Консерватизм Э.Бёрка. Критика революции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Консерватизм Э.Бёрка. Критика революции.



1. Первое теоретическое обоснование консерватизма как политической идеологии и практики общественно-политической жизни, что ориентируется на сохранение и поддержание существующих форм социальной структуры, традиционных ценностей и морально-правовых базисов, принадлежит английскому политическому деятелю Эдмунду Бёрку. Главной идеей, которая присуща всем его работам, в том числе и «Размышлениям о революции во Франции» есть идея консерватизма. Рассматривая государственные устройства Англии и Франции, Бёрк проводит между ними параллели и предлагает антитезу Франция – Англия, что расшифровывается буквально как Революция – Традиция. Таким образом, Франции приписывалась роль «источника болезни», Англии – образцового примера, дающего Европе шансы на спасение. Традиция выступает центральной ценностью в политической теории Бёрка. А конституция Британии и позитивный опыт – идеальным государственным устройством. Бёрк предлагает сохранять старое, точнее его базовые и жизненно важные основы в государстве и одновременно реформировать, вносить поправки и изменения. Для этого автор вводит формулу «сохранять и реформировать», потому что считает, что «сохраняя природное устройство ведения наших государственных дел, мы никогда не бываем целиком новыми, а в том, что мы сохраняем, никогда не бываем полностью устарелыми». Система воззрений основателей консерватизма основывалась, во-первых, на приоритете преемственности над инновациями; во-вторых, на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в нации, религии морали, семье, собственности; в-третьих, на культивировании идеи ранжирования общества в противовес идее равенства. 2. Считая, что на земле не может существовать идеального устройства, который был бы полностью свободен от каких-либо изъянов, Бёрк осуждает и резко критикует ход революционных событий во Франци и. Он подчеркивает, что она была призвана погубить уже сформированное политическое устройство государства. События во Франции Бёрк называет антидемократическими. Идеологи революции подорвали историческое устройство, скинули монархию, но в результате не получили свободу.

23.Классический либерализм и консерватизм. 1. Для либерального направления ключевыми выступают понятия: «свобода», «конкуренция», «плюрализм». Эти идеи пронизывают политическую и экономическую концепцию либерализма и остаются в качестве ключевых в течение почти двухсотлетней его истории. Однако со временем принцип классического либерализма (полная свобода рыночной конкуренции при невмешательстве государства в экономическую жизнь) пришел в противоречие с потребностями общественного развития. Поэтому была признана необходимость государственного регулирования, а в качестве важнейшего средства совершенствования капиталистического общества стали рассматриваться реформы. Для характеристики современной модификации классического либерализма используется понятие неолиберализм.

2. Консервативная идеология опирается на такие понятия, как «порядок», «власть», «традиция», «дисциплина». Ориентация консерватизма на авторитет, сильную власть и традиции создает ему нередко репутацию гаранта общественной стабильности и политического порядка. Необходимо учитывать следующее: во-первых, в реальной политической практике нет «чистого» консерватизма (принято выделять три его течения: либерально-консервативное, христианско-демократический консерватизм, авторитарный консерватизм); во-вторых, выступая с XIX века как альтернатива либерализму, он в ряде случаев придерживался сходных или достаточно близких позиций. Наиболее тесное сотрудничество сложилось в послевоенные годы, а в 80-е сформировался второй либерально-консервативный консенсус; в-третьих, практически сейчас на Западе нет самостоятельной либеральной или консервативной концепции.

1. Классический либерализм можно рассматривать как непосредственное продолжение политической философии эпохи Просвещения. Недаром «отцом либерализма» называют Локка, а создатели классического либерализма Иеремия Бентам и Адам Смит считаются крупнейшими представителями позднего Просвещения в Англии. Классический либерализм включает ряд принципов и концепций. Его философской основой является номиналистический постулат о приоритете единичного перед общим. Соответственно центральным является принцип индивидуализма: интересы личности выше интересов общества и государства. Поэтому государство не может попирать права и свободы человека, а личность имеет право защищать их против посягательств со стороны других лиц, организаций, общества и государства. Принцип утилитаризма, предложенный И Бентамом, представляет собой дальнейшее развитие и конкретизацию принципа индивидуализма. Тем не менее, основываясь на принципах индивидуализма и утилитаризма, классический либерализм предложил в качестве оптимальной вполне конкретную модель общества и государства. Сердцевину этой модели составляет разработанная А. Смитом концепция общественной саморегуляции. По мнению А. Смита, в условиях рыночной экономики, основанной на частной собственности и конкуренции, отдельные индивиды преследуют свои эгоистические интересы, а в результате их столкновения и взаимодействия образуется общественная гармония, предполагающая эффективное экономическое развитие страны. Государству не следует вмешиваться в социально-экономические отношения: оно способно скорее на рушить гармонию, чем содействовать ее установлению. ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА.

