Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философия как мировоззрение. Основной вопрос философии.



Мировоззрение -система общих представлений человека о мире в целом, о природе и обществе, о себе и своем месте в этом мире. Обыденное мировоззрение формируется в повседневной жизненной практике, научное - формируется всем комплексом наук, но теоретической основой всего мировоззрения явл. философия. Она отвечает на самые универсальные вопросы. Среди них выделяется основной вопрос, от решения которого зависит решение остальных.

Основной вопрос философии: вопрос о соотношении материи и познания.

Человеку известны 2 вида реальности: материальная и нематериальная (духовная, идеальная).

Материя – обьективная реальность, всё. Что реально существует, независимо от воли и сознания людей.

Сознание – субьективная реальность (мысли, образы, чувства). Как нематериальные обьекты не обладают физ. хар-ми и не подчиняются материальным законам.

Уже в древности люди поставили вопрос: что первично, материя или сознание? Отвечая на него все люди разделяются на материалистов и идеалистов. Сущ-ет 2 основных вида материализма:

- обьективные идеалисты считают первичной какую-либо нематериальную силу, находящуюся вне человека. Самый распространенный пример обьективного идеализма – религия.

- субьективные идеалисты считают первичным сознание самого человека.

Существует и вторая сторона основного вопроса философии: Познаваем ли мир?

Большинство людей считают, что люди способны получить достоверные знания об окружающем мире. Но есть и те, кто считает, что человек никогда не сможет понять истинную сущность окружающий явлений.

Агностицизм – философское учение, отрицающее познаваемость мира.

Диалектика и метафизика как противоположные методы философии.

Диалектика – первоначально возникла в Древней Греции и означала искусство ведения споров. В дальнейшем смысл изменился.

Диалектика – философское учение о всеобщих взаимосвязях и развитии.

Диалектика как метод познания состоит в следующем: 1)Обьекты рассм. в взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга. Раскрываются как внешние так и внутренние связи.

2) Учитывается постоянное развитие общества. Единство количественных и качественных изменений.

3) раскрываются внутренние противоречия, как движущие силы любого развития.

Метофизика первоначально понималась как синоним философии, позднее смысл изменился.

Метофизика – метод познания, кот. не учитывает всей полноты взаимосвязей и развития обьекта.

Метафизический подход имеет ограниченные возможности, в науке он был распространен в 17-18 вв, когда естесствознание только накапливало факты и изучало явления природы как изолированные и неразвивающиеся. В 19 в фактов накопилось много, и наука смогла обьяснить глубокие взаимосвязи и развитие в природе и обществе. На смену метафизике пришла диалектика. В настоящее время она остается всеобщим методом познания в философии и в др. науках.

Структура и функции философии.

Структура философии.

1) история философии

2) онтология (учение о бытие) раздел философии кот. изучает самые общие принципы и законы по которым устроен мир.

3) гносеология (учение о познании) раздел изучающий общие закономерности познавательной деят-ти чел-ка.

4) Соц. философия – раздел, изучающий общество.

5) Философская антропология – учение о чел-ке.

6) аксиология – учение о ценностях

7) этика – наука о морали

8) эстетика – наука о красоте

9) логика – наука о мышлении

Функции философии:

- Мировоззренческая – философия помогает сформулировать человеку целостное мировоззрение. Знать философию – значит понимать фундаментальные законы.

- Методологическая – филос-я форм. систему понятий, принципов, законов и методов познания, кот. используются во всех науках и в обыденном мышлении.

- Аксеологическая – философия участвует в формир. системы ценностей, принимаемых как отдельными людьми, так и обществом в целом.

- Критическая – философия критикует предрассудки и заблуждения, мешающие познанию истины.

- Практическая – философия формулирует общие цели и задачи практичного преобразования природы и общества.

Возникновение философии. Философия Древнего Востока.

Сущ-ют 3 исторических типа мировоззрения:

-мифологическое

-религиозное

-философское

До возникновения философии в общественном сознании преобладало религиозно-мифологическое мировоззрение. Его особенности: 1) вера в сверхъестественное, стирание границ возможного и невозможного (иллюзии и реальности)

2) Непонимание различий природы и человека. Антропоморфизм – отчеловечивание природы.Зооморфизм – перенос на общество свойств животного мира.

3) Синкретизм – целостность, переплетение религиозных, художественных и нравственных идей.

4) Пралогизм – неразвитость логики. Использование чувственных образов, а не абстрактных понятий.

Философия возникла в 6 веке до н.э., почти одновременно в индии, китае и греции.

