Сцена поединка к опере Ш. Гуно «Фауст» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сцена поединка к опере Ш. Гуно «Фауст»



Облегченный вариант

Оружие — колюще-рубящая шпага. Манера поединка соответ­ствует «Школе сценического боя». Музыка написана в четырехдоль­ном размере. Экспозиция сцены: после серенады Мефистофеля ос­корбленный Валентин выбегает из дома Маргариты с обнаженной шпагой. Он поет вызов: «Кому из вас обязан я бесчестьем, кому от­мстить обязан я?»

Далее поется знаменитое трио вызова перед дуэлью, которое закан­чивается словами Мефистофеля: «Вы колите смелей, а о защите вашей я позабочусь!» После этих слов противники, выбрав место, начинают поединок. Валентин — справа по диагонали, Фауст — в глубине сцены, Мефистофель — почти на середине сцены и несколько в глубине ее. Он как будто центр, вокруг которого передвигаются противники.

 

  Такты
1. Валентин медленно прибли­жается к Фаусту со шпагой, приготовленной для укола. Фауст почти неподвижен. Он выжидает, его шпага также обнажена.
2. I половина, укол в бедро. II половина, пятая защита. Вторая защита. Удар по голове кругом слева.
3. I половина, укол в бедро. II половина, двойной шаг вперед. Вторая защита, отход назад. Перемещается, обходя Валентина.
4. I половина, удар по голове. II половина, повторно удар по голове Пятая защита и отступает. Шестая защита.
5. I половина, защита и шаг назад. II половина, пауза в позе готовности. Укол в бедро. Обходит Валентина.
6. I половина, выжидает, повора­чиваясь за Фаустом. Медленно приближается к Валентину.
7. I половина, укол в бедро. II половина, с угрозой приближается к Фаусту. Вторая защита, скачок назад. Медленно отходит, но прибли­жается с обнаженной шпагой Мефистофель.
8. I половина, удар по голове. II половина, пауза Пятая защита, Мефистофель также подставляет свою шпагу в пятую защиту
9. I половина, получает укол. II половина, падает. Закалывает Валентина. Выдергивает шпагу.

.

Мефистофель заканчивает сцену, он поет: «Вот наш герой лежит и умирает, скорее в путь».

Методические указания. Артистов надо обучить технике пере­движений в положении боевой стойки: шаг вперед, назад, двойной шаг вперед, скачок назад и технике приемов: укол в бедро, удар по голове, с кругом по голове слева, второй, пятой и шестой защитам. Повторная атака ударом по голове. Вначале надо изучить технику исполнения этих приемов, затем начать парные упражнения.

Надо учить фехтовальные фразы: 1, 2 и 3-й такты, затем 4, 5 и 6-й такты, в заключение — финал, то есть 7, 8 и 9-й такты. После разучивания соединить первые 6 тактов, тренировать до свободного исполнения, затем соединить 6 тактов с финалом. Важно, чтобы ис­полнитель роли Мефистофеля отлично знал музыку и фехтовальную композицию, своевременно подставил свою шпагу в пятую защиту.

Это даст возможность Фаусту «ранить» Валентина. Нанести удар по левому боку партнера (Валентин должен стоять правым боком к зрителям), затем резким движением выдернуть шпагу. Валентин падает после того, как шпага выдернута.

Вторая композиция этой же сцены выполнена для певцов, владе­ющих искусством сценического фехтования.

Валентин Фауст
Такты
1. Противники располагаются на сцене так, чтобы Валентин ока­зался правым боком к зрителям. Несколько по диагонали и чуть в глубине сцены остановился Фауст, рядом с ним — Мефистофель.
2. Состоит из четырех фехтовальных темпов:
1-я чет. Двойной шаг вперед и укол в бедро. Вторая защита.
2-я чет. Пятая защита. Круг слева удар по голове.
3-я чет. Укол в бедро. Вторая защита и отступает.
4-я чет. Повторно укол в бедро. Первая защита и скачок назад.

3. Перемещение. Валентин пытается приблизиться к Фаусту, тот отхо­дит назад, затем быстро идет вперед, но по дуге, и оказывается почти за спиной.

