Спорт. Определение понятия. Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Спорт. Определение понятия. Его принципиальное отличие от других видов занятий физическими упражнениями



Спорт - составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовке к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека.

Спорт в узком смысле слова - это собственно соревновательная деятельность, отличительными чертами которой является: система соревнований с последовательным возрастанием уровня конкуренции и требований к достижениям (повышение ранга соревнований); унификация состава действий, посредством которых ведется состязания, условий их выполнения и способов оценки достижений, что закрепляется официальными правилами; регламентация поведения соревнующихся в соответствии с принципами неантагонистической конкуренции, которые имеют гуманный характер.

Спорт в широком смысле слова охватывает собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения в этой сфере деятельности, взятые в целом.

 

Массовый спорт. Спорт высших достижений. Их задача и целевая направленность

Массовый спорт - представляет собой регулярные занятия и участие в соревнованиях представителей различных возрастных групп в доступных им видах спорта с целью укрепления здоровья, коррекции физического развития и телосложения, повышения общей и специальной работоспособности, овладения отдельными жизненно необходимыми умениями и навыками, активного отдыха, достижения физического совершенства.

Массовый спорт дает возможность миллионам людей совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а значит, противостоять нежелательным воздействиям на организм современного производства и условий повседневной жизни.

Задачи массового спорта во многом повторяют задачи физической культуры, но реализуются спортивной направленностью регулярных занятий и тренировок.

Наряду с массовым спортом сущ-ет спорт высших достижений, или большой спорт. Цель большого спорта принципиально отличается от цели массового. Это достижение максимально возможных результатов или побед на крупнейших спортивных соревнованиях. Сегодня спорт высших достижений – это единственная модель деятельности, при которой у выдающихся рекордсменов функционирование почти всех систем организма может проявляться в зоне абсолютных физиологических и психических пределов здорового человека.

 

Единая спортивная классификация

Чтобы сравнить уровень достигнутых результатов как в одной спортивной дисциплине, так и между различ видами спорта, исп единая спортивная классификация. В ней условно в единой градации по спортивным званиям и разрядам представлены нормативы и требования, хар-ие уровень подготовленности спортсменов, их спортивные рез и достижения. Спортивные разряды: 5й, 4й (только в шахматах и шашках); 3й, 2й, 1й, КМС.

Спортивные звания: МС, мастер спорта международного класса, за особо выдающиеся достижения присваивается заслуженный мастер спорта РФ. Спортивные звания присв пожизненно.

 

Студенческий спорт. Его организационные способности

Возрастные особенности студенческой молодежи, специфика учебного труда и быта студентов, особенности их возможностей и условий занятий физ. культурой и спортом позволяют выделить в особую категорию студенческий спорт.

Организационные особенности: доступность и возможность заниматься спортом в часы обязательных учебных занятий по ФК; возмож заниматься спортом в свободное от уч занятий время в студ секциях и группах, а также самостоятельно; возможность систематически участвовать в студ спортивных соревнованиях доступного уровня.

 

Система студенческих спортивных соревнований

Вся система построена на основе принципа «от простого к сложному», т.е. от внутри-вузовзких зачётных соревнований в учебной группе, на курсе (зачастую по упрощ правила) к межвузовским и т.д до междунар студ соревнований.Внутри вузовские спортив соревнования вкл в себя зачётные соревнования внутри учебных групп, уч потоков на курсе, соревнования между курсами факультетов, между факультетами. На первых этапах этой системы может участвовать любой студент, вне зависимости от уровня его спортив подготовленности.

Межвузовские соревнования: товарищеские соревнования между курсами, фак, вузами; районные, городские соревнования; зональные соревнования (по тер или ведомственному признаку); российские студенческие соревнования и участие в составе сборных команд в соревнованиях РФ. В межвузовских соревнованиях обычно уч-т сильнейшие студенты-спортсмены лично или в составе сборных команд отд курсов, фак, вузов.

 

Нетрадиционные системы физических упражнений

Современные системы физ упраж представляют собой специально подобранные движения и позы, направленные на комплексное или избирательное воздействие на определенные функциональные системы организма. В настоящее время большой популярностью среди студентов пользуется атлетическая гимнастика, ритмическая гимнастика (аэробика), шейпинг, единоборства и комплексы физ упражнений из восточных систем каратэ, у-шу, йоги. При занятиях отдельными системами физ упраж, там где это возможно, не исключается и организация мини-соревнований по отдельным эл-ам, комбинациям или упражнениям. Так же могут быть организованы секции и группы для занятий одной из систем физ упраж. Критерием эффективности таких занятий выступают субъективные, косвенные показатели улучшения здоровья (самочувствие, внутренняя удовлетворенность от занятий). Однако могут быть и объективные показатели самоконтроля: изменение массы тела, подвижность в суставах.

 

Обоснование и мотивация индивидуального выбора видов спорта или систем физических упражнений

Каждый мечтает иметь стройную фигуру, быть сильным, выносливым, ловким. Но очень редко все эти качества человеку даются от природы. Как показывает многолетний опыт, при выборе видов спорта у большей части студентов не наблюдается четкой, осознанной и обоснованной мотивации. Чаще всего выбор определяется случайно. 5 мотивационных вариантов выбора студентами вида спорта и системы физических упражнений: 1.укрепление здоровья, коррекция недостатков физ развития и телосложения 2.повышение функциональных возможностей организма 3.психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками 4.активный спорт 5.достижение наивысших спортивных результатов

Влияние избранного вида спорта или системы физических упражнений на физическое развитие, функциональную подготовленность и психические качества

Продолжительные и регулярные занятия спортом или физическими упражнениями влияют на физ развитие, функциональную подготовленность и состояние психики человека. Если вы развиваете какое-то физическое свойство, то тем самым параллельно развиваются и другие. Однако по мере повышения тренированности, с ростом спортивной квалификации величина эффекта параллельного развития нескольких физических качеств постепенно уменьшается. Виды спорта, требующие повышенной смелости, волевых усилий, коллективизма, всегда оставляют отпечаток на личности спортсмена. Системы же физических упражнений, как правило, направлены на развитие какого-либо определенного физического или психического качества. Каждый студент может выбрать какой-то определенный вид спорта, развивающий то или иное качество: 1.преимущественно развивающие выносливость(циклические виды спорта) 2.силу и скоростно-силовые качества(тяжелая атлетика, прыжки) 3.ловкость и гибкость (спортивная гимнастика) 4.комплексное воздействие на человека (разные виды единоборств)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 496; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.62.103 (0.009 с.)