Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технология проектирования в социальной работе ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Технология проектирования в социальной работе включает в себя ряд этапов. Изучение общественного мнения. Основные задачи:проанализировать социальную ситуацию; составить отчет о проведенном исследовании; сформулировать выводы. Сбор материалов о той социальной проблеме, которая является предметом исследования. Первичная информация может быть представлена в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполненные бланки анкет, записи исследователя в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и другое. После обработки материала, полученные результаты оформляются в виде документов, отчетов, таблиц и т.д. Данный этап позволит изучить исходное состояние социальной проблемы в социальной среде и приступить к ее формулировке, которая должна стать объектом дальнейших практических действий. Формулирование актуальной социальной проблемы. Основные задачи:сформулировать социальную проблему (или проблемы), в решении которых может принять участие клиент; определить причины существования данной социальной проблемы. Необходимо проанализировать социальные проблемы по ряду критериев: важность данной социальной проблемы для региона (города, поселка, села); ее масштабность; возможность практического решения проблемы силами конкретных людей. Данный этап позволит выбрать из нескольких социальных проблем одну и четко ее сформулировать. Определение цели и задач социального проекта. Основные задачи этапа:определить ту социальную группу, которая является носителем данной социальной проблемы и на которую будет направлен проект; сформулировать основную цель и задачи деятельности, раскрывающие содержание работы по решению социальной проблемы. Составление плана работы. Основные задачи:определить перечень основных мероприятий по осуществлению целей и задач проекта; назначить ответственных за каждый пункт плана; указать необходимые ресурсы и источники их получения. Данный этап позволяет представить объем предстоящей работы, сроки ее выполнения, назначить ответственных за каждый пункт и составить реально выполнимый план. Реализация проекта. На данном этапе авторы социального проекта непосредственно приступают к выполнению намеченного плана, осуществляют замыслы и, решая одну задачу за другой, постепенно двигаются к достижению намеченной цели.
Оценка и контроль выполнения плана. Основная задача: осуществление качественной и количественной оценки проведенных мероприятий. Данная работа позволяет подвести промежуточные итоги деятельности, соотнести их с показателями, которые были определены в качестве основы системы оценки работы. Анализ результатов работы над социальным проектом. Любая завершенная работа нуждается в анализе ее процесса и результатов. Это нужно для того, чтобы увидеть реальный результат, по возможности, объективно оценив достигнутое. Основой данной деятельности является система оценки, которая утверждена заранее. Опираясь на сиcтему критериев и показателей, следует всесторонне обсудить то, что реально получилось, сравнивая с тем, что было запланировано командой на этапе подготовки социального проекта. Сначала анализируется выполнение отдельных задач, качество крупных мероприятий.
Технология моделирования в социальной работе Моделирование считают универсальным методом, так как оно применяется практически во всех видах человеческой деятельности и на всех этапах ее осуществления (стадии целеполагания, выбора средств и образа действий, реализации намеченной цели и поставленных задач, анализа и оценки достигнутого результата). Его универсальность проявляется и в сфере познания, где моделирование получило статус общенаучного метода. Моделирование в социальной работе используется как на эмпирическом, так и на теоретическом уровнях исследования. Моделирование в социальной работе понимается как метод опосредованного практического или теоретического оперирования социальным объектом. При этом исследуется не сам объект, а используется вспомогательная система, способная замещать его на определенных этапах познания и дающая при ее исследовании информацию о самом моделируемом объекте. Необходимость использования опосредованного способа познания в социальной работе диктуется следующими причинами: объект исследования труднодоступен для непосредственного познания; интересующие исследователя стороны действительности не удается в исследуемом объекте изучать в более или менее чистом виде; объект познавательной деятельности пока не существует в реальной действительности. В этих случаях метод моделирования необходим и эффективен.
При исследовании объекта социальной работы с помощью метода моделирования в качестве своеобразного инструмента познания выступает модель. Ее можно определяют как создаваемый с целью получения и (или) хранения информации специфический объект (в форме мысленного образа, описания знаковыми средствами либо материальной системы), отражающий свойства, характеристики и связи объекта-оригинала, существенные для задачи, решаемой субъектом. Модель обладает познавательным потенциалом лишь тогда, когда она находится в определенном соответствии с исследуемым объектом, способна замещать его в ходе исследования и выполнять роль аккумулятора и источника получения о нем новой информации. Моделирование в социальной работе имеет следующие цели: с одной стороны - отобразить состояние социальной проблемы на данный момент, выявить наиболее проблемные их участки; с другой стороны – определить тенденции развития и те факторы, влияние которых может скорректировать их нежелательной возникновение; активизировать деятельность государственных, общественных и иных организаций и лиц в поисках оптимальных вариантов разрешения социальных задач. Модели выполняют нескольких гносеологических функций, таких как: иллюстративная функция, позволяющая наглядно отобразить изучаемое явление, его внутреннее строение, свойства и т.п.; объяснительная функция, помогающая глубже понять познаваемый объект, сформировать о нем более ясные представления; эвристическая функция, направленная на открытие новых сторон бытия исследуемого фрагмента социальной действительности; критериальная функция, выполняемая моделью, выступающей в виде образца-мерила для осуществления сравнительного анализа и оценки отдельных свойств или всего изучаемого объекта; прогностическая функция, связанная с получением информации-прогноза о дальнейшем функционировании и развитии исследуемого явления; преобразующая функция, способствующая выбору оптимальных путей и способов преобразования социальных объектов. Процесс моделирования в социальной работе состоит из нескольких этапов (стадий). В научных публикациях существуют разные точки зрения о количестве и названии этапов. М.К. Буслова предлагает выделить в процессе моделирования следующие этапы: постановка задачи; теоретическая и экспериментальная подготовка; создание модели; исследование модели; перенос полученной информации на изучаемый объект; выдвижение научной гипотезы на основе полученных знаний и ее проверка; включение полученных знаний в научную теорию. Необходимость использования опосредованного способа познания в социальной работе диктуется следующими причинами: объект исследования труднодоступен для непосредственного познания; интересующие исследователя стороны действительности не удается в исследуемом объекте изучать в более или менее чистом виде; объект познавательной деятельности пока не существует в реальной действительности. В этих случаях метод моделирования необходим и эффективен. VIII Семьеведение
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 599; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.004 с.) |