Предмет М. Особенности М. анализа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет М. Особенности М. анализа



Предмет М. Особенности М. анализа

Кейнс – родоначальн М. Предмет М. – закономерн и усл функционир нац э системы, с целью обеспеч устойчив и долговрем э. роста; полн занят; min-ии ур-ня инфляции; рац исп. Нац факторов пр-ва; обеспеч равновес платежеспособности баланса. М подход означ, что вся нац э рассм как ед целое, большой и сложный организм. В М исп широкий круг категорий,кот позаимствов из Микро (спрос,предлож,Р,дох …) но в М они выраж уровень совокупных (обобщенных показ) и наполн нов содерж. Основы М закладываются на уровне Микро, поэтому проблема, кот сущ на ур-не Микро, кос и М. М проблемы основа э политики гос-в. Все политич дебаты на ур-не правительства кос проблем М. М представ собой сов-ть обобщенных (агрегир-ых) показателей; чтобы они преврат в систему необход обнаружить зав м/ду ними. Обнаруж-е зав – предмет М анализа.

Особенности М анализа:

- Присоедин к 2-ум традиц. субъект рын отнош 2-х нов (гос, заграница)

- Гос становится важнейш э субом,оно устанав «правила игры»,налог политику,тариф ставки, дотации, проводит эмиссию денег

- М – система 4-х главных рынков (тов, труд, денег, цен бум) => М анализ провод в 2 этапа: выясняется специфика механизма функц кажд рынка в отдельн, затем происхт балансире в рамках един рынка, на кот устан опр ур Р

- М анализ предполаг абстрагир от различий меж отдел рынками и выявление общих закономер функционир в целом э системы. С помощью бюджет-налог, денежно-кредит полит гос-во обеспеч равсновес внутр и внеш р путем установ, равновесных цен, полной зан, преодол инфл

- При анализе М процессов исп-ся показ,кот не встреч в Микро (ВВП, ЧНС, располог-ый дох, общ ур-нь Р, ур-нь безраб, дифицит гос бюдж, валют курс)

Опираясь на эти показ М объясн закономерности происходящие в э, позвол состав прогнозы ожид тенденций, позвол выяв возможности воздейств политики гос-ва на ход событий. При анализе э явл М широко исп общенауч и специфич методы исслед (диалектический, метод научной абстракции, метод системного подхода)

В М широк исп э-мат модели.Применен их целесообр т.к позвол выяв приные э связи и отсечь несуществен детали.В моделях широко исп 2 типа перемен:

1) Экзогенные (вводятся из вне и явл исходной инф-ей)

2) Эндогенные (формир внутри модели и явл р-ом ее реш)

Наиб важным для М анализа явл связи типа «запасы-потоки». Потоки – совокупн полезностей, кот. были произвед или исп в теч опр периода t (произвед в данном промышлен и с/х прод-я).Запасы – кол тов, тр, денег на дан конкр момент t (кол-во безраб, запасы Au, кол-во денег в обращ). Меж запас и поток сущ взаимосв: измен одних вел-н сопровожд соотв измен др

Модель кругооборота. Осн М тождества

В основу М анализа Франсуа Кэнэ заложена модель круговых потоков (модель кругооборота ВВП).

Простейшая модель вкл в себя 2 категории э субъектов (дом хоз-ва и фирмы). Расходы фирм на ресурсы одновременно представ собой потоки зарплат, ренты и др, дох дом хоз-в. С др стороны потоки потребительских расходов образ выручку фирмы от реализ готов продукции.

Осн вывод из модели – равенство суммарной величины продаж фирм суммарной величине дох хоз-в.

В открыт э в модель круг потоков вводятся такие э субъекты как гос-во и внешний мир и этот процесс усложняется т.к. гос сектор связан с ост элементами э системы 3 способами (налоги, гос закупки, займы)

Иностр сектро также связ с др э субъектами (импорт, экспорт, проведение междунар финн операц, а также с транссакцион сделками по купле и продажи реал фин активов, это операц приводят к притоку или оттоку К из страны)

Вывод из модели:

1) Реальный и ден потоки осущ безпрепятственно при усл равенства совокупных расходов дом хоз-в, фирм и гос-ва, внешн мира совокупным V пр-ва

2) Движение денег распадается на 2 потока (доходов и расходов), кажд из кот = суммарной стоимости произведенных в э товаров и усл, поэтому через суммарные потоки ден ср-в опред вел-ну произведенного в обществе нац продкута

Осн М тождества:

1) U=C+J 2) U=S+C 3) C+J=S+C 4) J=S 5) U=C+J+G+Xn 6) UD=U+TR-TA   7) UD=C+S 8) C=U+TR-TA-S 9)U=U+TR-TA-S+J+C+Xn S-J=(C+TR-TA)+Xn U – доход C - потребление S - сбережения Xn – чистый экспорт G – гос расходы TA - налоги TR – чистые трансферты UD – располагаемый дох J - инвестиции

Модель кругооборота позвол сформулир осн М тождества, кот характеризуют взаимосвязи элементов ВВП.