4. 1-я чет. Двойной шаг вперед и удар по голове. Пятая защита и отступает.
2-я чет. Повторно то же. Шестая защита и отступает.
3-я чет. Повторно то же. Пятая защита. Мефисто­фель обнажает шпагу.
4-я чет. Вторая защита и шаг назад. Укол в бедро.
5. Валентин, медленно передвигаясь, выбирает момент и место для атаки.
6.
1-я и Выжидает противника. Идет навстречу Валентину.
2-я чет.    
3-я чет. Пауза. Пауза.
4-я чет. (триоль) Укол в бедро. Вторая защита. Укол в бедро. Вторая защита. Укол в бедро. Вторая защита.
7.    
1-я чет. Повторно круг влево по голове. Пятая защита и скачок на­зад.
2-я чет. Медленно идет к Фаусту. Отступает.
3-я чет. Медленно идет к Фаусту. Отступает.
4-я чет. Медленно идет к Фаусту. Меняются местами.
8. 1-я чет. Удар по правому боку. Вторая защита, отступает.
2-я, 3-я, С угрозой идет к Фаусту. Прислоняется к стене дома,
4-я чет.   приближается Мефистофель.
9. 1-я чет. Удар с кругом по голове. Пятая защита, Мефистофель.
2-я чет. Пауза. Фауст колет в туловище Ва­лентина.
3-я чет. Пауза. Фауст выдергивает шпагу.
4-я чет. Падение № 1. Фауст и Мефистофель отходят.

Сцена дуэли из пьесы Ростана «Сирано де Бержерак»

I акт

Характеристика дуэлянтов

Вальвер — блестящий дворянин, прекрасно владеющий шпагой по всем правилам классической школы.

Сирано — фехтовальщик-виртуоз, для него характерна свобода в обращении со шпагой, и техника владения ею такова, что Сирано может биться одновременно с несколькими противниками; он фехту­ет правой и левой рукой, фехтует в любом положении — стоя, сидя, на столе и т. д. Бьется непринужденно, пугая Вальвера, временами издеваясь над ним.

Чем техничнее будет сыграна роль Вальвера, тем выгоднее бу­дет охарактеризован образ Сирано. Материал данной сцены подоб­ран именно с этой точки зрения; по сути, качество фехтовальной техники актера, играющего роль Вальвера, решает успех сцены; материал боя у Сирано находится в прямой зависимости от техни­ки Вальвера — вот почему на роль Вальвера необходимо подобрать умеющего хорошо фехтовать или хотя бы просто хорошо двигаю­щегося актера.

 

Сирано Вальвер
Скрещивают шпаги в шестом соединении.
Действия шпагой Действия шпагой
1. Первая часть двойного шага назад. 1. С шагом вперед — перемена соединения в четвертое.
2. Вторая часть двойного шага назад. 2. С шагом вперед — перемена соединения в шестое.
3. Первая часть двойного шага назад. 3. С шагом вперед — перемена соединения в четвертое.
4. Вторая часть двойного шага назад. 4. С шагом вперед — перемена соединения в шестое.
5. На месте — четвертая защита. 5. С переводом укол в грудь.
6. Ответный укол прямо. 6. Защита четвертая уходом в стойку.
7. Защита четвертая, убирая правую ногу за левую (двойной шаг назад). 7. Ответная атака уколом прямо.
8. Защита третья. Убирая левую ногу назад. 8. Повторная атака переводом в правое плечо.

 

Читает балладу Действия шпагой Сирано Действия шпагой Вальвера
9. «Не приближайте» Круговой захват в третьем соединении. Стоит с вытянутой рукой на выпаде
10. «Смертный» То же второй раз. Тоже.
11. «Час» Под шпагу Вальвера и контрбатман во вторую позицию. На батман уходит в стойку.
12. «О, мой виконт» Укол в грудь с кругом. Скачок назад, третья защита.
13. «Вы слишком пылки» Грозит шпагой. Еще скачок назад.
14. Убрав правую ногу назад, вторая защита. Двойной шаг вперед, укол в бедро.
15. Убрав левую ногу назад, первая защита. Повторная, уколом в живот.
16. «Не надо» Убрав правую ногу назад, третья защита. Повторная, уколом в плечо.
17. «Торопиться» Убрав левую ногу назад, четвертая защита. Повторная, уколом в грудь.
18. «В Вас» Скользящий толчок (фруассе) в третью защиту. Шпага уходит влево, ногу подтягивает в стойку.
19. «Я попаду» Направляя шпагу в лицо Вальвера, делает двойной шаг вперед. Направляя шпагу на Сирано, вытягивает руку и двойной шаг назад.
20. «В конце» Со скачком вперед батман и демисеркль. Шпага отлетает вверх.
21. «Посылки» После реплики укол в бедро с выпадом. Вторая защита и два скачка назад.
22. Двойной шаг вперед, укол в бедро. Вторая защита.
23. «О, мой виконт» Пауза. Пауза.
24. Повторная атака, показ укола в плечо, укол с выпадом в бедро. Отступая, третья и вторая защита.
25. Тоже. Тоже.
26. Тоже. То же.
27. Уходом в стойку вторая круговая, завязывание во вторую же и батман во второй позиции. Ответ уколом в бедро, стоит на уколе от батмана, шпага отлетает влево, туда поворот головы.
28. В момент, когда Вальвер повернул голову влево, пробе­гает справа от Вальвера за его спину, свою шпагу берет под левую руку, острием назад, поворачивает голову через левое плечо назад, мгновен­но приставив шпагу к груди Вальвера. Поворачивается направо сле­дом за пробегающим Сирано, увидев шпагу, приставленную к своей груди, в замешатель­стве останавливается, услы­шав реплику Сирано.

