Определение релевантных издержек будущего периода и доходов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение релевантных издержек будущего периода и доходов



Для разработки и принятия управленческих решений необходимо из всей совокупности расходов и доходов выбрать важные для данного решения, т.е. релевантные. Например, из всех расходов по содержанию, эксплуатации и обслуживания производственного оборудования износ его, налог на имущество будут всегда, независимо от того, будет ли (или нет) работать это оборудование. Следовательно, эти издержки иррелевантны, то есть не важны для принятия решения. Релевантными в данном случае будут расходы на топливо, электроэнергию, так как величина их меняется в зависимости от того, эксплуатируется производственное оборудование или нет.

Рассмотрим состав релевантных и иррелевантных расходов и доходов на примере.

Фирма выясняет, покупать ли комплектующую деталь у внешнего поставщика или производить ее собственными силами. Имеются расчетные данные о затратах на собственное производство 1 детали:

оплата труда производственных рабочих – 100 тг.

стоимость материалов – 300 тг.

переменные накладные расходы – 50 тг.

постоянные накладные расходы – 200 тг.

Итого: - 650 тг.

Внешний поставщик поставит такие комплектующие детали в количестве 100 единиц по 500 тенге за единицу. Такое количество деталей может быть произведено в фирме в течение трех месяцев.

Сравним информацию о затратах на собственное производство и приобретение на стороне:

 

Показатели Производство своими силами 100 деталей Закупка 100 деталей
1. Оплата труда производственных рабочих    
2. Основные материалы   -
3. Переменные накладные расходы   -
4. Постоянные расходы    
5. Цена закупки -  
  Итого:    

 

Сумма постоянных расходов будет присутствовать всегда вне зависимости, решит ли фирма сама производить детали или закупать их. Предполагается так же, что в соответствии с договоренностью с профсоюзами рабочие должны быть предупреждены об увольнении за три месяца, значит, производственные рабочие в течение трех месяцев будут получать заработную плату в случае принятия любого из альтернативных решений.

Следовательно, постоянные расходы и оплата труда производственных рабочих являются иррелевантными при принятии управленческого решения. Релевантными же будут затраты на основные материалы и переменные накладные расходы, а также- цена закупки, потому что они будут или не будут понесены фирмой при принятии определенного управленческого решения. Информация о затратах для двух вариантов будет выглядеть следующим образом:

 

Показатели Производство своими силами 100 деталей Закупка 100 деталей
1. Основные материалы   -
2. Переменные накладные расходы   -
3. Цена закупки -  
  Итого    

 

В этом случае фирма решит производить комплектующие детали своими силами, так как затраты в этом случае на 15000 тенге меньше, чем при закупке на стороне.

Рассматривая ряд конкретных примеров, можно заметить, что некоторые издержки в одном случае будут релевантными, в другом – иррелевантными.

Например, если рабочие наняты фирмой случайно или на поденной основе (то есть без заключения контракта, где оговорены условия оплаты при увольнении), то оплата труда производственных рабочих релевантна, так как она будет понесена фирмой только в случае производства деталей собственными силами. Затраты на основные материалы будут иррелевантны в том случае, если материалы закуплены фирмой ранее и имеются в наличии на момент принятия управленческого решения. Следовательно, нет четкой границы между релевантными и иррелевантными расходами. В каждой ситуации следует помнить, что релевантные издержки – это будущие издержки, меняющиеся в зависимости от выбранного варианта решения.

