ТЕМА 17 «ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»


Доцент Хатеневич Т.Г.

Дисциплина «Уголовное право»

 

Темы, вынесенные на контролируемую самостоятельную работу студентов

1 семестр

Тема 6 «Объективная сторона преступления» (4 часа).

Тема 7 «Субъект преступления» (2 часа).

Тема 8 «Субъективная сторона преступления» (4 часа).

 

2 семестр

Тема 14 «Понятие наказания» (2 часа) – 29/02/2012

Тема 15 «Назначение наказания» (4 часа)- 30/03/2012

Тема 17 «Освобождение от уголовной ответственности» (4 часа)- 15/04/2012

Тема 20 «Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет» (4 часа) - 30/04/2012

 

Методика КСР

1. Методические рекомендации по выполнению реферата.

Выполнение реферата по курсу «Уголовное право» имеет своей целью углубление теоретических знаний по темам курса, формирование навыков ведения самостоятельной аналитической работы, закрепления умений работы с различными источниками.

В реферате должна быть детально освещена тема на основе изучения различных источников с приведением самостоятельных теоретических или практических выводов. Реферат – самостоятельное научное исследование, которое обязательно должно включать элементы новизны. Реферат выполняется по заданной теме на основе изучения литературы. Важным этапом работы является поиск и изучение источников, составление их списка. Поиску и составлению списка источников содействует преподаватель, предложивший тему реферата. Однако студент должен уметь самостоятельно расширить список необходимой литературы. Следует помнить, что многие печатные издания имеют электронную версию, что существенно облегчает поиск необходимой литературы. Нормативные акты можно найти в единой информационной базе «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь».

Готовый реферат представляет собой работу, имеющую внутреннее единство. Структура реферата включает титульный лист, перечень условных обозначений (при необходимости), введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения (при необходимости).

Если в реферате употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень может быть представлен в реферате в виде отдельного списка, помещаемого перед введением. Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят, например, сокращение, справа – его детальную расшифровку. Если в реферате специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.п. приводятся менее трех раз, перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

Введение – вступительная часть реферата. В ней дается общая оценка состояния научной, социальной сферы деятельности человека, общества, природы, где находится избранный объект исследования. При необходимости дается исторический экскурс, очерчивается круг проблем, определяется направление исследования. Во введении следует указать степень разработанности темы, кратко охарактеризовать необходимость проведения исследования, отразить важность проблемы. Введение, как правило, – короткий раздел до 2 с.

Основная часть реферата, по усмотрению автора, может быть единой (без разделения на главы или параграфы) либо разделяться на параграфы. В любом случае студенту необходимо придерживаться определенного плана в изложении материала. Каждый параграф должен иметь название, которое в краткой форме передает основное содержание параграфа, связано с темой реферата.

В основной части следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты исследования, избегать обилия общих слов, тавтологии, неоправданного увеличения объема реферата. Передавать содержание оригинала допустимо посредством интерпретации текста, при которой текстуальное использование первоисточника незначительно, и извлечение, когда из оригинала полностью или частично, в неизменном или перефразированном виде заимствуются отдельные фрагменты текста. В любом случае ссылки на авторов и источник, из которого заимствуется материалы или отдельные результаты, обязательны. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Компилятивный пересказ текста не допускается.

В заключении должны содержаться основные результаты исследования и краткие выводы, сформулированные на их основе.

Список использованных источников должен содержать перечень источников, на которые в реферате приводятся ссылки, и на которые опирался автор. Такие ссылки дают возможность разыскать документы и проверить достоверность сведений о цитировании документа, дают необходимую информацию о нем, позволяют получить представление о его содержании, языке текста, объеме. Если один и тот же материал переиздается неоднократно, то следует ссылаться на последние издания. На более ранние издания можно ссылаться лишь в тех случаях, когда в них есть нужный материал, не включенный в последние издания.

Ссылки в тексте на источники осуществляются путем приведения номера по списку источников. Номер источника по списку заключается в квадратные скобки, причем после порядкового номера, соответствующего изданию, следует указывать номер страницы, например [1, с. 30]. Источники в списке следует располагать одним из следующих способов: в порядке появления ссылок в тексте, в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 – 84 с обязательным приведением названий работ.

При необходимости в приложении следует включать вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия текста реферата.

