Принцип учета возрастных особенностей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Принцип учета возрастных особенностей



Каждый конкретный возраст в целостном онтогенетическом физи­ческом и психическом развитии уникально неповторим: он содержит как ведущие «точки роста», определяющие развитие в целом, так и факторы, лимитирующие его. Двигательная функция человека характе­ризуется этапностью развития систем движений человека, колебатель­ным характером этих систем, синфазностью периодов ускоренного раз­вития, высокой степенью индивидуальности двигательных проявлений (Й.М. Янкаускас, Э.М. Логвинов, 1984; В.К. Бальсевич, 1987).


Процесс адаптивного физического воспитания, направленный на всестороннее развитие личности каждого ребенка, должен опираться на эти закономерности.

а) Единство генетического хода развития

Ребенок с нарушениями в развитии проходит все те же стадии он­тогенетического развития, что и здоровый ребенок. Различия заключа­ются в темпах физического и психического развития, конечном резуль­тате и способах его достижения. Развитие личности ребенка, его физи­ческих способностей и познавательной деятельности зависит от основ­ного дефекта и требует большего времени, иных средств и методов.

б) Максимальное использование сенситивных периодов развития Процесс индивидуального развития происходит неравномерно и не­одновременно. Периоды стабилизации и плавного развития психических, физиологических, двигательных функций сменяются ускорениями. Те возрастные периоды, в которые организм наиболее чувствителен к оп­ределенного рода воздействиям, названы сенситивными, или критичес­кими, поскольку они оказывают существенное влияние на последую­щие этапы развития и весь жизненный цикл (Т.В. Карсаевская, 1970).

Для обучения двигательным действиям сенситивным периодом счи­тается возраст 5-10 лет, а возрастной интервал от 7 до 10-12 лет предпоч­тителен для развития всего спектра физических качеств и координацион­ных способностей. Поэтому естественно считать его важным для органи­зованной закладки потенциала двигательной активности человека (В.К. Бальсевич, 1988). Это же время является оптимальным для форми­рования осознанной мотивации к телесному развитию и выработки привычки заботиться о своем здоровье (А.Г. Щедрина, 1996).

Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило, отстает от паспортного. Уровень его психических и физических способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сенситивные зоны; важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально использовать для развития и личностного роста.

в) Учет зоны ближайшего развития

При разработке проблемы взаимоотношения обучения и развития для детей нормального развития и с нарушениями Л.С. Выготским были введены понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего раз­вития», под которыми подразумевалась в первом случае такая подго­товка ученика, которая дает ему возможность действовать самостоя­тельно, во втором - возможность выполнять задание с помощью учите­ля (или родителей) то, что самостоятельно сделать пока не удается.

Зона ближайшего развития определяет не только психическое, но и физическое развитие, находящиеся в процессе созревания, дает пред­ставление о потенциальных возможностях развития, что, в свою оче­редь, позволяет делать научно обоснованный прогноз и практические рекомендации об оптимальных сроках обучения детей с ограниченны­ми функциональными возможностями.

Выявление актуального и потенциального уровней физического раз­вития, зоны ближайшего развития может быть основой нормативной возрастной диагностики для разных нозологических групп.


Принцип адекватности, оптимальности и вариативности педагогичес­ких воздействий

Эти принципы вытекают из признания основополагающего посту­лата: движение, двигательная активность для детей с ограниченными возможностями это объективное и жизненно необходимое условие су­ществования, поддержания «остаточного» здоровья, развития и совер­шенствования индивидуальных возможностей.

Принцип адекватности означает требование, чтобы выбор средств, ме­тодов, методических приемов соответствовал состоянию занимающихся. Функциональное состояние организма и реальные возможности решения конкретных педагогических задач определяются множеством постоянно дей­ствующих факторов, лимитирующих двигательную активность и влияющих на процесс адаптации. Принцип адекватности предусматривает учет следую­щих факторов: тяжести основного дефекта, характера сопутствующих забо­леваний и вторичных нарушений, возрастные особенности, индивидуаль­ные темпы развития, состояние двигательной функции, особенно локомо­торной, сохранность сенсорных систем, интеллекта, способность к обуче­нию, наличие двигательного опыта, предрасположенность, интерес и при­родные задатки к тем или иным видам физических упражнений.

