ки. приоритетным в экон-ке считают ориентацию на страны бывшего СССР Пр. Белорусская партия левых, Справедливый мир 1998г. и др. Центрийские партии: выступают за преоритет интиресов нации, становления и развития соц. ориентированной рын. Экон-ки, укрепления суверенитета и междупартийной позиции страны Пр. Бел. Полит. Партия «Зеленые», Бел. Соц-демакрат. Партия «Грамода» Правые партии: выступают за идеи свободы и индивидуальных интиресов личности, за развитие част. Предпринимат-ва, за парламентскую республику Пр. Либеральная демакрат. Партии, Объединенная гражданская партия, партия БНФ

Наши полит. Партии не явл. влиятельными Причины: 1. молодость партий 2. старение полит. Партий – мало молодых членов в партиях, численность начинает падоть 3. изначальная вынужденность вступления в партию, чтобы построить карьеру 4. нет ярких лидеров 5. мажоритарная избирательная система 6. плохое освещение деят-ти партий в СМИ.

 

ПАРТИЙНЫЕ СИСТЕМЫ.

Парт.сис-ма – совок.устойчивых связей и отношений партий различ. типа друг к другу, а также с гос-ом и др. институтами власти.

Уклад - исторически сложив-ся разновидности сис-м. По числу партий реально участ-х в борьбе за власть: 1. Мно-гопартийная сис-ма – партий в стране много и не менее 3х проходит в парламент и ни одна из них не занимает больш-во мест в парламенте а) уклад многопартийной раздроб-ленности Нидерланды,Бельгия,Италия. «+» предост-ет гр-м широкую возможность выбора программы; «-» неустой-чивая работа парламента и прав-ва; не одна программа не реализуется полностью т.к. любое решение которое принимается в парламенте – результат компромисса. Б) уклад с домин-щей партией. Партий в стране много, но одна из них явл. правящей более 25 лет в условиях острой конкурентной борьбы (Швеция, Индия, Япония). «+» стабильная работа прав-ва и парламента; стабильность полит. сис-мы и общества; «-» возможное снижение кач-ва упр-ния страной в рез-те данного нахождения у власти. 2. Двухпартийная система: уклад – партий много но у них 2 настолько сильные и влиятельные что по очереди правящие, 50% мест в парламенте США, Великобритания «+» стабильная работа парламента и прав-ва; стабильность полит. сис-мы и общества; «-» у др. партий нет возможнос-ти прийти к власти; отсуствует полит центр. Уклад «2,5 партии» ФРГ – много партий, 2 из них сильные, но не намного чтобы самост-но стать правящей (социал-демо-краты и ХДС/ХСС» ~ 80% мест в парл-те, остальное место занимают др. партии.Каждая из сильных партий стремится вступить в коалицию с небольшой но постоянно представ-ой в парл-те партией. «+» стабильная раб. Парл-та прав-ва общества; др.партии могут прийти к власти; «-»практич-ки отсуствуют 3. Однопартийная система – уклад с партией гегемонов – партий в стране много, но одна из них явл. правящей в условиях авторитарного режима, др. партии к власти не допускаются Социалистическая партия ГДР и Польша. Уклад однопартийности – сущ-ет одна правящая партия, др. офиц. запрещены законом (Китай, СССР КНДР) «+» быстрая концентрация ресурсов для реш. узких проблем. «–» сращивание партийных и гос структур, наруш. Прав и свобод гр-н и отсуствие демократии.

Политическая деятельность

Пол. деятельность – индивидуальная (групповая, спонтанная) организов. деят. общ. субъектов, прямо или косвенно направленная на реализацию своих интересов и идеалов в полит. сфере. Пол. деят. складывается из пол. действий. Пол. действия – конкретные акции, поступки, намеренно или спонтанно предпринимаемые индивидом (группой людей) с целью вызвать определенный политический результат. Типология: 1. По изменениям, кот. пол. действия вызывают в сфере пол. отнош: революция (коренное преобразование) и контрреволюция (реакция свергнутого класса на революцию); реформы; политические перевороты, приводящие к персональному изменению в составе пол. элиты (гос. переворот-осущ-ся представителями аппарата власти; путч – неудавшаяся попытка гос. перевоврота; дворцовый переворот- представители ранее правящей династии отстраняют от власти представителей ныне правящей династии; военный переворот – военные свергают господств. власть и устан. свое правление) 2. По хар – ру осущ – мых действий пол деят.: как позитивные пол. действия – это опред. полит. акции, осущ. с целью получ – я желаемого результата; как негативные пол. действия – когда сознательно ничего не предпринимается с целью позволить произойти опред. пол. событиям. 3. По хар-ру осущ. действий: конструктивные (создание); деструктивные (разрушение); 4. Институциональные – регулируемые и осуществляемые посредствам различных политических институтов; прямые – непосредственное влияние граждан на органы пол. власти посредствам митингов, демонстраций, забастовок и т.д.

 

Политическое участие

Пол. участие – разнообразное проявление непрофессиональной политической деятельности. Пол. участие – усилия простых людей в любом типе политич. сист. повлиять на действия своих правителей, а иногда и сместить их. Осн. виды пол. уч-я: 1. выполнение пол. функ-ций в рамках гос. органов (н-р, участие в деятельности депутатских комиссий – помощники, эксперты и т.д.); 2. Уч-е в работе пол. организ-й; 3. Периодическое уч-е, связ. с делегиров. полномочий во время всевозможных выборов; 4. Прямые действия в политике (забастовки и т.д.); 5. Воздействие на ход полит. процессов через обращения, письма и встречи с пол. лидерами; 6. Чтение пол. периодики и литературы; 7. Прослушивание и просматривание радио- и телепередач с послед. обсуждением. Полит. иммобильность – полит. бездействие населения. Пол. иммоб. проявляется по след. причинам: неучастие в пол. деят – ти по причине неразвитости культуры; неучастие как результат разочарования в эффект – ти пол. системы; пол. апатия как форма неприятия пол. сист.; пол. бойкот как выражение враждебности к сущ – ей пол. системе. Наиболее общие тенденции в изменении пол. уч –я: рост стремления граждан действовать вне традиционных форм пол. активности – предпочтение пол. движений без четкой фиксир. организованной структуры, а не пол. партий; объедин. все чаще осущ. не вокруг какой-либо партии, а вокруг проблемы по поводу ее решения; растет число граждан, интересующихся политикой, но одновременно падает численность партий; люди все более склонны к независимости политизации – стремятся действовать независимо.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.007 с.)