Проблема гинезиса сознания. Сознание и эвол форм отражения. Сознание и психика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема гинезиса сознания. Сознание и эвол форм отражения. Сознание и психика.



Сознание многоуровневая система из природного, личностного и социокультурного, поэтому его генезис = природная эволюция + становление культуры и общества + индивидуальное развитие.

Природное основание сознания – свойство отражения, в живой природе развивающееся так: раздражимость (недифференцированная реакция) – чувствительность (дифференцированная реакция) – психика (комплексная реакция и гибкое приспособление).

Отличие человеческого сознания от психики животных: абстрактно-логическое мышление, целеполагание, самосознание, язык. Эти отличия продукт социо- и культурогенеза.

Первичный акт сознания как человеческого мышления – оперирование идеальными проекциями объектов. Стадии развития мышления: наглядно-действенное – образно-символическое – логико-понятийное.

Онтогенез (личное развитие) сознания ‑ повторение филогенеза (истории развития рода). Его стадии: сенсомоторная (непосредственная реакция) – дооперационная (предварительное продумывание слов-символов) – операционная (практическая реализация: реальное комбинирование).

 

Сознание и мозг. Сознание мышление язык

Сознание – самоорганизующаяся и самоинтерпретирующаяся совокупность психических процессов, интеллектуальных и духовных способностей. Посредством сознания человек самоосуществляется, воспринимая, переживая, постигая и осмысливая себя, себе подобных и весь мир, а также определяя цели и пути их достижения.

Мышление в отличие от стихийного сознания дает себе основания и правила работы. Сознание дескать пестрый сплав зависимого и автономного, обусловленного и свободного, произвольного и неосознанного, рефлексивного и дорефлексивного, осознанного и бессознательного, необходимого и случайного, разумного и бессмысленного. Мышление этот сплав подвергает сомнению, перерабатывает с целью его понимания, сортировки, упорядочивания, интеграции в единое целое. Поэтому мышление – тяжкий труд!

Язык – основная форма объективизации сознания. Благодаря языку (устному, письменному, внутреннему, обыденному и специальному) сознание становится доступным для других. Язык вырабатывался в общении и оттачивался мышлением. Развитость языка (в том числе глубина и многозначность слов) свидетельствует о развитом мышлении.

Сознание и мышление неразрывно и многопланово связаны с языком. Кроме того, с ним связан и весь комплекс человеческих ощущений-восприятий.

 

 

Знание эмоции, память, воля, воображение как компоненты сознания. Сознание и самопознание.

Чувства – псих. сост-я, выраж. отношение ч-ка к другим, к себе, к жизни. Ч-а – основание психики, определяют поведение и цели ч-ка, оценку инф-ции. Группы чувств: 1.Стенические – повышают жизнедеят-ть, силу и энергию. 2.Астенические – понижают. Воля – Психич. Деят-ть, проявляющ-ся в сознат-ых действиях, направ-ых на достижение целей, осуществл-е кот. связ. с преодолением трудностей. Память – способность сохранять и воспроизвод. Опыт своей деят-ти. Прошлое воспроиз-ся в настоящем. В завис. от объекта запоминания есть виды П.: 1)двигательная 2)Эмоциональная 3)образная 4)словесно-логическая. В завис. от цели и способов: произвольная и непроизвольная. ЭМОЦИИ, реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную окраску и охватывающие все виды чувствительности и переживаний. Связаны с удовлетворением (положительные эмоции) или неудовлетворением (отрицательные эмоции) различных потребностей организма.

 

 

Специф позновательского отношения человека к миру и многообразие форм познания.

познание (переход от незнания к знанию) некий синтез объективного с субъективным, точнее ‑ творческая деятельность человека и человечества, направленная на получение достоверных знаний о действительности.

Предпосылки познания: 1) познаваемое - природные закономерности, наличие в мире устойчивых связей и 2) познающий. (Комментарий: кто б мог подумать, что «любовью к мудрости» достойны считаться подобные пустые тривиальности, повторяемые многократно с использованием всевозможных синонимов).

Познание позволяет человеку преобразовывать природу, проектировать свои действия. Что якобы уникально, то есть прочему зверью недоступно!