2. Понятие «консерватизм» происходит от названия литературного журнала «Консерватор», который начал выпускать в 1815 году французский писатель - романтик Ф. Р. Шатобриан. Консерватизм – это защита конкретных обществ от разрушительного воздействия революционных и рационалистических идей с опорой на ценности прошлого и настоящего. Отсюда следует, что консерваторы всегда выступают против революций, разрушающих существующее общество, и против радикальных реформ, негативное воздействие которых в ряде случаев может быть сопоставимо с последствиями революций. Изменения в обществе должны происходить естественным путем, а реформы – помогать проявиться уже назревшим переменам, сохраняя все то ценное, что было достигнуто в процессе предшествующего исторического развития. К числу непреходящих ценностей, необходимых для нормального функционирования и развития любого общества, консерваторы относят патриотизм, дисциплину, прочную семью и религию. Эти ценности, традиции должны не уничтожаться в ходе изменений, а воспроизводиться в новых условиях, обеспечивая стабильность и преемственность.

Первым историческим типом консервативной идеологии стал классический консерватизм (конец 18 века – первая половина 19 века). Его основоположником считается английский политический мыслитель и государственный деятель Эдмунд Бёрк, получивший европейскую известность благодаря своему эссе «Размышления о Французской революции», вы шедшему в свет в 1790 году. Основополагающие положения классического консерватизма были также сформулированы в работах французских писателей-эмигрантов Луи де Бональда и Жозефа де Местра.

Философскую основу классического консерватизма составляет реалистический постулат о том, что общее выше единичного. Представление о том, что единичное всегда подчинено общему, составляет с ним единое целое, нашло отражение в концепции общества как живого целостного организма, ни один элемент которого не может быть произвольно устранен или заменен без вреда для самого организма. Такие перемены ведут к болезни общества, а может быть и к его смерти, особенно если будет задет источник жизненной энергии организма – его душа. Эта концепция противостояла свойственному идеологам Просвещения, революционерам и либералам представлению об обществе как о механизме, который можно совершенствовать, произвольно заменяя отдельные детали, устраняя ненужное, добавляя новое, полезное.

Классическому консерватизму свойственен историзм. Его представители считали, что все особенности того или иного общества обусловлены исторически. В этом они были вполне согласны с Ш.Л. Монтескье. Однако причины, определяющие характер исторического развития, консерваторы определяли иначе. Решающее значение в истории того или иного народа консерваторы придавали иррациональным, не поддающимся точной характеристике факторам, таким как обычаи, традиции, чувства, верования, национальный дух.

24. Либеральная версия понятия свобода Б.Констана. Большую часть работ по вопросам политики, власти государства Бенжамен Констан (1767–1830), которого исследователи считают даже духовным отцом либерализма на Европейском континенте, написал в период между 1810- 1820 гг. Затем он их собрал и свел в "Курс конституционной политики", излагавший в удобной систематической форме либеральное учение о государстве.

Стержень политико-теоретических конструкций Констана – проблема индивидуальной свободы. Для европейца Нового времени (чью сторону держит Констан) эта свобода есть нечто иное, нежели свобода, которой обладали люди в античном мире. У древних греков и римлян она заключалась в возможности коллективного осуществления гражданами верховной власти, в возможности каждого гражданина непосредственно участвовать в делах государства. Вместе с тем свобода, которая бытовала в эпоху античности, совмещалась с почти полным подчинением индивида публичной власти и оставляла весьма небольшое пространство для проявлений индивидуальной независимости. Свобода же современного европейца (и только она приемлема для Констана) – личная независимость, самостоятельность, безопасность, право влиять на управление государством. Прямое постоянное участие каждого индивида в отправлении функций государства не входит в ряд строго обязательных элементов данного типа свободы.