Если рассм закрытую э, то 1-е тождество отраж произведенную и реализованную продукцию.

2-е отраж соотнош м/ду U (ВВП), сбережениями и потреблением, т.е. инвестиции(И) б. исп. на потреб и на накопление, оно говорит о том, что весь U исп либо на сбереж, либор на потреб

Т.к. расх и дох, получ в р-е пр-ва, равны,то мы можем приравн правые части 1 и 2 и получим 3.

3 показ, что произвед прод-т = реализован.

Чтобы показ, взаимосвязь м/ду S и J мы из кажд части вычтем C, получим 4.

Если в М анализ вводится гос-во и внешний сектор, то тождество, произведенного и реализ, продукта б. выраж ур-ние 5.

5 отраж равенство U и расходов в открытой 2.

6 чтобы расчит соотнош м/ду выпуском и располог дох необход учит, что часть дох расходуются на налоги (TA) и чистые трансферты (TR)

7 располог дох исп на потреб и сбереж

Объединив 6 и 7 получим 8, что означ, что потреб = сумме дох и трансфертов за вычетом налогов и сбереж

Если в прав часть 8 пост 5 получ 9


 

Методологические основы класс теории

Класс теор анализир модель М равновес исходила из след предполож:

1) В э действует соверш конкур и р равновес достиг автоматически на всех рынках

2) Наруш равновес возможно только под воздействием внеш причин (войны и т.д.)

3) V вып зав от кол-ва имеющихся р-ов и наблюдается полная их занятость

4) Гос-во не должно вмешиваться в э процессы

Методолог основой клас теор явл полож о том,что пр-во опред-ет расходы. Это полож было сформулир франц эк Сэем. В принципе: продукты обмен на продукты –закон рынков Сэя.

Суть з-на: само пр-во благ создает собствен спрос на эти блага. Реализов свой тов на рынке,продавец полученные ден средства тратит на преобрет др тов или р-ов, в кот он нужд. Поэт сумма дох продавцов соотв сумме расх покупателей.

Т.о. S со сторон продавцов явл D их на др тов и усл.

Классики счит, что даже при наруш равновес р автомат-ки конвертирует равновес путем уменьш или увелич Р, W, %ст благодаря их высокой гибкости и очень быстрого приспособления изменившимся условиям. Поэт э почти мгновен возвр в сост равновесия и обеспеч ее стабильность.

В класс теор деньги рассм только как инструмент обеспечения обмена (сделок), а не как инструмент накопления и сохр богатства, поэт они расход полностью при обмене

Поэт в э по мнению классиков, не могут образ товарные запасы,кот м. б привести к уменьш пр-ва и установ равновес при неполн занятости р-ов. В реал действит дом хоз часть дохода сберегают и поэт не весь выпуск м. б. реализ

Какой выход? (классики)

Счит, что поскольку частные сбереж дом хоз-в хранятся в банках,то ф-мы м исп их как кредит для превращения в инвестиции и поэт обеспеч равновес м/ду S и D.

 

 


Мульт трансфертов.

Трансферты TR- безвозмездные соц платежи, кот осуществляются без соответствующего предоставления или получения каких-либо тов. и услуг.

Выплата тр преследует цель выравнивания дохов граждан, соц защиту малоимущих и многодетных семей, инвалидов, временно безработных.

Тр способны увеличить располагаемый доход и увеличить AD, что приведет к приросту ввп. При этом прирост ввп происходит в большей степени, чем при Тр, т.к имеет место мульт эффект, кот аналогичен мульт эффекту от снижения налогов и расчит Тр мульт так:


 

22. Сбалансированный бюджет (сб). Мульт СБ. Бюджет (б) полной зянятости. Дефицит Б, Бюджетный излишек.
Состояние гос б, отражает положение в экономике и возможное финанс вложений на гос уровне. От гос б зависит, какие именно расходы сделает гос-во, какие потребности общества будут удовлетворены.
Состояние гос б редко бывает сбалансированным. Часто расходы превышают доходы, следовательно, состояние бюджета носит название дефицита или профицита.
существует 3 основных концепции сбалансир б, которые исходят из того, что бюджетный дефицит (БД) является серьезной проблемой и он длжен быть сбалансирован.

1 концепция: Б должен ежегодно быть сбалансир, независим от фазы экномич цикла.
2 концепция. СБ ежегодно имееть не обязательно, главное сбалансир бюджет в целом в течение экономич цикла, используя те же рычаги (налоги и закупки).

