Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Маленькое дело лучше большого бездолья.Стр 1 из 8Следующая ⇒
Маленькое дело лучше большого бездолья. Без труда не вынешь рыбку из пруда. Откладывай безделье, да не откладывай дела. В большом деле и малая помощь дорога.
б БЕСЕДА О КУЛЬТУРЕ ПОВЕДЕНИЯ
ПОКА ОНИ СПОРИЛИ Таня и Надя сидели на лавочке у ворот и по очереди качали новую куклу, которую им купила мама. Вдруг Таня выронила куклу, и кукла упала на пыльную дорогу. — Надя, подними! — приказала Таня младшей сестренке. — Вот еще, — ответила Надя. Ты уронила, ты и поднимай! — Но ведь ты тоже с ней играла! — Ну и что же! И ты играла. Пока сестры спорили, к ним подошел старенький дедушка Егор. Опираясь на палку, он, кряхтя, наклонился, поднял куклу, Отряхнул от пыли и подал девочкам: — Не спорьте, сороки. Нате, играйте. Ох, как стыдно стало Девочкам, и даже играть больше не захотелось. М. Майн Что можно сказать про девочек, какие они? · Как вы думаете, если бы Таня вежливо попросила сестру поднять куклу, а не приказала, подняла бы ее Надя? • Как дедушка назвал девочек? (В русском народе сороками называют людей, которые ссорятся и спорят.) • Придумайте новый конец рассказа, чтобы поступки девочек были правильными, вежливыми. • Послушайте русскую Пословицу: Ссора до добра не доведет. Как вы понимаете эту Пословицу?
Послушайте, что однажды произошло с двумя подружками. ДВЕ ПОДРУЖКИ Варя дала Лене поиграть в СВОЮ куклу. Когда она уходила домой, то подошла к Лене и попросила вернуть куклу: — Я иду домой, дай мне, пожалуйста, куклу. Лена ответила грубо: — На, возьми, пожалуйста, свою куклу. Варя отвернулась и грустно пошла в раздевалку Н. Дурова Почему Варе стало грустно? · Какую Ошибку допустила Лена и как ее исправить? · Подход ли Лене пословица? Мал золотник, да дорог. Мал, да удал. — Была ранняя весна. Вышла Лена гулять с мамой в сквер. Мама села на скамейку, а Лена играла в мяч. Она бросила мяч вверх, но не поймала его. Он ударился о землю и покатился на дорогу, где ехали машины. Как Лена должна поступить? Помогите ей принять правильное решение.
БЕСЕДА О ВЕЖЛИВЫХ СЛОВАХ
СЧАСТЛИВОГО ПУТИ Усталый человек идет, Рукой с лица стирает пот, — Счастливого пути! Карета кое—как ползет,
Усталый конь ее везет, — Счастливого пути! А в океанах корабли, От родины своей вдали, — Счастливого пути! Пускай, кто едет, кто идет, Всегда свой путь домой найдет, — Счастливого пути! (Голландская народная песенка)
Вежливые слова «Счастливого пути» — это доброе пожелание. Но пожелать людям добра можно и по-другому: «доброго пути», «Хорошей дороги», «Будьте счастливы». Как еще можно высказать добрые пожелания? («Всего вам доброго», «Всего хорошего»...) · Послушайте, как в русском народе говорят о добрых делах и хороших поступках: Хорошую речь хорошо и слушать. Судят не по словам, а по делам.
ВНУЧКА СТАРОЙ ВИШНИ В саду растет вишня. Олесь увидел недалеко от нее маленькую тоненькую вишенку и спросил дедушку: — Откуда появилось деревце? — Выросло из косточки. — Так это дочка старой вишни будет? — Будет, Олесик, — ответил дедушка— Если ты выходишь маленькую вишенку, дождешься плодов, посадишь косточку — из нее вырастет внучка старой вишни. Олесь задумался. В его глазах дедушка увидел нежность и тревогу. — Я выращу внучку старой вишни, — сказал мальчик. В. Сухомлинский
• Почему в глазах мальчика была нежность и тревога? • Какое обещание дал Олесик дедушке? · Тем, кто дал обещание, можно сказать:
Сказал, как узлом завязал. Один в поле не воин. Одна пчела много меда не несет.