Материальная и духовная автономия человека, его надежная защищенность законом (в особенности – правовая защищенность частной собственности) стоят у Констана на первом месте и тогда, когда он рассматривает проблему индивидуальной свободы в практически-политическом плане.

Констан уверен: люди, будучи свободными, в состоянии самостоятельно и разумно реализовать себя в жизни. Они способны за счет своих индивидуальных усилий и без воздействия какой-либо надличностной силы обеспечить себе достойное существование. Руководствуясь этими представлениями, Констан серьезно корректирует руссоистский тезис о необходимости всемогущества народного суверенитета. Его границы должны кончаться там, где начинается "независимость частного лица и собственная жизнь" этого лица.

Наряду с институтами государственной власти, контролируемыми обществом, и общественным мнением, опирающимся на свободу печати, гарантом индивидуальной свободы должно также выступать право.

Давно и прочно Бентам числится в ряду столпов европейского либерализма XIX. в. И не без основания. Но у бентамовского либерализма не совсем обычное лицо. Принято считать ядром либерализма положение о свободе индивида, исконно присущей ему, об автономном пространстве деятельности, самоутверждения индивида, обеспечиваемом частной собственностью и политико-юридическими установлениями. Бентам предпочитает вести речь не о свободе отдельного человека; в фокусе его внимания интересы и безопасность личности. Человек сам должен заботиться о себе, о своем благополучии и не полагаться на чью-либо внешнюю помощь. Только он сам должен определять, в чем заключается его интерес, в чем состоит его польза. Не притесняйте индивидов, советует Бентам, "не позволяйте другим притеснять их и вы достаточно сделаете для общества".

Что касается категории "свобода", то она претила ему. Бентам видит в ней продукт умозрения, некий фантом. Для него нет принципиальной разницы между свободой и своеволием. Отсюда понятен враждебный бентамовский выпад против свободы: "Мало слов, которые были бы так пагубны, как слова свобода и его производные".

29. М.М.Сперанский. Политическая доктрина Сперанского опирается на античные и современные европейские теории. Договорной концепции государства он предпочитал теологическую, считая Бога – Верховным законодателем. Сперанский разделял историю России на три ступени: Средние века – удельщина, Новое время – абсолютная монархия, с периода правления Александра I – промышленное состояние, которое требует конституционного ограничения верховной власти и предоставления политических и гражданских прав всем подданным. Россия требует эволюционного развития путем реформаций, проводимых десятилетиями. Сперанский выступал за установление в России конституционной монархии, то есть ограничения власти государя законом, основанном на разделении властей. Законодательная власть вручается Государственной Думе, власть управления (исполнительная) – министрам и правительству, судебная – Сенату и судебной системе. Но есть и четвертая власть – державная, которая заключена в особе императора. Император контролирует все остальные виды власти (зак –ю, исп – ю, судебную). И хотя он является главой Думы, собирающейся сессионно, власть императора ограничена действием Думы, без согласия которой не принимается никакой новый закон. Закон, воля и исполнение соединяются в Государственном Совете при государе, состоящем из мудрейших людей. В него входят четыре департамента: «законов, дел военных, гражданских и духовных, государственной экономики». Совет обладает правом законодательной инициативы. Россия делится на области (Сибирь, край Кавказский и Астраханский с Грузией, край Оренбургский, земли донских казаков и край Новороссийский) и губернии (вся остальная территория), которые в свою очередь делятся на округа и волости. В каждой единице – выборный орган – дума. Выборы многостепенные. Судебная система состоит из волостного, окружного и губернского судов и завершается Верховным судилищем – Сенатом. Все действуют на коллегиальной основе. Суды открытые, судебный процесс носит состязательный характер. Для соблюдения закона большое значение имеет нравственное состояние общества. Государством управляет закон, а не люди. Лучший закон – тот, что разделяет государственные (права державной власти, закон, возникающий из прав державной власти, права подданных), гражданские и уголовные законы. Сперанский разделяет политическое и гражданское. Политическое рабство – состояние, когда воля одного – закон для всех, а политическая свобода – подчинение всех и каждого законам. Гражданское рабство – подчинение одного класса в «повинностях личных или вещественных» другому, а гражданская свобода – основанная на законе независимость друг друга от всех сословий и групп в обществе. Политическая свобода – фундамент гражданской. Политические права определяют степень участия подданных в силах государственных, гражданские права - степень их свободы в лице и имуществе. Права гражданские должны быть основаны на правах политических. Гарант всех свобод – конституция и разделение властей. Конституционная монархия, основанная на законе, должна опираться на квалифицированный чиновничий аппарат. Для этого Сперанский провел два закона о чиновниках: «О придворных званиях» и «Об экзаменах на чин». Насчет сословного деления Сперанский предлагал его правовое оформление с закреплением прав и обязанностей сословий. Всеми правами обладало дворянство, гражданскими и частью политических (в зависимости от размера собственности) – среднее сословие, рабочие и все остальные имели только гражданские права. Крепостное право нужно постепенно отменить. Сперанского отправили в ссылку, а его проекты осуществились при Александре II и Николае II.