Реферат выполняется на белорусском или русском языке. Реферат должен быть отпечатан на одной стороне листа белой бумаги на стандартной белой бумаге формата А4. Отступ для нижнего и верхнего поля 25 мм, правого – 10 мм, левого 30 мм. Нумерация страниц вверху с выравниванием посередине. При компьютерном наборе печать производится шрифтом 13-14 пунктов. Весь текст набирается шрифтом «Times New Roman». Межстрочный интервал – одинарный. Абзацный отступ – 12 мм. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях, применяя шрифты разной гарнитуры, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и пр. Расстояние между заголовком и текстом должно составлять 2–3 интерлиньяжа. Каждую структурную часть реферата следует начинать с нового листа.

Объем реферата, как правило, не должен превышать 20 страниц текста.

Преподаватель вправе возвратить реферат на доработку. Доработанный вариант студент должен вернуть вместе с первоначальным экземпляром и ответом на все замечания.

Критериями оценки реферата являются степень решенности поставленной задачи, информативность, краткость, четкость и логическая последовательность изложения материала, ясность формулировок, конкретность изложения результатов, доказательств и выводов, умение студента пользоваться специальной литературой, убедительность аргументации, степень самостоятельности и инициативности студента при выполнении работы.

2. Методические рекомендации по решению задач

Решение казусов должно быть развернутым и обоснованным с обязательной ссылкой на нормы права, а в необходимых случаях – и на руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Ответы на поставленные вопросы должны быть обоснованными и аргументированными. Непременным условием успешной работы студентов по решению задач является серьезная предварительная подготовка.

Решение задач по каждой теме необходимо начинать только после предварительного изучения действующего уголовного законодательства, других законов и иных нормативных правовых актов, руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, а также теоретических положений, изложенных в рекомендованной юридической литературе и лекциях по конкретной теме.

На основе детального анализа литературы студент уясняет точный смысл закона. Неточное знание содержания уголовно-правовых норм или неполное представление о существующих нормах может повести квалификацию по неправильному пути.

Необходимо внимательно изучить условие задачи. В представленных задачах содержится описание характера совершенных тем или иным лицом (или несколькими лицами) общественно опасных деяний и фактических обстоятельств, имеющих непосредственное отношение к деянию и к лицу, его совершившему. Изложенные в задачах фактические обстоятельства предполагаются установленными и доказанными, в связи с чем не следует их считать спорными. Однако студент при решении казуса, обосновывая свое мнение, может предположить иные обстоятельства дела, чтобы уяснить себе правильное решение при возможных вариантах рассматриваемого случая.

Далее необходимо дать уголовно-правовую оценку деянию, выявить типичные признаки абстрактной нормы закона в конкретном деянии. Обращаем внимание, что недостаточно назвать, например, форму и вид вины, важно раскрыть ее предметное содержание, ориентированное на конкретный случай. Студент должен оперировать оценочными понятиями, многие из которых, обладая относительной определенностью, вместе с тем являются обязательными признаками. В результате следует вывод о наличии тождества признаков совершенного деяния и нормы уголовного права, или об исключении из круга исследования тех норм, которые к содеянному либо вообще не имеют никакого отношения, либо могут иметь – опосредованное отношение, через другую норму.

 

 


 

ТЕМА 6 «ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ» (4 ЧАСА).

Задание

Из предложенного списка составьте конспект одной монографии. Проанализируйте основные положения работы автора, определите, какие, на ваш взгляд, выводы автора повлияли на дальнейшее развитие уголовно-правовой науки, сопоставьте результаты исследования с современными положениями уголовного законодательства.

1. Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. М., 1957

2. Кудрявцев в.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 1972

3. Кудрявцев В.Н. Объективная сторона преступления. М., 1960.

4. Ковалев М.И. Объективная сторона преступления. Красноярск, 1993

5. Малинин В.Б. Объективная сторона преступления, СПб, 2004.

6. Малинин В.Б. Причинная связь в уголовном праве, Спб, 2000.

7. Тимейко Г.В. Общее учение об объективной стороне состава преступления. Ростов-на-Дону, 1977.


ТЕМА 7 «СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЯ» (2 ЧАСА).

Задание

Решите следующие задачи.