3 концепция -идея функциональности финансов.

Цель гос финансов по мнению трех – обеспечение макроэкономич стабильности, а не сбалансир бюджета, который они считают вторичным.

Аргументы концепций: 1) пропорциональная и прогрессирующая система налогообложения автоматически приводит к росту налог поступлений по мере экономич роста. 2) у гос-ва есть достаточно возможностей в регулировании налогов и денежного обращения. 3) проблема дефицита бюджета не столь обременительна для экономики, кот характеризуется эконом ростом.
В современных условиях в основе Б политики развития стран лежат положения 2 и 3 концепций. Такая политика требует жестокой котировки со стороны правительства в размере БД.

Долгоср кр.Филлипса.

Если безраб выше естеств ур,инфл стабильн снижа-я, то кр.Ф в дп PCLR занимает вертик положен и пересек с краткоср кр. PCSR1 в т.А,котор показ ур.инфл соотв-щий естеств ур.безраб (тот же рис7,см.выше).Попытка правит через стимулир AD в дп приведет лишь к росту инфл и кр. PCSR1 в PCSR2,показывая более высок инфл при сохранен естеств урбезраб. Последующие попытки правита снизить безр черз стимулир AD вызовут устойчив увелич темпов инфл при сохран безраб на прежнем ур. ТО, все точки перемещающиеся вверх к краткоср кр.Ф PCSR выстраиваются в единую вертик-ную линию, соединив которые мы получили долгоср кр.Ф

Стабилизационная политика

СП – комплекс мероприятий направленных на преодоление негативных шоков S, смягчение цикличности колеб. экономики и стим. деловой активности субъектов хозяйствования.
2 подхода к провед СП
1) кейнсианский(напр на упр AD)
2) сторонников теории эк-ки S
Не зависимо от того, какой стононе отдается предаочтение,для начала необходимо отпр ту фазу цикла в которой находится экономика и какой СП отдать предпочтение. Это можно сделать,используя данные по динамике показетелй эк. конъюнктуры, которая предоставляется статистическими организациями.
К примеру о дипресии в кризисе говорят такие факты
1) падение пр-ва,прибыли фирм, % ставки
2) увеличение ур-ня безработицв,кол-во банкротств
3) увеличение тов.запасов и т.д.
При проведении СП гос-во может исп-вать стимулирующую БН и ДК политику которые по-разному влияют на структуру AD. БН политика через увеличение гос.расходов(закупки,трансферты) и увелич.потребительскиз расх.=>увелич. V производства и цен. ДК политика – уменьшение % ставок стимулирует D на инвестиции которые используются для увеличения V пр-ва и уменьшения P на товары. Также при СП политике используются такие рычаги как уменьшение налогов, % ставки, предоставляются различные льготы,создаются условия для увеличения деловой активности развития предпринимательства.
Гос-вом проводится СП путем ШОКОВОЙ ТЕРАПИИ (быстрое преобразование производства) – уменьшение гос.расходов и темпов увеличении денежной массы, удается к уменьшить инфляцию,но это приведет к спаду пр-ва и резкому увеличению безработицы или путем более мягкого преобразования(политика ГРАДУАЛИЗМА)- постепенное уменьшение гос.расходов. и проведения мягкой монетарной политики.
Разумная СП будет способствовать увеличению деловой активности. Эффективность СП не может оставаться эффективной на протяж. длительного времени, особенно в усл.глобализации мир.эк-ки поэтому гос-во проводит активную эк.политику,которая реагирует как на текущее так и на прогнозируемое сост. эк-ки.

 

40. Политика занятости, ее направления и методы. Политика занятости в Республике Беларусь.

В мировой эк-ке выделяют 2 осн. типа возд. на уровень занятости:
1. Активная политика занятости(АПЗ)
1)соз. новых раб.мест.
2) обучение переподготовка, и повыш. квалифик. безработных и предоставление им подх.места работы
3) орг общ работ
4)стим. разв малого и среднего бизнеса
5)проведение мер по предупр-ию необоснов-х увольнений раб-ов
2. Пассивная ПЗ:
1) оказание мат.помощи безработным и выплата пособий по безработице
2) осущ.доплат на иждевенцев
3) продажа недорогих тов. 1 необходимости
4)орг питания безработных
Особенности гос. ПЗ в РБ
В сфере занятости ситуация в РБ стабильна,несмотря на сокращение спроса на раб силу и увеличение численности работников наблюдается практ-ки во всех отраслях за искл. с/х,где набл. отток труд ресурсов.

