Реализация фреймов и наследования в языке CLIPS 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Реализация фреймов и наследования в языке CLIPS



Хотя язык CLIPS и не поддерживает в явном виде формализм семантических сетей и фреймов, их можно неявно определить, используя имеющуюся в CLIPS конструкцию def class. Мы более подробно поговорим об этой конструкции в следующей главе, поскольку ее основное назначение — реализация объектно-ориентированного подхода. Для представления иерархии геометрических объектов, показанной на рис. 6.6, нам понадобятся следующие определения:

(defclass polygon (is-a USER))

(defclass quadrilateral (is-a polygon))

(defclass trapezium (is-a quadrilateral))

(defclass parallelogram (is-a trapezium))

(defclass rectangle (is-a parallelogram))

(defclass square (is-a rectangle))

Обратите внимание на то, что класс polygon (многоугольник) объявлен как подкласс класса USER, который является базовым для всех классов, объявленных пользователем. Отношение is-a (является), которое фигурирует во всех языках представления фреймов, обычно обладает свойством транзитивности: квадрат является прямоугольником, но квадрат также является и трапецией и т.д. Это отношение является антисимметричным, т.е. если квадрат является прямоугольником, то прямоугольник в общем случае не является квадратом.

Для того чтобы представить на языке CLIPS тот факт, что большинство многоугольников предположительно должно иметь четыре стороны, потребуются кое-какие дополнительные языковые конструкции. Нужно будет несколько изменить определение классов polygon и quadrilateral:

(defclass polygon (is-a USER)

(role abstract)

(slot no-of-sides (default 4)))

(defclass quadrilateral (is-a polygon)

(role concrete))

Теперь polygon объявлен как абстрактный класс, т.е. класс, не способный самостоятельно порождать определенные объекты. Его подкласс quadrilateral и все последующие подклассы класса quadrilateral являются конкретными классами, т.е. эти классы могут порождать конкретные экземпляры (объекты классов). При определении класса polygon его слоту no-of-sides (количество сторон) назначено по умолчанию значение 4. Это отражает наше интуитивное предположение, что большинство многоугольников будет четырехугольниками. В терминологии систем фреймов такое значение по умолчанию называется фацетом слота no-of-sides.

После этого можно приступить к описанию демонов. Для этого нужно воспользоваться конструкцией defmessage-handler, которая имеется в CLIPS. (Подробно конструкция defmessage-handler также будет описана в следующей главе.)

(defmessage-handler polygon sides ()?self:no-of-sides)

Демон sides связан с классом polygon и попросту получает доступ к слоту no-of-sides того объекта, который его вызвал. Предположим, например, что определен конкретный участок, имеющий форму квадрата, причем ему присвоено наименование square-one.

(definstances geometry (square-one of square))

Система инициализируется командой (reset). Теперь можно активизировать демон, послав ему сообщение

(send [square-one] sides)

В ответ интерпретатор CLIPS выведет результат

Обратите внимание на то, что выражение?self:no-of-sides вычисляется в контексте объекта square-one, которому было направлено сообщение и который в ответ на него активизировал демона. В этом выражении?self является переменной и определяет объект, к слоту которого производится обращение, а двоеточие — это инфиксный оператор доступа к конкретному слоту.

Множественное наследование

В то определение понятия наследования, которое было дано в работах Квиллиана, концепция фреймов внесла определенные коррективы. В настоящее время является общепризнанным, что некоторый фрейм может наследовать информацию от множества предшественников в системе фреймов. В результате граф, представляющий связи между фреймами, стал больше походить на решетку, чем на дерево, поскольку каждый узел не обязательно имеет единственного предшественника. Очень часто система строится таким образом, что некоторые фреймы имеют несколько предшественников, хотя в подавляющем большинстве структур сохраняется единственность корня. Пример такой структуры представлен на рис. 6.7.

Новый узел Правильный многоугольник "не вписывается" в прежнюю классификацию, в которой за основу бралось количество сторон. Этот фрейм вводит в систему новый атрибут— "правильность" контура фигуры. Таким образом, появляется возможность передать таким фреймам, как Квадрат и Равносторонний треугольник, некоторые свойства, характерные именно для равносторонних фигур, использовав для этого механизм множественного наследования. Например, все равносторонние многоугольники имеют равные значения внутренних углов, и лучше всего хранить информацию об этом свойстве именно во фрейме Правильный многоугольник, как это следует из принципа когнитивной экономии.

