Экспедиционное обслуживание на транспорте 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспедиционное обслуживание на транспорте



Порядок в осуществлении деятельности в области транспортно-экспедиционных услуг определен ГК РФ (гл.40-41), Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», в развитие данного закона Правительством РФ приняты «Правила транспортно-экспедиционной деятельности (утв. Постановлением от 8 сентября 2006 г. N 554), а также рядом других документов более низкого уровня.

В соответствии законодательством, под понятием транспортно-экспедиционной деятельности принято понимать всевозможное предоставление услуг по организации транспортировки грузов посредством различных видов транспорта, в том числе и автомобильного, а также по оформлению всех необходимых транспортных и перевозочных документов, документации для таможенного оформления и сопровождения груза, а также некоторых других документов, которые необходимы для беспрепятственного осуществления транспортировки груза.

Примечание. Стоит отметить, что Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ восполняет достаточно большой пробел главы 40 ГК РФ и вводит в рассматриваемый процесс совершенно новый тип договора – договор на предоставление услуг по транспортному экспедированию.

Экспедирование грузов базируется на нескольких основных понятиях:

- "транспортно-экспедиционные услуги" - услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза;

- "договор транспортной экспедиции" - гражданско-правовая сделка, в соответствии с которой одна сторона (экспедитор) за вознаграждение принимает на себя обязательство по поручению и за счет другой стороны (клиента) оказать транспортно-экспедиционные услуги.

В качестве субъектов осуществления транспортно-экспедиционной деятельности выступают:

- "экспедитор" - лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг;

- "клиент" - лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принявшее на себя обязательство оплатить выполнение транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором;

- "грузоотправитель" - лицо, предъявившее груз к перевозке;

- "грузополучатель" - лицо, уполномоченное принять груз у экспедитора после окончания перевозки;

- "перевозчик" - лицо, осуществляющее перевозку груза на основе договора перевозки.

Объектом осуществления транспортно-экспедиционной деятельности является:

- "груз" - любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию перевозки в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Нормативно-правовым полем разграничиваются понятия функций экспедитора и экспедиторской услуги.

Понятие "функции экспедитора" позволяет раскрыть сущность и характер его деятельности в определенных условиях, в свою очередь «функции экспедиторской услуги» позволяют определить место экспедиционных работ в организации процесса подготовки и доставки груза клиенту.

Основными функциями экспедитора являются:

• целеполагание – подразумевающее то, что в результате целенаправленных действий экспедитора и под его руководством осуществляется доставка товаров клиентам с наименьшими затратами времени, денег, в назначенное место и без потерь, т.е. достигается высокая эффективность функционирования всей логистической системы;

• координация (согласование) коллективных действий всех участников доставки для достижения поставленных клиентом целей - экономии времени, денег, с доставкой в точно названное место и время и т.д.

Примечание. Координация позволяет сбалансировать деятельность многих предприятий, отраслей или более крупных экономических систем, таких, например, как национальный транспортный рынок или международный транспортный рынок, способствует их планомерному, устойчивому развитию;

• распределение. Эта функция выделилась для транспортных и логистических систем в самостоятельный укрупненный технологический процесс (так называемое физическое распределение), определяющий порядок выполнения операций по подготовке и доставке грузов, перемещению их потоков в пространстве и времени, и возникающие по этому поводу отношения между участниками данного процесса.

Под функциями «экспедиторской услуги» подразумевают следующие виды работ:

• сопровождение товара в пути следования, предоставление клиенту связанных с доставкой информационных услуг и услуг по оборудованию транспортных средств или предоставлению специальных транспортных средств;

• оформление товаротранспортной документации, необходимой для обеспечения доставки грузов;

• организация выполнения комплекса операций с использованием собственной или клиентской производственной базы по сборке, разборке, сортировке, упаковке, погрузке, разгрузке, взвешиванию и прочим операциям с грузом;

• организация консолидации и разукрупнения партий грузов на собственных терминалах;

• содействие таможенному оформлению товаров, фитосанитарному контролю и карантинным операциям;

• оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждении товара;

• ведение от лица и за грузовладельцев и перевозчиков расчетов за доставку товара;

• координация и согласование действий участников транспортного процесса для обеспечения доставки груза с максимальной эффективностью для клиентов и перевозчиков.