Также набл.
1) медленное обновл.раб мест
2) умень образов-проф уровня безработных
3)высокая молодежная и женская безработица
Основными источниками поступления раб сил на рынок в РБ:
1)увольнения по причине текучести кадров
2)лица занятого в д/х и нужд в трудоустройстве
Направления ПЗ:
1)стим. со стороны гос-во,созд новых раб мест и их модернизация
2) содействие раз.малого бизнеса и частично предъпринимательства
3) содействие трудоустройству t незанятых работников


 

41.Антиинфляционная политика, ее направления и методы. Антиинфляционная политика в Республике Беларусь.

Антиинфл. политика при открытой инфл-ции зависит от причин её появления и темпов роста цен. При гиперинфл-ции привести темпы роста ден. массы в соответствии с темпами роста реального ВВП невозможно посредством стимулир-щей бюджетно-налоговой пол-ки. Гиперинфл. делает пр-во убыточным, сводя на нет финансовые и налоговые льготы. Погасить гиперинфл. можно лишь монетарными методами: путем минимизации и темпов роста ден. массы и введения жестких рамок изменений её объемов в течение года – такая полнота называется таргентирование ден. массы. Сокращение ден. массы проводится путем ограничения скорости обращения денег, повышение нормы обязат. резервов, временное прекращение эмиссии. Для прекращения доп. эмиссии денег необходимо 1)урегулировать структурный дефицит бюджета, сократив прежде всего непроизводит. расходы и прекратить индексацию доходов населения, такие меры непопулярны, поэтому проводить их может только прав-во, имеющее доверие у населения. 2)Вторым шагом после погашения гиперинфл. монетарными методами явл-ся балансирование темпов роста пр-ва, платежеспособного спроса и темпов роста цен. Вариантомтакого балансирования явл-ся пол-ка цен и з/п. Она заключается в ограничении движения цен, ростом минимальн. ставки з/п, кот. привязывается к изменению производит-ти труда. Это устранит инфляцион. ожидание и ограничит монополизацию производителей, профсоюзов. Одновременно с этим необходимо сохранить жесткую монетарную пол-ку и не допускать роста дефицита бюджета. Только в комплексе эти меры способны снизить темпы инфл. до регулируемого, предсказуемого уровня. 3)Необходимо стимулировать расширение совокуп. предложения(рост ВВП) на основе роста производит-ти труда путем внедрения достижений НТП, используя снижение налогов(издержек), стимулирование инвестицион. расходов путем снижения %-ной ставки. При этом необходимо отдавать предпочтение не бюджетному финансированию, а созданию условий для роста производит-ти труда, внедрению новых технологий, инновационному преобразованию производственной и др. сфер экономики. Эти меры приведут к росту объема пр-ва, сокращению безработицы, снижению среднего ур-ня цен и темпов инфл-ции. Для снижения инфл-ции необходимо скоординировать действия прав-ва и бизнеса(реального сектора эк-ки). Прав-во должно стабилизировать гос. расходы и налоговую сис-му, обеспечить увеличение одинаковыми темпами ден. массы и нац. дохода. Не допускать в свою страну импортн. инфл. из др. стран. Бизнесу необходимо обеспечить темп увеличения з/п, не превышающей темпы роста производ-ти труда. Полностью избавиться от инфл-ции невозможно по причине наличия монополизма ЦБ, монополизма профсоюзов на установление оплаты труда и бизнеса. Поэтому стоит задача снизить темпы до минимального и предсказуемого ур-ня. Антиинфл. пол-ка в РБ направлена на: 1)ограничение монетарных ф-ров инфл-ции. Идет речь о регулировании объема и структуры ден. массы, проведении эффективной % пол-ки по кредитам и депозитам, сокращение скорости обращения денег, регулировании доходов населения и использовании не денежных ср-в расходов(векселей и нов. эл. денег), ограничении бюджетных дефицитов. 2)структурное регулирование рынка тов-ов и услуг, совершенствование сис-мы ценообразования. Идет речь о гос. регулировании цен на продукты и услуги, на товары первой необходимости, на товары монетаристов. Регулирование импорта тов-ов и услуг. Регулирование закупочных цен, ур-ня рентабельности, стр-ры спроса и предложения, ограничение инфл. ожиданий. 3)ограничение издержек и ресурсосбережение. Предусматривается регулир-е з/п в составе изд. пр-ва, поиск путей удешевления и замены импортных энергоресурсов. Снижение материала и энергоемкости пр-ции на основе новых технологий. Регул-е %-ных ставок налоговой сис-мы и др. обязат. платежей, сокращение трансакционных издержек. 4)отказ от мер гос. поддержки и защиты неконкурентных отраслей и предприятий. 5)всемирное поощрение развития малого и среднего бизнеса. 6)минимиз-я негативн. возд-ия на нац. эк-ку со стороны внешних инфляцион. ф-ров(уравновеш-ие плат. баланса, стабил-я вал. курса). 7)повыш-е ур-ня сбереж-й, путем повышения % ставок по вкладам.

