Принципы эффективного управления общественными финансами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принципы эффективного управления общественными финансами



Общественные финансы – гос-е, муниц-е, публичные.

В 2007 г. Большая 8, исходя из рекомендаций Всемирного Банка разработала систему принципов (стандартов, критериев) эфф-го и ответственного управления общест-ми финансами.

1. Фин-ая (налогово-бюджетная) прозрачность – открытость орг. власти в рамках бюдж-го процесса, соблюдение требований по ведению бюдж. учета и отчетности (н-р: публичные слушения);

2. Стабильность и долгосрочная устойчивость бюджетов – составление соц-эк. прогнозов для формирования Д, систематический анализ Р и формирование резервных фондов для стабильности;

3. Эффективная, справедливая система межбюджетных отношений – д.б. единая методика, подход в создании системы отношений м/д уровнями власти и создание прозрачной системы выравнивания м/д бюджетами;

4. Консолидация бюджета и бюджетного процесса – д.б. определены ответственность и полномочия орг. исполнительной власти, кот. осущ-т разработку и реализацию бюдж. политики, Д и Р должны отражаться на едином счете;

5. Среднесрочное фин-ое планирование – составление б-ов на ср/ср период (до 3-х лет), соблюдение процедур формирования ресурсов для принятия новых обяз-в в рамках ограниченных бюдж-х возможностей;

6. Бюджетирование, ориентированное на результат – введение для кажд. ведомства целей, задач и результатов деятельности, в рамках которых будет реализована гос. (муниц.) политика с учетом возможностей этого ведомства;

7. Эффективный фин-ый контроль, отчетность и мониторинг.

Данные принципы в конечном итоге ведут к росту соц-эк. развития гос-ва. Но на развитие эк-ки влияние оказывают не только соблюдение этих принципов, но и внешняя (внутренняя) угрозы: мировые цены на сырье, климатические и стихийные бедствия, демографические тенденции.


 

2/19. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит. Сбалансированность бюджетов

БК раздел IV

В БС действует принцип сбалансированности б-та (ст. 33 БК), т.е. предусмотренные б-ом расходы должны соответствовать суммарному V доходов б-та и поступлений из источников финансирования дефицита б-та.

По срокам сбалансированность м.б.: кр/ср (до 1 года), ср/ср (3-5 лет), д/ср (более 5 лет).

Существует 2 подхода в приоритетах сбалансированности б-та:

1. Приоритет расходов – сперва формируются расходы, затем осущ-ся поиск доходов. С одной стороны – почти полное фин-ое обеспечение соц.эк. расходов, с др. стороны – большие займы могут привезти к банкротству гос-ва.

2. Приоритет доходов – сперва формируются доходы, затем рассчитываются расходы, т.к. доходов всегда меньше, то получается недофинансирование.

Достичь равенства трудно => возникает дефицит или профицит б-та.

Профицит – превышение Д б-та над его Р.

В теории финансов профицит бюджета рассматривается двух видов: первичный и вторичный.

Первичный профицит – превышение бюджетных Д над Р без учета Р на обслуживание гос. долга.

Вторичный профицит – превышение бюджетных д над Р с учетом Р на обслуживание гос. долга.

В РФ БК РФ с 8 августа 2000 года отменил главу «Профицит бюджета», поэтому бюджеты различных уровней должны утверждаться без профицита.

Дефицит -превышение Р б-та над его Д.

Существует несколько видов дефицита бюджета:

- Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит гос. бюджета.

- Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.

- Активный: возникает в результате непосредственного превышения расходов над доходами.

- Пассивный: является следствием снижения налоговых ставок и уменьшения поступлений в бюджет (т.е. не связан с ростом расходов).

- Временный, если имеются перспективы его преодоления и он составляет не более 3% ВВП. Такой дефицит считается безопасным, данный стандарт действует в рамках ЕС.

- Допустимый дефицит – до 10% суммы доходов.

- Критический дефицит – более 20% суммы доходов.

На стадии принятия б-та размер дефицита имеет ограничение:

- Дефицит ФБ РФ не может превышать размер ненефтегазового дефицита ФБ РФ (V Д ФБ без учета нефтегазовых Д общий V Р ФБ), с 01.01.2011 г. ненефтегазовый дефицит не м. превышать 4,7% ВВП;

- Дефицит с/ РФ не должен превышать 15% от общего годового V Д б-та с/РФ без учета безвозмездных поступлений (если у с/РФ доля м/бюдж трансфертов более 60% V собств-х Д, дефицит не д.б. более 10%);

- Дефицит местного бюджета не должен превышать 10% от общего годового объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений (если доля транс-в более 70% - дефицит не д.б. более 5%).

Источники финансирования дефицита б-та м.б. 2 видов: внешние и внутренние. Для ФБ и РБ м.б. и те и др., для МО предусмотрены только внутренние.

 


 

2/20. Порядок рассмотрения и принятия фед. бюджета РФ (БК гл. 26)

Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деят-ть органов гос. власти и др. участников бюдж-го процесса по? составления, рассмотрения и утверждения, исполнения, а также составления отчета об исполнении б-та.

К участникам бюдж-го проц. относятся: Президент; Госдума и Совет Федерации (Федеральное собрание); Правит-во; Минфин; ЦБ; Казначейство; Гл. распорядители, распорядители и получатели бюдж-х сред-в; орг. управления гос. в/бюдж. фондами; Гл. администраторы доходов б-ов; Гл. админы источников финан-ия дефицитов б-ов; бюджетополучатели.

Мин.эконом. развития разрабатывает прогноз соц-эк. развития на ср/ср перспективу и очередной фин. год, в кот. затлжено несколько сценариев (критерием явл. курс нефти): - консервативный; - умеренно оптимистический; - либеральный

Данный прогноз определяет развитие экономики => доходную базу б-та (в РФ – приоритет доходов).