Как вы понимаете эти поговорки? · Объясните пословицу: Терпение и труд все перетрут.
Расскажите о том, какие дела в группе вы делаете все вместе, сообща.
БЕСЕДА О ТРУДОЛЮБИИ
БЛЕСТЯЩИЕ БОТИНКИ Маленькая девочка почистила ботинки и вышла на улицу. Там стоял мальчик. Он говорит девочке: — А мои ботинки лучше твоих блестят! Девочка посмотрела на ботинки мальчика и спрашивает: — Твои ботинки лучше блестят. А чем ты их чистишь? Мальчик отвечает: — А я... а я даже не знаю. Мои ботинки почистил дедушка. — Ах, дедушка! сказала девочка и пошла дальше. По В. Сухомлинскому
Что можно сказать о девочке, какая она? · Можно ли назвать поступок дедушки правильным? Что дедушка должен был бы сделать? • Про таких мальчиков говорят:
Что посеешь, то и пожнешь. У лжи короткие ножки. • Ты увидел, что мальчик из твоей группы обидел малыша. Как ты поступишь? • Подрались два мальчика из твоей группы. Что ты будешь делать? • У тебя укатился мяч. Юра поднял и бросил его тебе. Что ты скажешь Юре? • Поссорились в группе два мальчика. Когда за Сережей пришла мама, Андрей выбежал из группы и говорит: «Мы с Сережкой больше не дружим. Он плохой. Правильно ли поступил мальчик? Можно ли Андрея назвать другом Сергея?
БЕСЕДА О СПРАВЕДЛИВОСТИ
ВОВА И ВАЛЮШКА Выбегает Вова Воронов из ворот. А навстречу ему маленькая Валюшка с ведерком. Столкнулись Вова и Валюшка. Оба упали. Валюшка заплакала, а Вова взял ее за руки, помог подняться, подал ведерко. — Не плачь, — говорит, — это я виноват. Вытерла Валюшка слезы, улыбнулась и отвечает Вове: — Нет, это я сама виновата. Я всегда у всех под ногами верчусь. Из книги Л. П. Успенской, Н. Б. Успенского «Учись говорить правильно»
• Виноват ли кто-нибудь из детей? · Почему Валюшка улыбнулась Вове?
Я НЕ ПЛАЧУ Мама сильно рассердилась, Без меня пошла в кино. Жалко мне, что так случилось, Но не плачу все равно. Я за шалости наказан, Справедливо, может быть, Только я прощенья сразу Не решился попросить. А теперь сказал бы маме: «Ну прости, в последний раз!..» Я не плачу, слезы сами, Сами катятся из глаз. Г. Ладонщиков
Как вы просите прощение, если провинились? · Если вы пообещали не делать что-то, то нужно слово сдерживать. Послушайте русские поговорки об этом: Дал слово — держись. Дело мастера боится. • Во время завтрака Галина Николаевна, видя, что девочка быстро съела кашу, предложила ей добавки. Девочка ответила: «Не надо». А что бы ответили вы? • Ты пришел в группу. Дети играют. Тебе тоже хочется с ними поиграть. Что ты сделаешь? Что ты им скажешь? • Твой товарищ долго болел и не ходил в детский сад. Но вот он пришел. Что ты ему скажешь? О чем ты расскажешь ему?
