Стандарты и качество изделий применительно к дизайну 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стандарты и качество изделий применительно к дизайну



Ряд требований технической эстетики и производственной технологии нашел отражение и зафиксирован в государственных стандартах. Стандартизация иг­рает важную роль в обеспечении качества промышленных изделий и экономии затрат общественно полезного труда на их производство.

1 «Стандартизация - установление и применение правил с целью упорядоче­ния деятельности в определенной области на пользу и при участии всех за­интересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной эко­номии при соблюдении условий эксплуатации (использования) и требований безопасности».[1]

Стандартизация - это экономия труда, времени и средств, метод, устанав­ливающий четкие и жесткие требования к качеству и регулированию качества изделий.

В нашей стране действует Единая система государственных стандартов (ГОСТ), охватывающая как стандарты стран содружества, так и республиканские межотрасле­вые и отраслевые стандарты.

ГОСТ 1.0 - 68 (Государственная система стандартизации) определяет стан­дарты различных видов: технических условий (всесторонних технических тре­бований), параметров (размеров) изделий, конструкций, технических требова­ний, методов испытаний, правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения. Существуют стандарты типовых технологических процессов, стан­дарт на комплексы оборудования и его связи со строительными элементами зданий и др.

Кроме указанных, введены также общетехнические и организационно-мето­дические стандарты.

Действующие стандарты - закон для современного производства. Они от­ражают современные достижения пауки, техники, передового опыта, требования технической эстетики. Задача проектировщика заключается в том, чтобы, применяя стандарты, создавать вещи, не только совершенные в функциональном и технико-экономическом отношении, но и отвечающие современным эстетиче­ским требованиям. Необходимо проектировать из стандартных элементов и уз­лов единое, гармоничное и «нестандартное» целое.

Художественное проектирование не только способствует созданию современ­ных изделий, отвечающих комплексу новейших требований, но и помогает со­зданию новых стандартов на отдельные виды, комплексы и целые системы. В системных стандартах, разработанных по комплексным программам, проду­манно учитываются все требования, охватывающие весь цикл производства, начиная с сырья и кончая готовой продукцией.

Ведется разработка опережающих стандартов и крупных межотраслевых систем стандартов, в которых отображаются требования завтрашнего дня, пер­спектива освоения и развития новейшей техники современных материалов, а так­же результаты изучения тенденций развития потребностей людей.

В настоящее время повышенные требования предъявляются и к чертежно-конструкторской документации. Соответствующими стандартами обусловливается понятность чертежей, возможность быстрого поиска разработанных изделий, узлов и элементов, выполнения чертежей при помощи множительных и микро­фильмирующих устройств, а также введение различных международных символов и знаков, заменяющих надписи.

Контроль за качеством чертежно-конструкторской документации регламен­тирует ГОСТ 2. 111 - 68 - «ЕСКД. Нормоконтроль». В нем указывается, что все чертежи и документы должны удовлетворять требованиям Единой системы конст­рукторской документации (ЕСКД), использовать в проектируемых и изготовляемых изделиях максимальное количество стандартизованных, нормализованных и унифицированных элементов, узлов и др.

Нормализация отличается от стандартизации более узким масштабом дей­ствия, например в отдельной отрасли народного хозяйства. Унификация - ра­циональное использование в пределах набора, серии изделий необходимого минимума однотипных элементов и узлов. Использование нормализованных и унифицированных элементов значительно улучшает технико-экономические показатели производства, сокращает сроки проектирования и внедрения новых изделий.

При создании серии новых машин из ограниченного числа стандартизирован­ных, типизированных и унифицированных элементов, изготовляемых на специа­лизированных предприятиях, используется принцип агрегатирования. Из одних и тех же узлов с добавлением некоторых новых элементов можно получить новое в функциональном отношении изделие.