Бухгалтер при подготовке информации для разработки решения должен обратить внимание на период времени, для которого решение принимается. В нашем примере информация взята из расчета трех месяцев. Однако в долгосрочном плане возможно увеличение расходов на оплату труда (например, до 40000 тенге в год) и на покрытие постоянных издержек (до 50000 тенге в год). Поставщик предлагает заключить контракт на поставку деталей в количестве 400 единиц в год в течение 5 лет, т.е. 2000 деталей. В этом случае издержки будут следующими:

 

Показатели Собственное производство деталей Закупка деталей
1. Приростные переменные издержки (2000 ед. х 350 тг)   -
2. Приростные затраты на оплату труда (5 лет х 40000 тг.)   -
3. Приростные постоянные расходы (5 лет х 50000 тенге)   -
4. Приростная цена закупки (2000 ед. х 5 тг) -  
  Итого:    

 

Очевидно, что в долгосрочном плане расходы на оплату труда производственных рабочих и постоянные расходы являются релевантными для принятия управленческого решения. В этом случае закупать детали дешевле, чем производить собственными силами. Следовательно, специальные решения должны учитывать временной фактор при подготовке информации для принятия управленческих решений.

3.3 Назначение цены реализуемой продукции и принятие решений об ассортименте выпускаемой продукции (товаров).

Каждая фирма с целью максимизации прибыли старается продать свою продукцию по цене, превышающей хотя бы фактическую себестоимость. Но иногда фирме имеет смысл продать продукцию (товар) ниже себестоимости, но выше переменных, т.е. приростных, затрат. В этом случае, если доходы будут выше переменных (приростных) затрат, фирма в течение краткого периода времени будет получать прибыль. Рассмотрим хозяйственную ситуацию:

Предприятие планирует производить один вид продукции в количестве 100000 единиц в будущем квартале и определяет издержки в следующем размере (в тенге):

оплата труда производственных рабочих – 800000

производственные материалы – 400000

переменные накладные расходы – 300000

постоянные накладные расходы – 600000

Итого себестоимость – 2100000

Предприятие получило заказ на 90000 единиц продукции по рыночной цене 25 тг. за единицу. Заказ на оставшиеся 10000 единиц по цене 25 тг. за единицу, скорее всего, получен не будет. Но покупатель согласен купить эту продукцию по цене 18 тг. за единицу. Бухгалтер должен представить руководителю предприятия информацию о том, следует ли принять заказ на 10000 единиц по предложенной цене 18 тг. за единицу.

Чтобы подготовить информацию по данному вопросу, следует составить калькуляцию себестоимости 10000 единиц продукции, исключив из нее сумму постоянных накладных расходов, так как они присутствуют независимо от того, будет ли принят заказ или нет, то есть не являются релевантными (в тенге):

доход от реализации (10000 ед. х 18) – 180000

оплата труда производственных рабочих (8 тг. на ед. продукции х 10000 ед.) – 80000

производственные материалы (4 тг. на ед. продукции х 10000 ед.) – 40000

переменные накладные расходы (3 тг. на ед. продукции х 10000) – 30000

Итого затрат – 150000

Превышение релевантных доходов над релевантными затратами (180000 – 150000) – 30000 тенге.

Предприятие, приняв заказ на 10000 единиц продукции по цене 18 тг. за единицу, увеличит прибыль на 30000 тг.

Составим информацию о прогнозируемой работе предприятия в 2-х случаях: заказ принят, заказ не принят (в тенге):

 

Показатели Заказ не принят. Фирма будет выпускать 90000 ед. Заказ принят. Фирма будет выпускать 100000ед
1. Доход от реализации    
2. Расходы: оплата труда производственных рабочих производственные материалы переменные накладные расходы Итого расходов        
3. Валовая прибыль (маржинальный доход)    
4. Постоянные накладные расходы    
5. Прибыль:    

 

Данная информация говорит о выгодности принятия заказа на реализацию 10000 единиц по уменьшенной цене. Но, чтобы дать окончательные рекомендации, необходимо учесть, что продажа 10000 единиц продукции покупателю по сниженной цене может повлиять на будущую рыночную цену, так как конкуренты могут снизить цены реализации, это приведет в будущем к снижению доходов. Кроме того, приняв заказ на 10000 единиц продукции, фирма не сможет в будущем принять более выгодные для себя заказы, продаваемые по выгодной рыночной цене.