БЕСЕДА О ДРУЖБЕ
УРОК ДРУЖБЫ Жили два воробья: Чик и Чирик. Однажды бабушка принесла Чику пшено. Целый ящик. Но Чик ничего не сказал своему другу Чирику. Сам съел все пшено. Только десять зернышек упало на землю. Чирик нашел эти зернышки и пошел к Чику. — Чик, я нашел десять зернышек. Давай разделим поровну. — Не надо, — сказал Чик. — Ты нашел, ты и съешь. — Но мы же с тобой друзья, — сказал Чирик. Чику стало стыдно. Ведь он не дал Чирику ни одного зернышка. Взял Чик пять зернышек и сказал своему другу: — Спасибо, Чирик, за зернышки и за урок. По М. Пляцковскому
• О каком уроке говорил Чик? · Можно ли Чика назвать другом Чирика?
ЯБЛОКО Яблоко спелое, красное, сладкое, Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою, Яблоко я пополам разломаю, Яблоко с другом своим разделю. Я. Ким
• Какая разница между теми произведениями, которые я вам прочитала? · Всегда ли вы готовы поделиться с другом?
— Давайте поиграем в ситуации. • За Катей пришла бабушка. Катя, одеваясь, говорит: «Я с Наташкой Ивановой больше не дружу. Она меня назвала Катькой». Почему Катя не может обижаться на Наташу? Что она должна сделать? · Воспитатель входит в группу и говорит: «Юра, за тобой сегодня пришел папа. Он в раздевалке. Обрадованный мальчик бросил машинку, не убрал кубики, с которыми играл, крикнул: «Ого, папа пришел», — и выбежал из группы.
Какие ошибки допустил мальчик? Как бы он должен был поступить? Как поступаете вы, когда за вами приходят родители? · Тебе мама подарила игрушку. Ты об этом хочешь рассказать товарищу по телефону. (Ставятся два стула спинка к спинке. На них садятся два ребенка с телефонами, У одного игрушка. Он звонит своему товарищу и рассказывает о том, какую игрушку ему подарила мама.) — Не забудьте, как нужно приветствовать друг друга, как нужно прощаться.
БЕСЕДА О ТОВАРИЩЕСТВЕ РЕЧНЫЕ КАМЕШКИ Иринка заболела. Мама уложила ее в постель и давала горькие лекарства. Но девочка выздоравливала медленно. На улице светило солнце, слышны были веселые голоса, а Иринка лежала в постели и думала: «Сейчас, наверно, все ребята на реке, собирают камешки, а про меня забыли». Не знала Иринка, что с того дня, как она заболела, стали происходить странные вещи. Каждый раз, когда мама доставала газету из почтового ящика, она находила там речные камешки. «Все ребята — озорники... — думала мама и Иринке ничего не говорила. Но сегодня мама увидела, что Иринке очень скучно, и решила отдать ей камешки: пусть играет! Когда Иринка заснула, мама взяла разноцветные камешки и положила их дочке на столик возле кровати. Вечером пришел доктор. Девочка не заметила его: она рассматривала камешки. — Это камень с белыми полосочками — Ленькин, — тихо говорила Иринка, — самый хороший отдал... Это — Юлин. Она нашла его у реки под лодкой... А вот этот хрусталик — наш общий, мы им все играли. Доктор спросил: «Как чувствуешь себя, Ириночка» Иринка весело улыбнулась и сказала: «Хорошо!» — Спасибо вам, доктор, — сказала мама. — Девочка поправляется. А доктор лукаво посмотрел на Иринку и сказал: «Это все речные камешки. Они, видно, не хуже лекарства помогают». Может, это была шутка, а может, правда. А. Седугин
• Как вы думаете, камешки ли помогли Иринке выздоравливать? • Можно ли товарищей Иринки назвать настоящими, верными, заботливыми? • Как вы объясните эти пословицы? Друг познается в беде. Куда иголка, туда и нитка. Так в русском народе говорят про хороших, верных друзей. О плохих товарищах говорят: Мал телом, да велик делом. • Какие добрые, нежные слова вы могли бы сказать о своей маме.
· Послушайте русскую поговорку: Дружба в делах помощница.
