Понятие и структура политико-правовых доктрин. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и структура политико-правовых доктрин.



Понятие и структура политико-правовых доктрин.

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.

Политико-правовая доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу (методологический стержень учения);

Гл. 1. Предмет истории политических и правовых учений 3

2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.;

3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи.

Политические учения Древнего мира опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было религиозным, теологическим. Методом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность чистого рационализма познать и объяснить ряд явлений общественного и политического развития подготовила почву для возникновения и развития социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государство и право.

 

Политическая и правовая мысль Древнего Китая. Даосизм, конфуцианство.

. В Китае 4 основных политико-правовых понятия:

· даосизм;

· конфуцианство;

· моизм; — древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы.

· легизм.— философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств), сформировавшеяся в IV–III вв. до н.э., известная также как «Школа законников». Основной идеей школы было равенство всех перед Законом и Сыном Неба, следствием чего являлась идея раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. Легисты прославились тем, что когда они приходили к власти (в Ци и в Цинь), то устанавливали крайне жестокие законы и наказания.

 

Китай – гос-во, идеология которого формировалась на идеологии буддизма. Цель – достигнуть нирваны. Буддизм делится на много ветвей.

Главный постулат китайской философии – Дао (путь) – универсальная, непознаваемая категория, которая предшествует всегда и везде. Каждому явлению свойственно свое Дао. Дао никуда не спешит, но везде успевает. Дао невозможно понять, но ему необходимо следовать. Дао первоначален. Это естественный порядок вещей. Каждый должен следовать своему Дао.

Представитель даосизма – Лаоцзы. Он считает любой прогресс отклонением от истинного Дао, т.е. Дао не нуждается в своем развитии, однако люди, отклоняясь от истинного Дао, нарушают его и заменяют естественную саморегуляцию неким искусств. приспособлением.

Даосы – за возвращение к первоначальн. состоянию, к патриархальным деревням, которые управляются старейшинами. Цепочка утраты добродетели: сначала был Дао, который не требовал исполнения. Затем люди начали регулировать отношения с помощью добродетели. Утрата добродетели влечет появление иных правил поведения, признание церемоний => влечет ритуал. Признание ритуала => появление закона.

Лао – за возвращение в предгосударств. состояние. Гос-во – это зло.

Основное влияние на полит.-правов. доктрину Китая оказал Конфуций. В 3 года его отец умирает, мать дает ему хорошее образование, он поступает на гос. службу. Затем он – первый в Китае профессион. преподаватель. Разрабатывает учение о добродетели и стремиться к проповедованию его для чиновников. В 60 лет поступает на гос. службу и потом оставляет ее.

Основа учения – учение о добродетелях – о наиболее правильном поведении в обществе.

Добродетель иерархична и выступает в отношениях:

· между правителями и подданными;

· между отцом и сыном;

· между мужем и женой;

· между братьями.

Каждая подчиненная сфера должна выполнять то, что предписано ее статусом, т.е. выполнять не за страх, а за совесть, а управляющая сторона (сторона, имеющая власть). не должна использовать свою власть во вред подчиненной стороне, т.е. управлять при помощи законов нельзя.

Наиболее действенное управление достигается, если человек добродетельно подчиняется.

Гос-во возникает из семьи, т.е. семейные отношения Конфуций переносит на гос-во, т.е. как люди почитают своего отца, так они должны почитать императора. Император – это не властелин, а человек, который управляет своей семьей ради блага всех членов.

Конфуций отдает особое предпочтение церемониям, что благодаря им вырабатывает почтительность (правда, без ритуала – оскорбление). Ритуалы (установленные правила поведения) позволяют управлять гос-вом. Гос-во делится на высших, лучших и худших, т.е. лучшие д. управлять, а худшие д. их содержать. Чтобы стать лучшим, необязательно им родиться. Лучший – это образованный, т.е. занимать должность и быть необразованным нельзя.

