Методическая поддержка работы по развитию речи дошкольников 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методическая поддержка работы по развитию речи дошкольников



В библиотеке, составленной из пособий и другой литературы, должна быть выделена рубрика "Методика развития речи".

Печатные методические пособия (книги, журнальные статьи, инструктивно-директивные материалы и др. материалы по основным задачам развития речи).

Рукописные методические пособия отражают передовой опыт данного детского сада и других дошкольных учреждений (конспекты, доклады, перечни занятий, сценарии и др.).

Кроме того, в методическом кабинете хранится часть наглядных пособий для работы с детьми — дидактический материал: (серии картин, альбомы, крупные иллюстрации и фотографии, игровые персонажи и др.).

- типичные игрушки для рассматривания и описания, в том числе механические и электронные; наборы для рассказов-инсценировок;

- комплекты натуральных предметов, в том числе раздаточных (школьные принадлежности и т.п.);

- образцы детских поделок и рисунков для занятий по обучению рассказыванию;

- материал для краеведческой работы с детьми подготовительных к школе групп (фотографии, на которых запечатлены труд людей из ближайшего окружения, достопримечательности данного микрорайона, образцы продукции предприятий, записи рассказов взрослых, рекомендации по использованию музея, организованного в ближайшей школе, организации тематических прогулок в детском саду и дома и пр.).

Самостоятельную группу составляют технические средства обучения и соответствующие аудиовизуальные пособия: экранные — диафильмы, слайды и др.; звуковые — магнитные, граммофонные записи, радиопередачи, магнитофильмы; экранно-звуковые (озвученные) диафильмы, звуковые кинофильмы, телепередачи.


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 22

1. Работа руководителя дошкольного образовательного учреждения с внутренней и внешней информацией.

Обновление управления дошкольным образовательным учреждением прежде всего связывается с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления.

Управление осуществляется на информационной основе. Руководители ДОУ должны иметь обязательный объем информации о состоянии и развитии тех процессов, за которые они отвечают и на которые призваны оказывать управленческие воздействия.

Под управленческой информацией имеются в виду данные, обладающие элементами новизны для их получателя и требующие с его стороны принятия решения.

Вся информация подразделяется на внешнюю и внутреннюю. Чтобы учреждение развивалось и отвечало требованиям времени, руководитель должен постоянно быть информирован о новых исследованиях в педагогике, психологии, методиках, о новых программах и технологиях в системе дошкольного образования. Он должен своевременно получать информацию о всех новых нормативно-директивных документах, регулирующих деятельность дошкольного учреждения. Немаловажной является информация о передовом педагогическом опыте по всем направлениям работы учреждения. Следовательно, внешняя информация включает директивные и нормативные документы, научно-педагогическую информацию и информацию о передовом педагогическом опыте.

К внутренней информации относятся сведения о состоянии и результатах деятельности в конкретном учреждении. Это сведения о состоянии здоровья и результатах воспитания и обучения дошкольников, сведения о педагогических кадрах и их деятельности; данные о материально-технической базе; об организации питания и медицинском обслуживании; сведения о внешних связях с другими организациями. Очень важно предъявлять к информации высокие требования, она должна быть максимально полной и предельно краткой. Объем и содержание информации зависят от целей ДОУ, его вида, уровня квалификации руководителя. Всю информацию можно разделить на оперативную и стратегическую (тематическую и итоговую). Оперативная информация имеет своей целью выявить едва наметившиеся отклонения в управлении, например, в воспитательно-образовательном процессе. Это те данные, которые нужны руководителю, чтобы оценить работу учреждения за день, неделю, месяц, полугодие.

Стратегическая информация — это данные об итогах учебного года, аттестации педагогических кадров, аттестации и аккредитации всего дошкольного учреждения, о выполнении программы развития, приказов, инструкций и др.

Рассматривая процесс управления дошкольным учреждением с позиции содержания, можно представить его как целенаправленную деятельность по регулированию педагогического процесса в целях перевода его на более высокий уровень. По форме это будет процесс анализа информации. Технология состоит из трех этапов: сбор информации, ее анализ и принятие решений.

Сбор информации. Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в дошкольных учреждениях необходимо прежде всего определить ее содержание, объем, источники (кто сообщает), сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.

Формирование системы информационного обеспечения управления дошкольным учреждением включает следующие блоки информации: Здоровье и здоровый образ жизни, Воспитание и образование дошкольников в соответствии с государственными стандартами, Готовность ребенка к обучению в школе, Научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, Работа с кадрами, Взаимодействие детского сада с семьей, спонсорами, общественностью, Преемственность в работе детского сада и школы, Материально-техническое обеспечение, финансовое состояние ДОУ.

Анализ — это метод научного исследования путем разложения предмета на составные части или мысленного расчленения объекта посредством логической абстракции.