• В группу пришел новый помощник воспитателя. Воспитатель Галина Николаевна представила ее детям: «Дети, познакомтесь, это Раиса Григорьевна». Но Маша пришла в группу позднее и не слышала этого. Она подошла к помощнику воспитателя, которая раскладывала завтрак, дернула ее за халат и спросила: «Как тебя зовут? Помощник воспитателя очень удивилась и говорит: «Раиса Григорьевна». Почему удивилась женщина? Какие ошибки допустила Маша? · Рома занозил палец. Он у него распух и очень болел. Екатерина Ивановна (медсестра) перебинтовала ему палец и говорит: «Постарайся не мочить руку». Рома в этот день был дежурным по уголку природы. Он подошел к воспитателю и говорит: «Я не могу дежурить, Екатерина Ивановна не велела мне мочить руку». Галина Николаевна говорит: «Попроси кого-нибудь из товарищей, чтобы они подежурили за тебя, а когда палец пройдет, ты подежуришь за них». Как Рома должен попросить товарища подежурить вместо него?
БЕСЕДА О ДОБРОМ ПОСТУПКЕ
КАК АРТЕМКА КОТЕНКА СПАС Один раз мама пошла в магазин купить хлеба и молока. И взяла с собой Артемку. Когда они подошли к магазину, то увидели, что из машины выгружают хлеб. Подошел еще народ, и все смотрели, как ловко рабочие носят хлеб в булочную. Но вот дверцы машины захлопнулись, и шофер сел за руль. Один момент — и мотор заработал. И вдруг Артемка вырвался у мамы, побежал к машине и встал прямо перед радиатором. — Нельзя ехать! — закричал он. Мама испугалась, схватила Артемку и прижала к себе. А шофер вылез из кабины и подошел к Артемке: он понял — произошло что-то неладное. Там котик сидит под машиной, — сказал Артемка. — Какой котик? — спросил шофер. — Черный, черный. Вон там, — и Артемка показал на машину. Люди посмотрели, и правда: прямо под передним колесом сидел черный, как уголек, котенок. Шофер осторожно достал котенка из-под машины и дал его Артемке. А мама сказала: — Пусть котенок живет у нас. И все люди сказали: Какой хороший мальчик! Он спас котенка. Пусть котенок теперь живет у мальчика. А. Седугин
Может ли мама гордиться своим сыном? • Можно ли поступок мальчика назвать героическим?
• У девочки упал носовой платок. Что ты сделаешь? (Поднимать платок нельзя, этого этикет не предполагает по гигиеническим причинам; нужно сказать человеку, что у него упал платок, а он сам его должен поднять и поблагодарить.) · У девочки не получается застегнуть молнию на куртке. Рядом другая девочка одевается. Воспитатель помогает мальчику застегнуть сапоги. Покажите, как поступит девочка.