Принцип оптимальности означает разумно сбалансированные вели­чины психофизической нагрузки, целесообразную стимуляцию адапта­ционных процессов, которые определяются силой и характером внеш­них стимулов. В качестве стимулов выступают физические упражнения, различные по характеру, направленности, координационной сложно­сти, а также физической нагрузке, которая должна соответствовать оптимальным реакциям организма.

Принцип вариативности означает бесконечное многообразие содер­жания и возможностей движения. Смысл вариативности состоит не толь­ко в том, чтобы избежать монотонии, привыкания к однообразной физической нагрузке. Люди с ограниченными возможностями вследствие вынужденной гиподинамии испытывают двигательный и эмоциональ­ный голод, дефицит общения, поэтому разнообразие двигательной де­ятельности, особенно игровой, хотя бы частично компенсирует эти негативные явления. В практической деятельности принцип выражается в варьировании физических упражнений и условий их выполнения, ме­тодов и методических приемов словесного и звукового воздействия, показа, сенсорных ощущений, способов регулирования эмоциональ­ного состояния занимающихся. Выбор возможных сочетаний перечис­ленных признаков вариативности обусловлен возрастом, индивидуаль­ностью занимающихся, конкретными педагогическими задачами и долж­ны соответствовать принципам адекватности и оптимальности.

 

Контрольные вопросы и задания

1. Какими путями реализуется принцип гуманистической направ­ленности в адаптивной физической культуре?


2. Что означает непрерывное физкультурное образование?

3. Раскройте роль здоровья и физической подготовленности для ин­валида в процессе освоения общечеловеческих культурных ценностей.

4. Что означает принцип социализации? Какова роль адаптивной физической культуры в социализации личности?

5. Какие факторы влияют на процесс социальной адаптации инва­лида?

6. Раскройте понятия «социальная интеграция» и «интегрирован­ное обучение».

7. Какова роль образования, в том числе и физкультурного, в ин­теграции инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в социум?

8. В чем заключаются возможности реализации принципа интегра­ции в адаптивной физической культуре?

9. В чем состоит принцип приоритетной роли микросоциума для ребенка с нарушениями в развитии?

10. Раскройте роль семьи в социализации личности ребенка.

11. Раскройте негативное влияние социальной изоляции, материн­ской депривации на воспитание и развитие детей.

12. Раскройте, почему соблюдение методических принципов опре­деляет профессиональную компетентность педагога адаптивной физи­ческой культуры?

13. Какие требования к педагогу предполагает реализация принципа научности?

14. В чем заключаются принципы сознательности и активности? Как реализуются эти принципы в работе с детьми-инвалидами?

15. Почему важно соблюдение этих принципов родителями детей-инвалидов?

16. Раскройте особенности реализации принципа наглядности в про­цессе адаптивного физического воспитания детей с нарушениями зре­ния, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата.

17. Раскройте особенности и правила реализации принципа доступ­ности в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии.

18. Что означает принцип систематичности в адаптивном физичес­ком воспитании?

19. В чем состоят особенности реализации и правила соблюдения принципа прочности в работе с инвалидами и лицами с ограниченны­ми возможностями?

20. Раскройте значение принципа прочности для долговременного непрерывного физкультурного образования и социализации личности.

21. Раскройте комплексный характер диагностирования.

22. Какое значение для адаптивной физической культуры имеют принципы дифференциации и индивидуализации, и в чем они заключа­ются?

23. В чем заключается принцип коррекционно-развивающей направ­ленности педагогического процесса как ведущий принцип специальной педагогики?

24. В чем заключается компенсаторная направленность педагогичес­ких воздействий?


25. В чем проявляются возрастные особенности физического и пси­хического развития ребенка?

26. В чем заключается единство онтогенетического хода развития здорового ребенка и с нарушениями в развитии?

27. Почему в адаптивной физической культуре необходимо макси­мально использовать сенситивные периоды развития?

28. Что означают понятия «зона актуального развития» и «зона бли­жайшего развития», и какое значение они имеют для адаптивного фи­зического воспитания?

29. Что означает принцип адекватности педагогических воздействии в адаптивной физической культуре?

30. Что означает принцип оптимальности педагогических воздействии в адаптивной физической культуре?

