Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древнем Вавилоне. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое регулирование брачно-семейных отношений в Древнем Вавилоне.



Брачно-сем отнош. Брак был действит только при наличии пис. договора, закл. между буд. мужем и отцом невесты. Сем отнош строились на главенстве мужа. Жена за неверность подвергалась сур наказанию. Если жена была бесплодна, муж мог иметь побочную жену. Но! жена могла иметь свое им-во, сохр пр на приданое, имела пр на развод, могла наследовать после мужа вместе с детьми. Сильная вл. отца над детьми проявл. в возмож-ности продавать детей, отдавать в качестве заложников за долги, отрезать язык за злословие на родителей. Тем не менее закон в ряде случаев ограничивал эту власть.

Преступление и наказание, суд и процесс по Судебнику Хаммурапи.

Виды преступлений: • против личности (большая группа норм): умышленное или неумышленное убийство, телесное повреждение, оскорбление словом и действием, ложное обвинение; • против собственности: особо охранялась собственность дворца или храма. К имущественным преступлениям относились: кража, грабеж, снятие с раба знаков рабства, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества; • против семьи: кровосмешение, неверность жены, распутное поведение, изнасилование, похищение и подмена ребенка; • другие виды: особые воинские правонарушение, должностное преступление судьи (взятка).

З.Х. знают следующие виды наказаний: • смертную казнь (утопление, сожжение, сажание на кол), • членовредительство (принцип талиона) (отсечение руки, отрезание уха); • телесные наказания (нанесение ударов плетью); • другие виды наказаний (рабство, изгнание из общины, штрафы, при этом заведомая непосильность штрафа может быть равносильна смерти преступника).

Тяжесть членовредительских наказаний и размер штрафа зависели от социального положения преступника и потерпевшего. Принцип талиона (членовредительства) применяется только при равном социальном положении сторон. Повреждение рабу влекли возмещение половины его стоимости, уплачиваемой хозяину.

Судопроизводство: не различается уголовный и гражданский процесс. Обвинение поддерживает частное лицо, нет общественного обвинения, штраф полагается потерпевшему и взыскивается по его инициативе. Доказательство: клятва, показание свидетелей, ордалия (испытание водой), велись судебные протоколы (глиняная плитка), в которых писали показания сторон, их клятвы, приговор, имена свидетелей. Ответчик или истец по приказу судьи брали на себя письменные обязательства передававшиеся противоположной стороне, за невыполнение штраф, а иногда и знак бесчестия.

Не было норм общих уголовных принципов, но ряд положений свидетельствовал о различном подходе к разным формам вины, соучастию (недоносительство, укрывательство). В отдельных случаях допускался самосуд - вор, крадущий при пожаре или пойманный ночью с поличным мог быть убит без суда. Особо опасные для всего общества правонарушения карались смертной казнью как в случае умышленного, так и в случае неосторожного причинения вреда.

Источники права др.Индии явл-ся религиозно нравственными предписаниями. Выд-ся дхармошастры. Они писались брахманами. Дх-ы – это религиозно нравственные правовые предписания, наставления о жизни. Ньяя – светское законодательство, понятие близкое к закону, обозначает норму права поведения и определяет нак-ие.

Постепенно правовые нормы приводятся в систему. Артхашастры – источник права, приписываются 1 человеку, закону светского хар-ра, гов-ся о внешней, вн-ей политики. Их называют шатрийским законам права. Строятся на нормах царского законадательства. Они отражают судебную систему Индии. Это нормы угл. и гр. права.

Законы Ману – это свод религиозных, этических и юридических наставлений.: 1.Это различные религиозные предписания брахманов. 2.Это нормы регулирующие организацию гос-ой власти и взаимоотношение ее с граж-ми.3.Это нормы гражданского и уголовного законадательства. Сборник делится на 12 глав.