БЕСЕДА ОБ ОТНОШЕНИИ К ЖИВОТНЫМ
КОТЕНОК (Быль) Были брат и сестра — Вася и Катя; у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали ее везде, но не могли найти. Один раз они играли около амбара и услыхали: над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася полез по лестнице на крышу амбара. А Катя стояла внизу и все спрашивала:
— Нашел? Нашел? Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей: — Нашел! Наша кошка... у нее котята, такие чудесные, иди сода, скорее. Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке. Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котенка, серого с белым лапками, и принесли домой. Мать раздала всех котят, а этого оставила детям. дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать. Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Ветер шевелил солому по дороге, а котенок играл с соломой, и дети радовались за него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котенка. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад! Назад!» — и увидали, что скачет охотник, а впереди него две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок глупый, вместо того, чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спинку и смотрит на собак. Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася что было духу пустился к котенку и в одно время с собаками подбежал к нему. Собаки хотели схватить котенка, но Вася упал животом на котенка и закрыл его от собак. Охотник подскакал и отогнал собак; а Вася принес домой котенка и уже больше не брал его с собой в поле. Л. Толстой
Что можно сказать, какой мальчик и какая девочка? · Может ли мать гордиться сыном? · Чему должна научиться девочка? • Мальчик входит в группу. В группе воспитатель готовится к занятию по рисованию. Дети играют в игровом уголке. Как он должен поздороваться, и что он может сделать еще? (Предложить воспитателю свою помощь.) • Папа принес тебе шоколадку. Ты дал одну долечку маме, одну — бабушке. Они сказали тебе одинаковые вежливые слова. Ты им тоже сказал одинаковые вежливые слова. Какие это слова? БЕСЕДА О «ВОЛШЕБНЫХ» СЛОВАХ
ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО Маленький старичок с длинной бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке. — Подвиньтесь, — сказал ему Павлик и подсел на край. Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал: — С тобой что-то случилось? Ну и ладно, а вам-то что? — покосился на него Павлик. Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то... — Еще бы! — сердито буркнул мальчик — Я скоро совсем убегу из дому. — Убежишь? — Убегу. Из-за Ленки убегу. — Павлик сжал кулаки. Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не дает. А у самой сколько? Не дает? Ну, из-за этого сбегать не стоит. — Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой... Павлик засопел от обиды. — Пустяки! — сказал старик. — Один поругает, другой пожалеет. — Никто меня не жалеет! — крикнул Павлик. — Брат на лодке едет кататься, а меня не берет. Я ему говорю: «Возьми лучше, все равно от тебя не отстану, весла стащу, сам в лодку залезу! Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал. — Что же, не берет тебя брат? — А почему вы все спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду: — Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово... Павлик раскрыл рот. — Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни — тихим голосом, глядя прямо в глаза... — А какое слово? Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась павликовой щеки. Он прошептал что- то и громко добавил: — Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить. — Я попробую, — усмехнулся Павлик, — я сейчас же попробую. Он вскочил и побежал домой. Лена сидела за столом и рисовала. Краски — зеленые, синие, красные — лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой. — Обманул старик! — с досадой подумал мальчик. — Разве такая поймет волшебное слово! Павлик боком подошел к сестре и потянул ее за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: — Лена, дай мне одну краску... пожалуйста... Лена широко раскрыла глаза. Пальцы ее разжались, и, снимая руку со стола, она смущенно пробормотала: — Ка-кую тебе? — Мне синюю, — робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал ее в руках, походил с ней по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове. — Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет? Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал: — Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста. Бабушка выпрямилась. Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке... — Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! — приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок. Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал ее в обе щеки. Волшебник! Волшебник! — повторял он про себя, вспоминая старика. За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил: — Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся. — Возьми его, — вдруг сказала сестра. — Что тебе стоит! — Ну, отчего же не взять? — улыбнулась бабушка. — Конечно, возьми. — Пожалуйста, — повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему волосы. — Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся! — Помогло! Опять помогло! Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиков непонятные знаки. В. Осеева
• Каким был мальчик до встречи со стариком? • Какое «чудо» совершил старик? Был ли действительно старик волшебником? · Расскажите, как правильно, вежливо нужно обращаться к людям. · Послушайте, какие пословицы есть про добрые, вежливые слова: Лень вперед него родилась. Как вы понимаете эту Пословицу? • А как вы помогаете своей Маме?
• Гена и Костя играли в хоккей. Гена сильно ударил по шайбе и попал Косте по ноге. Костя рассердился на него и стукнул клюшкой Правильно ли поступил Костя? Как мальчики помирились? · Девочка входит в группу. В группе воспитатель разговаривает у стола с воспитателем другой группы. Дети играют. Как поздоровается со всеми девочка? Последнюю ситуацию можно обыграть.
