Предмет и задачи курса «Экономическая история» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи курса «Экономическая история»



Предмет и задачи курса «Экономическая история»

Экономическая история – это часть общей истории челов-ва.Она изучает возник-ие,развитие,эволюцию(изменение)в экном.процессах в разные периоды у разных народов мира.Эконом.история изучает историю развития производ.сил,т.е. изобретение орудий труда,машин,технологий,разных инноваций в сфере управл-ия,организации производств.Изучает развитие форм собствен-ти и форм хозяйствов-ия у разных народов мира.

История экон-ки изучает эконом.реформы,которые проходили в разных странах мира,денежные,реформы управл-ия и организ-ии произв-ва,земельные.Изучает факторы эконом.развити я:технич-ие,технологич-ие,экономич-ие,политич-ие,морально-психологич-ие.Изучает различные теоретич.концепции о закономерностях эконом.развития,о моделях экономич.развития,т.е.экономич.история изучает идеологию эконом.процессов,теоретич.основу эконом.процессов.Изучается экономич.история самых крупных развитых стран мира.

 

Варианты периодизации истории экономики.

Ученые разных стран мира выдвинули несколько теорий развития экономич.теории.

· Теория стадий эконом.роста(Ростоу)

«Стадии экономич.роста:некоммунистич-ий манифест».

Ростоу в этой работе выделил 6 стадий эконом.развития стран:

1) традиционное общество -это период от 6-7тысяч-ия до н.э. до1700г.

Основн.признаки: начинается с неолит.революции. Неолитич.револ-ия -это переход людей от собират-ва и охоты к земледелию и скотоводству.Более 75% населения были заняты производством продовольствий и с/х сырья.Продукция в основном шла на потребление.

Главным фактором произ-ва была земля (плодородная).Экономич. и политич.власть принадлежала собственникам земли.Крестьяне были главной производит.силой общ-ва.

2) создание предпосылок для взлета-это время с 1700-1780гг. Это время изобретения и совершенствования нов.производ.сил,нов.машин,станков -это время изобретения идеальных высокопроизводит-ых для того времени токарных,фрезерных,прядельных,текстильных станков.Это время изобретения,внедрения в произ-во нов.паровых машин.В это время увелич-ся число мануфактур,развив-ся кораблестроение.Страны – лидеры:Англия,Голландия,Франция.

3) взлет -два десятилетия 18в. с 1780г. до 1800г. В этот период в ряде стран были изобретены и внедрены паровые машины(Англия-Уатт;Россия-Ползунов,Кулибин)Стали появл-ся фабрики,заводы с паров.двигателями.В этот период англичане Стефансон и Тревтик изобрели паровоз.Т.о.стадия развивалась в самых передовых странах:Англии,Франции,Голландии,в России-первые шаги. Например:В Англии начали производить металл с помощью технологий проката.Это повысило производ-ть труда в 15 раз,по сравнению с технологией ковки.

4) движение к зрелости-время,которое охватывает весь 19в.о половину 20в.до 50гг.В это время эк-ка разв-ся на основе НТП,на основе научн.открытий и их внедр-ия в произ-во.Совершилось 2 технич.революции:

а) революция 2ой пол.19в.-изобретение электрич-ва и электрич.машин,строит-во электростанций,изобр-ие сист.хим.эл-ов Менделеева,было изобр-но радио,авто,самолеты

б) революция- сер.20в.(40-50гг.) ученые открыли атом.энергию;изобретены пластмасса,каучук,сверхзвук.самолеты,ракетостроение,произ-во компьютеров в 50 гг.Создано 300 отраслей и подотраслей в промышл-ти. Главн.профессии:инженерные;промышл-ые рабочие.Развив-ся технич.высшее,среднее и нач.проф.образ-ие. Урбанизация -рост городов.Эту стадию наз-ют еще индустр-ая экон-ка;

5) время с 50х до 70х гг. 20в.- эпоха высокого массового потребл-ия в развитых индустриальн.странах.Быстро развив-сь отрасли легкой пищевой промыш-ти,отрасли народн.товарн.хоз-ва,сфера услуг.Развив-ся радио промышл-ть,телевизион.промышл-ть,произ-во авто,велосипедов,мотоциклов для людей.Все страны поставили задачу создать общество благоденствия,т.е.изобилие благ людей;

6) стадия поиска высокого кач-ва жизни-с 70х гг.20в.В это время на первом плане идет развитие науки,культуры,образования,здраво-ия,спорта.Развив-ся банковские,консультацион.,туристич.услуги.В сфере услуг занято 65-70% населения развитых стран.