Алгоритм познания таков: постановка проблемы – ее анализ – новое знание – новые проблемы (Заметьте, сколько «полезной» и «совершенно новой» информации дает Вам подобная «философия»).

Познание ориентируется на: 1) решение конкретных жизненных проблем, 2) выявление устойчивых сущностных связей мира, 3) накопление собственного духовного опыта (самосознание).

Формы познания: обыденно-практическая, мифологическая, религиозная, художественная, философская и научная.

Проблема познаваемости мира и ее интерпретация в различных фил традициях.

Познание – совокупность пр-сов, направ на воспроизв объектов реальности в форме знаний. Суть п-я – адыкватное восприятие отрожения действит-ти. П-е – пр-сс целенапрв отражения действит в сознании ч-ка с целью ее дальнейш преобразования. По-е возник одновременно с развитием навыков к труду и общения. Этапы форм-ния: 1)Несознательное п-е, 2)Стихийное п-е, 3)Сознательное п-е. Формы познав деят-ти: 1)Мифологическая 2)Религиозная 3)философская 4)Научная 5)Художественно-образная 6)Обыденно-практическая 7)Игровая.

Проблема: как субъективно-ограниченные знания соотносятся с объективным порядком вещей.

Есть 3 стратегии:

- познавательный оптимизм, основанный на вере, что истина существует, и знания соответствуют действительности (большинство философов от Платона до Маркса);

- агностицизм – мир непознаваем (Юм, Кант);

- скептицизм ‑ все сомнительно, ко всему надо относиться с иронией и самоиронией (Пиррон, Секст Эмпирик, Ротри).

Проблема познаваемости мира и ее интерпретация в различных фил традициях.

Познание – совокупность пр-сов, направ на воспроизв объектов реальности в форме знаний. Суть п-я – адыкватное восприятие отрожения действит-ти. П-е – пр-сс целенапрв отражения действит в сознании ч-ка с целью ее дальнейш преобразования. По-е возник одновременно с развитием навыков к труду и общения. Этапы форм-ния: 1)Несознательное п-е, 2)Стихийное п-е, 3)Сознательное п-е. Формы познав деят-ти: 1)Мифологическая 2)Религиозная 3)философская 4)Научная 5)Художественно-образная 6)Обыденно-практическая 7)Игровая.

Проблема: как субъективно-ограниченные знания соотносятся с объективным порядком вещей.

Есть 3 стратегии:

- познавательный оптимизм, основанный на вере, что истина существует, и знания соответствуют действительности (большинство философов от Платона до Маркса);

- агностицизм – мир непознаваем (Юм, Кант);

- скептицизм ‑ все сомнительно, ко всему надо относиться с иронией и самоиронией (Пиррон, Секст Эмпирик, Ротри).

 

 

Проблема субъекта и объекта познания. Познание как деятельность. Практика и познание.

Познание – творческая деятельность человека и человечества, направленная на получение достоверных знаний о действительности. Оно же в целом ‑ активное взаимодействие субъекта и объекта.

Субъект здесь – человек, а объект – фрагмент реальности. Предмет познания более узок, чем объект, поскольку предмет ‑ только «конкретная проблема». Диалектика субъекта и объекта: взаимопереходы объект-субъект, влияние друг на друга.

Проблема: как ограниченный человек может претендовать на объективность и всеобщность своих познаний.

2 классических подхода к решению:

- объективно-натуралистический (Бекон, Локк, Дидро) – познание зеркальное отражение действительности, достоверность подтверждается опытной проверкой, природа всеобща во всем, в том числе в своем образе (отражении человеком);

- субъективно-рефлексивный (Декарт, Спиноза, Кант, Гегель) – познание неотъемлемая часть и упрощенная копия Вселенского Разума, содержащего в себе все, поэтому познание объективно и всеобще. Проверка – рефлексия над полученными знаниями (их тщательное продумывание).

4)Познават деят-ть – творч активн-ть ч-ка, напр на адыкв воспроизв-е природ, соц, дух реаль-и. Субъект и объект взаимодействуют.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 295; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.007 с.)