БЕСЕДА ОБ ОТНОШЕНИИ К МЛАДШИМ
БРАТ И МАЛЕНЬКАЯ СЕСТРА Санька и его маленькая сестричка Варя идут по лесу. Набрали земляники, несут в кузовках. Моя бабушка посмотрела и посмеивается — Что же ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала! — Еще бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше. Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами. —Что же ты, Саня, — говорит бабушка. — Маленькая- то больше набрала. — Еще бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала. В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошел с ними. И вдруг вижу, что Санька незаметно от Вари ей подсыпает ягоды в кузовок. Варя отвернется, а он возьмет и подсыплет... Идем обратно. У Вари ягод больше. У Саньки меньше. Встречается бабушка. — Что ж ты, Саня, — малина высоко растет! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала! — Еще бы! — отвечает Санька. — Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься. Э. Шим
• Как Саня объяснил бабушке, почему у Вари больше земляники, больше грибов, больше малины? • Что Саня сказал бабушке о сестре, какая она? • Почему брат делал так, чтобы у Вари было больше ягод, грибов? • Правду ли мальчик говорил бабушке? Почему он так делал? • Что можно сказать про поступок мальчика: он правильный или неправильный, честный или нет? • Как бы мог поступить мальчик, чтобы не говорить бабушке неправду?
· Ты смотрел книгу в группе и нечаянно разорвал страничку. Как ты поступишь? • В конце занятия воспитатель проводит словесную игру «Скажи наоборот» (см. беседу 30).
БЕСЕДА О ЧУТКОСТИ
КОМУ ИДТИ ЗАДРОВАМИ На краю села жила вдова с тремя сыновьями, два сына уже юноши, высокие, сильные. А младший — подросток Юрко — маленький, тонкий, как жердочка. Было зимой. Выпал глубокий снег, подул северный ветер, разгулялся мороз. Мама говорит тихонько, но так, чтобы дети слышали: — Холодно. А топить нечем. Кто же за дровами пойдет? Молчат старшие, смотрят в землю. — Я пойду за дровами, мама, сказал Юрко. А мороза ты не боишься? — спрашивает мать и на старших сыновей поглядывает. — Нет, не боюсь, — отвечает Юрко, а сам уже одевается. Ушел Юрко. И сразу в доме стало тихо-тихо. Старшие братья подняли головы, посмотрели в материнские глаза и сказали: — Мы тоже пойдем в лес, мама. — Идите, дети, — прошептала мать и облегченно вздохнула. В. Сухомлинский Почему, когда ушел Юрко, в доме стало тихо-тихо? · Почему мать облегченно вздохнула, когда старшие сыновья решили тоже идти в лес? • Вот пословицы, которые можно было бы сказать старшим братьям: Вина голову клонит. • Сережа пришел в группу. Дети уже разделись и играли. Он увидел, что один сапог Гены валяется под банкеткой. Он подошел к Галине Николаевне и говорит: «А Генка не убрал сапоги в шкаф». Галина Николаевна строго посмотрела на него... Почему Галина Николаевна строго посмотрела на мальчика? Как должен был поступить Сережа? • Ты рисуешь. У тебя сломался карандаш. Как ты поступишь? • Сегодня день рождения у девочки. Как вы ее поздравите и что пожелаете?
БЕСЕДА «СИЛА НЕ ПРАВО»
СИЛА НЕ ПРАВО Прибежал Митя в сад, выхватил у своей маленькой сестры Тани куклу и поскакал с куклой по саду, верхом на палочке. Таня стояла и плакала. Выбежал из дому старший брат Мити, Сережа. Сереже показалось весело возить куклу по саду, и он отнял у Мити куклу и лошадь. Митя побежал жаловаться отцу: а отец сидел у окна и все видел. Что сказал Мите отец? К. Ушинский
Как вы понимаете слова «Сила не право»? • У этого рассказа заглавие «Сила не право» - это русская поговорка. А вот какую пословицу можно было бы сказать Мите: Шила в мешке не утаишь. Маленькое дело лучше большого бездолья.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 525; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.189 с.) |