· Теория Стоунера.

Создал такую периодизацию эк.истории.Истор.мир.эк-ки по Стоунеру проходит 3 стадии:

1) аграрн.экон-ка -время от аграрн.революции 7-6 тыс.летдо н.э. до нач.пром.рев-ии 80г.18в. Главн.отрасль –с/х;

2) индустриальн.экон-ка -время от промышл.революции(от 80гг.18в.)до электрон.революции 60-70х гг. 20в. Главн.фактор-капитал(промышл. и финансов.)Появляются менеджеры.

3) информац.экон-ка - с 80х гг.20в -время,когда главн.фактором становится не веществ.фактор,а знание воплощ-е в технологии.Научн.знание,высококвалифицир.рабочие.Отрасли телематики,т.е. отрасли такие как производ-во компьютеров,компьютерн.программ,средств связи,аудио,виды техники.

Мануфактурное произ-во и особенности его развития в странах Запад.Европы и России.

2) Предпосылки для её возникновения были созданы ростом ремесла и товарного производства.В ремеслах происходят коорд-ые изменения:ремесл-ки нач.объединятся в мануфактуры-предприятия,в которых заняты ремесл-ки и между ними сущ-ет разделение труда на операции,детали,узлы.В этот период времени(в 16в.) появ-сь мануфактуры 3 видов:

1) Рассеянная-предприниматель-собственник капитала,скупал и продавал продукт ремесленников,снабжал их сырьём,орудиями производства.Мелкий производитель практически был отрезан от рынка,онзанимал положение наёмного рабочего,получавшего заработную плату,но продолжавшего трудиться в своей домашней мастерской;

2) Смешанная мануфактура сочетала исполнение отдельных операций в мастерской с работой на дому.Подобные мануфактура возникали,как правило,на базе домашнего кустарного промысла;

3) Наиболее развитой формой была централизованная мануфактура,которая объединяла наёмных рабочих (разорившихся ремесленников в городах, крестьян) в одной мастерской.Централизованная мануфактура нередко внедрялась правительством.

Мануфак-ры позволили создать массовое произ-во,резко увелич-сь произ-во др.товаров.


Первобытнообщинное хоз-во:этапы эволюции и их особенности.

Первобытный строй харак-ся такими главн.признаками:

1) общинная собств-ть на орудия с сред-ва произ-ва.Это было связано с низ.уровнем развития произ-ва, с низкойпроизвод-ю труда.В одиночку люди не могли обеспечить себя необходимыми благами для жизни;

2) Господ-ли отнош-ия коллективн.труда;

3) Распред-ие созданных матер.благ было уравнительным.

Первобытный строй делится на 2 периода:

1) период присваивающ.хоз-ва(с 40 тыс. до н.э. до 7-6 тыс. до н.э.).В это время применялись примитивн.орудия труда,которые использ-сь в рыб.ловле и на охоте. В это время люди работали дл обеспеч-ия себя продов-ем и одеждой. Главн.занятия:охота,рыболов-во,собират-во;

2) Производящее хоз-во.(7-6 тыс.до н.э.).Земледелие и скотоводство.

Причины перехода к производящ.хоз-ву:

* темпы роста насел-ия в период с 10тыс.до 7тыс. до н.э. стали превышать темпы роста дик.животных и птиц.Главн.очаги возник-ия земледелия на Земле:Сев.-Зап.Тайланд,Передняя Азия(соврем.Турция),Китай,Иран,Египет(5-4 тыс.до н.э.),Индия,Европа,Центр.Америка,Индонезия;

* благоприятн.природно-климат.условия подтолкнули людей к выращ-ю зерн.культур,развед-ю дом.животных;

* люди стали заниматься скотоводством,земледелием,т.к.были накоплены знания и опыт.

Начали развиваться ремесла.Во 2 тыс.лет до н.э.в Египте и Месопотамии люди научились произ-ть орудия с железн.наконечниками.В 3 тыс.до н.э.начала развиваться торговля.В поселениях Ирана и Сирии сущ-ли общины Месопотамских торговцев.При первобытнообщ.строе сущ-ло 3 вида общины:

1) родовая-совместно вели произ-во,пользовались орудия труда и делили поровну продукцию кровн.родственники;

2) земледельческие-общины,в которые входили больше семьи и они делили между собой территорию,пригодную для пахот;

3) соседская-община малых семей,которым принад-ли наделы пахот.земли,земля находилась в собств-ти семей,и использ-сь под пастбища,для выгона скота.