Конфуцианство как доктрина отрицает законы как средство управления обществом, т.е. в основе общества – добродетель. Человек, который живет в обществе по совести, по установленным ритуалам.

Конфуцианство – этическое учение о содержании правовых норм. Конфуций не уделяет внимания внеш. форме принуждения.

 

Политико-правовая идеология раннего христианства.

В христианстве выделяют раннее и официальное.

Раннее христианство. Самым ранним памятником является Апокалипсис (Откровения Иоанна) (68-69 г.г.). Осуждается римская рабовладельческая система. Она именуется дьявольским миром зла и насилия. Ей предрекается гибель и установление тысячелетия, когда люди не будут алкать и жаждать.

Существует 4 Евангелия, обосновывающих христианскую религию, содержащие послания апостолов. Часть произведений из них была канонизирована (послания Марка, Иоанна, Луки ). Высказывается ненависть к богатым, знатным за то, что они угнетают бедных. Нищих ждёт блаженство, богатых – горе.

В ожидании пришествия ранние христиане объединялись в общины, в которых воплотилась идеология христиан. Они основывались на демократических началах. Все, кто вступал в них обобщали своё имущество с общинным. В них существовал общий труд  кто не работает, тот не ест. Апостолы и пророки не пользовались привилегиями. Они были первыми среди равных. Дьяконы, преститоры и епископы управляли имуществом общины, но льготами тоже не пользовались.

Устои общин сводились к общему труду, равенству всех в ожидании прихода мессии, руководству постулатами Христа. В них содержались революционные устремления  не исключались определённые насильственные действия, но значение имело пассивное ожидание.

Основные идеи:

• равенство;

• непротивление насилию;

• всеобщность труда;

• воздаяние равным за равное.

Официальное христианство. Оно восприняло позицию непротивления насилию. Богатые пытались захватить власть в христианских общинах, раздуть мистический туман  выделялось духовенство, которое стояло над верующими, господствовало над ними.

Учреждалась должность патриарха, архиерея, папы, митрополита. В раннем христианстве при возникновении иерархии всех, кто выступал против нового порядка, объявляли еретиком  подготавливалась почва для превращения христианской религии в религию государственную. На первый план выдвигаются постулаты: всякая душа должна быть покорна господам, ибо нет власти, не данной от бога. Право рассматривалось как справедливость, идущая от бога.

 

Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость. Томас Пейн. Томас Джефферсон. Александр Гамильтон.

Традиционализм Э.Бёрка.

С осуждением Французской революции выступал английский парламентарий и публицист Эдмунд Бёрк (1729 – 1797 гг.), увидевший в этой революции угрозу для Англии. Его книга "Размышления о французской революции" (1790 г.) приобрела широкую известность. Идеями Бёрка восхищались де Местр и де Бональд.

Бёрк стремился опровергнуть метод и учение идеологов и деятелей Французской революции. Их метод, писал он, априорен, основан на индивидуальном разуме и оперирует упрощенными построениями. Этим обусловлена ошибочность основных положений теории французских революционеров.

Бёрк оспаривал теорию общественного договора тем доводом, что человек никогда не находился вне общества, а всегда, от рождения, был связан с другими людьми и обществом рядом взаимных обязанностей. Столь же неверна, по мнению Бёрка, и теория народного верховенства. Народ – это сумма лиц, которая не может составить единую личность, действующую как одно лицо. Искусственной фикцией является воля большинства, лежащая в основе ряда теоретических построений о власти и законе. Абстрактные представления о свободе ведут к анархии, а через нее – к тирании. На самом деле человек не свободен от наличного общества и общественных связей. Бёрк утверждал, что народный суверенитет – это "самая фальшивая, безнравственная, злонамеренная доктрина, которая когда-либо проповедовалась народу". На фикциях, по Бёрку, основана и теория прав человека. Человек не может от рождения приобрести посредством какого-то договора право на долю народного верховенства. Кроме того, предполагаемое равенство людей – тоже фикция. Бёрк резко критиковал Декларацию прав человека и гражданина, провозгласившую равенство всех людей перед законом. Люди не равны, и это признается обществом, в котором неизбежно социальное и политическое неравенство. Права человека, рассуждал Бёрк, надо выводить не из представлений об абстрактном человеке, а из реально существующего общества и государства.

