ПРЕДМЕТ, СТРУКТУРА, ЗАДАЧИ КУРСА


Темы для обсуждения, контрольные вопросы

1. Важность понимания предназначения изучаемого учебного материала для достижения «эффекта» процесса обучения - формирования личности журналиста-профессионала. Место журналистских дисциплин в системе университетского журналистского образования и задачи «пропедевтического» журналистского курса. Зачем нужны журналисту социально-экономические и гуманитарные знания?

2. Общие закономерности деятельности журналистики. Журналистика как функционирующая система («действующие силы», связи, взаимодействие). Факторы порождения оптимального текста в СМИ. В чем единство принципиальной схемы функционирования для разных исторических периодов и политических систем?

3. Научное знание как систематизированное знание об общих закономерностях. Наука о журналистике или теория журналистики? Три структурных составляющих науки о СМИ: теория, история, социология. Основные типы теоретических знаний и специфика теоретического знания о журналистике. Для чего нужны теоретические знания о журналистике журналисту-практику?

4. Понятие «журналистика» в широком спектре ее проявлений и определений, происхождение данного понятия. Синонимичные понятию «журналистика» варианты (средства массовой коммуникации, средства массового общения, средства массовой информации и пропаганды, mass media и др.), особенности значений. СМИ как наиболее предпочтительный термин по отношению к понятию «журналистика». А что журналистика означает лично для Вас?

5. Понятийный аппарат науки о журналистике. «Понятие» и «категория». Почему «массовая информация» является центральным понятием в структуре системы категорий. Основные цепочки категорий, определяющих закономерности массово-информационной деятельности. Насколько, с Вашей точки зрения, данная система категорий полно описывает журналистику как вид деятельности: можно ли что-то добавить, убрать или по иному провести связи между элементами?

6. Что означает утверждение: «Нет ничего более практичного, чем хорошая теория»? Как интерпретировать это положение применительно к курсу? В чем разница между журналистикой как предметом изучения в учебных заведениях и иными формами журналистики, использующими информационные технологии?

 

Практическое задание

Подобрать и прокомментировать материалы на тему «Журналисты о журналистике»

 

Литература

Аграновский В. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике. М., 1999.

Ахмадулин Е.В. Основы теории журналистики. М., 2008.

Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003.

Бродский И. Большая книга интервью. М., 2000.

Бусленко Н.И. Правовые основы журналистики. М., 2006.

Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. М., 2001.

Деннис Э.,Меррилл Дж. Беседы о масс-медиа.М., 1997.

Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества// Средства массовой информации России. М., 2005.

Землянова Л.М. Зарубежная коммуникативистика в преддверии информационного общества. М., 1999.

Коновалова О.В. Основы журналистики. М., 2005.

Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М., 2001.

Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов-на-Дону, 1999.

Основные понятия теории журналистики. М.,1993.

Правовые и этические нормы в журналистике. М., 2008.

Рэнди Рэддик, Элиот Кинг. Журналистика в стиле он-лайн. М., 1999.

Сиберт Ф.С.,Шрамм У.,Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

Цвик В.Л. Введение в журналистику. М., 2000.

 

 

ЖУРНАЛИСТИКА КАК СФЕРА МАССОВО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

Роль журналистики в информационном обеспечении жизнедеятельности общества. Развитие форм информационного общения: история и современность. Отличия пражурналистских явлений от журналистики. «Ведомости» - первая газета в России. Техническое эволюционирование журналистики. Новые информационные технологии: проблема соотношения индивидуализации информации и необходимости интегрирующего подхода к явлениям современности. Какое культурно-историческое событие положило начало возникновению журналистики?

Множественность значений термина «информация» при его использовании в повседневной журналистской деятельности. Качественная специфика теоретического содержания понятия «информация». Информация потенциальная, принятая и реальная. Что Вы назовете «информацией» в номере газеты? Для чего важна строго научная характеристика понятия «информация?