Формализация функций экспедитора и его услуг происходит в процессе транспортно-экспедиционного обслуживания клиентов через последовательность и набор выполняемых при доставке грузов операций, т.е. функции в большей степени отождествляются с возможностями и обязанностями экспедитора, а виды экспедиционных услуг - с конкретным набором работ или операций, которые могут быть проданы клиенту как отдельный продукт экспедиционной деятельности.

Примечание. Функции экспедитора не меняются, в то время как виды услуг подвержены динамичному изменению под влиянием конъюнктуры транспортного рынка, социальных, экономических, политических и других факторов внешней среды.

Экспедитор при осуществлении своей деятельности обязан предоставлять своим контрагентам следующую информацию:

- полное фирменное наименование и место нахождения (для юридического лица), имя и место жительства (для индивидуального предпринимателя);

- сведения о подтверждении соответствия транспортно-экспедиционных услуг установленным требованиям;

- перечень транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых экспедитором, и их стоимость;

- сведения о форме и порядке оплаты транспортно-экспедиционных услуг;

- сведения о тарифах на перевозку грузов различными видами транспорта, о правилах и об условиях выполнения таких перевозок;

- другие сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозки конкретных видов груза различными видами транспорта.

В современной экономике наметились различия в практических подходах к толкованию понятия «экспедиционная деятельность». Эти различия, можно проиллюстрировать на двух моделях системы экспедирования: традиционной и логистической.

Традиционная модель отражает подход, при котором, экспедиторы рассматриваются как посредники, связующие звенья в логистической цепи.

Недостатком модели является то, что экспедиторам приходится прибегать к искусственным методам увязки грузов-потоков на стыке звеньев "грузоотправитель - транспорт" и "транспорт - грузополучатель".

Примечание. Отсутствием координации деятельности по доставке груза объясняются неточности и сбои в работе экспедиторов и перевозчиков в данной модели.

Каждое посредническое звено здесь отвечает только за свой комплекс операций и не увязывает его с полным комплексом операций по транспортно-экспедиционному обслуживанию при движении груза по всей логистической цепи. Данная модель организации экспедиционной деятельности не позволяет экспедитору комплексно оценивать весь транспортный и товарный рынок и, следовательно, оперативно реагировать на изменение спроса.

Примечание. Иначе говоря, эта модель слабо адаптирована к условиям внешней среды.

Логистическая транспортная модель отражает подход, в соответствии с которым экспедиторы трансформируются из посредников в «принципалов», т.е. становятся равноправными участниками перевозочного процесса.

Преимущество данной модели - отказ от понятия стохастичности транспортных потоков и изучения их как потоков детерминированных, с определенными параметрами, иными словами, отказ от обезличенного грузопотока.

Примечание. В такой модели взаимоотношения экспедиторов с транспортными организациями, грузоотправителями и грузополучателями рассматриваются в рамках логистической системы.

В результате логистического подхода клиенты и другие участники приобретают значительные выгоды, связанные с:

• сокращением запасов и связанных с ними затрат (прямых и косвенных);

• сокращением количества занятых в производстве и транспортировке товаров;

• сокращением площадей, включая отказ от складов;

• увеличением дохода участников доставки и клиента;

• сокращением издержек в связи с обработкой заказа;

• снижением прямых товарных издержек.

В процессе реализации, как традиционной, так логистической модели экспедитор и клиент имеют каждый свои права и обязанности, закрепленные в нормативных документах.

Права экспедитора:

1. Экспедитор может отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

Примечание. В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указание клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

2. Экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.

Примечание. Происходит это в случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное.

3. Экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения, понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов (если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное).

Примечание. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.

4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей.

Примечание. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

5. Экспедитор может проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

Обязанности экспедитора:

1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции. В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

Примечание. Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

2. При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

3. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Клиент имеет право:

- выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

- требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

- давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Обязанности клиента:

1. Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

Примечание. Представлению подлежат также документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля.

2. Клиент обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Примечание. Осуществляется это в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Перечень прав и обязанностей обеих сторон может быть расширен в соответствии с заключенным договором.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 243; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.027 с.)