Априорным теориям Локка и Руссо Бёрк противопоставляет исторический опыт веков и народов, разуму – традицию. Общественный порядок, рассуждал Бёрк, складывается в результате медленного исторического развития, воплощающего общий разум народов. Бёрк часто ссылается на бога, создателя мироздания, общества, государства. Всякий общественный порядок возникает в результате долгой исторической работы, утверждающей стабильность, традиции, обычаи, предрассудки. Все это – ценнейшее наследие предков, которое необходимо бережно хранить. Даже и предрассудки не надо разрушать, а стремиться найти содержащуюся в них истину. Сила действительной конституции - в давности, в традициях. Право есть произведение народной жизни.

Коль скоро государство, общество, право не изобретены человеком, а создаются в результате длительной эволюции, они не могут быть перестроены по воле людей. "Парижские философы, – считал Бёрк, – в высшей степени безразличны по отношению к тем чувствам и обычаям, на которых основывается мир нравственности... В своих опытах они рассматривают людей как мышей". "Честный реформатор не может рассматривать свою страну как всего лишь чистый лист, на котором он может писать все, что ему заблагорассудится". Французская революция тем и отличается от "Славной революции" 1688 г. в Англии, что французы стремятся все построить заново, тогда как революция в Англии, как полагал Бёрк, была совершена для сохранения древних законов, свобод, конституции, основанной на традициях. Бёрк решительно осуждал всякие новшества, в том числе и в государственном строе Англии, сложившемся в течение веков. Само учение о государстве и праве должно стать наукой, изучающей исторический опыт, законы и практику, а не схемой априорных доказательств и фикций, какой является учение идеологов революции.

Бёрк, как и реакционные идеологи, противопоставлял рационалистическим идеям Просвещения традиционализм и историзм, убеждение в неодолимости хода истории, не зависящего от человека. В применении к истории права это противопоставление получило развитие в учении исторической школы права.

 

Государство.

Происхождение государства. Чичерин отрицал возможность договорного происхождения государства. Оно (государство) возникает, как результат общей воли на основе одного из трех видов общественных союзов: семейного, гражданского или церковного.

Семья – первая ступень общежития, физиологическая основа государства;

Гражданское общество – сфера частных интересов, регулируемых частным правом.

Церковь – носительница преимущественно нравственного закона.

Над ними возвышается государство, как высшее выражение власти, ему принадлежит верховная власть. Государство есть союз народа, связанного законом в одно юридическое целое, управляемое верховной властью для общего блага. Государственная власть должна быть не только фактической, но и законной. При этом она «может сделаться законною или по воле граждан, или по требованию общего блага».

Основные элементы государства: власть, закон, свобода и общая цель.

Форма правления. В целом Чичерин, придерживаясь взглядов греческих античных мыслителей, разделял государства на правильные и неправильные. В его работах анализируются такие формы правления как: абсолютизм, аристократия, демократия, конституционная монархия, условия их возникновения, развития и падения. Идеальной формой он считал конституционную монархию, где сама власть разделена между различными субъектами: «Монарх представляет начало власти, народ и его представители – начало свободы, аристократическое собрание – постоянство закона, все эти элементы, входя в общую организацию, должны действовать согласно для достижения общей цели».

Право. По Чичерину, право есть взаимное ограничение свободы. Разделял положительное (позитивное) и естественное право, а также право и закон.

Естественное право – это идеальные юридические нормы, которые познаются наукой, это область требований природы, справедливости, «вытекающих из человеческого разума и служащих мерилом и руководством для положительного закона».

Право – это не только закон, исходящий от государства, право – это нечто существенное, глубинное, содержательное, а закон – внешнее, формальное, случайное.