В настоящее время первостепенное значение имеет проблема обеспечения высокого качества продукции, ставшая важным моментом социальной и техни­ко-экономической политики. Государственные стандарты являются эталоном и действенным средством управления качеством продукции, предусматривают повышение качества, надежности и долговечности продукции на новом уровне. Качество продукции — это «совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением»[2].

С 1971 года в Советском Союзе была введена Единая система аттестации каче­ства продукции (ЕСАКП). Она предусматривает аттестацию качества всей промышленной продукции, которая подразделяется на изделия производственно-технического назначения и товары народного потребления и имеет три катего­рии качества: высшую, первую и вторую.

Продукция высшего качества обладала комплексом всех высших показате­лей. Решением аттестационной комиссии такой продукции выдавались свидетель­ства о присвоении государственного Знака качества. Изделиям производст­венно-технического назначения Знак качества присваивается на срок до трех лет, товарам народного потребления — до двух лет.

Изделия первой категории качества должны также полностью соответство­вать требованиям действующих стандартов. По второй категории качества оце­нивались морально устаревшие образцы, которые полностью не соответствуют потребностям народного хозяйства, запросам населения и в ближайшее время подлежали совершенствованию или снятию с производства.

В общей оценке качества изделия учитывается и «человеческий фактор». Эргономическая оценка промышленной продукции зафиксирована в ГОСТе 16035 - 70 «Качество продукции. Общие эргономические показатели. Термины» и ГОСТе 16456 - 70 «Качество продукции. Эргономические показатели. Номен­клатура». Наряду с другими качественными показателями эргономическая оцен­ка вносится в «Карту технического контроля и качества продукции» (ГОСТ 2116 - 71) при присвоении изделию категории качества.

 

Термины общих эргономических показателей качества изделий

(по ГОСТ 16035 - 70)

Термин Определение
1. Эргономические свой­ства человека     2. Эргономические тре­бования к изделию   3. Гигиенические требо­вания к изделию     4. Антропометрические требования к изделию   5. Физиологические тре­бования к изделию   6. Психофизиологиче­ские требования к изде­лию   7. Психологические тре­бования к изделию   8. Эргономический по­казатель качества изде­лия   9. Гигиенический пока­затель качества изделия   10. Антропометрический показатель качества из­делия   11. Физиологический по­казатель качества изде­лия   12. Психофизиологиче­ский показатель качест­ва изделия   13. Психологический по­казатель качества изде­лия Антропометрические, физиологические, психофизиологические, психологические свойства человека, обуславливающие эффективность его деятельности в си­стеме «человек - изделие - среда» Примечание. Указанные свойства человека в эргономике рассматрива­ются как комплекс Требования к изделию, определяемые эргономическими свойствами человека и устанавливаемые с целью оптимизации его деятельности. Эргономические требования, определя­ющие гигиенические условия жизнедея­тельности и работоспособности челове­ка при его взаимодействии с изделием и средой Эргономические требования, опреде­ляющие соответствие изделия антропо­метрическим свойствам человека. Эргономические требования, определя­ющие соответствие изделия физиологи­ческим свойствам человека Эргономические требования, опреде­ляющие соответствие изделия осо­бенностям функционирования органов чувств человека Эргономические требования, определя­ющие соответствие изделия психологи­ческим особенностям человека Показатель качества (по ГОСТ 15467 - 70), используемый для определе­ния соответствия изделия эргономиче­ским требованиям Эргономический показатель, использу­емый для определения соответствия из­делия гигиеническим требованиям Эргономический показатель, используе­мый для определения соответствия изде­лия антропометрическим требованиям Эргономический показатель, исполь­зуемый для определения соответствия изделия физиологическим требованиям Эргономический показатель, исполь­зуемый для определения соответствия изделия психофизиологическим требова­ниям Эргономический показатель, исполь­зуемый для определения соответствия изделия психологическим требованиям.

13.3. Художественные вопросы конструирования ЭС

Композиция

 

Художественное конструирование представляет не­отъемлемую составную часть процесса проектирования изделий, предназначенных для непосредственного ис­пользования человеком.