Указанные меры реализуются в программах и прогнозах, разрабатываемых на 5 и более лет, а также в ежегодно утверждаемых направлениях ден.-кредитн. пол-ки НацБ. В них и опред-ся основные монетарные ф-ры снижения инфл-ции.

42.Открытая экономика и ее основные взаимосвязи. Понятие и модели внутреннего и внешнего равновесия.

В условиях глобализации нац. эк-ка отдельной страны всё больше зависит от рез-тов взаимодействия с др. странами. Процесс и рез-ты этого взаимодействия рассматриваются теорией откр. эк-ки. Открытой явл-ся эк-ка, в кот. прав-во данной страны не препятствует свободному перемещению тов-ов, услуг, валюты и ф-ров пр-ва. Все граждане страны могут без ограничений совершать операции на мировом рынке тов-ов и кап-ла. Различают большую и малую откр. эк-ку. Большая отличается от малой тем, что изменения экономич. конъюнктуры, происходящие в ней, влияют на эк-ку др. стран, вовлеченных в хоз. связи. Эти изменения могут влиять на ур-нь цен на тов-ры, на мировую %-ную ставку и т.д. Малая откр. эк-ка принимает мир. %-ную ставку и ур-нь цен как данность и не в состоянии повлиять на них. Открытость эк-ки опред-ся суммой экспорта и импорта по отнош. к ВВП в % и величиной экспорта на 1 жителя страны и долей иностран. инвестиций в общем объеме инвестиций в нац. эк-ку. Открытость нац. эк-ки со всеми ее достижениями и проблемами отражается в платежном балансе и проявл-ся через экспорт и импорт тов-ов и услуг. Приток и отток кап-ла, купле-продажа валют согласно классификации МВФ составляющими элементами платежного баланса явл-ся.: счет(баланс) текущ. операций, счет движ-я капитала, забалансовый счет изменения офиц. резервов. Объектом макроэк. анализа явл. ВВП, состоящий из внутрен. и зарубеж. расходов-доходов от реал-ии тов-ов и услуг, произведен. на основе использования нац. ф-ров пр-ва. Согласно кейнс. теории это отражается в основном тождестве нац. счетов: U=C+I+G+Xn; Xn=Ex-Im данное тождество указывает на одну из причин почему сальдо счета тек. операций играет важную роль в междунар. эк-ке любой страны. Т.к. правая часть данного тожд-ва представл. собой совместные расходы на пр-цию, произведен. внутри страны, то изменения в экспорте могут повлечь за собой изменения в совокуп. выпуске и занятости. Осн. тожд-во нац. счетов показывает также, как связаны между собой величины совокуп. выпуска внутрен. расходы и сальдо счета тек. операций платеж. баланса. Xn=U-(C+G+I); C+I+G=A. Сумма в скобках–внутрен. абсорбция(А). Абсорбция–это часть ВВП, реализуемая отечествен. дом. хоз-вам, фирмам и прав-ву данной страны. Используя даную технологию можно изложить сальдо счета тек. операций, как разницу между доходом и абсорбцией Xn=U-A. Если величина выпуска превышает внутрен. расходы-страна экспортирует разницу. Величина чистого экспорта и сальдо счета тек. операций явл. положит-ной. Если величина выпуска снижается так, что она не покрывает внутрен. расходов, то страна импортирует разницу–в этом случае величина чист. экспорта и сальдо счета тек. операций явл. отрицат. и страна вынуждена занимать необходимую сумму за рубежом. Для анализа макроэк. равновесия в откр. эк-ке и его изменений необходимо использовать взаимосвязи счетов плат. баланса и счетов, отражающих доходы и расходы, связан. с выпуском пр-ции. Взаимосвязь счета тек. операций и счета движ. кап-ла может быть представлена алгебраически путем послед. преобразования осн. тожд-ва нац. счетов. U=C+I+G+Xn; U-C-G=I+Xn в левой части ур-ния получим величину нац. сбережения(Sn), переписав данное ур-ние получим след.: I-Sn=-Xn. Данная форма записи осн. тожд-ва нац. счетов показывает взаимосвязь междунар. потоков средств, предназаначен. для накапливания кап-ла(инвестиции-сбережения и междунар. потоков тов-ов и услуг). Величина инвестиций и сбережений(I-Sn) представл. избыток внутрен. инвестиций над внутрен. сбережениями и характеризует счет движения кап-ла, кот. показывает объем инвестиций, финансируемых за счет иностран. займов. Счет тек. операций фиксирует средства, получ. из заграницы в обмен на отечествен. чист. экспорт тов-ов и услуг. Поэтому величина Xn отражает счет тек. операций. Из осн. тожд-ва нац. счетов следует, что счет движ. кап-ла и счет тек. операций уравновешивают друг друга Xn=-(I-Sn)=Sn-I если инвестиции превышают нац. сбережения(I>Sn), то изменения инвестиций должны финансироваться из-за рубежа за счет иностран. займов и наоборот. В откр. эк-ке важное знач. имеет взаимосвязь сбережений и инвестиций и баланс счета тек. операций. В откр. эк-ке сбережения и инвестиции могут отличаться Sn=I+Xn. Данное ур-ние показывает различия между откр. и закр. эк-кой. В отличие от закр., откр. с выгодн.инвестицион. возможностями не нуждается для их использования в увеличении собственных рес-сов, т.к. сущ. множество возможностей увеличивать инвестиции и займы из-за рубежа. Рост междунар. заимствований порождает проблему внешнего долга и источников его финансирования. Если суммарное сальдо счета тек. операций и счета движ-я капитала сводится с дефицитом, то нехватка иностран. валюты компенсируется за счет снижения официальных междунар. резервов(ОМР). ОМР- иностран. активы, кот. находятся в ЦБ в качестве источника, предохраняющего эк-ку от экономич. катастрофы. К официальным резервам относится монетарное золото, спец. права заимствования выпускаемые МВФ, иностран. валюта и др. иностран. официальные активы. Большая часть офиц. резервов приходится на основные иностран. валюты. Изменение офиц. валютн. резервов выступает регулированием дефицита платежного баланса. ЦБ часто продает или покупает междунар. резервы на фондовых рынках с целью оказания воздействия на макроэкономич. условия в эк-ке своих стран. Сделки подобного типа наз-ся официальной валютной интервенцией. Использование валютных резервов для регулирования плат. баланс имеет свои резервы. И в долгоср. плане при хроническом дефиците плат. баланса по счету тек. операций может привести к его кризису. Изменение офиц. резервов отражается под чертой в плат. балансе.