31 В чем состоит принцип вариатив!юсти педагогических воздействии! 32. Какие приемы вариативности используются в процессе занятий физическими упражнениями с детьми-инвалидами?


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адаптивная физическая культура как новая для России интегратив-ная область образования, науки, культуры, социальной практики име­ет большие перспективы. Это обусловлено неудовлетворительным со­стоянием здоровья населения нашей страны и невозможностью карди­нального изменения ситуации без пересмотра всей политики государ­ства, менталитета ее руководителей и широких слоев населения по от­ношению к физической культуре, в том числе адаптивной, здоровому образу жизни.

В системе образования адаптивная физическая культура должна за­нять важное место во всех видах и типах образовательных учреждений: дошкольных, школьных, начального, среднего и высшего профессио­нального, а также дополнительного образования.

Одно из ведущих мест принадлежит адаптивной физической куль­туре в системе специального (коррекционного) образования, где на ее основе может строиться учебно-воспитательный процесс, меро­приятия, обеспечивающие социализацию детей с отклонениями в раз­витии.

Однако повсеместное внедрение адаптивной физической культуры в систему образования сдерживается недостаточным количеством спе­циалистов-профессионалов. Поэтому в ближайшее время необходимо существенно увеличить количество учащихся, студентов и магистран­тов, осваивающих образовательные программы по адаптивной физи­ческой культуре.

Огромны перспективы научно-исследовательской работы в облас­ти адаптивной физической культуры, объединяющей в себе такие обла­сти знаний, как физическая культура, медицина, коррекционная педа­гогика и большое количество других научных дисциплин.

Наиболее актуальными являются проблемы адаптивного спорта и экстремальных видов двигательной активности, адаптивной двигатель­ной рекреации и креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик.

Последние два компонента (вида) адаптивной физической культу­ры самым тесным образом связаны с творчеством человека, нетради­ционными способами его самоактуализации, с искусством.

Особенно важным направлением развития адаптивной физической культуры в России является внедрение аксиологической личностно-ори-ентированной концепции отношения общества к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья. А это невозможно без активного участия средств массовой информации и коммуникации, формирования информационного пространства адаптивной физической культуры.

Одним из путей решения данной задачи является расширение сфе­ры влияния журнала «Адаптивная физическая культура», преобразова­ние его из ежеквартального в ежемесячный.

Повсеместное внедрение в жизнь россиян адаптивной физической культуры как важнейшей области социальной практики позволит поднять на новый качественный уровень всю систему комплексной реаби­литации инвалидов и лиц с отклонениями в состоянии здоровья, их интеграции в общество. А это, в свою очередь, обеспечит новый уро­вень качества жизни каждого человека нашей страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Адаптивная физическая культура: Ежеквартальный периодический журнал. - 2000: №№ 1-2, 3-4. - 2001 и последующие годы: № 1, 2, 3, 4.

2. Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарин Б.И. Внеклассная работа по физическому воспитанию во вспомогательной школе. — М.: Просве­щение, 1997.

3. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В. Физическое воспитание в школе глухих и слабослышащих: Учебное издание. - М: Советский спорт, 1991. - 64 с.

4. Вайзман П. П. Психомоторика умственно отсталых детей — М ' Аграф, 1997.- 128 с.

5. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: Тера-Спорт, 2000. - 166 с.

6. Горская И.Ю., Суянгулова Л.А. Базовые координационные способ­ности школьников с различным уровнем здоровья: Монография. — Омск: Изд-во СибГАФК, 2000. - 212 с.

7. Григоренко В.Г., Сермеев Б.В. Теория и методика физического вос­питания инвалидов. — Одесса, 1991. — 98 с.

8. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведе­ний. - М.: Академия, 2002. - 176 с.

9. Евсеев СП., Курдыбайло С.Ф., Морозова О.В., Солодков А.С. Адап­тивная физическая культура и функциональное состояние инвалидов: Учебное пособие / Под ред. СП. Евсеева и А.С. Солодкова. - СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. - 95 с.

10. Евсеев СП., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-техниче­ское обеспечение адаптивной физической культуры: Учебное пособие / Под ред. профессора СП. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2000. — 152 с.

