Мадемуазель шаммеле — актриса «комеди франсез». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мадемуазель шаммеле — актриса «комеди франсез».



 

Дон Родриго. Померяться любовь решила с долгом силой.

Чтоб за отца отмстить, проститься надо с милой.

Вот и возмездие за месть отцу Химены:

Меня родной отец толкает на измену!

Нет, нераздельна честь: предать любовь свою

Не лучше, чем сробеть пред недругом в бою».

Пьер Корнель. «Сид»

оказывается в неразрешимой ситуации, переживает глубокий внутренний конфликт. Он ищет смерти в бою, но выходит победителем — его смелость и воинское мастерство признают все. Невеста Родриго понимает, какие жестокие противоречия разрывают душу любимого. Она прощает Родриго и становится его женой. Для трагедии классицизма характерен культ разума, долг всегда побеждает чувство.

Второй трагический драматург эпохи классицизма — Жан Расин (1639—1699). Он пришёл в театр спустя три десятилетия после премьеры «Сида». В 1667 г. состоялась премьера пьесы «Андромаха», написанной на античный сюжет эпохи

Троянской войны. Один из современников писал, что этот спектакль «вызвал почти столько же шума, как „Сид". Повар, кучер, конюх, лакей — все, вплоть до водоноса, считали нужным обсуждать „Андромаху"».

Снова в центре трагедии — конфликт между долгом и чувством. Андромахе предложен выбор: смерть или ответ на сильное и искреннее чувство Пирра, сына убийцы её мужа. Героиня решила сочетаться браком с Пирром и, взяв с него клятву, что он не погубит её сына, покончить с собой, чтобы не изменить памяти мужа. Андромаха спокойна, потому что сознаёт свой долг и правоту. В итоге Пирр гибнет. Андромаха побеждает, её спасает верность долгу и способность к самопожертвованию.

Произведения Расина требовали иной исполнительской манеры, чем пьесы Корнеля, — более тонкой, психологически выверенной, лиричной. В центре расиновских трагедий чаще всего стоит женщина. Именно ей, хрупкой и ранимой, предназначено сделать последний выбор перед лицом жестоких обстоятельств — как Федре (трагедия «Федра») и Беренике (трагедия «Береника»).

Расин сам работал с артистами, учил их правильно, продуманно и в то же время эмоционально произносить текст, понимать мелодику стиха. Сильные чувства следовало облекать в прекрасную форму — уметь сочетать ритм действия со звучанием александрийского, «двойною рифмой оперённого» стиха.

Постепенно для передачи на сцене различных чувств в театре французского классицизма выработалась система интонаций и жестов. Бытовые и некрасивые позы были запрещены — облик и пластика трагического героя или героини должны были всегда оставаться величественными и благородными.

Театральные идеи классицизма подытожил поэт, критик и теоретик искусства Никола Буало (1636—1711) в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» (1674 г.), своеобразной священной книге французского театра XVII в. Некоторые положения

Жан Расин.

Сцены из трагедий Ж. Расина «Андромаха» (слева) и «Береника». Гравюра. 1678 г.

поэтики по стилю близки к эпиграммам и афоризмам, поэтому легко запоминаются. Основной принцип — преклонение перед разумом:

Любите же разум вы;

пусть он в стихах живёт

Один и цену им, и красоту

даёт.

Репертуар французского театра эпохи классицизма наряду с трагедией включал и комедии. Создателем комедий стал Жан Батист Мольер (1622—1673). Мольер — это псевдоним, настоящая фамилия — Поклен. Актёр и драматург сменил имя, чтобы не позорить отца — почтенного королевского мебельщика и обойщика. Профессия актёра в XVII в. считалась греховной. В конце жизни актёры были вынуждены, покаявшись, отрекаться от своего ремесла. В противном случае Церковь не разрешала хоронить их на кладбище, и усопшие обретали последнее пристанище за церковной оградой.

Сценический опыт Мольер приобрёл в провинции. Под влиянием итальянского театра он писал фарсовые сценки. Осенью 1658 г. мольеровская труппа приехала в Париж и дала спектакли перед Людовиком XIV в одном из залов Лувра. Актёры Мольера имели огромный успех, «весь Париж» хотел посмотреть спектакли новой труппы. Сначала отношения драматурга с королём складывались хорошо, но постепенно они омрачились. Спустя шесть лет после переезда в Париж, в 1664 г., труппа сыграла перед королём новую комедию — «Тартюф,

Сцена из спектакля «Школа жён» (комедия Ж. Б. Мольера). Гравюра. XVII в.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.33.153 (0.006 с.)