Целью художественного конструирования изделий является создание эстетических свойств, способных обеспечить удовлетворение эстетических требований людей, для которых предназначены данные изделия.

Непосредственным предметом художественного кон­струирования как процесса является формообразование промышленных изделий, осуществляемое по специфиче­ским законам проектирования промышленного изделия.

При этом художественное конструирование исполь­зует наряду с понятиями эстетических свойств специфи­ческий аппарат понятий: композиция, объемно-простран­ственная структура, средства композиции. Перечислен­ные понятия отражают объективные признаки, свойст­ва, соотношения, присущие форме изделия и обнаружи­ваемые практически при зрительном восприятии.

Построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоническом единстве, определяется понятием композиции. Ос­нову композиции в художественном конструировании составляют объемно-пространственная структура изде­лия, отвечающая его назначению. Объёмно-пространст­венная структура обусловлена назначением изделия, выполняемой им функцией и выражается в характере взаимосвязи элементов формы изделия, во взаимном расположении частей изделия, его пропорциях, в рит­мическом строе элементов формы и т. п.

Композиционная организация формы изделия дости­гается путем установления общественно целесообразной взаимосвязи и соподчинения образующих ее элементов. При этом главные и подчиненные элементы, взаимно усиливая друг друга, образуют в целом единство.

При неоднородности формы или неравных соотноше­ниях величин элементов композиционное единство формы возникает, если средствами композиции обеспечива­ется соподчинение одних элементов другим.

 
 

Это положение можно пояснить примерами. На рис.13.1,а пря­моугольник разделен на три равные части. Средняя часть прямо­угольника из-за своего центрального положения доминирует, под­чиняет себе обе боковые части. Это неравенство восприятия обус­ловлено соответствующим расположением частей. Усилить это со­подчинение можно путем увеличения средней части (рис. 13.1,б) или даже путем уменьшения ее (рис. 13.1,в), но сохраняя ее централь­ное положение.

Рис. 13.1. Примеры статического подчинения.

Кроме разобранного примера статического соподчинения эле­ментов, композиционными средствами можно создать динамическое соподчинение, показанное на рис. 13.2,а и б, которые создают впе­чатление движения слева направо, в направлении подчинения. Ди­намичность движения глаза определяется ритмом членения. На рис. 13.2,в обе части симметричны, и движение здесь имеет цент­ростремительный характер.

Рис. 13.2. Примеры динамического подчинения.

 

 

Одним из основных условий целостности формы яв­ляется зрительное влияние главного функционального элемента, совмещение его с композиционным центром. Главный элемент выделяют из подчиненных элементов размерами (рис. 13.3,а), особым расположением прибо­ров и органов управления (рис. 13.3,б), цветом, харак­тером членения (рис. 13.3, в) и т. д.

Рис. 13.3. Примеры выделения главной ячейки комп­лектного распределительного устройства.

В качестве примера, характеризующего это положе­ние, можно привести художественно-конструкторский проект высокочастотной установки для выращивания монокристаллов «кристалл юн» (рис. 13.4). Характер членения элементов формы, компоновка элементов уп­равления, проработанная схема зрительных маршрутов позволили художникам-конструкторам создать компози­ционно стройное изделие, выделив при этом композици­онный центр, совмещенный с главным функциональным элементом - плавильной камерой (рис. 13.4, б).

Основными средствами композиции, придающими изделию соразмерность и гармонию, являются пропорции, масштаб, ритм, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия.

Пропорции выражают соразмерность частей формы между собой и с целым. Пропорции служат средством гармонизации формы.

Масштабность - установленное соотношение величины создаваемого предмета с определенной мерой. Масштаб - это мера соответствия одного предмета дру­гому или нескольким предметам при их сопоставлении.

Рис. 13.4. Пример композиционного решения высокочастотной уста­новки для выращивания монокристаллов.