 

43.Применение модели «совокуп доходы – совокуп расходы» для анализа открыт. эк-ки: мультипл-тор малой открытой экономики.

1)Модель «доходы-расходы» дает возможность провести анализ влияния макроэк. пол-ки на состояние плат. баланса в откр. эк-ке. На рис.1 равновесие плат баланса в т.Е, где чист. экспорт(Xn)=0, доход ОЕ. Если в стране А предлож. денег увеличится, это повлечет за собой рост спроса на тов-ры и увеличение выпуска, снижение %-ной ставки и рост инвестиций. Кр. S-I0 сдвинется в полож. S-I1 на величину CB и повлечет за собой рост дохода на величину ЕА, а также увеличение спроса на импорт. Одновременно предположим, что в стране в В предлож. денег останется неизмен. и не будет стимулов к измен. инвестиц. и доходов. Рез-том явится то, что стр. В не может вызвать рост экспорта из стр. А. В стр. А возникнет дефицит плат. баланса в размере АВ. Такая ситуация будет продолжаться до тех пор, пока валютн. курс будет фиксирован, а дефицит плат. баланса стерилизуется. Стерилизация-действия ЦБ, направлен. на устранение изменений в ден. массе, вызван. дефицитом или излишком плат. баланса внутри страны. Для компенсации снижен. ден. массы, являющейся следствием дефицита плат. баланса прав-во через ЦБ может осущ-лять операции на откр. рынке, т.е. купле-продажа фин. активов. При дефиците плат. баланса возможности применения стерилизации ограничены имеющимися валютн. резервами, кот. рано или поздно истощаются, поэтому пол-ка стерилизации лишь, как времен. мера. Для сохранения валютн. резервов ЦБ стр. А должен прекратить стерилизацию, что приведет к сокращ-ю предлож. денег в этой стране, но мировое предлож. денег останется неизмен., это даст возможность к росту предлож. денег в стр. В и как следствие и росту дохода. Рост дохода в стр. В приведет к росту экспорта стр. А и будет способствовать уменьш. или ликвидации дефицита плат. баланса стр А. 2)Модель «доходы-расходы» может быть использована для выяснения влияния на доход обесценения реальной валюты рис.2