Все компании, которые ставят перед собой целью максимизацию прибыли, приходят к выводу, что эта цель ограничена объемами производства и реализации.

Если ограничивающим фактором является спрос, то компании пытаются максимизировать прибыль, концентрируя свои усилия на производстве и сбыте тех видов продукции, которые приносят наибольший маржинальный доход.

Производственными ограничивающими факторами могут быть: недостаток рабочей силы, материалов, производственного оборудования, площадей и пр.

При наличии ограничивающих факторов производственного характера, компания может получить максимально высокую прибыль, производя те виды продукции, которые приносят наибольший маржинальный доход на единицу ограничивающего фактора.

Пример: Компания производит два вида продукции – А и В, спрос на которые одинаково высок, однако у предприятия нет достаточных производственных мощностей для расширения выпуска продукции. Имеется следующая информация:

 

Показатели Продукция
А В
1. Цена реализации (в тг.)    
2. Переменные затраты (в тг)   7,50
3. Маржинальный доход (в тг.)   7,50
4. Время технологического процесса (в часах)    

 

В данной ситуации ограничивающим фактором является техническая мощность производственного процесса. На первый взгляд компании следует отдать предпочтение производству изделия В, так как именно оно дает больший доход, имея цену большую, чем продукция А. В пользу этого заключения говорят и суммы маржинального дохода (по продукции А – 4 тг., по продукции В – 7,5 тг.). Но анализ влияния ограничивающего фактора дает следующие результаты: маржинальный доход на единицу ограничивающего фактора по продукции А составляет 4 тг. (4 тг: 1 час работы оборудования), по продукции В – 2,5 (7,50: 3). Следовательно, для максимизации прибыли компания должна стимулировать производство и реализацию продукции А.

Зачастую компании сталкиваются с наличием нескольких ограничивающих факторов, из которых следует выбрать доминирующий и стимулировать производство и сбыт той продукции, которая дает наибольший маржинальный доход в отношении доминирующего ограничивающего фактора.

Пример: Компания производит три вида продукции А, В и С, информация о которых изложена в таблице:

 

Показатели Продукция
А В С
1. Цена реализации (в тг.)      
2. Переменные затраты (в тг)      
3. Маржинальный доход (в тг.)      
4. Время технологического процесса (в часах)      
5. Число нормо-часов      

В результате изучения потребительского рынка выявлен следующий спрос на все виды продукции:

А – 4000 единиц

В – 6000 единиц

С – 6000 единиц

Компания до начала отчетного периода заключила договор на поставку покупателю 1000 единиц продукции А.

Поставка материалов не ограничена. Технические возможности производственного оборудования составляют 200000 машино-часов, рабочее время – 50000 нормо-часов. Бухгалтеру – аналитику следует разработать производственный план, который даст возможность максимизировать прибыль.

Решение: Из двух ограничивающих факторов следует выбрать доминирующий. Для этого необходимо рассчитать количество машино-часов и нормо-часов, необходимых для выполнения потенциальных объемов реализации.

 

Продукция Потенциальный объем реализации (ед.) Машино-часы Нормо-часы
На единицу продукции Всего На единицу продукции Всего
А          
В          
С          
Итого          

 

Следовательно, ограничивающим фактором являются нормо-часы. Рассчитаем сумму маржинального дохода на 1 нормо-час:

Продукция А 12: 12 = 1 тг.

Продукция В 10: 8 = 1,25 тг.

Продукция С 8: 4 = 2 тг.

Таким образом, компании следует сосредоточить свои усилия на производстве продукции С, чтобы довести объем производства до максимально возможного уровня, так как именно продукция С даст наибольший маржинальный доход на единицу ограничивающего фактора. Следует иметь в виду, что выпуск продукции А, дающей наименьший маржинальный доход, должен составить не менее 1000 единиц, потому что это оговорено обязанностями компании перед покупателем. В целом, производственный план компании будет выглядеть следующим образом:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 537; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.136.165 (0.028 с.)