Правового пол-е соц-ых групп в Индии. Каждая варна занимала ступень на общественной лестнице. Члены варны шудр находились в зависимом положении. Брахманы составляли одну из двух привилегированных варн и занимали самого высокое пол-е в обществе, сильна была своим единством. Принимали участие в управление гос-ом. По учению брахманов м/у ними и кшатриями необходима прочная связь и взаимопомощь. Брахман признавался владельцем всего, мог потребовать от варн все что хочет. Для шудры обслуживание брахмана, считалось лучшим занятием, брахман был неприкосновенен. Кшатрии - 2 группа господствующего класса, состояла из представителей кшатриев, возникла в результате войн, к. велись м/у, а потом небольшими гос-ми, появилась правящая варна. К нец принадлежали Царь и все представители аппарата управления страной, обязанность – охранять порядок в обществе. Вайшии – все свободные общинники, обязанность – создание всего необходимого для пропитания себя и других. Шудры – самые низшие среди варн, находились в зависимом пол-е от варн Ариев. Шудры не пользовались пол-ми правами, но были лично свободны, могли иметь семьи и приобретать им-ва. Основным ист-ом рабства в Индии являлись: 1) обращение рабов в военнопленных 2)естественное воспроизводство рабов 3)продажа свободных в рабство 4)превращение св-го в раба за долги 5)обращение св-го в рабство за совершенное пр-е.

11. Правового регулирование им-ых отн-ий по з. Ману. Главная отрасль сельское хоз-во, земля – собственность царя. Земли: общинные и принадлежавшие царскому дому. Земли не большие, ими управлял смотритель. Зн-ая часть земель находилась во владении общин. Кр-не – общинники владели участками земли сообща, т.о. община являлась вл-цем земли, а члены общины получали лишь право пользованию этой землей. 7 правомерных способов приобретения соб-ти: 1)получение наследства 2)находка 3)покупка 4)добыча 5)ссуда по % 6) исполнение работы 7) получение подарков от людей. Им-во добытое во время войны, того кто его захватил. Гражданскоправовые сделки совершались устно в присутствии свидетелей. Купля-продажа- любые движимые вещи надлежащего качества, веса, объема. Продавцом мог быть только собственник вещи. Заем – займодатель передавал вещь займополучателю а полную собственность. Главными объектами были деньги и продукты сельского хоз-ва. Поклажа – на хранение отдавались движимые вещи, если затем предмет не возвращался, то он допрашивался судьей и он д.был проверить его на честность. Обязательство из причинения вреда – возникали из причинения вреда им-ву другому. За вред причиненный лицу при движении повозки, отвечал не только кучер, но и хозяин повозки.

Брачно-семейные отношения. Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья. Глава семьи — муж. Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей. Брак представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Законы Ману определяют положение женщины следующим образом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей, ибо «женщина никогда непригодна для самостоятельности». Законы Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа как бога, даже если он лишен добродетели.

Хотя Законы Ману как высшую дхарму между мужем и женой Провозглашают «взаимную верность до смерти», муж мог иметь несколько жен, развестись с женой. Жена же не могла покинуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она продолжала считаться его женой. За измену жена подвергалась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно традиции, жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случаях вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей группы запрещалось. Особенно серьезным грехом считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной была власть отца над своими детьми.

Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семьи. После смерти родителей имущество либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, становившегося опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли для приданого. Наследования по завещанию древнеиндийское право не знало.Основания для развода: 1)бесплодие супругов 2)прелюбодеяние 3)постыдное пов-е 4)безвестное отсутствие 5)дурное обращение. Вступали в брак: мужчина с 24, а женщина с 8 лет.

Пр-ие и нак-я. Суд в Индии. В них проводилось различие м/у умышленным и неумышленными пр-м. Были известны гс-ые пр-ия, против им-ва, личности, чести и др. За гос-ые пр-ия – смертная казнь. Против личности – Уб-во человека рассматривалось как религиозное пр-е, но за умышленное уб-во брахмана – см.казнь. Телесные повр-ия – кто поднял руку на высшего по сословию, то тому отрезали руку или ногу.Против чести и достоинства – за наезд на брахмана кшатрий-100 пан, вайшии-150-200 пан. Злословие к близким – нак-е – деньги.Против собственности – вор пайманный на месте – см. казнь, Если ночью, то отрубали руку,затем сажали на кол.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 341; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.005 с.)