Массово-информационная природа журналистики. «Информационный базис» личности как сочетание массовой, специальной и индивидуально-личностной информации. Признаки «массовой» информации. Какой оттенок значения «массовый» теряется, когда речь идет о «средствах массовой информации»?

Три этапа массово-информационного процесса. Семантика, синтактика, прагматика текста. Трансформация форм осознания действительности журналистом в структурные компоненты создаваемого текста. Характеристика структурных компонентов текста и варианты их организации в тексте. «Информационная насыщенность» и «информативность» – в чем принципиальная разница понятий? Проблема прагматической адекватности как центральная при анализе на «информативность». Три критерия информативности. Соотношение интересов и потребностей в журналистских произведениях. Понятие «информированность» и его значение для деятельности журналиста. При каких условиях ваше состояние сознания может быть оценено как «информированное»?

Взаимосвязь информации и управления. Сущность дезинформации. Опасность использования непроверенных сведений. Информационная борьба и информационная война. Информационная безопасность как обеспечение подлинной информированности аудитории и охрана ее от деструктивного информационного воздействия. Зачем нужно поддерживать «информационный порядок» в обществе?

 

Практическое задание

Проиллюстрировать на подборке газетных материалов: структурные компоненты текста (дескриптивные, валюативные, нормативные, прескриптивные). Отметить в найденных текстах варианты их организации с точки зрения набора (полный, редуцированный), интенсивности (сбалансированная, акцентированная) и порядка (композиции) расположения этих элементов в тексте. Учитывая аудиторную направленность выбранного издания, оцените информационную насыщенность текстов и их информативность.

Литература

Афанасьев В.Г. Социальная информация. М., 1994.

Березин Б.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия. М., 2003.

Гитис А.Х. Толковый словарь информационных терминов. М., 1995

Голицын Г.А. Петров В.М. Информация - поведение - творчество. М., 1991.

Доктрина информационной безопасности РФ//Российская газета, 2000, 28 сентября.

Зыков В.В. Основы информационной культуры. Тюмень, 1999.

Информационное общество: информационные войны, информационное управление, информационная безопасность. СПб., 1999.

Информация как социальный и экономический ресурс. М., 1997.

Кедровский О.В. Информация и власть// Информационные ресурсы России.1996.№2

Коган В.З. Теория информационного взаимодействия. Новосибирск, 1991.

Копыленко А.Л. Власть информации. Киев, 1991.

Коренной А.Л. Информация и коммуникация. Киев, 1986.

Костюк В.Н. Информационные процессы и постиндустриальном обществе// ОНС.1996.

Текст: структура и функционирование. Барнаул, 1994.

Уэбстер Фрэнк Теории информационного общества. М., 2004.

Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. М., 1996.

 

 

ФУНКЦИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Темы для обсуждения, контрольные вопросы

1. Функции как сущностные характеристики СМИ. Социальное предназначение журналистики - адекватное информационное обеспечение жизнедеятельности общества. Понятие «функция». Функциональный подход к журналистике как виду деятельности: цель – средство – функционирование – результат. Целеполагающий характер журналистского труда. Какие цели Вы ставили перед собой, выбирая журналистику как профессию? Можно ли разделить их на сущностные и второстепенные?

2. Система функций журналистики. Различные подходы к классификации. Возможности и пути обобщения и систематизации подходов. Чем система функций отличается от набора функций? Система функций и связь с необходимостью «дублирования» всех процессов жизнедеятельности общества. В чем практическое значение знания функций журналистом?

3. Коммуникативные основы журналистской деятельности. Техническая роль или содержательное наполнение? Понятие коммуникации. Межличностные, специальные, массовые коммуникации. Коммуникация как основа выполнения функций. Доверие к изданию и его авторитет как условия успешного общения СМИ и аудитории. Каким образом СМИ могут налаживать контакт с аудиторией?

