Вопрос 29.Экономическая сущность показателей прибыли и рентабельности операторов связи. Значение и пути повышения прибыли и рентабельности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 29.Экономическая сущность показателей прибыли и рентабельности операторов связи. Значение и пути повышения прибыли и рентабельности.



С учетом неоднородности задействованных в создании услуг связи ресурсов и затрат, а также возможности выражения получаемого эффекта различными стоимостными и натуральными показателями для комплексной оценки экономической эффективности работы операторов должна использоваться система показателей, позволяющая получить количественные характеристики процессов интенсификации различных сторон производственной и коммерческой деятельности организаций связи. В таблице 11.1 представлены наиболее общие показатели оценки экономической эффективности деятельности организаций связи, большинство из которых могут быть рассчитаны как в целом по организации связи, так и по отдельным филиалам в соответствии с производственной спецификой их деятельности.

Таблица 11.1. Система показателей оценки экономической эффективности

деятельности организаций связи

Группы показателей Наименование показателей эффективности
1. Показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов и затрат 1.1. Производительность труда (Доходы (выручка) на 1 работника), тыс. руб. на 1 работника 1.2. Фондоотдача, руб. на 100 руб. ОПФ 1.3. Себестоимость 100 руб. выручки, руб.
2. Показатели эффективности использования отдельных видов ресурсов и производственных мощностей 2.1. Количество линий на 1 работника, штук 2.2. Выручка на 1 линию, руб. 2.3. Расходы по обычным видам деятельности на 1 линию, руб. 2.4. Отдача на персонал, руб. 2.5. Средние расходы на персонал на 1 работника, руб.
3. Показатели эффективности перспективных сегментов рынка 3.1. Доля доходов от инновационных услуг в общей выручке от продаж, % 3.2. Темпы роста доходов от инновационных услуг, % 3.3. ARPU (средний доход от одного абонента за отчетный период), руб.
4. Обобщающие показатели эффективности деятельности 4.1. Операционная маржа, % 4.2. EBITDA, тыс. руб. 4.3. Рентабельность производственных затрат, % 4.4. Рентабельность собственного капитала, %

 

В первую группу вошли традиционные показатели экономической эффективности использования отдельных видов производственных ресурсов и затрат, экономическая сущность и методика расчета которых были рассмотрены в соответствующих разделах данного конспекта и не требуют дополнительных пояснений. Большинство же показателей остальных групп стали применяться в отечественной практике сравнительно недавно, хотя в телекоммуникационных компаниях стран с развитой рыночной экономикой они широко используются для анализа и оценки отдельных сторон бизнеса операторов.

К числу таких показателей относится, например, «Количество линий на 1 работника», который характеризует производительность труда персонала организаций электросвязи в натуральном выражении и рассчитывается по формуле: лин = ,

где лин – среднее за период оценки (месяц, квартал, год) количество линий; – среднегодовая численность работников основной деятельности за соответствующий период.

Среднее количество линий включает в себя общее число основных абонентских устройств ГТС и СТС; таксофонов ГТС и СТС; универсальных таксофонов ГТС и СТС; междугородных таксофонов и абонентских устройств, включенных в оборудование автоматизированных переговорных пунктов; абонентских терминалов, подключенных к сетям сотовой подвижной связи и абонентских терминалов, подключенных к этим сетям.

Показатель «Отдача на персонал» характеризует выручку, которую приносит каждый рубль расходов на содержание работников основной деятельности, то есть характеризует эффективность использования потребленных в производственном процессе трудовых ресурсов. Расходы на персонал включают в себя: затраты на оплату труда (Зпл); отчисления по единому социальному налогу (ОЕСН); прочие затраты по персоналу, связанные с негосударственным пенсионным страхованием, добровольным медицинским страхованием, а также выплаты в соответствии с коллективными договорами и трудовыми контрактами, не учтенные в затратах на оплату труда (). Формула расчета рассматриваемого показателя имеет вид: ОП = Впрод / (Зпл + ОЕСН + ).

Показатель «Средние расходы на персонал на 1 работника» дает количественную оценку затрат организации на содержание одного работника. Данный показатель рассчитывается по формуле: пер = (Зпл + ОЕСН + )/ осн.

В отечественной отраслевой терминологии прочно закрепился показатель, использующий латинскую аббревиатуру ARPU. Обычно этот показатель применяется в подвижной связи для характеристики среднего дохода от одного абонента за отчетный период: ARPU = .

Операционная маржа определяется процентным отношением прибыли от продаж к общей выручке и характеризует эффективность деятельности компании по оказанию услуг и выполнению других видов работ, обеспечивающих доходы.

Показатель EBITDA включает в себя прибыль от продаж за вычетом доходов по процентам и дивидендам, а также амортизацию. Экономический смысл данного показателя состоит в том, что он отражает те получаемые оператором эффекты, которые находятся в непосредственной зависимости от результатов его деятельности.

Наиболее обобщающим показателем экономической эффективности производства является рентабельность. Он является своего рода синтезом различных количественных и качественных характеристик производственной деятельности организаций.

Для оценки экономической эффективности результатов деятельности организаций связи используется несколько показателей рентабельности, методика расчета которых зависит от того, какими показателями выражаются эффект и затраты или ресурсы. Наиболее часто употребляемым является показатель рентабельности производственных затрат, который определяется по соотношению прибыли (от продаж, до налогообложения или чистой прибыли) и суммы расходов по обычным видам деятельности, выраженном в процентах: Рзi = (Пi / Зоб) × 100.

В условиях акционерной формы хозяйствования важное значение имеет показатель рентабельности собственного капитала, определяемый как процентное отношение чистой прибыли к стоимости собственного капитала. Таким образом, рентабельность собственного капитала рассчитывается по формуле: Рск = (Пчист / ) × 100, где – средняя за рассматриваемый период (квартал, год) величина собственного капитала.

С целью повышения эффективности производства и увеличения его рентабельности организации связи должны таким образом организовать свою деятельность, чтобы обеспечить рост объема услуг за счет расширения и модернизации сетей связи, улучшения их потребительских свойств, внедрения инновационных видов услуг и прогрессивных форм обслуживания абонентов, применения гибкой тарифной политики, особенно в нерегулируемом секторе отраслевого рынка. Важная роль при этом принадлежит мероприятиям по росту производительности труда, улучшению использования основных фондов и производственных мощностей, экономному расходованию всех видов затрат, связанных с эксплуатацией средств связи и обслуживанием потребителей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.007 с.)