Предпосылки возникновения философии: переход от бронзового века к железному, появление товарно-денежных отношений, разложение родоплеменных отношений, возникновение первых государств, критическое отношение к власти и к традиционным религиям. Материальная жизнь общества усложнялась и рождала потребность в научных знаниях. Религиозно-мифологические потребности не удовл. возросшие потребности общества. В отличие от религии и мифологии философия искала естественное обьяснение явлениям природы.

Философия Древней Индии: древнейшая религия Индии – брахманизм. Первопричиной всего мира является нематериальная сила Брахман. Брахманизм закреплял разделение общества на касты. Критическое преодоление брахманизма привело к возникновению 6 классических религиозных учений: йога, санхья, веданта. Неоклассическиее учения: чарвака, джайнизм, буддизм. Основные принципы и идеи древнеиндийской философии:

1)Большинство учений были идеалистическими. Материалистическим было учение Чарвака, согласно которому первоначало мира включает в себя 4 эл-та: вода, воздух, огонь, земля.

2) Появилась диалектическая идея о борьбе противоположностей: бытия и небытия, порядка и хаоса (сат и асат)

3) Идея реинкарнации, т.е. переселение души. Сансара – бесконечная цепочка перерождений; карма – сумма добрых и злых дел человека, от кот. Зависит перерождение.

4) Принципы ахимса – неприченение вреда живому (экологизм – уважение к природе)

5) Этика построена на принципе альтруизма

Сущность буддизма:

1)жизнь человека наполнена страданиями

2)причина страданий – желания

3)сущ-ет способ преодолеть страдания (срединный восьмеричный путь – выполнять нравственные нормы, жить аскетично (принимать материальные потребности) и медитировать.

Самыми влиятельными учениями Др. Китая были моизм. Даосизм. Со 2 века до н.э. государственной идеологией стало конфуцианство. Философские идеи излагались в книгах «Канон стихов» и «книга перемен». В «книге перемен» излагалась диалектическая идея развития и борьбы противоположностей. Считалось, что у первобытного хаоса родились два духа, которые упорядочили мир: мужской дух Ян стал управлять небом, а женский дух Инь – землей. В книге «Канон стихов» устанавливается культ неба. Небожественная первоначало, породившее человечество и управляющее им.

Ядром конфуцианства является этика, распределяющая обязанности, требующая точно соблюдать правила, этикет, ритуалы, традиции. Конфуцианство сформировало идеал совершенного человека. «благородный муж» должен быть добр, честен, смел, уважать старших по возрасту и званию, выполнять обязонности, соблюдать золотое правило этики. Конфуцианство укрепляло соц. неравенства, коллектевизм и подавляло индивидуальность человека.

Философия милетской школы.

Философия приняла классическую форму в Др.Гр. Одной из первых появилась филосовская школа в г. Милете. Первые философы были материалистами. Они отрицали мифы о создании мира.Например Фалес считал,что воду как текучее,аморфное состояние материи,как основа всей жизни.Анаксимен считал,что все вещи возникают и разрушаются в процессе лущения и разряжения воздуха,подобно тому,как пар превращается в воду,а вода в лед.Анаксимандр считал,что первоначало мира это нечто неопределенное и бесконечное,что он называл «апейрон».Позднее появилось философское учение Эмпедокла,согласно которому первоначало включает 4-е элемента:-вода,воздух,огонь,земля.Сила,кот.объединяет элементы и создает новое это любовь.А сила кот.разрушает и разъединяет это вражда.Мир в глазах античного человека представлял собой космос,т.е. прекрасную и гармоничную систему(космос в пер.с греч.-красота).В космосе все упорядочено и подчиняется определенным законам. Космоцентриз-характер.черта античногомировоззрения. Заслугой первых греческих философов явл.разработка диалектических целей,они раскрывали сущность движения развития борьбы 2-х противоположностей,их материализм был наивен, а диалектика была стихийной.Их ученя не опирались на науку,т.к. науки еще не было, но в главном их учения были верны,т.к.основой мира считали движ.материю.

Философия Гераклита

Главная заслуга Гераклита в том,что он разработал идею о всеобщем развитии через борьбу противоположностей.Он утверждал:все течет,все изменяется,в одну реку нельзя войти дважды.На примере течения реки он пытался показать всеобщность движения,даже покоющиеся тела испытывают постоянные внутренние изменения.Движение-не только перемещение в пространстве,но и любое изменение,материя не существует без движения.Причиной движения является борьба противоположных сил. «враждующееся соединяется,из расходящегося-прекрасная гармония и все происходит через борьбу».Он пришел к выводу,что природа содержит в самой себе причину своего развития,а значит она не нуждается в сверхъестественном первоначале.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 274; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.168.56 (0.014 с.)