11. Евсеев СП., Шапкова Л.В. Адаптивная физическая культура: Учеб­ное пособие для студентов высших и средних профессиональных учеб­ных заведений, осуществляющих образовательную деятельность по спе­циальностям 022500 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура), и 0323 — Адап­тивная физическая культура. - М.: Советский спорт, 2000. - 240 с.

12. Жиленкова В.П. Организационные основы адаптивной физической культуры инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие / Под ред. СП. Евсеева. - СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001.-83 с.

13. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умствен­ного развития детей. - М.: Просвещение, 1995. - 112 с.


14. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креатив­ной терапии. - СПб.: Речь, ТЦ Сфера, 2001. - 400 с.

15. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефесбологии. - М, 1990.

16. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное посо­бие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Академия, 2001.- 192 с.

17. Лечебная физическая культура в системе медицинской реабили­тации: Руководство для врачей / Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебеде­вой. - М.: Медицина, 1995. - 397 с.

18. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный воз­раст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М.: ВЛАДОС, 1997. - 304 с.

19. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для институтов физической культуры. — М.: Физическая культура и спорт, 1991.-543 с.

20. Мозговой В.М., Дмитриев А.А., Самыличев А.С. Методические ре­комендации по организации физического воспитания во вспомогатель­ной школе. - М., 1996. - 128 с.

21. Николаев Ю.М. Теоретико-методологические основы физической культуры в преддверии XXI века. - СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгаф-та, 1998. - 217 с.

22. Подвиждные игры для детей с нарушением в развитии / Под ред. Л.В.Шапковой. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 160 с.

23. Пономарев П.И. Физическая культура как элемент культуры об­щества и человека. — СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1996. — 284 с.

24. Ростомашвили Л.П. Физические упражнения для детей с наруше­нием зрения: Методические рекомендации для учителей, воспитателей, родителей / Под ред. Л.В. Шапковой. - СПб.: Изд-во Института специ­альной педагогики и психологии, 2001. — 66 с.

25. Столяров В.И., Быховская И.М., Лубышева Л.И. Концепция физи­ческой культуры и физкультурного воспитания // Теория и практика физической культуры. — 1998. — № 5. — С. 11—156.

26. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей от 1 года до 14 лет. - М.: Новая школа, 1994. - 288 с.

27. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.

28. Федорова ТВ. Игры, упражнения и психологические тренинги для студентов, обучающихся по специальности «Адаптивная физическая культура»: Учебное пособие / Под ред. СП. Евсеева. — СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1999. - 134 с.

29. Черник Е С. Физическая культура во вспомогательной школе: Учеб­ное пособие. — М., 1997.

30. Шапкова Л.В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры: Учебное пособие. — СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - 45 с.

31. Шапкова Л.В. Функции адаптивной физической культуры: Учеб­ное пособие. - СПб.: Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1998. - 82 с.


32. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры: Мето­дические рекомендации по физкультурно-оздоровительным и развива­ющим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии / Под ред. проф. СП. Евсеева. - М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.

33. Шапкова Л.В., Федорова ТВ. Технология подготовки и тематика квалификационных работ (по специальности 022500 - Адаптивная фи­зическая культура): Учебное пособие / Под ред. СП. Евсеева - СПб ■ Изд-во ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997.

34. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Со­циализация детей с нарушением интеллекта. - СПб.: Дидактика Плюс 2002. - 496 с.

35. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич -СПб.: Дидактика Плюс, 2001. - 272 с.


СВОДНЫЕ ДАННЫЕ ПО БЮДЖЕТУ ВРЕМЕНИ (В НЕДЕЛЯХ)

Семестры Теоретическое обучение Экзаменацион­ные сессии Практика Итоговая гос. аттестация (включая нодгот. и защиту квал. работы) Каникулы (включая отпуск после окончания вуза) Всего
             
             
             
             
             
             
             
             
             
  1 1          
Всего            

 


ПЛАН УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Индекс Наименование циклов, компонентов и дисциплин Объем работы студентов (часы) Распределение по курсам и семестрам Распреде­ление по семестрам
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс
Всего Ауди­торные занятия Само­стоятель­ная работа Нед. Сем. Нед Сем. Нед. Сем. Нед. Сем. Нед. Сем. Нед Сем. Нед. Сем Нед. Сем Нед. Сем. Нед. Сем.
                    эк­заме­нов заче­тов
Аудиторные часы в семестре
                                 
