Проблема ограниченности ресурсов и необходимость выбора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема ограниченности ресурсов и необходимость выбора



Экономические ресурсы (факторы производства) - это средства для производства товаров и услуг.
К важнейшим ресурсам относятся следующие.
Земля, Капитал, Труд, Предпринимательские способности. Все экономические ресурсы ограниченны и редки. Их меньше, чем необходимо для удовлетворения потребностей в обществе. Ограниченность ресурсов относительна. С развитием общества она преодолевается. Ограниченность ресурсов побуждает человека эффективно их использовать, т. е. стремиться к максимилизации отдачи от ресурсов. Ограниченность – носит относительный характер:

1- невозможность одновременно полностью удовлетворить потребности всех людей

2- необходимость оптимального распределения ресурсов между различными целями

3- повышение эффективности их использования

Кривая производственных возможностей - это график, который показывает максимально возможные объёмы производства двух благ при данных ресурсах и их полном использовании. Кривая производственных возможностей характеризует отрицательную зависимость между парными величинами максимальных результатов производства (при условии полного использования ограниченного объема производственных ресурсов). Она имеет выпуклый вид, «загибаясь» к «краям».


Рис. 1. Кривая производственных возможностей

Кривая производственных возможностей отражает в каждой своей точке максимальный объем производства двух продуктов при разных их сочетаниях, которые позволяют полностью использовать ресурсы. Передвигаясь от одной альтернативы к другой экономика переключает свои ресурсы с одного товара на другой. Точка F внутри кривой производственных возможностей означает неполное использование ресурсов. Точка G вне кривой недостижима при данном количестве ресурсов и имеющейся технологии. Любая экономика находится в точке F, то есть всегда существует резерв ресурсов. При движении к кривой возможен только один, лучший вариант движения, который дает максимальный результат при минимальных затратах. Кривая производственных возможностей показывает совокупность всех точек или решений, в пределах которых следует выбирать оптимальный вариант. Все остальные точки представляют собой упущенные возможности или альтернативные затраты. Кривая производственных возможностей показывает: 1Тенденции роста альтернативных издержек производства в условиях увеличения производства одного из товаров. 2Уровень эффективности производства. Кривая производственных возможностей иллюстрирует четыре фундаментальных положения:

1)ограниченность ресурсов;

2) необходимость выбора;

3) существование издержек упущенных возможностей;

4) увеличение издержек упущенных возможностей с увеличением выпуска продукта.

Эта модель предполагает допущение: 1.экономика действует в условиях полной занятости и достигает полного объема производства; 2.количество и качество используемых ресурсов неизменно; 3.технология неизменна; 4.экономика производит только два товара.

Сдвиг кривой вправо -вверх показывает расширение производственных возможностей. Это возможно за счёт: *роста производительности труда, *НТП, *новые месторождения.

Альтернативные издержки производства данного блага определяются количеством другого блага, от производства которого приходится отказаться, чтобы получить дополнительное количество данного блага. Количество других товаров, от которых необходимо отказаться, чтобы получить некоторое количество данного товара называется временными издержками. Форма кривой производственных возможностей показывает цену одного товара выраженную в альтернативном количестве другого товара. Существует закон возрастающих временных издержек: при увеличении объема производства одного товара неизбежен рост затрат на единицу другого товара. Альтернативная стоимость товара определяется по формуле:

Рынок, его роль и функции

Рынок – главный элемент рыночной эк-ки.

Предпосылки возникновения РЭ:

1. Создание правовой основы

2. Переход от директивного планирования к индикативному планированию

3. Ликвидация монопольных структур, создание материальной технической базы.

4. Смягчение разрыва между платёжеспособным спросом и товарным покрытием.

5. Создание инфраструктуры рынка

6. Свободная миграция РС

Условие функционирования РЭ – *независимость эк.Субъектов, *Свобода в заключении сделок, *распоряжение своими доходами, *право самим определять цены на товары, *достоверная Инфо о рынке.

Рынок возник ещё в античные времена естественным путём.

Рынок – в широком смысле: сис-ма эк.отношений, складывающихся в пр-ве, обращений и распределении товаров, а также движение ден.средств, для которых х-рны свободна субъектов в выборе покупателей и продавцов, определении цен, формировании и использовании ресурсных источников. – в узком смысле: *способ взаимодействия самостоятельных эк.объектов, продающих/покупающих определённые блага; *механизм/модель сводящих воедино продавцов и покупателей; *обмен, организуемый по законам тов.пр-ва и обращения; *совокупность отношений товарного и денежного хоз-ва.

Функции рынка:

1. Информационная – рынок даёт участникам пр-ва объективную Инфо об общественно необходимом кол-ве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок через цены, %-е ставки на кредит и т.д.

2. Посредническая – рынок определяет, насколько взаимовыгодной является та или иная экономическая и технологическая связь между конкретными участниками пр-ва в рын.эк-ке.

3. Ценообразующая – осуществляется общественное признание произведенного продукта, устанавливается связь между стоимостью и ценой, реагирующая на изменения в пр-ве, потребностях, конъюнктуре.

4. Регулирующая – регулятор товарного пр-ва, т.е. приводит его объём и структуру в соответствие с объёмом и структурой платежеспособного спроса, определяет сбалансированность рынка; стимулирует рост производительности труда и снижению издержек пр-ва.

5. Санирующая – с помощью конкуренции рынок «очищает» общественное пр-во от эк.неустойчивых, нежизнеспособных хоз.единиц, но даёт дорогу предприимчивым и эффективным. В результате рост среднего уровня устойчивости всего хоз-ва в целом.

23. Цінова еластичність пропозиції.

Еластичність пропозиції за ціною – відношення відсоткової зміни величини пропозиції блага до відсоткової зміни ціни цього блага за інших умов. Оскільки крива пропозиції має позитивний нахил, то значення коефіцієнта еластичності пропозиції завжди є додатним, зміни цін і обсягів пропозиції відбуваються в одному напрямку. Для пропозиції, як і для попиту, розрізняють декілька випадків еластичності: еластична пропозиція, нееластична пропозиція, пропозиція з одиничною еластичністю. Абсолютно нееластична пропозиція означає, що обсяг пропозиції не реагує на зміни ціни. Крива пропозиції є вертикальною прямою. Абсолютно еластична пропозиція має місце, коли пропозиція зовсім відсутня доти, доки ціна не досягне певного рівня, за якого продавці готові продати будь-яку кількість продукції. В цьому випадку крива пропозиції є горизонтальною лінією. На еластичність пропозиції впливають такі чинники: мобільність ресурсів (можливість використання одного і того ж ресурсу для виробництва різних благ), фактор часу (у короткому періоді пропозиція мало еластична, у тривалому періоді вона може бути більш еластичною).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 502; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.005 с.)