 

Реформа финансовой системы

Реформа финансовой системы была проведена в Китае к середине 80-х годов.. Главным каналом накопления и распределения финансовых средств является госбюджет, главным их источником является чистая прибыль предприятий. Но сама система управления финансами после ее реформы приобрела кроме существовавшего госбюджетного инструмента еще один механизм - хозяйственную деятельность предприятий.

Большинство китайских ученых выделяют три периода финансовой реформы в КНР с 1976 по 1985 годы.

Первые три года были экспериментально-подготовительным этапом китайской финансовой реформы. В этот период проверялись на практике различные формы финансовых взаимоотношений. Основными формами были: а) Формула первой системы финансовых взаимоотношений с городами центрального подчинения, провинций и автономных районов была следующей: «Фиксирование соотношения между доходами и расходами, деление их общей суммы». То есть при наличии хозяйственной прибыли часть ее оставлялась району, в убыточных местах или в убыточные для конкретного района годы часть убытков возмещалась из Госбюджета. б) При второй форме - «деление прироста доходов, увязка доходов с расходами» - внимание на положительный или отрицательный баланс не обращали. Сравнивали прирост доходов (+ или -) относительно предыдущего года и затем подтягивали доходы к расходам за счет или в пользу центрального бюджета. При этой системе хозяйственные стимулы для регионов были ниже, чем в первом случае.

в) Третья форма была довольно оригинальной. Она была применена в качестве эксперимента в 1977 году в провинции Цзянсу. Основывалась она на установке твердых отчислений в бюджет, определявшихся по исторически сложившейся доли расходов в доходах района

Второй этап ознаменовался выработкой по большому счету лишь одной оправдавшей надежды формы финансовых взаимоотношений между центром и периферией. Это была так называемая система «ступенчатой ответственности с отделением доходов от расходов».

Эта система успешно просуществовала до 1984 года, когда все отчисления от прибыли были заменены единым налоговым механизмом. В принципе к этому этапу китайские плановики шли аж с 1978 года, когда вместе с формированием собственных фондов из доли прибыли возникла необходимость определения принципов распределения этой прибыли между предприятиями, местными и центральным бюджетами. Многие выработанные с того времени варианты этого деления и легли потом в основу налогового законодательства.

Банковская реформа в Китае

В годы реформ банковская система в Китае является одним из самых динамичных элементов экономики. При этом, несмотря на многочисленные нововведения, основной ее характеристикой остается жесткий контроль за деятельностью кредитных организаций со стороны государства и Центрального Банка.

В Китае действует двухуровневая система банков. На первом уровне находится Центральный банк, на втором - специализированные государственные банки и обширная сеть коммерческих банков.

Одним из элементов банковской реформы является решение Центрального банка Китая о слиянии (укрупнении) нескольких тысяч мелких кредитных кооперативов и закрытии тех из них, которые не удовлетворяют предъявляемым требованиям.

Особое место в кредитной системе страны занимают так называемые государственные банки, переведенные в разряд коммерческих в 1994-1995 гг.

 

 

Вопрос.

Реформы 50-60 гг. в СССР. Экономические реформы Н. С. Хрущёва. Хозяйственная реформа 1965г.

1. С середины 50-х до середины 60-х в стране протекал процесс политической демократизации. Начавшиеся экономические реформы затронули сферу сельского хозяйства и стимулировали децентрализацию управления экономикой. Но, попытка достичь более эффективного управления экономикой

успеха не имела. Она привела лишь к ослаблению позиций Первого секретаря.Административно-командная система продолжила существовать, так же как и партийное руководство государственными структурами. Во внешней политике

имперские амбиции СССР вызвали ряд напряженных ситуаций как на Западе, так и на Востоке.

Тем не менее, несмотря на все противоречия и сложности, это десятилетие ознаменовалось рядом существенных достижений: за годы семилетки жилой фонд возрос на 40 %, В 1964 году были впервые введены пенсии для колхозников.

2. Достигнув с помощью курса на некоторую либерализацию режима относительной политической стабильности, Н.С. Хрущев столкнулся с трудноразрешимыми экономическими проблемами. Реформы было решено начать с сельского хозяйства. Предполагалось повысить государственные закупочные цены на продукцию колхозов, расширить посевные площади за счет целинных и залежных земель. Освоение целины на первых порах дало прибавку продовольствия. С другой стороны, оно проводилось в ущерб не только традиционным зерновым районам, но было научно не подготовлено. Поэтом вскоре целинные земли пришли в упадок. С марта 1955 года началось реформирование планирования сельхозпроизводства. Целью провозглашалось сочетание централизованного руководства сельским хозяйством с расширением прав и хозяйственной инициативы на местах, т. е. децентрализация управления республик. Почти 15 тысяч предприятий было передано в ведение республиканских административных органов. В 1957 году правительство приступило к упразднению отраслевых министерств и их замене территориальными органами управления, В республиках создавались СНХ (Советы народного хозяйства). Центральным аппаратом управления народным хозяйством становились СНХ СССР, ВСНХ СССР. В конце 1962 года проведена одна из самых неудачных реформ: партийные организации были разделены на промышленные и сельские. В развитии промышленности большое внимание уделялось развитию легкой промышленности, результатом стал рост валовой продукции пищевой промышленности в 1,5 раза. Значительное место в общей стратегии Хрущева отводилось научно-техническому прогрессу в развитии тяжелой и легкой промышленности. Серьезными недостатками экономических реформ стали управленческие просчеты, увеличение расходов на военные нужды, политизация и идеологизация в управлении народным хозяйством. Широко известны такие эксперименты как так называемые "рязанский мясной эксперимент", "кукурузная эпопея", выселение ученых-аграрников из Москвы в деревни, другие. Нарастание кризисных явлений привело к социальной дестабилизации (подавление выступления рабочих в Новочеркасске в 1962 году, разгон демонстрации студентов в 1958 году). С целью снижения напряженности власти пошли на увеличение зарплаты в госсекторе, удвоение размеров пенсий, снижение пенсионного возраста, сокращение продолжительности рабочего дня. Кризис системы управления был налицо, однако Н.С. Хрущев возложил всю вину на сельские партийные организации.

Ситуация усугубилась значительным ростом бюрократического аппарата, смешением функций, дублированием решений и т.д. Те же последствия имела и реформа центрального аппарата управления народным хозяйством (создание совнархозов).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что экономические и политические реформы Н.С. Хрущева носили ограниченный характер демократизации и сводились к формальной структурной реорганизации, что неизбежно влекло кризисные явления. Кризис реформ привел к возникновению консервативных тенденций и восстановлению некоторых элементов тоталитаризма. Линия Хрущева на единоличное правление партийным и государственным аппаратом была расценена членами ЦК КПСС как стремление к новой диктатуре. В результате в октябре 1964 года на Пленуме ЦК КПСС Н.С. Хрущев был смещен с занимаемых постов в партии и правительстве. 3 Хозяйственная реформа 1965 г - вместе с тем предприятиям была предоставлена определенная автономия: в ок-тябре 1965 г. приняты постановления «Об улучшении планирования и стимулирования производственной экономики» и «О государственном производственном предприятии при социализме». К минимуму было сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимость реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма центра-лизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении предприятий.

 

Предмет и задачи курса «Экономическая история»

Экономическая история – это часть общей истории челов-ва.Она изучает возник-ие,развитие,эволюцию(изменение)в экном.процессах в разные периоды у разных народов мира.Эконом.история изучает историю развития производ.сил,т.е. изобретение орудий труда,машин,технологий,разных инноваций в сфере управл-ия,организации производств.Изучает развитие форм собствен-ти и форм хозяйствов-ия у разных народов мира.

История экон-ки изучает эконом.реформы,которые проходили в разных странах мира,денежные,реформы управл-ия и организ-ии произв-ва,земельные.Изучает факторы эконом.развити я:технич-ие,технологич-ие,экономич-ие,политич-ие,морально-психологич-ие.Изучает различные теоретич.концепции о закономерностях эконом.развития,о моделях экономич.развития,т.е.экономич.история изучает идеологию эконом.процессов,теоретич.основу эконом.процессов.Изучается экономич.история самых крупных развитых стран мира.

 

Варианты периодизации истории экономики.

Ученые разных стран мира выдвинули несколько теорий развития экономич.теории.

· Теория стадий эконом.роста(Ростоу)

«Стадии экономич.роста:некоммунистич-ий манифест».

Ростоу в этой работе выделил 6 стадий эконом.развития стран:

1) традиционное общество -это период от 6-7тысяч-ия до н.э. до1700г.

Основн.признаки: начинается с неолит.революции. Неолитич.револ-ия -это переход людей от собират-ва и охоты к земледелию и скотоводству.Более 75% населения были заняты производством продовольствий и с/х сырья.Продукция в основном шла на потребление.

Главным фактором произ-ва была земля (плодородная).Экономич. и политич.власть принадлежала собственникам земли.Крестьяне были главной производит.силой общ-ва.

2) создание предпосылок для взлета-это время с 1700-1780гг. Это время изобретения и совершенствования нов.производ.сил,нов.машин,станков -это время изобретения идеальных высокопроизводит-ых для того времени токарных,фрезерных,прядельных,текстильных станков.Это время изобретения,внедрения в произ-во нов.паровых машин.В это время увелич-ся число мануфактур,развив-ся кораблестроение.Страны – лидеры:Англия,Голландия,Франция.

3) взлет -два десятилетия 18в. с 1780г. до 1800г. В этот период в ряде стран были изобретены и внедрены паровые машины(Англия-Уатт;Россия-Ползунов,Кулибин)Стали появл-ся фабрики,заводы с паров.двигателями.В этот период англичане Стефансон и Тревтик изобрели паровоз.Т.о.стадия развивалась в самых передовых странах:Англии,Франции,Голландии,в России-первые шаги. Например:В Англии начали производить металл с помощью технологий проката.Это повысило производ-ть труда в 15 раз,по сравнению с технологией ковки.

4) движение к зрелости-время,которое охватывает весь 19в.о половину 20в.до 50гг.В это время эк-ка разв-ся на основе НТП,на основе научн.открытий и их внедр-ия в произ-во.Совершилось 2 технич.революции:

а) революция 2ой пол.19в.-изобретение электрич-ва и электрич.машин,строит-во электростанций,изобр-ие сист.хим.эл-ов Менделеева,было изобр-но радио,авто,самолеты

б) революция- сер.20в.(40-50гг.) ученые открыли атом.энергию;изобретены пластмасса,каучук,сверхзвук.самолеты,ракетостроение,произ-во компьютеров в 50 гг.Создано 300 отраслей и подотраслей в промышл-ти. Главн.профессии:инженерные;промышл-ые рабочие.Развив-ся технич.высшее,среднее и нач.проф.образ-ие. Урбанизация -рост городов.Эту стадию наз-ют еще индустр-ая экон-ка;

5) время с 50х до 70х гг. 20в.- эпоха высокого массового потребл-ия в развитых индустриальн.странах.Быстро развив-сь отрасли легкой пищевой промыш-ти,отрасли народн.товарн.хоз-ва,сфера услуг.Развив-ся радио промышл-ть,телевизион.промышл-ть,произ-во авто,велосипедов,мотоциклов для людей.Все страны поставили задачу создать общество благоденствия,т.е.изобилие благ людей;

6) стадия поиска высокого кач-ва жизни-с 70х гг.20в.В это время на первом плане идет развитие науки,культуры,образования,здраво-ия,спорта.Развив-ся банковские,консультацион.,туристич.услуги.В сфере услуг занято 65-70% населения развитых стран.

· Теория Стоунера.

Создал такую периодизацию эк.истории.Истор.мир.эк-ки по Стоунеру проходит 3 стадии:

1) аграрн.экон-ка -время от аграрн.революции 7-6 тыс.летдо н.э. до нач.пром.рев-ии 80г.18в. Главн.отрасль –с/х;

2) индустриальн.экон-ка -время от промышл.революции(от 80гг.18в.)до электрон.революции 60-70х гг. 20в. Главн.фактор-капитал(промышл. и финансов.)Появляются менеджеры.

3) информац.экон-ка - с 80х гг.20в -время,когда главн.фактором становится не веществ.фактор,а знание воплощ-е в технологии.Научн.знание,высококвалифицир.рабочие.Отрасли телематики,т.е. отрасли такие как производ-во компьютеров,компьютерн.программ,средств связи,аудио,виды техники.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.69.178 (0.119 с.)