ГСЭ Общие гуманитарные и соци­ально-экономические дисциплины       15S 12S                    
            ПО    
(350)   (148) (30) (20) (82) (30)   (40)
ГСЭ.Ф.00 Федеральный компонент                              
ГСЭ.Ф.01 Иностранный язык                              
ГСЭ.Ф.02 Физическая культура, в т. ч.:   (350)                          
  - гимнастнка   (130)   (30) (30) (20) (20) (30)             2.4
- плавание   (140)   (78)     (62)                
- туризм   (401   (40)                      
- атлетизм   (40)               (40)          
ГСЭ.Ф.ОЗ Отечественная история                              
ГСЭ.Ф.04 Философия                              
ГСЭ.Ф.05 Культурология                              
ГСЭ.Ф.06 Правоведение                              
ГСЭ.Ф.07 Психология и педагогика                             3.4
ГСЭ.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент     ПО                        
ГСЭ.Р.01 Русский язык и культура речи                             1.5
ГСЭ.Р.02 Экономика                              
ГСЭ.Р.ОЗ Политология                              
ГСЭ.Р.04 Социология                              
ГСЭ.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом                              
ГСЭ.В.01 История физич. культ, и спорта                              
ГСЭ.В.02 Психология физич. культ, и спорта                              
гсэ.в.оз Мировое педагогическое наследие                              
ГСЭ.В.04 Психология личности                              

 


 

                                 
ЕН Общие математические и естественнонаучные дисциплины                              
ЕН. Ф.00 Федеральный компонент                              
ЕН. Ф.01 ЕН. Ф.02 ЕН. Ф.03 ЕН. Ф.04 ЕН. Ф.05 Математика Информатика Физика Химия Биология с основами экологии 140 180 120 100 180                                  
ЕН. Р.00 I Гационально-региональный (вузовский) компонент                              
ЕН. Р.01 Компьютерная обработка данных экспериментальных исследований                              
ЕН. В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом                              
ЕП. В.01 Спортивная мерология                              
ЕН. В.02 Естественнонаучные проблемы физической кульзуры и спорта                              

 


 

                                 
  Обще профессиональные дисциплины                              
ОПД                     22S            
        (450)   (40) (160) (90) (70) (26) (24)   (40)        
ОПД.Ф.00 Федеральный компонент                              
ОПД.Ф.01 Теория и методика физич. культуры                              
ОПД.Ф.02 Теория и организация АФК                             1,5
ОПД.Ф.ОЗ Психология развития                              
ОПД.Ф.04 Социальная защита инвалидов                              
ОПД.Ф.05 Правовые основы ФКиС                              
ОПД.Ф.06 Базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, в т. ч.: - легкая атлетика 520 160 (450) (140) 70 20   (70) (70)               8" 3  
  -спортивные и подвижные игры   (180)   (40) (40) (20) (30) (26) (24)           1,3,4,6
  - лыжная подготовка   (90)     (50)   (40)               2,4(диф)
ОПД.Ф.07 - самооборона Комплексная реабилитация больных и инвалидов 50 80 (40) 40 10 40               (40)        
ОПД.Ф.08 Анатомия человека     ПО                     2,3  
ОПД.Ф.09 Физиология человека                              
ОПД.Ф.Ю Биохимия                              
ОПД.Ф.П Биомеханика                              
                                                   
ОПД.Ф.12 Общая и специальная гигиена                             6.9
ОПД.Ф.13 Врачебный контроль в АФК                              
ОПД.Ф.П Общая патология и тератология ПО                            
ОПД.Ф.15 Научно-методическая деятельность                              
ОПД.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент     ПО                        
ОПД.Р.01 Менеджмент и экономика ФКС     ПО                       6,7
ОПД.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом                              
ОПД.В.01 Содержание и виды физкультурно-спортивной деятельности                              
ОПД.В.02 Теория спорта                              
ОПД.В.ОЗ Спортивная генетика                              
ОПД.В.04 Социальная педагогика                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 
ДС.00.00 Дисциплины специализаций, включая основные дисциплины специальности                              
        1 10 ПО              
  (540)   (90) (90) (90) (90)   (90)   (90)    


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1926; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.73.125 (0.057 с.)