Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Государственное регулирование рынка труда. Закон «о занятости населения» в Российской Федерации. Государственная политика в отношении безработицы: классический и кейнсианский подходы.
123.
124.
Классификация методов государственного регулирования рынка труда
| По объектам воздействия
| Население в целом, отдельные группы работников и их объединения, предприниматели и их группы, определенные элементы организации труда и т.д.
| По направленности воздействия
| Увеличивающие (уменьшающие) спрос на рабочую силу; увеличивающие (уменьшающие) предложение рабочей силы; влияющие на структуру спроса и структуру предложения; нацеленные на увеличение степени соответствия спроса и предложения
| По форме воздействия
на рынок труда
| Прямые методы регулирования и косвенные методы регулирования
| По характеру воздействия
на рынок труда
| Стимулирующие (поощрительные), ограничительные, запретительные, защитные
| По содержанию
| Экономического характера (инвестирование в поддержку малого бизнеса, в производство определённых товаров, услуг; ограничение монополии и поддержание конкуренции; государственный заказ; кредиты, льготы и т.д.);
административного характера (уменьшение продолжительности рабочего дня, снижение пенсионного возраста и т.д.);
смешанные (сочетающие экономические и административные методы)
| По уровню управленческого воздействия
| Общегосударственные, региональные, отраслевые, внутрифирменные
| По продолжительности воздействия
| Краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (от 5 лет и более)
|
125.
Цели, задачи и приоритетные направления государственной политики
в области регулирования рынка труда России
| Ключевая задача государственной политики в области регулирования рынка труда – реализация мер в социально-трудовой сфере, позволяющих в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.
Государственная политика в области регулирования рынка труда направлена на создание правовых, экономических и институциональных условий для повышения эффективности занятости населения.
Основными задачами государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
· содействие в реализации прав граждан на свободное распоряжение своими способностями к труду и достойный труд по свободно выбранному роду деятельности и профессии;
· обеспечение реализации прав граждан на защиту от безработицы;
· обеспечение соблюдения прав в области охраны труда и его оплаты, а также предотвращение нарушений прав трудящихся, в том числе дискриминации в сфере труда;
· содействие обеспечению работодателей рабочей силой в необходимом количестве и требуемой квалификации.
Решение задач по содействию занятости населения и обеспечению экономики и социальной сферы квалифицированными трудовыми ресурсами предусматривается обеспечить путем повышения эффективности функционирования рынка труда при соблюдении трудовых прав и гарантий для граждан Российской Федерации.
С этой целью предполагается проведение модернизации механизмов реализации государственной политики на рынке труда и внедрение инновационных методов государственного регулирования в области содействия занятости населения.
Приоритетными направлениями государственной политики в области регулирования рынка труда являются:
· совершенствование законодательства Российской Федерации в области содействия занятости населения;
· совершенствование системы мониторинга и прогнозирования ситуации на рынке труда;
· обеспечение сбалансированности профессионального образования и спроса на рабочую силу;
· развитие региональных рынков труда и повышение территориальной мобильности рабочей силы;
· развитие кадрового потенциала;
· оптимизация привлечения иностранной рабочей силы;
· стимулирование экономической активности населения;
· повышение качества рабочих мест
|
126.
Республиканская программа содействия занятости и социальной защиты незанятого населения Республики Татарстан на 2011–2013 годы(утв. Постановлением кабинета министров Республики Татарстан от 28 октября 2010 г. № 858)
| II. Основные цели и задачи Программы
Цель Программы – обеспечение реализации государственной политики занятости населения, защита граждан от безработицы.
Задачи Программы:
1. Реализация мер, обеспечивающих снижение напряженности на рынке труда.
2. Содействие сохранению действующих и созданию новых рабочих мест.
3. Повышение качества предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости.
В целях решения обозначенных задач предусматривается реализация следующих направлений действий:
обеспечение приоритетности активных форм занятости населения, в том числе через реализацию программ общественных и временных работ с использованием различных источников финансирования;
расширение возможностей трудоустройства для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, молодежь, выпускники);
реализация специальных мер содействия занятости молодежи;
повышение результативности ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
осуществление комплекса профориентационных услуг населению и психологической поддержки безработных граждан. Осуществление профориентационных мероприятий для молодежи. В целях поднятия престижа рабочих профессий предусматривается дальнейшая активизация превентивной профориентационной работы с учащимися общеобразовательных учреждений, в том числе в рамках ежегодно проводимой профориентационной акции «Образование. Карьера»;
совершенствование системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в соответствии с потребностями рынка труда;
оптимизация численности иностранных граждан - трудовых мигрантов на рынке труда, совершенствования форм и методов работы по регулированию трудовой миграции с учетом принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов на рынке труда. Привлечение иностранной рабочей силы в республику будет осуществляться исходя из потребности в работниках по тем профессиям и специальностям, по которым испытывается дефицит в рабочей силе. Предусматривается привлекать предприятия, использующие иностранную рабочую силу, к участию в формировании образовательных кластеров и таким образом способствовать подготовке кадров по профессиям, требующимся на рынке труда республики;
регулирование процессов увольнения работников в условиях реализации мероприятий по реструктуризации предприятий и организаций;
развитие взаимодействия представителей работников, работодателей и органов государственного управления, органов местного самоуправления при выработке решений по вопросам занятости населения на основе формирования органов социального партнерства. При этом повышается ответственность работодателей за сохранение кадрового потенциала предприятий, создание и сохранение рабочих мест, защиту работников от безработицы и предоставление социальных гарантий работникам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата. Повышается роль общественных организаций, представляющих интересы различных групп населения (женщин, молодежи, инвалидов и т.д.) и содействующих совместно с органами службы занятости снижению безработицы;
поддержка предпринимательских инициатив безработных граждан;
подбор персонала для предприятий и организаций из числа граждан, обратившихся в органы службы занятости;
разработка программных мероприятий для территорий с напряженной ситуацией на рынке труда;
развитие взаимодействия заинтересованных структур по формированию государственного заказа на подготовку кадров с начальным профессиональным образованием в соответствии с заказами работодателей в рамках «кластерного» подхода;
создание, сохранение и модернизация рабочих мест для инвалидов, а также создание рабочих мест для молодежи в рамках реализации Закона РТ от 24 июля 2006 г. № 60-ЗРТ «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите»;
своевременное оказание безработным гражданам социальной поддержки в виде пособия по безработице и материальной помощи;
повышение эффективности предоставляемых государственных услуг в области содействия занятости населения за счет проведения активных мер и использования современных технологий;
совершенствование системы мониторинга состояния рынка труда;
развитие органов службы занятости;
обеспечение необходимого уровня информированности различных групп населения и работодателей о ситуации на рынке труда для повышения эффективности поиска работы гражданами: содействие трудоустройству граждан посредством публикаций сведений о вакантных рабочих местах в специализированных изданиях, международной компьютерной сети "Интернет", в городских и районных СМИ;
формирование и расширение банка вакансий.
Необходимость комплексного решения проблем, связанных с вопросами содействия занятости населения программно-целевым методом, обусловлена многообразием проблем, что предполагает реализацию конкретных программных мероприятий, способствующих повышению трудовой активности и мотивации к труду трудоспособного населения.
Имеющийся в Республике Татарстан и Российской Федерации опыт реализации аналогичных программ подтверждает целесообразность использования программно-целевого метода как наиболее эффективного для решения обозначенных Программой задач.
Сроком реализации Программы определен трехгодичный период с 2011 по 2013 годы
|
127.
|