Такая организация связей между фреймами не влечет за собой никаких проблем только до тех пор, пока информация, поступающая от различных источников наследования, не становится противоречивой. Но рассмотрим пример, представленный на рис. 6.8. (Он часто используется в специальной литературе и даже получил имя собственное — "Алмаз Никсона", по причинам, которые станут ясны далее.)

Положим, мы договорились считать по умолчанию, что квакеры — это пацифисты, т.е. в слоте пацифизм фрейма квакер "прописано" значение истина, и что республиканцы пацифистами не являются, т.е. в слоте пацифизм фрейма республиканец "прописано" значение ложь. Все это означает, что при отсутствии более полной информации о каком-либо конкретном республиканце или квакере предполагается, что он именно так относится к идеям пацифизма.

Рис. 6.7. Гетерархическое представление множества геометрических фигур

Рис. 6.8. Конфликт при множественном наследовании свойств

Но что в таком случае можно сказать о квакере, который является сторонником Республиканской партии? А ведь именно в такой роли выступал бывший Президент США Ричард Никсон. Является ли он пацифистом или нет? Иными словами, откуда должен унаследовать квакер-республиканец значение слота пацифизм, если считать, что мы не располагаем никакой дополнительной уточняющей информацией?

Поскольку значения, предлагаемые по умолчанию, конфликтуют друг с другом, мы, используя только ранее введенную информацию, не можем ничего сказать о пацифизме Ричарда Никсона. В такой ситуации некоторые системы, использующие механизм наследования, отказываются давать однозначное заключение. Системы с таким поведением получили наименование скептических (см., например, [Horty et al, 1987]). Другие, обнаружив подобный конфликт, выносят заключение наудачу. За ними закрепилось определение доверчивые (см., например, [Touretzky, 1986]).

Трудно отдать предпочтение какой-либо из этих стратегий. Но в любом случае лучше заранее подумать о том, как избежать подобных конфликтов при внедрении систем фреймов. Например, можно оспорить мнение, что миролюбивый республиканец — явление более редкое, чем квакер, поддерживающий акции с применением силы, и либо установить определенный порядок анализа наследования от различных предшественников, либо не использовать в данном случае механизм наследственности и принудительно установить значение истина для слота пацифизм во фрейме квакер-республиканец. Есть и альтернативный вариант— подключить к слоту пацифизм во фрейме квакер-республиканец специальный демон по требованию, использующий "для устранения неоднозначности какие-либо "посторонние" знания, которыми мы не располагаем на стадии конструирования системы фреймов. Так, квакер-республиканец может не следовать идеям пацифизма в год выборов в соответствии с общей политикой своей партии, но в обычное время будет рассматриваться как пацифист, полагая, что квакерское воспитание пересиливает партийную дисциплину.

Следует отметить, что анализ сетей с наследованием оказывается проще, чем анализ систем фреймов, поскольку узлы в сети не нуждаются в слотах или подключенных процедурах. Неоднозначность в сети устанавливается путем анализа ее топологии. Для того чтобы в сети потенциально могла появиться неоднозначность, о которой идет речь, необходимо, чтобы набор узлов {А, В, С,...} образовал ациклический граф со связями двух типов: положительные связи, которые означают, что А является элементом В, и отрицательные связи, которые означают, что А не является элементом В. Тогда мы сможем представить проблему выяснения глубины пацифистских взглядов Р. Никсона в виде сети рис. 6.9. Здесь пацифист — это узел со своими собственными правами, и отрицательный характер связи между ним и узлом республиканец показан засечкой на линии связи.

Рис. 6.9. Представление "проблемы Никсона" в виде сети с наследованием

Из изложенного ясно, что в гетерархической системе потенциальные возможности для образования самых разнообразных взаимосвязей гораздо шире, чем в системе с жесткой иерархической структурой. Узлы более высоких уровней могут иметь общих наследников на более низких уровнях, что является признаком существования непрямых отношений между такими узлами. Например, имеются определенные отношения между узлами, представляющими равносторонний треугольник и квадрат в рассмотренном выше примере. В системе фреймов значение некоторого слота также может быть указателем на определенный фрейм (или фреймы), что порождает еще одно измерение в структуре системы (см. об этом в описании системы CENTAUR в главе 13).

Сравнение сетей и фреймов



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.007 с.)