ЦБ для уменьшения дефицита плат. баланса проводит обесценение нац. валюты вместо стерилизации. На графике изобр-на ситуация, при кот. стр. А имеет дефицит плат. баланса в размере АЕ и ее валюта становится дешевле, чем в стр. В. Обесценение валюты страны А обознач., что потребуется большее кол-во валюты этой стр. для приобретения валюты стр. В. Будет удорожание тов-ов стр. В, выражен. в валюте стр. А. В стр.А снизится импорт и возрастет экспорт и кр.Xn0 сдвинется вверх в полож-е Xn1. При неизмен. доходе обесценения валюты стр.А достаточно, чтобы выровнять первонач. дефицит плат. баланса АЕ. Однако доход возрастет до ур-ня AN и вызовет соответ. рост импорта. Дефицит плат. баланса уменьшится с АЕ до ND. Для достижения полного равновесия плат. баланса необходимо ещё больше обесценивать нац. валюту стр.А, чтобы Xn0 достигло Xn2 и равновесие установилось в т.С. 3)Модель «доходы-расходы» дает возможность проанализир. взаимосвязь валютного курса и макроэк. равновесия рис.3. Изменение цен реагирует на состояние совокуп. спроса. Высок. спрос влияет на цены в сторону их повышения и наоборот. Крив. сов. спроса показ. зависимость выпуска дохода от каждого знач. индекса цен. Предположим первонач. цены устанавливались на ур-не Р1, сов.:спрос-ОU1, если ур-нь цен будет снижен до Р0, то равновесие переместится с ОU1 в ОU0, т.е. сов. спрос возрастет. Снижение ур-ня цен в откр. эк-ке данной стр. при неизмен. обменном курсе и неизмен. ур-не цен в др. странах приведет к тому, что товары данной стр. будут дешевле тов-ов др. стран и сов. спрос будет расти. Отрезок ОU0-показывает величину дохода при усл. полного использования рес-сов данной страны(что определяется вертикальной линией АS), а пересечение кр.АS и AD явл. точкой долгоср. равновесия, кот. соответ. проводимой макроэк. пол-ке и обмен курсу, кот. отражен. кр. сов. спроса. Если ур-нь цен составляет Р1 и сов. спрос=т.B соответ-но доход будет равен ОU1- это будет соответ. дефляцион. разрыву в размере BN0 между фактич. и возм-м ур-нем пр-ва. При неизмен. ур-не цен эк-ка будет находиться в т.С, но складывающиеся рецессионные условия будут оказывать давление в сторону понижения цен. В рез-те пониж. цен пр-во будет расти и эк-ка будет двиг-ся вдоль кр.сов.спроса от т.В к т.А. При ур-не цен Р2 сов. спрос соcтавит N1 и возникнет инфляцион. разрыв СN1. Если эк-ка будет производить больше пр-ции, чем показано отрезком ОU0 за счет более интенсивн. использования рес-сов, то доход может достигнуть величины ОU2. Рост доходов будет оказывать давление на рост цен. Цены будут расти и выпуск постепенно будет снижаться, если он был выше U0. В исходном положении плат. баланс был равновесным, но более высок. ур-нь цен внутри страны обусловит его дефицит. Если дефицит не стерилизуется, деньги уходят из эк-ки. Ур-нь пр-ва начинает сокращаться, а дефицит плат. баланса будет исчезать, когда цены возвращ. к своему первонач. ур-ню. Таким образом долгоср. макроэк. равновесие будет без стерилизации в т.А и ур-не цен Р0. След-но ур-нь цен явл. определяющим ф-ром формирования валютного курса. Рост цен в нац. эк-ке

будет означать падение курса нац. валюты, т.к. за прежнее кол-во иностр. валюты бюдет предлагаться большее кол-во нац. валюты. Падение валютн. курса сделает нац. тов-ры относ-но более тяжелыми и облегчает экспорт, а импорт становится более дорогим.

Мультипликатор малой откр. эк-ки: В усл. откр. эк-ки влияние внешн. торговли проявляется через изменения экспорта и импорта. При этом импорт(IM) и сбережения (S) считаются эндогенными переменными, зависящими от объема дохода, поэтому изменение ур-ня импорта и ур-ня сбережений стимулируется ростом дохода. Экспорт, также как и инвестиции являются экзоген(внешней) переменной, независящей от объема дохода в данной стране и определяется спросом др. стран на ее пр-цию, т.е. связаны с вложениями в нац. эк-ку сбережений и др. стран. Импорт как сбережения явл. утечкой кап-ла из эк-ки данной страны, т.к. средства резидентов расходуются на товары, произведен. в др. странах. Изменения в импорте при изменении дохода отражает пред. Склон-ть к импорту mPim, кот. опред-ся изменением в ур-не импорта в рез-те получения доп. ед. дох. : ; 0<mPim<1. Изменения в ур-не дохода в рез-те роста инвестиций или экспорта отражает мультипликатор малой откр. эк-ки Мх. Аналогичн6о мульти-ру инвестиций мульти-р малой откр. эк-ки обусловлен внутрен. процессами в сфере потребления и может быть определен через ур-нь потребления или сбережения. Учитывая, что потребление и сбережен. =1, то мульти-р малой откр. эк-ки можно записать: . В силу того, что доход тратится на ряду с импортом на внутрен. потреблен. и сбережен., то его увеличение на 1 ведет к росту импорта меньше, чем на 1, т.к. мульти-р в откр. эк-ке меньше, чем в закрытой. Чем меньше сумма(S+mPim), тем больше знач. мульти-ра, а значит сильнее мультипликативное воздействие экспорта на ур-нь дохода. Чем больше растет экспорт, тем меньше пред. склонность к импорту, тем быстрее уменьшается плат. баланс.