 

29. «Назад, ни шагу» Оставляя шпагу у груди Вальвера, поворачивается к нему грудью, отодвигая левую ногу назад. Стоит неподвижно.
30. «И сам король бы Вас не спас» Перехватив шпагу в левую руку, склоняется на двой­ном шаге назад в испанском поклоне. Отступает немного назад.
31. Круг, вторая защита левой рукой. Нападает, укол в живот.
32. То же. Сдвоенным уколом в живот.
33. Тоже. Сдвоенным уколом в живот.
34. Перехватывает шпагу в пра­вую руку. Меняет стойку назад, замах шпагой на укол в грудь.
35. Круг, вторая защита правой рукой. Укол в живот, выпадая правой ногой.
36. Завязывает из второй в четвертую. Уступает завязыванию, возвращаясь правой ногой в стойку.
37. Батман в четвертой. Ответ — батман в четвертой.
38. Захват шпаги Вальвера в шестую. После захвата с выпадом укол переводом в грудь.
39. Шпагу вытягивает по направлению в бедро, уходя левой ногой вправо (отклоняя тело вправо). Ранен в бедро.
40. «Как бык попали Вы на шпагу в Мадридском цирке на показ».   Отступает, пятясь назад.
41. Уходит вправо и садится на скамью лицом к Вальверу. Бежит к Сирано, шпага в пра­вой руке, готов к нападению.
42. Защита четвертая (сидя). С ходу укол с выпадом в грудь. Защита четвертая.
43. (Сидя) одной рукой ответ уколом в грудь. Укол в грудь, остается на выпаде.
44. Защита четвертая (сидя). Сдвоенный укол переводом
45. Защита третья (сидя). в правое плечо. Стоит на уколе.
46. «Куда Вы» Круговой захват в третьем соединении (сидя). Тоже.
47. «Сударь» Круговой захват (сидя). Шпага отлетает влево.
48. «Без проказ» Шпага уходит под шпагу. Вальвера и контрбатман во вторую. На скачке назад третья защита.
49. Укол с кругом в грудь, встает.  

 

50. «Так шишка будет на затылке»   Еще скачок назад.  
51.   Защита вторая, отступая правой ногой назад. Двойной шаг вперед и укол в бедро.
52. Защита первая, отступая, левой ногой. Повторная уколом в живот.
53. «Предупреждаю» Защита третья, отступая правой ногой. Повторная уколом в правое плечо.
54. «Честно» Защита четвертая, отступая левой ногой. Повторная уколом в грудь.
55. «Вас» Скользящий (фруассе в третью, показывает шпагой в лицо Вальвера). Шпага отлетает влево.
56. «Я попаду»   Двойной шаг вперед, направляет шпагу на Вальвера. Шпагу направляет в лицо Сирано и делает двойной шаг назад.
57. «В конце» Скачок вперед и батман в демисеркль. Шпага поднимается вверх.
58. «Посылки» После слова укол в бедро. Вторая защита со скачком назад.
59. «Где Ваша бывшая Приближается к Вальверу. Ожидает нападения.  
60. «Где твердость кисти» Укол в бедро.   Вторая защита.  
61. Свистит и реплика «Где верный глаз» Выпад левой ногой влево, третья защита. Укол с кругом в грудь.  
62.   Идя на сближение левой ногой, защита пятая (кор-а-кор). Повторно удар по голове кругом слева.
63. «Ха-ха-ха...» Шпагой колет в пол 4-6 раз, делая вид, что хочет уколоть правую стопу Вальвера, гонит его, поворачивая (меняются местами). Отдергивает ноги, отступает.
64. Колет в голень с выпадом. На скачке назад вторая за­щита, отступает назад.
65. «Ведь Вы белее, чем бумага, слинял румянец, взор погас» Грозит шпагой.     Слушает.    
66. «А жаль, на Вас такой атлас, а в нем придется делать дырки» Кланяется.   Приближается.  
67. Защита вторая. Нападает уколом в бедро.
68. Защита первая, отступает. Повторная уколом в живот.
69. «Итак» Защита третья, отступает. Повторная уколом в правое плечо.
70. «Предупреждаю» Защита четвертая. Повторная уколом в грудь.