По убеждению Чичерина недостаточность законодательства в конкретных случаях призваны восполнять п омилование, амнистия, аболиция. [4] Но они являются мерами чрезвычайными. В нормальном «порядке такое вторжение правительства в область суда не должно иметь места».

После отмены крепостного права (1861 г.) правительство России провело ряд реформ (судебная, земская, городская, военная и др.), которые подготовили почву для перехода ее к промышленному строю. Однако реформы носили половинчатый характер, не гарантировали права и свободы широким слоям населения.

Несмотря на то, что Россия позже других стран вступила на путь капиталистического развития, политико-правовая идеология российского либерализма в теоретико-правовом отношении стояла на уровне западно-европейской философской мысли. В конце XIX – начале XX вв. в российском правоведении и государствоведении сложилось много школ и направлений. Все теоретики права и государства относили юриспруденцию к социальным наукам, однако объект и методологию науки о праве понимали по-разному. На этом основывался плюрализм правовых школ.

Нормативизм Г.Кельзена

Политико-правовое учение нормативизма сложилось на основе принципов юридического позитивизма и представляет собой реакцию на распространение в современном западном правоведении социологических, психологических и новейших этико-философских концепций.

Ганс Кельзен (1881–1973) – австрийский юрист, родоначальник нормативизма. «Чистая теория права». Чистая теория права – доктрина, из которой устранены все элементы, чуждые юридической науке. Кельзен был убежден, что юридическая наука призвана заниматься не социальными предпосылками или нравственными основаниями правовых установлений, а специфически юридическим (нормативным) содержанием права.

Ученый опирался на философию неокантианства, сторонники которой разграничили две области теоретических знаний – науки о сущем (естественные науки, история, социология и др., изучающие явления природы и общественной жизни с т. з. причинно-следственных связей и науки о должном (этика, юриспруденция; они исследуют нормативно обусловленные отношения в обществе, механизмы и способы социальной регламентации поведения людей).

Нормативисты призывали освободить юриспруденцию от исследовательских приемов, заимствованных из других областей познания.

Чистота теории права предполагает также исключение из нее идеологических оценок. Подлинная наука носит релятивистский характер, так как признает возможность существования в обществе множества систем идеологии и отрицает превосходство какой-либо одной из них над другими.

Право – совокупность норм, осуществляемых в принудительном порядке (данное определение в концепции используется для отличия права от других нормативных систем, таких, как религия и мораль).

Право старше государства. Оно возникло в первобытную эпоху, когда общество, разрешив индивидам совершать акты принуждения (месть) и запретив их, установило монополию на применение силы для обеспечения коллективной безопасности. Впоследствии правовое сообщество перерастает в государство, где функции принуждения осуществляются централизованным путем, т.е. специально созданными органами власти. Современное право – совокупность государственных правопорядков и децентрализованного международного права.

 

Понятие и структура политико-правовых доктрин.

Предметом истории политических и правовых учений являются теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.

Политико-правовая доктрина включает три компонента: 1) логико-теоретическую, философскую или иную (например, религиозную) основу (методологический стержень учения);

Гл. 1. Предмет истории политических и правовых учений 3

2) выраженные в виде понятийно-категориального аппарата содержательные решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.;

3) программные положения — оценки существующего государства и права, политические цели и задачи.

Логико-теоретическая основа политико-правовой доктрины связана с другими формами общественного сознания, с мировоззрением эпохи.

Политические учения Древнего мира опирались преимущественно на религиозные (в государствах Древнего Востока) и на философские (Древняя Греция и Древний Рим) обоснования. Мировоззрение средних веков было религиозным, теологическим. Методом мышления Нового времени стал рационализм. Неспособность чистого рационализма познать и объяснить ряд явлений общественного и политического развития подготовила почву для возникновения и развития социологии, политологии и других общественных наук, изучающих государство и право.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1011; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.152.17 (0.045 с.)