Бюдж.проц. начинается послании Президента РФ к Федеральному собранию об основ. направлениях бюдж. пол-ки, в кот. выделяет основные приоритеты.

Бюджетный процесс в РФ состоит из 4-х стадий:

1 – составление проектов бюджетов (Минфин)

2 – рассмотрение и утверждение

3 – исполнение б-ов (Правительство)

4 – внешняя проверка (Счет. палата), составление, рассмотрение и утверждение отчетности об испол-ии б-та.

1 и 3 – исполнит. власть (Министерства и ведомства)

2 и 4 – законодательная (представительная власть)

2 СТАДИЯ – Правит-во выносит пакет законопроектов на очередной фин. год и плановый период (закон о б-те) не позднее 26.08 в Госдуму. ЦБ вносит Госдуму проект об основных направлениях ден-кредит. пол-ки на очередной фин. год и плановый период (закон о б-те) не позднее 26.08.

Данный пакет поступает в комитет по б-ту, кот выносит заключение о соответствии или нет регламенту.

Если ДА – в 1-е чтение, НЕТ – на доработку Правит-ву в течении 10 дней.

1 чтение – 30 дн. – рассматриваются общие?: V ВВП, прогноз соц.эк. развития, темпы инфляции, общ. хар-ки Д и Р, дефицит, профицит, верх. предел гос. внеш. (внутр.) долга и др.

Если законопроект принимается, то он направляется во второе чтение.

Если не принимается, то Государственная Дума может:

- направить проект в согласительную комиссию (в нее входят представители Госдумы, Совета Федерации, Правительства РФ) на доработку и согласование в течение 10 дней;

- вернуть в Правительство РФ на доработку;

- поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

Если после этих действий принимается à 2-е чтение

Если нет à расформировывают Прав-во и создают новое, кот. в течение 30 дн. должно представить нов. вариант б-та.

2 чтение – 35 дней -рассматриваются основные вопросы о: гл. администраторах Д б-та и источников финансирования дефицита б-та; размере дефицита б-та; бюдж-х ассигнованиях (по разделам, подразделам, целевым статьям и классификации расходов бюджета); программе внешних и внутренних заимствованиях и др.

До голосования во втором чтении подробно выше указанные вопросы рассматривают профильные комитеты и готовят поправки.

Если Госдума принимает проект б-та à 3-е чтение. Если отклоняет à в согласительную комиссию.

3-е чтение – 15 дней – утверждается ведомственная структура Р и проект выноситься на голосование в целом, внесение в него поправок не допускается.

Если законопроект принимается, то он направляется в течение 5 дней в Совет Федерации (СФ).

Если не принимается, то Госдума направляет его в согласительную комиссию.

СФ рассматривает проект в теч. 14 дн. и голосует за бюджет в целом

Если законопроект принимается, то он направляется в течение 5 дней Президенту РФ.

Если не принимается, то Госдума направляет его в согласительную комиссию (с представителями СФ).

Согласительная комиссия в течение 10 дн. вносит поправки à в Госдуму на голосование в одном чтении, затем à в СФ на голосование. Вето СФ Госдума может преодолеть 2/3 голосов.

Направляется Президенту с учетом той же схемы.

Одобренный СФ федеральный закон о ФБ в течение пяти дней со дня одобрения направляется Президенту для подписания и обнародования.

В случае отклонения Президентом фе­дерального закона о ФБ à в согласительную комиссию. При этом в состав согла­сительной комиссии включается представитель Президента. Закон вступает в силу с 01.01 очередного года.


2/21. Организация исполнения федерального бюджета

БК Раздел VIII. Исполнение бюджетов, раздел IX. Гос. и муниципальный фин. контроль.

Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деят-ть органов гос. власти и др. участников бюдж-го процесса по? составления, рассмотрения и утверждения, исполнения, а также составления отчета об исполнении б-та.

К участникам бюдж-го проц. относятся: Президент; Госдума и Совет Федерации (Федеральное собрание); Правит-во; Минфин; ЦБ; Казначейство; Гл. распорядители, распорядители и получатели бюдж-х сред-в; орг. управления гос. в/бюдж. фондами; Гл. администраторы доходов б-ов; Гл. админы источников финан-ия дефицитов б-ов; бюджетополучатели.

Исполнение б-та явл-ся прерогативой исполнит. орг. власти, кот. заключается в исполнении доходной и расходной частей б-та. Т.е. обеспечивают поступление налоговых и ненал. доходов по кажд. источнику, а также финансирование расходов в пределах утвержденных сумм.

Процедура исполнения строго регламентирована, но в условиях снижения доходов, расходы м.б. секвестированы, т.е. пропорциональное сокращение расходов за исключением соц. защищенных статей.

С 2008 года в РФ исполнение б-та обеспечивается Правит-ом РФ, с/РФ, мест. админист-ей и возлагается на соответствующий фин. орг. – Минфин.

Исполнение б-та осущ-ся на основании сводной бюдж-й росписи и кассового плана, на базе единства кассы (все дох. зачисляются на единый счет Казначейства, и с него же осущ-ся расходы) и принципе подведомственности расходов (получатели бюдж-х средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя, в ведении которого они находятся).

Кассовое исполнение ФБ осущ-т Казначейство РФ. [Для этого на счетах ЦБ открываются счета для ведения кассовых операций, т.е. на них зачисляются нал. и ненал. дох., а также принимаются бюдж-е обязательства, подтверждаются ден. обязательства и санкционируется оплата ден. обязательств.]


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.019 с.)