 

71. «Вас» Скользящий в третью (фру-ассе). Шпага отлетает влево.
72. «Я попаду»   Направляет шпагу в лицо Вальверу и — двойной шаг вперед. Направляет шпагу в лицо Си- рано и — двойной шаг назад.
73. «В конце» Скачок влево и батман в демисеркль. Шпага поднимается вверх.
74. «Посылки» После реплики укол в бедро. Вторая, скачок назад.
Финал   Ожидает нападения.
75. «Посылка» Шпага направлена на Вальвера, ноги сомкнуты. Медленно подходит.
76. «Граф, молитесь» Салют-поклон. Подходит.
77. Становится в стойку в шес­той позиции. Становится в стойку.
78. Контрбатман в четвертую и укол в грудь с выпадом. Четвертая защита.
79. Защита четвертая. Ответ в грудь.
80. Ответ в грудь. Защита четвертая.
81. Защита демисеркль и замах на укол. Укол в грудь.
82. «Раз» Укол в верхнюю часть бедра. Ранен. Отступает.
83. «Как жаль, что нет для Вас подстилки» Перехватывает шпагу в левую руку. Падает.
84. «Ведь я предупреждал же Вас, что попаду в конце посылки». (Испанский поклон.)

 

ОСНОВНЫЕ ФЕХТОВАЛЬНЫЕ ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ

В основу данного словаря положена русская спортивная терминология, предложенная составителями учебника Государственного института физической культуры им. П. Ф. Лесгафта[7]. Термины, присущие специфике сценического фехтования, предложены И. Э. Кохом.

 

Атака - Активное наступательное действие бойца с целью поразить противника уколом или ударом.

Атака вздвоенная (реприз) -То же, что повторная. Исполняется без движения вперед в том случае, когда противник не отвечает, но и не отступает.

Атака ответная (рипост) -Атака после взятой защиты.

Атака повторная -Атака, немедленно повторенная вслед за неудавшейся атакой, в том случае, когда противник не отвечает и отступает.

Атака простая -Атака, исполняемая в один темп. К ней относятся: прямой укол, перевод, перенос и простой удар.

Атака с подготовкой -Атака с действием на оружие, завязыванием или подходом.

Боевая линия -Прямая линия, проходящая через ступни впереди стоящих ног и каблуки сзади стоящих ног двух бойцов, стоящих один против другого в боевой стойке.

Боевая стойка -Наиболее целесообразное положение, применяемое бойцом для учебных действий или боя. Боевая стойка может видоизменяться в зависимости от различных условий и вида оружия.

Быстрота -см. Скорость.

Бытовые движения -Все перемещения, жесты и приемы с оружием, не имеющие отношения к технике и приемам боя: обезоруживания, ранения, все движения с оружием бытового и этикетного порядка, движения, применяемые в фина­лах фехтовальных сцен, движения с плащом и шляпой, связанные с действием оружия.

Возвращение из выпада -Движение вперед или назад в боевую стойку.

Выпад -Видоизмененное положение боевой стойки в виде широкого шага, применяемого при атаке со средней дис­танции.

Движения передвижения - Все действия ногами, употребляемые в сценическом фехтовании.

Действие на оружие -Приемы, имеющие целью сбить оружие противника с позиции, в которой оно находится: толчок, круговой толчок, скользящий толчок.

Дистанция -Определенное расстояние между противниками. Дистанции бывают: ближняя, средняя и дальняя; дистан­ция зависит от длины рычагов бойца и постановки сза­ди стоящей ноги.

Завязывание -Атака с действием на оружие.

Задача -Цель, поставленная в бою перед тем или иным действием.

Защита -Действие вооруженного бойца, имеющее целью отразить атаку противника оружием или избежать ее ухо­дом тела.

Защита движением -Отклонение вправо или влево, уклонение и уход назад и в стороны.

Защиты круговые -Оружие описывает полный круг перед отбивом.