 

44. Модель Манделл-Флеминга (модель IS-LM-ВР).

Применительно к малой откр. экон-ке может быть использована модель М-Ф, кот. явл-ся расширенной версией кейнс. модели IS-LM. Эта модель позволяет анализ-ть воздействие макроэк. политики гос-ва как на внутр., так и на внешнее равновесие. Модель состоит из 3 элементов, кот могут быть представлены в виде след. ур-ний: IS = U = C(U-T) + I(r) + G + Xn(U,e), где е - валютный курс

LM = =MD(r,U)

r = r’ (со штрихом – мир. % ставка; r –внутр. % ставка)

Модель М-Ф строится для мал. откр. эк-ки, кот. может получать или предоставлять кредиты люб.размеров на мир. финанс. рынке, не влияя при этом на мир.уровень ставки %. Модель содержит 3 эндогенные переменные: U, r, e. Эта модель может быть изображена 2 графиками.

 

Данный график изображен в координатах U и r. Модель имеет традиционный вид для модели IS-LM. В откр. эк-ке к сдвигу кр. IS приводит изменение обмен. курса нац. валюты (кроме тех факторов, кот. были рассмотрены ранее – рост налогов и т.д). Напр, снижение курса нац.валюты приводит к увеличению чист экспорта и при прочих равных условиях к росту дохода. След, в этом случае кр. IS сдвиг-ся вправо. В модели М-Ф наклон кр. IS зависит не только от пред. склон. к потребл.(МРС) и чувств-ти инвестиций к ставке %, но также от величины предел. склонности к импортированию. Кр.LM на графике имеет положит. наклон. На ее сдвиг влияет изменение номинального предлож. денег. Рост предлож. денег обуславливает сдвиг LM вправо и наоборот. Наклон LM определяется чувствительностью спроса на деньги к уровню дохода и величине % ставки. Новая линия ВР, соответствующая ур-нию r = r’ и изображающая мир. % ставку, явл-ся горизонтальной, т.к. она не отражает влияние внутр. % ставки на мир. в малой откр. экон-ке. ВР имеет полож. наклон, т.к. с увеличением дохода растет импорт и как следствие дефицит плат. баланса. Поэтому необходимо повышать внутр. % ставку, чтобы увеличивать приток капитала и восстанавливать равновесие плат. баланса. Для полной междунар. мобильности капитала необходимо, чтобы внутр.% ставка была равна мировой. В этом случае ВР будет занимать горизонт. положение. На сдвиг кр.ВР могут влиять 1) внешняя задолженность(ее рост – ВР вправо вверх, снижение – ВР вправо вниз) 2) обмен.курс (рост его – ВР вправо, и наоборот), 3) % ставка за рубежом (рост ее – ВР влево, т.к. чистый приток капитала сокращается).

Из граф. видно, что все кр. пересек-ся в т. Е, т.к. внутр.уровень % ставки равен мировой. Это норм. состояние для мал. откр. экон-ки, кот. обеспеч-ся механизмом функц-ния валют. рынка. Предполож, что в мал. откр эк-ке внутр. % ставка выше мировой (рис. 5)

В этом случае активы данной страны будут более привлекательными для иностр. инвесторов и они будут стремиться их приобрести. В результате увелич-ся приток капитала в страну, и если страна использует режим плав. вал. курса. нац. валюты, то чист. приток капитала обусловит повышение курса нац. валюты. Повышение вал.курса приведет к сокращению чист. экспорта и кр.IS будет смещаться влево из положения IS0 до IS1, пока будет существ-ть тенденция к повышению вал.курса, т.е. пока внутр. % ставка не сравняется с мир. Если страна поддерживает фиксир. курс своей валюты и внутр. % ст. окажется выше мир.(рис 6), то в этом случае, чтобы не допустить повышения вал. курса выше официально зафиксир. уровня центр.банка, он должен будет проводить интервенцию на валют. рынке, покупая иностр. валюту и продавая нац. Предлож. денег будет увелич-ся и LM2 сдвинется в LM1 , пока внутр. % ст. не сравняется с мировой и приток капитала не прекратиться. Так. образом, в мал. откр. эк-ке внутр.% ст. при любом режиме вал. курса всегда равна мир. и все 3 кривые графика пересек-ся в одной точке, что означает внутр. и внешн. равновесие.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.043 с.)