30. Н.М.Карамзин. Политическую концепцию Карамзин наиболее полно отразил в «Истории государства Российского» и в «Записке». Карамзин выступал против тирании, был республиканцем. Республика – достижение свободы и безопасности всеми гражданами при высоком нравственном статусе общества. Идеалом Карамзина был сильный монарх, опирающийся на законы и стремящийся к воспитанию и просвещению народа. Для огромной по территории и населению России необходима монархия. Карамзин был против разделения властей. Государь соединяет в своем лице все власти. Дворянство, духовенство, Сенат и Синод – хранилище законов, над всеми – Государь – единственный законодатель, источник власти. Целостность самодержавия необходима. Различие проектов Сперанского и Карамзина заключалось в способах реализации преобразований. В отличие от Сперанского Карамзин утверждал, что мудрые люди важнее законов. Власть на местах должна быть представлена губернаторами, для чего нужны 50 надсмотрщиков. Необходимо реформировать чиновничий аппарат путем подготовки грамотных специалистов. Распределение чиновников по уровню знаний. Главное начало хорошего управления – ослабление центральной и усиление местной властей. Предпочтительней полагаться на качества правителя, чем на законы, ограничивающие его власть. Реформы не способны решить проблем. Гражданские законы должны полностью соответствовать законам естественным. Необходимо пересмотреть все законы и составить общий свод законов. Но важнее законов – распространение просвещения и нравственное воспитание народа. От каждого человека нужно требовать тех знаний, которые ему пригодятся для службы. Среди сословий Карамзин выделял духовенство, дворянство, купечество, крестьянство и прочий народ. Дворянство – учительное сословие, нравственный идеал, опора трона, хранители порядка. Крестьянство, получив свободу, не сможет ее реализовать: лучше остаться у помещиков. Облегчение участи крестьян Карамзин видит не от отмены крепостного права, а от установления над крестьянами разумной власти помещика: умеренный оброк, размер барщины, хорошее личное обращение. За этим должен следить губернатор. Во внешней политике – мирные отношения. В армии: сократить численность, уничтожить военные поселения. Проекты Карамзина успеха не обещали.

31. П.Я.Чаадаева. Благодаря философии Чаадаева зародилось западничество и славянофильство. Чаадаев рассматривал историю всего человечества. Все человечество приближается к совершенству разными путями. Самое значительное достижение – христианство. Благодаря ему вопросы права и политики рассматривались в наборе тем: человек, народ, человечество, Вселенная, Бог. Православие сформировало на Руси духовное устройство человека. П. Я. Чаадаева поразил контраст между творческим, созидающим характером европейской католической традиции, породившей европейскую цивилизацию, общность национальных культур Европы, и мертвенным, архаическим характером русской православной традиции. Тем не менее, в центре исторической концепции Чаадаева стоит чисто православная идея о построении Царства Божия на земле, о достижении просвещенного, свободного от греховности состояния в повседневной жизни. Европа представляется Чаадаеву идеалом именно потому, что «Царство Божие до известной степени осуществлено в ней». Это, по его мнению, придает европейской истории связность и смысл. Чаадаев выступил решительным западником. Его западничество было религиозным, в отличие от последующих форм западничества, он очень сочувствовал католичеству, видел в нем активную, организующую и объединяющую силу всемирной истории и в нем видел спасение и для России. Русская история представлялась ему лишенной смысла и связи, не принадлежащей ни к Востоку, ни к Западу - отражение той потери культурного стиля и единства, которая характерна для Петровской эпохи. В "Философических письмах" Чаадаев уверен, что Запад лидирует в этом движении. Восприняв восточный обряд, пишет он, русские отгородили себя от Западной Европы. Из "Философических писем" следует, что католицизм лучше выражает вселенскую миссию христианства. И отгораживаясь от мира на основе православия, мы не только обрекаем себя на отсталость, но и оказываемся значительно дальше от конечной цели исторического движения. Западное христианство впитало в себя античную мудрость и стало синтезом откровения и разума. Поэтому Россия должна выработать аналогичный мыслительный орган и идеи или же взять их у Запада. Жизнь русских - это жизнь без опыта и предвидения, без твердых правил, без постоянных привязанностей (тут речь идет, прежде всего, о дворянском обществе). Особенно возмущало его отсутствие у русских людей личностного начала, личного достоинства.