Защиты простые -Исполняются в одно движение по кратчайшему пути из одной позиции в другую.

Защиты полукруговые -Оружие описывает острием полукруг, попадая при отбиве в другую позицию.

Историческое фехтование -Условное название сценического боя на разных видах холодного оружия, употреблявшегося в различные эпохи.

Клинок -Боевая часть любого холодного оружия. Кусок стали определенной длины и формы.

Лезвие -Отточенная сторона клинка.

Ножны -Деревянный или кожаный футляр для безопасного ношения холодного оружия. В ножнах помещается кли­нок оружия.

Обезоруживание -Приемы, пользуясь которыми можно выбить или выхватить оружие противника.

Обух -Сторона клинка, противоположная лезвию.

Острие -Выточенный конец клинка, служащий для уколов.

Отбив -Защита оружием.

Партнер -см. Противник.

Перевод -Укол с переносом своего клинка через острие оружия противника.

Пласировка -Движение, страхующее при падениях.

Позиция -Определенное положение руки и оружия по отношению к телу бойца. Позиция является или вызовом на боевое действие, или защитой.

Показ укола -Вытягивание вооруженной руки или рук. Действие, направляющее острие оружия в определенную часть тела. Показ укола предшествует выпаду. На близкой дистан­ции показ укола может быть действительным уколом.

Поклон -Приветственный жест, исполняемый без оружия.

Положение -Положение, из которого выполняется переход в боевую исходное стойку или бытовые движения с оружием, плащом, шляпой.

Положение «вольно» -Положение отдыха. В сценическом фехтовании ряд поз, удобных для произнесения реплик.

Положение «смирно» -Уставная стойка бойца.

Поражаемое пространство -В сценическом фехтовании — все участки тела противника.

Противник -В сценическом фехтовании — лицо, с которым изучаются и тренируются движения, исполняется этюд или фехтовальная сцена.

Ранение -Действие оружием, обозначающее условное попадание клинка в тело.

Реприз -см. Атака вздвоенная.

Рипост -см. Атака ответная.

Салют - Приветствие, исполняемое оружием.

Сбор -Ряд движений, заканчивающих действие с оружием после финала боя. Имеет задачу — дать условное эти­кетное вкладывание клинка в ножны.

Скорость (быстрота) -Время, необходимое на исполнение того или иного приема в фехтовании. Скорость может быть предельной, медленной, прогрессивно возрастающей и про­грессивно замедляющейся.

Соединение -Соприкосновение оружия двух партнеров. В сценическом фехтовании приняты следующие соединения: вто­рое, третье, четвертое и шестое (шпажное).

Стук ногой в пол -Двойной удар стопой об пол, выполняемый как сигнал окончания урока или боя. Один стук как прием подго­товки атаки. Может служить средством проверки пра­вильного положения боевой стойки.

Темп(счет) -Отрезок времени, необходимый для выполнения одного приема слитно в один счет. В отношении двух против­ников отрезок времени, необходимый для исполнения одного приема нападения и принятия защиты. Быс­трота темпа зависит от скорости обоих противников. Иногда употребляется как понятие быстроты вообще.

Точность -Сохранение определенного направления и амплитуды движения, необходимых для поражения намеченной цели или защиты от нападения противника.

Травма - Физическое повреждение, происшедшее вследствие неправильного или неосторожного применения ору­жия или действия самих бойцов.

Удар - Поражение противника или защитных приспособлений режущим толчком лезвия своего оружия.

Уклонение -Разновидность движения, при котором обе ноги или одна остаются на боевой линии.

Укол - Поражение противника или мишени острием своего оружия.

Фехтовальная линия -Условная линия движения острием оружия бойца, ограниченная оружием другого бойца. Необходимы для определения направлений движения оружия в наступлении и обороне. Различают: верхнюю наружную, верхнюю внутреннюю, нижнюю наружную и нижнюю внутреннюю линии.

Фехтовальная фраза -Комбинация приемов защиты и нападения на уроке или бою, неразрывно связанных друг с другом. Исполняется обязательно с противником.

Чувство оружия Осязательное и мышечно-суставное ощущение, получаемое в соединении от надавливания или перемеще­ния противником своего клинка, позволяющее бойцу воспринимать малейшее изменение в положении тела сопротивляющегося, тем самым предугадывая его на­мерения.

Эфес(рукоять) Приспособление, позволяющее удобно держать холодное оружие. Состоит из защитного приспособления — гарды, ручки и гайки-противовеса, соединяющей все части оружия.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Ананьев Б. Г. Теория ощущений. Л., 1961.

