Правовая система (источники права и судебные органы) Киевской Руси. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая система (источники права и судебные органы) Киевской Руси.



Правовая система К.Руси представляла собой совокупность источников права:

1). Обычное право. На раннем этапе развития Древнерусского государства действовали нормы обычного права, т. е. обычаи.

2). Судебные прецеденты, которые появились после возникновения государства и системы судов.

3) Нормативно-правовые акты:

3.1. Наиболее ранние письменные источники русского права — это договоры Руси с Византией. Договоры Руси с Византией обычно составлялись в двух экземплярах: один — на древнерусском языке, второй — на греческом языке. Затем стороны обменивались договорами.

3.2. К числу древнейших источников права относятся также церковные уставы князей Владимира, Ярослава, Всеволода и некоторых других (X—XI вв.).

Эти документы определяют положение церкви в государстве, устанавливают юрисдикцию церковных органов и судов, содержат нормы о брачно-семейных отношениях, преступлениях против церкви, нравственности и семьи.

3.3. Основным правовым документом Древнерусского государства был сборник правовых норм, получивший название Русской Правды. Он представляет собой целый комплекс юридических документов XI—XII вв., составными частями которого являлись Древнейшая Правда (около 1015 г.), Правда Ярославичей (около 1072 г.), Устав Мономаха (около 1120 —1130 гг.).

Система судебных органов включала в себя:

1. систему государственных судов. Особенность феодализма – неотделимость суда от администрации.

2. частно-владельческий суд – суды феодала над зависимым населением (гражданские споры и дела о нетяжких уголовных преступлениях).

3. церковные суды, после принятия христианства (1 – дело о нетяжких преступлениях, совершенных людьми церковными; 2 – греховные дела – о нарушении церковных правил светскими и церковными людьми)

4. суд крестьянской общины над своими членами.

Правовое положение населения по «Русской Правде».

Все феодальные общества были строго стратифицированы, то есть состояли из сословий, права и обязанности которых четко определены законом как неравные по отношению друг к другу и к государству, т.е. каждое сословие имело свой юридический статус.

Рабство Руси получило распространение как общественный уклад. Источником рабства был, прежде всего, плен, рождение от рабыни. В рабство попадали за тяжкие уголовные преступления (поток и разграбление), зависимый закуп обращался в раба в случае бегства от хозяина и кражи, в рабство обращался злостный банкрот (ст. ст. 56, 64, 55 Пространной Правды). Статья 110 Пространной Правды устанавливает еще три случая холопства: женитьба на рабе без договора, поступление в услужение ключником-тиуном без договора о свободе, самопродажа в рабство хотя бы за "наготу". Русская Правда считала холопов собственностью господина, сами они не обладали собственностью. За уголовные преступления холопов и нанесенный ими имущественный ущерб ответственность по его возмещению несли хозяева. За убийство холопа полагалось возмещение ущерба в 5 - 6 гривен (как за уничтожение вещи). Хозяин холопа за его убийство не привлекался к ответственности - за подобные случаи назначалось церковное покаяние.

Класс феодалов формировался постепенно. В него входили князья, бояре, дружина, местная знать, посадники, тиуны и т. д. Феодалы осуществляли гражданское управление и отвечали за профессиональную военную организацию. Для обеспечения функций управления население платило дань и судебные штрафы. Материальные потребности военной организации обеспечивались земельной собственностью.

Обязанности крестьянского населения по отношению к государству выражались в уплате налогов в форме дани и оброков и участии в вооруженной защите в случае военных действий.

Городское население состояло из ремесленников, мелких торговцев, купечества и т. д.

Гражданское право по «Русской Правде».

Право собственности

В древнерусском обществе огромное значение имела собственность. Отношение к личности определялось в первую очередь именно наличием собственности. Человек, лишенный собственности или промотавший ее, мог обеспечить имущественные связи с другими лицами единственным, что у него осталось, собственной личностью. Труднее обстоит дело с земельной собственностью, поскольку имеется лишь ограниченный круг статей, которые устанавливают штрафы в 12 гривен за нарушение земельной бортной межи и за уничтожение межевого знака, сделанного на дереве.

Деление вещей на движимость и недвижимость не нашло юридического оформления, но статус движимости разработан в Русской Правде довольно обстоятельно. Собственник имел право на возврат своего имущества из незаконного владения. На основе строго установленной процедуры за причинённую “обиду”, назначался штраф в 3 гривны. Возвращение вещей требовало свидетельских показаний и разбиралось при необходимости перед “сводом из 12 человек”. Движимая собственность (включая холопов) считается в Русской Правде объектом полного господства собственника: при спорах о её возвращении государство не накладывает штрафов, стороны сами договариваются между собой. Защита движимой собственности, если это не было связано с уголовным преступлением, не носила сословного характера - каждый вправе равнозначно определять её судьбу.

Обязательственное право

Характерной чертой обязательственного права периода развития феодальных отношений является то, что лица, не исполнившие обязательств, превращаются в холопов. Что касается способов заключения обязательств, то они, как правило, заключались устно, причем употреблялись различные формы – литки, магарыч, рукобитье, связывание рук и. т. д.

Договор мены является древнейшим из договоров. Он предшествовал договору купли-продажи.
Договор купли-продажи. Статьи Русская Правда главным образом касаются купли-продажи холопов. Для признания договора действительным необходимо присутствие самого холопа и послухов.

Что касается купли-продажи земли, городской усадьбы, дома – то для признания такого рода договоров были необходимы особые бумаги – купчие. В такой купчей указывались покупатель и продавец земли, цена покупаемой земли, а затем давался «обвод» участка, т.е. указывались границы.

Договор займа. Долговое обязательство должно быть оформлено при послухах, при объявлении властям и должно фиксироваться письменно. Установление размера процентов по займам является обычно предметом особого внимания в княжеских законодательствах раннего феодализма. Проценты различались: месячные, третные, годовые.

Договор поклажи. Хранение считалось просто дружеской услугой, за не было принято платить особое вознаграждение, для совершения договора не требовалось присутствие послухов.

Договор имущественного и личного найма. Весьма мало материала мы имеем и в отношении договора личного найма. Древнейшая Правда говорит лишь о плате мостнику за починку моста и лекарю за лечение раны. Но уже в более позднее время – к концу XII или началу XIII в. – возникает название для наемного рабочего, а именно, наймит. Но положение наймитов приближалось к положению зависимых людей, особенно, наймитов, работавших на земле. Наем был формой эксплуатации, которая быстро перерастала в феодальную.

Наследственное право.

Основным источником для уяснения норм наследственного права в Киевском государстве является Русская Правда, которая посвятила этому вопросу целых десять статей, изложенных довольно подробно. Наследование по завещанию. Существования завещания – спорный вопрос.
Наследование по закону.

Наследование супругов. Русская Правда ничего не говорит о наследовании мужей, но наследованию жен она посвящает четыре статьи. По прямому смыслу статьи 84(93) смертью отца не открывалось наследства для детей в его имуществе. Это имущество оставалось в управлении жены, которая после мужа не наследовала. Она только получала из имущества мужа «часть». Было установлено, что эта «часть» не есть часть наследства, а выдел из имущества известных средств, для специальной цели, т.е. наделение вдовы, дочери, вклад на помин души, размер которых не определялся в Русской Правде, а устанавливался соразмерно оставленному имуществу и обстановке.
Выморочное имущество. Выморочное имущество после смерда, не оставившего сыновей, шло князю. По Уставу князя Ярослава, выморочное имущество церковных людей шло епископу.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 815; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.136.97.64 (0.005 с.)