4. Идеологические функции. Идеология как система ориентаций в жизни общества различных его групп. Понятие «идеология» и его теоретическая нейтральность. Формы осознания действительности (дескриптивные, валюативные, нормативные и прескриптивные) в структуре идеологических представлений. Зависимость общечеловеческого характера идеологии от степени адекватности этих представлений реалиям жизни. Носители идеологии и идеологические различия. Идеологическая деятельность и массовое сознание. Структура массового сознания. Специфика взаимодействия с ним СМИ. Что такое общественное мнение и каковы его характеристики?

5. Непосредственно-организаторские функции и взаимодействие с социальными институтами. Формы и направления реализации непосредственно-организаторских функций. Характер «властных полномочий» журналистики и особенности управленческой роли журналистики в отношении социальных институтов. Какой характер носят рекомендации журналистов, высказанные ими в своих материалах о деятельности социальных институтов: обязательный или консультативный?

Культуроформирующие, рекламно-справочные и рекреативные функции. Культуроформирующая деятельность как часть идеологической деятельности. Журналистика в ряду институтов культуры. Понятие «культура» и всестороннее развитие человека. Подлинная культура как составляющая цивилизации. Значение культуроформирующих функций в ходе формирования новой, информационной цивилизации. Рекламно-справочные функции как продолжение культуроформирующих функций на бытовом уровне. Причины современного расширения рекламно-справочных функций в СМИ. Рекреативные функции и их роль в реализации других функций. Каковы Ваши функциональные предпочтения как журналиста-практика? Почему?

Функции журналистики как система и их «представленность» в разных СМИ. Взаимодействие функций журналистики. Функциональные особенности отдельных каналов, программ, изданий СМИ. Виды текстов с функциональной точки зрения: монофункциональный, полифункциональный, с доминирующей функцией. Какая функциональная организация текстов наиболее предпочтительна в журналистике и почему?

Практическое задание

Подобрать материалы с выраженной направленностью функций: идеологической, непосредственно-организаторской, культуроформирующей, рекреативной, рекламно-справочной. Охарактеризовать выбранные тексты по видам с функциональной точки зрения.

 

Литература

Арцишевский Р.А. Мировоззрение: сущность, специфика, развитие. Львов, 1986.

Быстрицкий Е.К. Феномен личности: мировоззрение, культура, бытие. Киев, 1991.

Герасимов В.М. Общественное мнение в зеркале политической психологии. М., 1994.

Горелова В.Н. Обыденное сознание как философская проблема. Пермь, 1993.

Горшков М.К. Общественное мнение. М., 1988.

Грушин Б.А. Мнение о мире и мир мнений. М., 1968.

Дар или проклятие? Мозаика массовой культуры. М., 1994.

Иваницкий В.Л. Проблематика СМИ: информационная повестка дня. М., 2008.

Засурский Я.Н. Тенденции функционирования СМИ в современной структуре российского общества// Средства массовой информации России. М., 2005.

Иванов А.В. Мир сознания. Барнаул, 2000.

Историческое сознание: сущность, функции, формы //Вестн.Ставроп.ун-та.1996.вып.4.

Кириллов Н.П. Массовое сознание. В 2-х кн. Томск, 1995.

Кирьякова А.В. Теория ориентаций личности в мире ценностей. Оренбург, 1996.

Кузьмен О.В. Социология общественного мнения. Новосибирск, 1996.

Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. М., 1996.

Общественное мнение России по социально-политическим проблемам. М., 2000.

Прохоров Е.П. Журналист и массовое сознание. М., 2007.

Сознание и история. Барнаул, 1993.

Спивак Д.Л. Измененные состояния массового сознания. СПб., 1996.

Судас Л.Г. Массовое сознание: в поисках новой парадигмы. М., 1996.

Туманов С.В. Современная Россия: массовое сознание и массовое поведение. М., 2000.

Тюнюкова Е.В. Формируем общественное мнение. Новосибирск, 1999.

Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. Спб., 2003.

Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. Спб., 1997.

Шереги Ф.Э. Историческое сознание россиян // Вестник РАН,1999,т.69,№ 4.

 

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь