Современные концепции и теории инно-вац разв теория мультицикличности йашумпетера, его теория «нововведений» и «новаторства» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные концепции и теории инно-вац разв теория мультицикличности йашумпетера, его теория «нововведений» и «новаторства»



Современные концепции и теории инно-вац разв теория мультицикличности ЙАШумпетера, его теория «нововведений» и «новаторства»

В теории и методологии инноватики, предложенной австрийским экономистом Й. Шумпетером, деловые циклы принято в настоящее время свзывать со сменой технологических укладов в общественном производстве.

Существенный вклад в развитие инновационной теории внесли и современные российские эконо-мисты, разработавшие концепцию технологиче-ских укладов. В частности, понятие технологиче-ского уклада впервые использовал и обосновал С. Ю. Глазьев.

Под технологическим укладом понимаются группы технологических совокупностей, связанные друг с другом однотипными технологическими цепями и образующие воспроизводящиеся целостности.

Ряд авторов предлагают в общем виде понимать под технологическим укладом совокупность взаимосвязанных и согласованных технологиче-ских процессов, соответствующих уровню техники и квалификации работников, обеспечивающих получение конечного продукта [1, с. 16].

Технологический уклад характеризуется ядром, ключевым фактором и организационно-экономическим механизмом регулирования.

Экономист С. Ю. Глазьев развил теорию больших циклов Н. Д. Кондратьева и выделил пять техноло-гических укладов. Однако, в отличие от Н. Д. Кондратьева, С. Ю. Глазьев считает, что жизнен-ный цикл технологического уклада имеет не две части (повышательную и понижательную волны), а три фазы и определяется периодом 100 лет.

Современная концепция жизненного цикла техно-логического уклада выделяет три фазы развития.

Первая фаза приходится на зарождение нового технологического уклада и его становление в экономике предшествующего технологического уклада.

Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет.

Третья фаза приходится на отмирание устарева-ющего уклада и зарождение следующего.

 

Современные концепции и теории инновационного развития:теория технологического пата Г Менша

5.Технологические уклады: понятие, жизненный цикл, характеристика. *

В 1939 г. в фундаментальной работе «Деловые циклы» Й. Шумпетер выделил три разновидности циклов. В современной теории и методологии инноватики приведенные ученым деловые циклы связывают со сменой технологических укладов.

Так, в развитии первого технологического уклада (первой волны, цикла) ведущую роль сыграли изобретения в текстильной промышленности и производстве чугуна, изобретения, связанные с использованием энергии воды. Первый цикл был связан с промышленным переворотом, начало которому положило развитие промышленности в Великобритании.

Второй технологический уклад был обусловлен строительством железных дорог, развитием морского транспорта, механического производства во всех отраслях на основе парового двигателя.

Третий технологический уклад базировался на использовании в производстве электрической энергии, изобретении двигателя внутреннего сгорания, развитии тяжелого машиностроения, электротехнической промышленности, на новых открытиях в области химии. В жизнь вошли радиосвязь, телеграф, автомобили, самолеты, начали применяться цветные металлы, алюминий, пластмассы и т. д. Преимущество третьего техно-логического уклада состоит в производстве на основе электродвигателя, в стандартизации производства, урбанизации.

Четвертый технологический уклад был сформиро-ван на основе развития энергетики с использова-нием нефти, газа, средств связи, новых синтети-ческих материалов. Это эпоха массового произ-водства автомобилей, тракторов и сельхозтехники, самолетов, различных видов вооружения. В это время появился компьютер и стали создаваться программные продукты для них. В мирных и военных целях использовалась энергия атома.

Пятый технологический уклад опирается на достижения в области микроэкономики, информа-тики, спутниковой связи, генной инженерии. Наблюдается глобализация экономики, чему способствует всемирная информационная сеть.

В настоящее время формируется ядро шестого технологического уклада, включающее биотехно-логии, космическую технику, тонкую химию, системы искусственного интеллекта, интегриро-ванные высокоскоростные транспортные системы, глобальные информационные сети, формирование сетевых бизнес-сообществ и т. д. Зарождение шестого технологического уклада датируется началом 90-х гг. ХХ в. в рамках пятого технологи-ческого уклада.

Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз.

На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей обработанной технической документации в производственные подразделения промышленных организаций.

Вторая фаза характеризуется технологическим освоением масштабного производства нового продукта.

На третьей фазе происходит стабилизация объемов производимой продукции.

Четвертой фазе характерно постепенное снижение объемов производства и продаж.

Жизненный цикл технологии производства также складывается из четырех фаз:

• зарождение нововведений-процессов путем проведения широкого круга научно-технических работ технологического профиля;

• освоение нововведений-процессов на объекте;

• распространение новой технологии с многократ-ным повторением на других объектах;

• реализация нововведений-процессов в стабиль-ных, постоянно функционирующих элементах объектов (рутинизация).

 

 

16.

17.Механизм организации государственного управления инновационной деятельностью в Республике Беларусь.*

Высшие государственные органы, их роль в управлении инновационной деятельно-стью.

Национальная инновационная система Республики Беларусь - совокупность законодательных, струк-турных и функциональных компонентов, обеспе-чивающих развитие инновационной деятельности во всех отраслях и регионах.

В соответствии с белорусским законодательством объектами государственного регулирования являются:

­ научная, техническая и инновационная дея-тельность;

­ отношения между участниками научной, техни-ческой и инновационной деятельности;

­ отношения между органами государственной власти и управления и участниками научной, технической и инновационной деятельности.

В качестве субъектов государственного регулиро-вания научной и инновационной деятельности выступают:

­ органы государственной власти и управления Республики Беларусь;

­ юридические и физические лица, осуществля-ющие научно-техническую и инновационную деятельность на территории Республики Беларусь.

Государственное регулирование и управление научно-технической и инновационной деятельности осуществляется Президентом Республики Беларусь, Парламентом, Правительством Респуб-лики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, НАН Беларуси, иными государственны-ми организациями, органами местного управления и самоуправления в пределах и в соответствии с их полномочиями.

Президент РБ утверждает приоритетные направ-ления научно-технической деятельности, основные направления инновационной политики, важнейшие инновационные проекты, принимает решения о создании научно-практических центров, регулирует иные важнейшие вопросы, связанные с управлением Национальной инновационной системой.

На период до 2010 года определены следующие приоритетные направления научно-технической деятельности:

1. Ресурсосберегающие и энергоэффективные технологии производства конкурентоспособной продукции.

2. Новые материалы и новые источники энергии.

3. Медицина и фармация.

4. Информационные и телекоммуникационные технологии.

5. Технологии производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.

6. Промышленные биотехнологии.

7. Экология и рациональное природопользование.

Парламент Республики Беларусь:

1. законодательно регулирует научно-техническую и инновационную политику,

2. утверждает приоритетные направления,

3. устанавливает на очередной год ассигнования из государственного бюджета,

4. формирует систему налоговых, кредитных, амортизационных и других льгот;

5. ратифицирует договоры и соглашения с другими государствами и определяет порядок междуна-родного научно-технического сотрудничества.

Национальное собрание Республики Бела-русь при принятии закона о бюджете на очередной год:

1. устанавливает нижнюю границу общих затрат на науку в процентах от расходной части бюджета,

2. устанавливает норматив объема финансирования фундаментальных и прикладных исследований в процентах к общему объему бюджетных ассигнований на науку;

3. определяет направления научной, научно-технической и инновационной деятельности, на которые должны использоваться предусмотренные в бюджете средства.

Совет Министров Республики Беларусь:

1. утверждает:

­ приоритетные направления фундаментальных и прикладных научных исследований,

­ приоритетные направления создания и развития новых и высоких технологий,

­ перечни государственных программ: комплекс-ных целевых научно-технических, фундаменталь-ных и прикладных научных исследований, научно-технических (региональных, отраслевых),

2. обеспечивает проведение (реализацию) госу-дарственной инновационной политики,

3. создает правовой, экономический и организа-ционный механизмы, направленные на развитие научной, научно-технической и инновационной деятельности;

4. организует разработку прогнозов развития науки и техники;

5. обеспечивает разработку прогнозов социально-экономического развития РБ, в составе которых выделяется раздел, отражающий развитие научной и инновационной деятельности..

Органы управления инновационной деятельностью специального назначения

В систему органов государственного управления, которые обеспечивают непосредственное регули-рование научной и инновационной деятельности в рамках возложенных на них прав и обязанностей, входит:

• Государственный комитет по науке и техноло-гиям;

• Национальная академия наук Беларуси (НАН Беларуси);

• Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

Национальная академия наук (НАН) Бела-руси является высшей государственной научной организацией РБ, осуществляющей организацию, проведение и координацию фундаментальных и прикладных научных исследований и разработок.

Академия обеспечивает:

­ повышение эффективности использования научных достижений;

­ подготовку научных кадров высшей квалифи-кации;

­ усиление влияния науки на развитие образова-ния, повышение духовного и интеллектуального потенциала нации.

Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь (ВАК) является республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику и реализующим функцию государственного регулирования в области аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации.

Экономические, отраслевые и местные органы управления инновационной деятельностью.

В рамках своей компетенции регулирование своей инновационной деятельности обеспечивают государственные комитеты, министерства, другие органы государственного управления.

В составе органов государственного управления создаются, как правило, соответствующие струк-турные подразделения.

В Министерстве экономики РБ регулирование науки инновационной деятельности обеспечивает Управление инновационной политики, которое является структурным подразделением Департамента макроэкономического анализа и прогнозирования.

Научную и инновационную деятельность обеспе-чивают также различные научно-исследовательские институты и центры.

Управление Национальной инновационной систе-мой Республики Беларусь осуществляется на основе программно-целевого метода – через формирование, утверждение и обеспечение выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня.

Порядок формирования и выполнения программ (инновационных проектов) различного уровня определяется Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Респуб-лики Беларусь.

 

22.Тенденции в научной и инновационной сферах РБ.Таргетирование развития наукоемких отраслей.*

Таргетирование - процесс разработки и реали-зации комплекса мер, направленных на укрепле-ние конкурентоспособности промышленности на мировом и внутреннем рынках на основе создания условий для благоприятного развития стратегиче-ских отраслей.Таргетирование наукоемких отрас-лей призвано решить следующие задачи:

1. научно обосновать круг наукоемких отраслей, развитие которых имеет особое значение для экономики;

2. сконцентрировать полученные из разных источников финансовые средства, привлечь инвесторов для развития этих отраслей;

3. снизить степень риска вложений средств для частных предпринимателей, разрабатывающих и производящих высокотехнологичную продукцию.

Целью таргетирования является формирование условий, при которых проведение структурной перестройки позволит наукоемким отраслям стать источником, «исходной точкой» роста традицион-ных отраслей и сферы услуг, создать развитый экспортный потенциал, обеспечить воспроизвод-ство на новом технологическом уровне.

Политика таргетирования наукоемких отраслей должна проводиться с учетом особенностей моделей развития каждой из отраслей. Важным в политике является акцент на формировании системы мер по созданию благоприятных условий для вложения частных инвестиций и разделения повышенного риска с государственными и другими специальными структурами.

Анализ мирового опыта показывает, что таргети-рование должно быть направлено на обеспечение реализации основных условий и движущих сил развития экономики, таких как:

• разработка страной национальной инновацион-ной стратегии и следование ей в рамках обозна-ченного мотивационного механизма, способству-ющего высокотехнологичному росту экономики;

• развитие привлекательности страны для ино-странных инвесторов и снижение возможных рисков для их вложений;

• наличие в стране социально-экономической инфраструктуры и особенно высокого уровня образования населения;

• создание высокой технологической инфра-структуры (количество, размеры и уровень науч-но-исследовательских организаций и опытных кадров, их способность генерировать и реализо-вывать научные идеи)

23.

24.Инновационные бизнес-инкубаторы: их характеристика, цель создания, модели развития.*

Инкубаторы предназначены для создания благоприятных условий для находящихся на стадии возникновения и становления новых инновацион-ных организаций, оказания им помощи на самых ранних стадиях их развития путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг.

Инкубатор занимает, как правило, одно или несколько зданий. Инкубаторы также часто называют инновационными центрами. Создаются они как один из компонентов научного парка, его начальная ступень, но бывает, что организацией инкубатора дело и заканчивается.

 

Инкубационный период организации клиента длится обычно от 2 до 5 лет, после чего инно-вационная организация покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Свое предназначение инкубатор бизнеса осуществляет посредством выполнения следующих функций:

1. обеспечение систем поддержки организаций за счет оказания:

­ материальной поддержки (осязаемой) – на льготных условиях аренда помещений, лабора-торий, оборудования, опытного производства, консультационных, рекламных, информационных услуг;

­ нематериальной (неосязаемой) поддержки – обеспечение доступа начинающих малых органи-заций к интеллектуальному потенциалу универси-тета, полезным связям с органами власти, крупными корпорациями, рекомендации и гарантии доступа к финансовым источникам.

2. достижение успешной стратегии коммерци-ализации рисковой технологии. Инкубатор, за счет создания тепличных условий на начальном этапе становления организации, должен подготовить ее к действиям в рыночных условиях. и контракты.

3. бизнес-образовательная функция. Обучение в свободной обстановке или организация бесплатных семинаров, обеспечение условий для овладения практическими навыками бизнеса студентами и выпускниками университета.

три модели бизнес-инкубаторов.

Отличительной особенностью бизнес-инкубаторв 1-го поколения было то, что они представляли собой некоммерческие, бесприбыльные организации.

Цели создания инкубаторов 2-го поколения сместились в сторону коммерциализации иссле-дований и разработок, обеспечения трансфера знаний и технологий, обеспечения конкуренто-способности в региональном и национальном масштабе. В рамках 2-го поколения начался переход к специализированным инкубаторам.

Отличительной особенностью инкубаторов 3-го поколения является их ориентация не просто на самоокупаемость, а на производство прибыли.

Виртуальный инкубатор – это новая форма «инкубационного метода выращивания» малых организаций, основанная на применении совре-менных информационных технологий, и позволяющая организовать содействие развитию бизнеса, и в первую очередь начинающего, в малых городах, совмещая традиционные услуги бизнес-инкубации с Интернет-ресурсами и неограниченными возможностями глобальной сети. Кроме того, создание такого инкубатора сопряжено с намного более скромными инвестициями. Вирту-альный бизнес-инкубатор представляет собой сочетание одновременно консалтинговой органи-зации, предоставляющей важные услуги начинающему бизнесу и управляющей компании, которые «опекают» поддерживаемые организа-ции.

Инкубаторы бизнеса могут функционировать и вне технопарков как самостоятельно существующие организации. В этом случае между этими иннова-ционными структурами можно выделить ряд отличительных особенностей:

• инкубаторы бизнеса поддерживают исклю-чительно вновь создаваемые и находящиеся на ранней стадии развития организации;

• если технопарки предназначены для поддержки только инновационной технологической деятельно-сти, то инкубаторы могут создаваться и для традиционных отраслей и видов деятельности (сельского хозяйства, искусства);

• инкубаторы поддерживают не только организа-ции высоких технологий, но и малый бизнес самого широкого спектра;

• инкубаторы не имеют земли, а, следовательно, и программ привлечения на нее филиалов и представительств крупных корпораций, сдачи в аренду участков под строительство офисов и др. помещений самими клиентскими организациями;

• политика постоянного обновления клиентов в них соблюдается жестче, чем в технопарках.

 

 

25.

 

26.

27.Кластеры: понятие, сущность и их влияние на конкурентоспособность экономики. *

Кластер представляет собой группу географиче-ски локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаи-модополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом. Наиболее развитые кластеры имеют пять принципиальных характеристик: 1.Наличие конкурентоспособных предприятий. 2. Наличие связей и взаимодействия между участни-ками кластеров.3.Географическая концентрация и близость. 4.Широкий набор участников и наличие «критической массы». 5.Наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера. Концепция кластеров к\спос-ых отраслей объясняет формир-ие преим-в нац-ной эк-ки за счет того, что 1 конкурентоспос-ая отрасль помо-гает созданию др. отраслей за сч. взаимоукреп-ляющихся связей с целью выпуска конкуренто-спос-ой прод-ии, услуг.При формировании кла-стера осн. отрасль, цель кот.- создать конкурен-тосп-уюпрод-ию, выступает самым требователь-ным контролёром при использ-ии сырья, матер-ов, услуг,предост-х др.отраслями и произв-ми, т.к. предпр-ия и отрасли, вход-ие в кластер имеют общую цель, у них активно распр-сяновыетехнологии, новые модели мен-та и маркетинга, идёт активный обмен результатами НИОКР. 1. Повышение производительности и конкурентоспособности компаний и секторов экономики. 2. повышение инновационного потен-циала. 3. повышение конкурентоспособности и экономическое развитие регионов. 4. С точки зрения социально-экономического развития регионов развитие кластеров положительно влияет на уровень и структуру занятости, уровень заработной платы в регионе.

 

 

28. Технологический трансфер: понятие, роль и место в инновационном процессе.*

Трансфер технологий может быть определен как движение технологических возможностей от поставщика к потенциальным потребителям. Термин же «трансфер» предполагает не только передачу информации о новшестве, но и ее освоение при активном позитивном участии и источника этой информации (например, автора изобретения), и реципиента, приемника и реали-затора информации о новой технологии, и конеч-ного пользователя продукта, производимого с помощью этой технологии.

Поэтому основной акцент при трансфере техноло-гии делается не столько на технологии как таковой, сколько на субъектах – участниках этого процесса.

Первичное различие между трансфером и ком-мерциализацией выражается в следующем:

1. коммерциализация технологии предполагает обязательное получение прибыли и не обязательно связана с подключением третьих лиц (кроме источника технологии и конечного пользователя);

2. трансфер технологии предполагает обязатель-ную передачу технологии реципиенту, который и осуществляет ее промышленное освоение, но это не обязательно связано с извлечением прибыли, как источником технологии, так и ее реципиентом (в частности, это относится к экологическим технологиям).

Технологический трансфер можно опре-делить как систему экономических отношений, обуславливающих превращение технологии, разработанной в одной организации, в коммерческий продукт или процесс, используемый другой организацией.

Формы трансфера технологий могут быть следую-щими:

­ передача патентов на изобретения;

­ патентное лицензирование;

­ торговля беспатентными изобретениями;

­ передача технической документации;

­ передача ноу-хау;

­ передача технологических сведений, сопут-ствующих приобретению или аренде (лизингу) оборудования и машин;

­ информационный обмен в персональных кон-тактах на семинарах, симпозиумах, выставках и т.п.;

­ инжиниринг;

­ научные исследования и разработки при обмене учеными и специалистами;

­ проведение различными организациями сов-местных исследований и разработок;

­ организация совместного производства и/или совместных предприятий.

Процесс, в ходе которого в результате фундамен-тальных и прикладных исследований в универси-тетах и научно-исследовательских институтах, приобретается ноу-хау, которое впоследствии переводится в промышленные организации и внедряется как продукт или процесс, получил название «классического» технологического трансфера.

Если поставщик и покупатель знают своих потен-циальных партнеров и информированы об их интересах и предложениях, то контакт между поставщиком и покупателем может быть прямым. Такая форма трансфера называется прямой.

Встречаются следующие формы прямого техноло-гического трансфера:

• от университетов – промышленным организа-циям;

• от НИИ – промышленным организациям;

• личный технологический трансфер при найме персонала;

• обмен между промышленными организациями и их филиалами путем заказов и доставок;

• между сотрудничающими промышленными организациями, когда последние формируют стратегические объединения;

• от учреждений технологического трансфера – промышленным организациям;

• ярмарки, выставки, съезды.

По степени участия сторон в технологическом трансфере моно выделить:

• активную передачу, когда между передающей и принимающей стороной обязательно выступает посредником какая-либо нейтральная организация, которая берет на себя обязанности помочь передающему найти более выгодного покупателя технологии;

• пассивную передачу, когда производитель технологии сам ищет себе партнера, беря на себя все риски, как инициирования инноваций, так и их коммерческой реализации.

Передача технологий — не единовременный акт, а растянутый во времени процесс, включающий четыре стадии:

1. осознание, на которой нужно найти ответы на вопрос: какова технология и имеет ли она потен-циальное применение?;

2. изучение – рассматриваются аргументы «за» и «против» технологии, определяются альтернативы;

3. развитие – изучаются необходимые модифика-ции, определяется соотношение ожидаемых затрат и результатов;

4. эксплуатация – оценивается соотношение реальных затрат и результатов.

С точки зрения коммерциализации и ожидаемого эффекта рассматривают некоммерческий и ком-мерческий трансфер технологий.

Некоммерческий трансфер технологий чаще всего используется в области научных исследований фундаментального характера. Он обычно сопро-вождается небольшими расходами (особенно валютными) и может поддерживаться как по государственной линии, так и на основе деловых и личных контактов. Такой трансфер осуществляется свободно и не нуждается в договорно-правовом оформлении и регламентации.

Объектами некоммерческого трансфера технологий являются:

• свободная научно-техническая информация (научно-техническая и учебная литература спра-вочники, обзоры, стандарты, описания патентов, каталоги, проспекты и т.п.);

• международные конференции, сессии, симпо-зиумы, выставки;

• обучение и стажировка ученых и специалистов на безвозмездной основе или на условиях пари-тетного возмещения расходов сторонами;

Коммерческий трансфер технологий оформляется в виде договора – лицензионного, о научно-техническом сотрудничестве, о совместном произ-водстве, о купле-продаже.

Объектами коммерческого трансфера технологий являются:

• объекты промышленной собственности (патенты на изобретения, свидетельства на промышленные образцы и на полезные модели), за исключением товарных знаков, знаков обслуживания и коммерческих наименований, если они не являют-ся частью сделок по передаче технологии.

• ноу-хау и технический опыт в виде технико-экономических обоснований, моделей, образцов, инструкций, чертежей, спецификаций, технологи-ческого инструмента, услуг консультантов (инжи-ниринг) и подготовки кадров.

• технические и технологические знания и опыт.

К особенностям коммерческого трансфера техно-логий относятся:

1. высокая степень монополизации, поддержи-ваемая принятой системой охраны прав про-мышленной собственности;

2. слабость позиции покупателя (в отличие от потребительского рынка – это рынок продавца);

3. высокая норма прибыли (большая разница

 

 

29.

30.

31.

32.Интеллектуальная собственность: понятие и характерные особенности.*

Инновации как конечный результат творческого труда, получивший реализацию в новой продукции или технологии, т.е. как творение человеческого интеллекта, являются объектами интеллектуальной собственности.

Собирательное понятие интеллектуальная собственность (от латинского термина «intellectus» – «понимание», «познание») подразумевает исключительное право владеть и распоряжаться определенной формой собственности, связанной с результатами интеллектуальной деятельности физического или юридического лица в области науки, технологий, производства и пр., обеспечивающее их владельцу или пользователю определенные экономические выгоды.

Например, интеллектуальная собственность на стадии фундаментальных и поисковых исследова-ний выступает в форме новых научных знаний, теорий, научных открытий и т.п., объединенных понятием результата научной деятельности.

Результатом научной или интеллектуальной деятельности человека является интеллектуальный продукт. Он может быть представлен в виде научного отчета, полезной модели, рационализа-торского предложения, нового сорта растений и т.д. Использование интеллектуального продукта в деятельности организации, т.е. введение его в экономический (хозяйственный) оборот, предпо-лагает оформление отношений собственности. Документ о принадлежности интеллектуального продукта юридическому или физическому лицу выдается в соответствии с действующим законо-дательством.

С позиций законодательства интеллектуальной собственностью признается право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ или услуг.

Своеобразие объектов интеллектуальной соб-ственности заключается в следующем:

1. интеллектуальная собственность устанавливает правовой режим охраны нематериальных объек-тов, позволяя обладателю права вводить объект в экономический оборот;

2. результаты интеллектуальной собственности не уничтожаются в процессе потребления, не под-вергаются амортизации, физическому износу;

3. интеллектуальная собственность не является одним из видов собственности в классическом ее понимании;

4. для объектов интеллектуальной собственности механизмы возникновения исключительных прав, способы их фиксации и правовой охраны различ-ны.

Исходя из последней особенности, интеллекту-альная собственность включает несколько специ-альных правовых отраслей:

• патентное право;

• право на средства индивидуализации участников экономического оборота и производимой ими продукции (работ, услуг), включая фирменные наименования, наименования мест происхождения товаров, товарные знаки и знаки обслуживания;

• авторское право и правовой режим засекречи-вания (ноу-хау).

 

33.

34. методы оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности. Роялти и паушальный платеж..*

Объект интеллектуальной собственности (ОИС) представляет собой материализованный результат интеллектуальной деятельности. ОИС по форме является вещью и охраняется вещественным правом, по содержанию – результатом интеллек-туальной деятельности человека, охраняемым исключительным правом. Большинство объектов интеллектуальной собственности охраняется одновременно исключительным и вещественным правом.

Интеллектуальная собственность, объектами которой могут выступать результаты инновацион-ной деятельности, делится на несколько состав-ляющих:

Под промышленной собственностью понима-ется та часть интеллектуальной собственности, которая относится к научно-техническим творениям человека. «Промышленная собственность» – это юридическое понятие, установленное Парижской конвенцией по охране промышленной собственности (ст. 1), и охватывает права на такие нематериальные объекты, как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товара и др.

Наиболее распространенными объектами про-мышленной собственности являются изобретения, полезные модели и промышленные образцы.

Изобретением признается техническое решение в любой области, относящееся к продукту (устройство, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений или животных) или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств).

Правовая охрана изобретения осуществляется с помощью патента – документа, удостоверяющего авторство изобретения и предоставляющего его владельцу исключительное (монопольное) право на использование изобретения в течение срока 20 лет (ст. 1 Закона Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»).

Обладание патентом означает, что никто не имеет права использовать данную интеллектуальную собственность (изобретение) без согласия вла-дельца патента, а согласие может даваться путем выдачи лицензии.

Чтобы изобретению предоставлялась правовая охрана, оно должно отвечать следующим крите-риям: быть новым, иметь изобретательский уровень, быть промышленно применимым.

К изобретениям не относятся:

• открытия,

• научные теории и математические методы;

• решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей;

• правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности;

• программы для ЭВМ.

Не предоставляется правовая охрана в качестве изобретения сортам растений, породам животных; топологиям интегральных микросхем; решениям, противоречащим общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Полезной моделью признается техническое решение, относящееся к устройствам и являющее-ся новым и промышленно применимым. Полезная модель признается соответствующей условиям патентоспособности, если она является новой и промышленно применимой.

Промышленным образцом признается художественное или художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид и являющееся новым и оригинальным (ст. 4 Закона Республики Беларусь «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы»).

Патент выдается на новые, оригинальные и промышленно применимые (поддающиеся много-кратному воспроизведению) образцы.

Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков неиз-вестна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца. Промышленный образец признается ориги-нальным, если его существенные признаки обу-словливают творческий характер особенностей изделия.

В управлении инновационными процессами все большее значение приобретают вопросы защиты таких объектов промышленной собственности как товарные знаки и знаки обслуживания, а также фирменные наименования.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Беларусь «О товарных знаках и знаках обслужи-вания» товарным знаком (знаком обслужива-ния) является обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одних юридических или физических лиц от однородных товаров или услуг других юридических или физических лиц.

В качестве товарных знаков могут быть зареги-стрированы словесные, буквенные, изобразитель-ные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Словесный товарный знак в особом графическом изображении называется логотипом.

Организация может владеть несколькими товар-ными знаками и использовать их для идентифи-кации различных классов своей продукции. При этом каждая организация имеет специальное наименование, так называемое фирменное наименование, которое состоит из двух частей: произвольной части, являющейся собственно наименованием, и обязательной части, которая однозначно определяет его организационно-правовую форму.

Исключительное право на фирменное наименова-ние возникает в момент регистрации юридического лица. Право на фирменное наименование относится к числу имущественных прав, оно не может быть отделено от субъекта хозяйствования. Поэтому невозможно продажа фирменного наиме-нования без продажи самой организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.122 с.)