а - упрощенное изображение установки; б - схема зрительных марш­рутов.

Ритм - средство композиции, обеспечивающее вы­деление и связь элементов формы путем их повторения, чередования, нарастания, убывания.

Контраст - средство композиции, используемое для выражения противопоставления элементов (по объ­ему, цвету и т. п.), которое позволяет активнее выра­зить функциональные и конструктивные особенности сопоставляемых элементов и содействует обострению восприятия целого.

Нюанс - средство композиции, противоположное контрасту, незначительное различие элементов по фор­ме, размерам и цвету и т. д.

Симметрия - принцип организации элементов композиции, основанный на правильном их размещении вокруг центра или оси. Симметричная композиция применяется обычно для подчеркивания статичности изделия (гидрогенератор, электроплитка, пульт управления), асимметричная композиция - для подчеркивания динамичности изделия (электротранспорт).

В художественном конструировании сформулированы основные требования к форме изделия, как к целому:

- форма всякого изделия должна быть законченным целым, упорядоченной и не содержащей элементов или частей, противоречащих функциональному назначению и технико-экономической основе изделия;

- система построения формы изделия как завершенного целого должна основываться на взаимоотношении главных и второстепенных элементов; создать форму изделия как подлинно гармоничное художественно-техническое произведение - значит найти единство между главным и второстепенным, между целым и частью, между различными частями изделия, а также внутри каждой части;

- форма изделия как отдельного объекта должна образовать единство с формами окружающей среды.

Следуя отмеченным положениям, художественную форму изделия нужно строить так, чтобы в процессе восприятия раскрывалась ее внутренняя логика, т.е. следует учитывать особенности зрительного восприятия формы предметов.

Процесс становления зрительного образа формы изделия, как показывают экспериментальные исследования, имеет несколько фаз. На первой фазе происходит грубое различие общих пропорций машины и ее положения в окружающем пространстве. Затем следует грубое различие основных узлов и деталей, при этом вычленяются более крупные формы независимо от места их расположения и т.д. Фазность восприятия отвечает в значительной степени складывающимся методам архитектурно-художественного анализа форм машины: от общего к частному. Отсутствие внутренней логики, четкости и ясности распределения масс препятствует построению целостного образа, снижает точность восприятия частей и элементов, а также всего изделия в целом.

Для того чтобы у человека могло сложиться определенное мнение о целостности формы изделия, необходимо, образная информация о внешнем виде изделия была согласована с возможностями ее восприятия и оценки. Если количество основных объемов, из которых сложена форма изделия, относительно невелико, то связь между отдельными частями формы, как функциональная, так и композиционная, может быть легко обнаружена наблюдателем. При небольшом количестве основных объектов человек быстро и легко осмысливает композицию изделия, ее завершенность, функциональную целесообразность, гармоничность его формы.

Исходя из того, что целостная оценка формы изделия связана на первых фазах восприятия с мгновенным «схватыванием» совокупности частей формы в целом, количество ее основных частей не должно превышать определенную величину. Ориентировочно можно считать, что если количество основных объемов изделия будет в пределах 5-7, то оценка частей его формы как визуально связанного целого возможна и оправдана. Если количество основных объемов возрастает (более 7-9), то мгновенная оценка становиться затруднительной. При очень большом количестве объемов взгляд схватывает попеременно только часть формы; целостный охват, восприятие и оценка художественных форм изделия становятся затруднительными, а при значительном числе основных объемов (25-30) практически невозможным. В этом случае весьма трудно признавать за изделием серьезные художественные достоинства.

Высказанные соображения о целостности справедливы для многоэлементных форм ЭС или для форм, состоящих из малого количества (3-5) элементов, блоков, узлов.

Значение целостности в изложенном аспекте сохраняет свою силу для мелких и большинства средних ЭС: аппараты низкого напряжения, электродвигатели, электротранспорт, большинство пультов, панелей и щитов управления и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1932; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.203 (0.021 с.)