Анализ результатов. Любая проблема обнаруживает себя как несоответствие "того, что есть" "тому, что требуется". Поэтому сначала следует ответить на вопрос: "Каким требованиям должны удовлетворять результаты работы детского сада?" Эти требования задаются в социальном заказе дошкольному учреждению (дети, родители, педагоги, школа, население, производство, орган управления).

Затем требования социального заказа сравниваются с тем, что детский сад реализует в действительности, выделяются пункты, по которым существуют наиболее значимые несоответствия, и тем самым определяется совокупность проблем для решения.

Анализ воспитательно-образовательного процесса. Продолжая анализ проблем, необходимо дать конкретные ответы на вопрос, из-за каких недостатков воспитательно-образовательного процесса существует расхождение результатов и требований программы (или социального заказа), и указать степень несоответствия ("сильно", "средне", "слабо").

Анализ условий. Здесь предполагается ответить на вопрос: "Недостатки каких условий являются причинами дефектов воспитательно-образовательного процесса?" (Кадры, научно-методическое обеспечение, материальная база и т.д.)

Завершая анализ, необходимо выделить перечень недостатков, устранение которых является наиболее актуальным.

 

2. Содержание и формы методической работы в дошкольном учреждении (на примере конкретной методики).

Методическая работа — это целостная, основанная на достижениях науки, передового опыта и анализе затруднений педагогов, система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива, на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей.

Целью методической работы в ДОУ является создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Создание эффективных условий для всестороннего непрерывного развития детей, качества профессионального развития педагогов дошкольного учреждения, взаимодействия с семьей определяет основные задачи методической работы:

1. Обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации.

2. Выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта педагогов ДОУ.

3. Подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса.

4. Координация деятельности ДОУ и семьи в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников.

5. Координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОУ в целом.

6. Анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов.

Рассмотрим направления методической работы на примере решения проблемы оздоровления детей

В условиях современной природно-социальной и экологической ситуации проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер Разнообразные медицинские, социологические, демографические и другие данные свидетельствуют о том, что только 14% детей России можно считать практически здоровыми, 50% имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья, 35% — хронически больны.

Кроме того, что частые заболевания негативно сказываются на здоровье ребенка, пропуски занятий в ДОУ могут привести к отставанию в усвоении программы обучения в ДОУ.

Исходя из этого задача укрепления здоровья — одна из приоритетных в работе ДОУ. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам среды зависит не только от индивидуальных особенностей организма ребенка, но так же и от своевременного и правильного проведения специальных оздоровительных мер.

 

Методический кабинет является центром методической работы. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет — это копилка лучших традиций дошкольных учреждений, поэтому задача старшего воспитателя — сделать накопленный опыт живым, доступным, научить педагогов творчески переносить его в работу с детьми, так организовать работу этого методического центра, чтобы в рамках выполнения основных задач методической работы методический кабинет являлся центром сбора педагогической информации, а также творческой лабораторией для педагогов и родителей.

Старший воспитатель вместе с медицинскими работниками ДОУ подбирают материалы по оздоровлению и закаливанию детей. Анализируют информацию и передовой педагогический опыт, отбирают такие формы работы по оздоровлению и закаливанию детей, которые реально проводить в ДОУ, Знакомят с ними педагогов ДОУ и родителей, отбирают группы, в которых будет проводиться опытная работа по внедрению опыта оздоровительной работы (с согласия родителей детей и педагогов).

 

Основными задачами детского сада по оздоровлению дошкольников являются: Охрана и укрепление здоровья детей; Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребёнка в соответствии с его индивидуальными особенностями, развитие физических качеств; Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности; Воспитание потребности в здоровом образе жизни; Обеспечение физического и психического благополучия.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания: рациональный режим, питание, закаливание (в повседневной жизни; специальные меры закаливания) и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры, физкультурные занятия).

Работа в детском саду строится по нескольким направлениям: Создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей; Повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей детского сада; Комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками; Воспитание здорового ребёнка совместными усилиями детского сада и семьи.

 

Формы методической работы: самостоятельная работа с материалами методического кабинета; педагогический совет; семинары (проблемные, практикумы); консультирование, обследование, лекции; информация на стенде, самообразование, наставничество, работа творческой группы и т.д.

 

Содержание методической работы:

1. Организация развивающей предметной среды в ДОУ, соответствующей содержанию программы, интересам и потребностям детей разного возраста: разработка методических рекомендаций по организации предметно-развивающей среды ДОУ; обеспечение подбора игрушек, игр, пособий для работы с детьми по программе с учетом современных требований; активизация педагогов в разработке атрибутов и методических пособий.

В данном случае в группах создаются физкультурные зоны (место для проведения утренней зарядки и комплекса упражнений после дневного сна, место для массажных ковриков с шипами и пр.). На территории ДОУ оборудуется площадка для спортивных занятий (полоса препятствий, мишени для попадания в цель и т.д.). Работа по оздоровлению и закаливанию требует чёткой организации теплового и воздушного режима помещения; рациональной неперегревающей одежды детей; соблюдения режима прогулок во все времена года; занятий босиком утренней гимнастикой и физкультурой. Родители под руководством воспитателей изготавливают "чесночные киндеры" (коробочка от игрушки из "Киндер-сюрприза" с зубком чеснока внутри вешается детям на шею).

2. Соотнесение содержания воспитательно-образовательного процесса с выбранной программой: формирование банка данных о выполнении программы, ее отдельных разделов; анализ исполнений решений педсоветов, медико-педагогических совещаний.

Система профилактической и коррекционной работы по оздоровлению дошкольников может включать в себя:

Профилактические мероприятия:Точечный массаж по методу Уманской; Комплексы упражнений по профилактике нарушений зрения во время занятий; Гимнастику с элементами хатха-йоги; Комплексы по профилактике плоскостопия; Комплексы по профилактике нарушений осанки + сон без маек и подушек; Дыхательную гимнастику; Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин); Прогулки + динамический час; Закаливание (Сон без маек; Ходьбу босиком; Чистка зубов и полоскание полости рта; Обширное умывание; Рижский метод закаливания (топтание по коврику с шипами, по влажной салфетке, смоченной в солевом растворе + полоскание полости рта йодно-солевым раствором или травяными настоями); Оптимальный двигательный режим.

Мероприятия на период повышенной заболеваемости гриппа и ОРЗ:Луковый напиток; Фитонциды (Лук, чеснок), Полоскание полости рта чесночным настоем перед прогулкой (с 1октября по 30 апреля)

3. Разработка режима дня, сетки оздоровительных мероприятий для каждой возрастной группы.

Группы раннего возраста: Приём детей в группе с обязательным осмотром, термометрией и выявлением жалоб родителей; Утренняя гимнастика; Точечный массаж в игровой форме; Постепенное обучение полосканию рта; Прогулки: дневная и вечерняя; Оптимальный двигательный режим; Перед прогулкой полоскание (приём внутрь 1ч.л.) чесночным настоем и "чесночные" киндеры (с октября по апрель); Фитонциды (лук, чеснок); Луковый напиток во время обеда; Сон без маек и подушек; Гимнастика в кровати с дыхательными упражнениями после сна; Закаливание: хождение по коврику с шипами, по ребристой доске, пуговичному коврику, по полу босиком с элементами профилактики плоскостопия.

Вторая младшая группа. Добавляются: Прием детей на улице в хорошую погоду; Полоскание полости рта после завтрака, обеда, ужина. Постепенное обучение чистке зубов; Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения; Элементы обширного умывания; После полдника полоскание полости рта отварами трав.

Средняя и старшая группы. Добавляются: Точечный массаж по методике Уманской до завтрака с бальзамом "Звёздочка"; Чистка зубов после завтрака и полоскание полости рта после обеда; Обширное умывание, ходьба босиком.

4. Работа с родителями: координация оздоровительных и закаливающих мероприятий в ДОУ и в семье; медико-педагогическое просвещение родителей.

Работа с родителями очень важна для оздоровления и закаливания детей. Формы работы: папки-передвижки с отчетом о проделанной в группе работе и с рекомендациями; выступление медсестры на родительских собраниях; обучение воспитателями родителей приемам точечного массажа, обширного умывания, рецепту приготовления лукового напитка, чесночного настоя и отвара трав для полоскания рта и т.д.

5. Отслеживание результатов внедренных оздоровительных мероприятий (заболеваемость, пропуски, группа здоровья детей).

При регулярном проведении оздоравливающих и закаливающих мероприятий в ДОУ наблюдается повышение двигательной активности детей, снижение заболеваемости детей, уменьшение кол-ва пропусков по болезни, снижение детей с третьей группой здоровья и увеличение детей с первой группой здоровья.

6. В случае успешного внедрения опыта закаливающей и оздоровительной работы в практику ДОУ, педагоги-новаторы или педагоги творческих групп принимают под руководством старшего воспитателя участие в работе по распространению опыта. Групповые формы работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, открытые показы и т.д.); индивидуальные формы работы (подготовка и оформление материалов для самообразования педагогов (творческий отчет, статья, презентация, рекомендации и пр.), индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.).

 


ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ БИЛЕТ № 23

1. Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.

Основной функцией организации педагогического процесса ДОУ, обеспечивающей планомерную, систематическую, рациональную и эффективную работу всех его подразделений, является планирование.

Планированию предшествует всесторонний и глубокий анализ состояния воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении, выявление сильных и слабых ее сторон, определение актуальных задач на предстоящий период.

В работе дошкольного учреждения используется годовое и текущее планирование.

Годовое планирование

План работы дошкольного учреждения на учебный год разрабатывается на основе нормативных документов министерств образования федерального и регионального уровня, "Программы воспитания и обучения в детском саду", а также на основе анализа работы дошкольного учреждения за истекший период.

Годовой план охватывает все стороны учебно-воспитательной работы ДОУ и предусматривает ее непрерывность и последовательность.

В составлении годового плана принимают участие профсоюзная организация, педагогический коллектив, медицинские работники детского сада. Обсуждается и утверждается годовой план работы на августовском педсовете.

Структура годового плана работы.

Вводная часть, в которой дается краткий всесторонний анализ работы дошкольного учреждения за предшествующий период по следующим направлениям:

- эффективность работы по охране жизни и укреплению здоровья детей;

- уровень и эффективность учебно-воспитательного процесса и его результатов в целом и по возрастным группам, уровень подготовленности детей к школе; уровень деловой квалификации педагогов; уровень и эффективность работы с родителями и т. д.

I. Основные задачи работы дошкольного учреждения. В этом разделе определяются ведущие задачи воспитания и обучения, обусловленные уровнем педагогического мастерства воспитателей, типом дошкольного учреждения, состоянием воспитательно-образовательной работы в нем. Намеченные задачи должны быть подтверждены конкретными мероприятиями в разделах годового плана.

II. Организационно-педагогическая работа. Руководство и контроль за воспитательно-образовательной работой. Этот раздел включает работу педсовета, теоретических семинаров, семинаров-практикумов, консультаций, коллективных просмотров педагогического процесса, работу кабинета по изучению, обобщению и распространению передового опыта лучших работников дошкольных учреждений. Здесь же намечаются основные направления контроля, его содержание и виды, указываются сроки и формы подведения итогов.

III. Работа с кадрами. В этом разделе предполагается подбор и расстановка кадров и повышение уровня деловой квалификации педагогов.

IV. Работа с родителями. Планируется совместная работа детского сада с семьями воспитанников, деятельность различных кружков, изучение опыта семейного воспитания, работа с неблагополучными семьями, консультации для родителей по актуальным вопросам семейного воспитания др.

V. Административно-хозяйственная работа. Раздел включает мероприятия, направленные на создание наилучших условий для организации жизни, воспитания и обучения дошкольников.

Годовой план хранится в методическом кабинете.

Текущее планирование

Перспективное планирование осуществляется воспитателями и предполагает планирование педагогического процесса в конкретной группе на длительный отрезок времени (квартал, полгода, год). В перспективном плане отражены все разделы "Программы".

Календарное планирование предполагает знание уровня психофизиологического развития детей, программы воспитания и обучения в детском саду и позволяет воспитателю равномерно распределить программный материал в течение года, предусмотреть постепенное усложнение содержания обучения и воспитания, подобрать оптимальное сочетание коллективных и индивидуальных форм организации жизни и деятельности детей.

Основой планирования воспитательно-образовательного процесса в группах является "Программа воспитания и обучения в детском саду", в которой задачи и содержание работы воспитателя представлены в двух разделах: "Организация жизни и воспитание детей" и "Обучение на занятиях".

По первому разделу планированию подлежат содержание, методы и приемы воспитания культуры поведения детей и формирования у них культурно-гигиенических навыков; содержание, методы и приемы руководства играми детей; методы и приемы руководства трудом.

По второму разделу планированию подлежат содержание, методы и приемы образовательной работы и формы ее организации.

Планирование педагогического процесса в группе ДОУ затрагивает утренний отрезок времени, прогулки (утреннюю и вечернюю), занятия и втору половину дня.

Планирование содержания утреннего отрезка времени включает игровую деятельность, беседы, рассматривание предметов и иллюстраций, наблюдение в природе и явлений общественной жизни, трудовую деятельность и разнообразную избирательную деятельность детей по их желанию и вкусу.

При планировании прогулки основная задача воспитателя состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для детей деятельности: игры, труда, наблюдений. При планировании содержания прогулки воспитатель предусматривает равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей, правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки с учетом конкретных условий: времени года, погоды, возраста детей и характера их предшествующей деятельности.

Планирование обучения на занятиях включает содержание знаний, навыков и умений, которые должны быть сформированы у детей на занятиях по различным разделам учебной деятельности. В календарном плане записываются тема, программное содержание занятия, методические приемы, пособия и наглядный материал, индивидуальная работа с детьми.

Основное место в планирование второй половины дня занимает разнообразная игровая и трудовая деятельность детей, различные зрелищные мероприятия и развлечения (кукольный театр; концерты; спортивные, музыкальные и литературные досуги; слушание музыки и др.)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.147.190 (0.059 с.)