32.Славянофилы. Славянофилы - представители либерально настроенной дворянской интеллигенции. Течения западников и славянофилов сложились в 30-40-е гг. XIX среде дворянской интеллигенции. В лучших традициях русских просветителей и реформаторов они обсуждали вопросы исторических судеб России и Запад, их места и роли в судьбах других народов. Славянофилам принадлежит бесспорная заслуга в обосновании своеобразия истории и культуры русского народа, которое они усматривали в сочетании национального сознания, православия и общинного опыта. Им также учение о мессианской предопределенности русского народа, неприятие им западноевропейского пути социально-политического развития, даже противопоставление России Западу, защита самодержавия, православия, некоторых консервативных, патриархальных общественных институтов.

Начальным событием в разработке идей ранних славянофилов считается обмен в 1839 г. рефератов между А.С. Хомяковым и И.В. Киреевским по вопросу об историческом опыте старой и новой России. Славянофилы выдвинули ряд новых идей и положений при оценке прошлого и современного опята России, в частности о необходимости переоценки опыта допетровской Руси, о значении крестьянской общины, местного самоуправления, о роли государственного начала и о соотношении закона и обычая в рамках их концепции народосознания. Были безусловными противниками и критиками крепостного права.

Крепостное состояние, по мнению Хомякова, введено Петром.

Несомненной заслугой Хомякова явилось новое историческое истолкование традиционной темы о взаимоотношении государства и церкви и дополнение ее историческим обзором статуса крестьянской общины.

Если рассматривать основные начала жизни в России и на Западе, то сразу же обнаружится «одно очевидное общее» — христианство. И все же различия между ними также очевидны — в особенных видах христианства, в особенном направлении просвещения, в особенностях частного и народного быта.

Общий вывод Киреевского, как и Хомякова, сводился к тому, что в истории России действительно присутствует «взаимная борьба двух начал» и связана она с желанием «возвращения русского или введения западного быта», однако эта борьба все же поневоле предполагает «что-то третье».

Двумя насущными и перспективными задачами в области внутренней политической жизни славянофилы считали отмену крепостного рабства и проведение нового разделения труда между государственной властью (самодержавием) и общественностью (народом). Аргументация в пользу освобождения включила в себя характерные для славянофилов аргументы естественно-правового характера — права личности крестьянина (как хозяина и семьянина) как права естественные, согласованные с потребностями в свободном развитии человеческой природы и соответствующие порядку и законам, предустановленным Творцом.

33. Западничество. Основной тезис другой программной задачи был сформулирован Аксаковым в записке «О внутреннем состоянии России», представленной императору Александру II в 1855 г. Современное состояние России характеризуется, по словам записки, внутренним разладом, прикрываемым бессовестной ложью. Правительство и «верхние классы» чужды народу, их взаимные отношения недружественные, они не доверяют друг другу: правительство постоянно опасается революции, народ склонен в каждом действии правительства видеть новое угнетение. Общий вывод автора звучал: «Царю — сила власти, народу — сила мнения». Народ русский не желает править, он ищет свободы не политической, а нравственной, общественной. Истинная же свобода народа возможна только при неограниченной монархии. Однако взаимоотношения правительства и народа должны включать в себя такие начала: взаимное невмешательство; обязанность государства защищать народ и обеспечивать его благосостояние; обязанность народа исполнять государственные требования, снабжение государства деньгами и людьми, если они нужны для осуществления государственных намерений; общественное мнение как живая нравственная и нисколько не политическая связь, которая может и должна быть между народом и правительством.

Кавелин— один из основателей так называемой государственнической школы в истолковании истории России. Согласно его представлениям, основу и движущую силу исторического процесса образует борьба личности за свободу и «постепенное изменение» общественных форм — от родовых отношений к семейным, которые, в свою очередь, уступили высшей форме общественных отношений — государству. Россия шла тем же историческим путем, что и Западная Европа, но отстала от нее и потому должна прибегать к заимствованиям достижений цивилизации. В этом смысле реформы Петра I двинули Россию по пути европейского развития в сторону свободы и управления с помощью «современных актов и законов».

С более радикальных философско-исторических позиций критиковал славянофилов Тимофей Николаевич Грановский (1813—1855), для которого историческое развитие всегда сопровождается борьбой разнородных сил и каждую эпоху отделяет от другой «резкое различие», в том числе войны и революции (например, завоевания древних германцев, французская революция XVIII в.). Историческое развитие бесконечно, поскольку вечно новы противоположности и никогда они не возвращаются к прежним пунктам, «из борьбы их исходят вечно новые результаты».

34.Идея революции в российской политической мысли 19 века. Если на Западе радикальная идея политической революции стала терять свое значение во второй половине XIX в., то в монархически-крепостнической России она присутствовала постоянно, оживая в периоды контрреформ. Революционный радикализм был одним из основных направлений политической мысли России XIX - начала XX в. Родоначальником идеи революционного низвержения самодержавия стал А. Н. Радищев. Вместо м онархии он предлагал народное правление в форме добровольной федерации вольных городов по примеру Древнего Новгорода. Радикальные идеи в начале 19 века были предложены декабристами – представителями революционного дворянского движения. Руководитель Южного общества П.И. Пестель свои республиканские взгляды в работах “Конституция. Государственный завет” и “Русская Правда”. Пестель сформулировал право на революционное ниспровержение правительства, нарушающего в своих действиях духовные, естественные и положительные законы. Средством достижения поставленных целей Пестель видел в военно-революционном перевороте, с немедленной ликвидацией монархии и физическим уничтожение членов царской фамилии – чтоб предотвратить реставрацию монархии. Проведение преобразований поручено Временному Верховному правлению (планируемое на 10-15 лет) во главе с диктатором. Меньшим радикализмом отличалась программа Северного общества и его организаторов. Одним из которых был Н.М. Муравьев. Свою политическую и социальную программу Муравьев изложил в трех проектах конституции. Его проекты выступали за переход от царского самодержавия к конституционной монархии. Революционеры-демократы В.Г.Белинский, Д. И. Писарев считали вооруженное восстание единственным средством свержения самодержавия. По их мнению, это должна быть крестьянская революция, которая установит "социальную республику" с верховной властью народа. А.И. Герцен деятель русского освободительного движения 19 в. Вместе со своим другом юности Н.П. Огарёвым в 1857г. начал публиковать первую русскую свободную газету «Колокол». Герцен говорил о том, что в России будет легче произвести социальную революцию благодаря сохранившейся сельской общине. Н.Г. Чернышевский деятель русского освободительного движения 50-60х гг. 19 в. против самодержавия и крепостного строя. Чернышевский придерживался весьма радикальных революционно-демократических воззрений, надеясь на скорый народный бунт против самодержавно-крепостного строя, «не смотря на все зло», которое сначала приносят революции. Но со временем Чернышевский стал все больше акцентировать внимание на возможности мирного пути – социально-политических преобразований с помощью реформ. Чернышевский сравнивает революционный способ преодоления феодальных и утверждение буржуазных порядков (как это было в Англии и Франции) с реформистским путем (как в Германии); и отдает предпочтение второму способу. П. Ткачев (1844-1886) разработал идею ради­кального насильственного переворота, рассмат­ривая захват власти небольшой группой революционеров как необходи­мое условие социальных преобразований. Это революционное меньшинство начнет осуществлять преобразования и перевоспитывать консервативные массы. В конце XIX века, в связи с развитием рабочего и революционного движения, важную роль в политической мысли России стали играть социалистические идеи марксистского направления. Наиболее ярко они были представлены Г.В. Плехановым – основоположником первой русской марксистской организации «Освобождение труда», созданной в 1883 году в Женеве, и В.И. Лениным – одним из лидеров социал-демократического движения в России. Неприязнь к западному либерализму и конституционализму прослеживается и в русском анархизме. Его сторонники негативно относились не только конкретно к русскому, призывая к его свержению, но к любому государству и праву, ограничивающим свободу индивидов. Представители анархизма М. А. Бакунин и П. А. Кропоткин.

39. Чичерин. Очень ярким представителем либерализма в Росси был Чичерин Борис Николаевич. Большое внимание Чичерин уделяет свободе личности. Он выделяет две стороны одного понятия «свободы»: это отрицательная, которая не зависит от чужой воли, и положительная, которая позволяет действовать по своему желанию. Чичерин был убежден, что людям необходима как внутренняя, так и внешняя свобода. Последняя проявляется в ограничение личной свободы человека, что бы свобода одного не мешала другим, что бы все могли развиваться, не вредя друг другу. Право же существует для того, чтобы взаимно ограничивать свободы людей. Чичерин выделял два вида права: субъективный, заключавший в свободе выбора человека что-то делать, объективный вид заключается в самих законах, который регулируют свободы людей. Существует связь между этими видами. Говоря о государстве, Чичерин говорит, что государство – это «союз свободного народа, связанного законом в одно юридическое целое и управляемое верховною властью для общего блага». Власть, закон, свобода, общая цель - это те основные элементы государства, которые помогают достичь главной цели государства. Самой же лучшей формой правления государством Чичерин признавал конституционную монархию: А о демократии Чичерин говорил следующее: «демократия похожа на абсолютизм в том отношении, что очень любит бюрократию и централизацию». Перенося свою теорию на Россию, Чичерин видел, что порядок самодержавной России расходится с его идеальным порядком.Чичерин полагал, что России необходима именно монархическая власть. Для того, что бы достичь в России конституционное правление, Чичерин полагал, что России необходимо двухпалатное законосовещательное собрание. Таким образом, мы видим, что Чичерин был за реформирование политической стороны жизни России и выступал против революционных мер.

38. Константин Дмитриевич Кавелин (1818—1885) — один из основателей (совместно с С. М. Соловьевым и Б. Н. Чичериным) так называемой государственнической школы в истолковании истории России. Согласно его представлениям, основу и движущую силу исторического процесса образует борьба личности за свободу и «постепенное изменение» общественных форм —от родовых отношений к семейным, которые, в свою очередь, уступили высшей форме общественных отношений — государству. Россия шла тем же историческим путем, что и Западная Европа, но отстала от нее и потому должна прибегать к заимствованиям достижений цивилизации. В этом смысле реформы Петра I двинули Россию по пути европейского развития в сторону свободы и управления с помощью «современных актов и законов». Оправдание эпохи Петровских реформ — в ее целях, поскольку средства дала, навязала ей сама старая Русь. В отличие от славянофилов Кавелин считал, что наряду с общинным индивидуальное начало все-таки присутствовало и до Петра и привело к постепенному созданию у нас общественности и юридической гражданственности, хотя и в неразвитой форме «умственной, нравственной и гражданской культуры». Как и другие западники, Кавелин осуждал крепостное право; в период подготовки крестьянской реформы он высказывался против политических преобразований, опасаясь, что конституцию, если она будет введена в России, дворянство использует для сохранения своих привилегий и борьбы против реформ. В среде западников обсуждались не проекты конституции будущей России, а общие перспективы развития страны в связи с историей других европейских стран. Очень осторожно западники касались проблем самодержавия, православия, народности. По их мнению, развитие государственного строя России рано или поздно само собой встанет на конституционный путь. Основной и первостепенной задачей западники считали крестьянскую реформу. Поэтому они опасались, что преждевременное создание в России представительных учреждений по западным образцам неизбежно усилит политическую роль дворянства, а потому замедлит отмену крепостного права. Проблемы православия затрагивались западниками в неподцензурной печати.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.028 с.)