2. Беренгард Ю. С. Система Станиславского и современное учение о выс­шей нервной деятельности // Ежегодник МХАТ. 1953-1958. М, 1961.

3. Бернштейн Н. А. О построении движений. М., 1947.

4. Воронин Л. Г. О физиологических механизмах двигательных навыков // Журнал высшей нервной деятельности им. И. П. Павлова. Т. 2. 1961. Вып. 3.

5. Горчаков Н. М Станиславский о работе режиссера с актером. М., 1958.

6. Запорожец А. В. Развитие произвольных движений. М., 1959.

7. ЗахаваБ. Е. Мастерство актера и режиссера. М., 1964.

8. Иванов-Козельский А. Г. Опыт объективного изучения работы и взаимо­действия сигнальных систем головного мозга. М., 1963.

9. Кнебелъ М. О. Слово в творчестве актера. М., 1954.

10. Кнебелъ М.О.О действенном анализе пьесы и роли // Театр. 1957. № 1.

11. Ковалев А. Г. О чувствах и эмоциях // Вопросы психологии. 1957. № 4.

12. Кох И. Э. Рукопашный бой в окопе. Свердловск, 1942.

13. Кох И. Э. Сценическое фехтование. Л., 1948.

14. Кох И. Э. Основы сценического движения. Л., 1970.

15. Кристи Г. В. Воспитание актера школы Станиславского. М., 1968.

16. ЛурияА. Г. Двигательный анализатор и проблемы корковой органи­зации движений // Вопросы психологии. 1957. № 2.

17. Морозова Г. В. Сценический бой. М., 1970.

18. Павлов И. П. Исследование высшей нервной деятельности. Киев,
1958.

19. Попов А, Д. О художественной целостности спектакля. М., 1957.

20. Прокофьев В. Н. В спорах о Станиславском. М., 1962.

21. Пуни А. М. Об активной роли представлений в процессе освоения двигательных навыков // Теория и практика физиологической культуры. 1947. № 9.

22. Рубинштейн С. А. Основы общей психологии. 2-е изд. М., 1946.

23.Руководство по подготовке к рукопашному бою Красной армии.
Свердловск, 1942.

24. РудикА. И. Психология. М., 1953.

25. Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 8 т. М., 1953.

26. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. М., 1952.

27. Симонов П. В. Метод Станиславского и физиология эмоций. М., 1962.

28. Симонов П. В. Эмоции. М., 1969.

29. Стурова Е. И. Выразительность как отражение внутреннего содер­жания во внешней технике в предмете «Пластическое воспитание» // Про­блемы и перспективы высшего гуманитарного образования в эпоху соци­альных реформ: матер, науч.-метод. конф., 28-30 января 1997 г. СПб., 1997. С. 226-227.

30. Стурова Е. И. Эмиль Жак-Далькроз и его система воспитания куль­туры тела в современной театральной педагогике // Проблемы и перспекти­вы высшего гуманитарного образования в эпоху социальных реформ: матер. науч.-метод. конф., 17-19 февраля 1998 г. СПб., 1998. С. 368-369.

31. Cmypoea E. И. Музыкально-вокальная основа движенческого тре­нинга в предметах пластического воспитания // Гуманитарное образование: традиции и новации: ежегод. межвуз. науч.-метод. конф., 16-17 февраля 2000 г. СПб., 2000. С. 188-189.

32. Стурова Е. И. Содержание и форма в пластическом тренинге актера. Приоритеты и качество обучения // Проблемы управления качеством об­разования в гуманитарном вузе: VIII Ежегод. Всерос. науч.-метод. конф., 23-24 октября 2003 г. СПб., 2003. С. 114.

33. Стурова Е. И. Импровизация в уроках пластического воспитания — переходный момент к самостоятельной работе в театре // Проблемы теат­ральной педагогики: матер, ежегод. межвуз. науч.-практ. конф., 16 апреля 2004 г. СПб., 2004. С. 21-27.

34. Товстоногов Г. А. Работа с актером // Театральная жизнь. 1962. № 13-15.

35. Товстоногов Г. А. О профессии режиссера. 2-е изд., доп. М., 1967.

36. Топорков В. О. О технике актера. М., 1959.

37. Якобсон П. М. Психология художественного восприятия. М., 1964.

38. Кастль Э. Фехтование и фехтовальщики / пер. с англ. на фр. Альбер­та Фиерлана. Париж, 1888.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.079 с.)