№ 1

В парке культуры Сидоров ломал деревья, оскорблял прохожих, выражался нецензурными словами. При попытке работника милиции задержать Сидорова, тот ударил милиционера и пытался убежать. Доставленный в отделение милиции, Сидоров продолжал буйствовать, ударил дежурного милиционера и задержанного Петрова. Проснувшись спустя некоторое время Сидоров заявил, что ничего не помнит. В результате медицинского освидетельствования было установлено, что задержанный находился в состоянии сильного алкогольного опьянения.

Подлежит ли Сидоров уголовной ответственности?

Как решается вопрос об уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в состоянии опьянения?

№ 2

Трубников, будучи в нетрезвом состоянии, на почве ревности убил свою жену, нанеся ей 12 ножевых ранений. Поскольку в стадии предварительного расследования возникло сомнение в психической полноценности Трубникова, он был направлен на стационарную судебно-психиатрическую экспертизу, которая дала заключение, что Трубников после совершения преступления впал в реактивное состояние, вследствие чего не отдает отчета в совершаемых поступках и нуждается в специальном психиатрическом лечении. Вопрос о его вменяемости может быть решен по окончании курса лечения.

Назовите критерии невменяемости. Может ли Трубников нести уголовную ответственность за совершенное преступление или к нему должны быть применены иные меры?

Повлияет ли на решение вопроса об ответственности то обстоятельство, что он заболел после привлечения к уголовной ответственности?

№ 3

Садальский, будучи в нетрезвом состоянии, на улице поссорился с Хазаровым, тоже пьяным. Скандал предотвратила жена Садальского, которая повела мужа домой. Догнав их, Хазаров стал выражаться нецензурными словами. Тогда Садальский снял с себя пиджак, передал его жене со словами «как бы не порвать и не испачкать» и нанес Садальскому несколько ударов кулаком по голове. От полученных повреждений Садальский умер. В суде Хазаров пояснил, что был пьян, поэтому в момент совершения преступления не осознавал характер и опасность своих действий.

Объясните, что означает фраза «сознавать фактический характер и общественную опасность своего деяния»? Подлежит ли Хазаров уголовной ответственности?

№ 4

Соколов (15 лет), Петров и Малахов (16 лет), а также Коптин и Сухомлин (17 лет) раздобыв пистолет, совершили несколько вооруженных нападений на граждан и магазины.

Могут ли они быть привлечены к уголовной ответственности за бандитизм? С какого возраста установлена уголовная ответственность в белорусском законодательстве?

№ 5

Выпишите из УК Республики Беларусь по 4-5 примеров преступлений со специальным субъектом: по признакам возраста, должности, профессии, социального положения, прошлой антиобщественной деятельности.

№ 6

Козликов, страдающий органическим поражением головного мозга, совместно с группой несовершеннолетних совершил изнасилование. В процессе расследования было установлено, что он принимал участие в преступлении, так как ему было неудобно отказать своим знакомым в просьбе помочь им в этом деянии. По заключению судебно-психиатрической экспертизы Козликов является вменяемым, хотя страдает психическим расстройством.

Решите вопрос об уголовной ответственности Козликова. Как решается вопрос об уголовной ответственности лиц, страдающих психическими расстройствами?

 


ТЕМА 8 «СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА ПРЕСТУПЛЕНИЯ» (4 ЧАСА).

Задание

Решите следующие задачи.

№ 1

Кротов в зале ожидания на железнодорожном вокзале украл у спящего Андреева спортивную сумку, предполагая, что там находятся ценные вещи. Как оказалось, в сумке, кроме бритвенных принадлежностей, мыла и полотенца, находится пакет яблочного сока, пачка сигарет и газета двухмесячной давности.

К какому виду относится ошибка Кротова и отразится ли она на квалификации преступления?

№ 2

Сухова, желая отравить соседку по коммунальной квартире Воронову, с которой часто конфликтовала по различным поводам, приготовила раствор каустической соды и поставила на шкафчик на кухне. Ночью, не зажигая света, она взяла банку с раствором и вылила его в кастрюлю с супом Вороновой. Однако, как оказалось, перепутав банки, Сухова вылила в кастрюлю банку воды, стоявшую рядом с раствором каустической соды.

Что представляет собой ошибка в средствах совершения преступления? Назовите виды ошибок в средствах и их влияние на решение вопроса об уголовной ответственности.

№ 3

Тряпкин по мотиву мести решил убить Копытову, отказавшуюся сожительствовать с ним. Увидев ее на улице, он выстрелил в нее из ружья, но попал в Федорова, который шел рядом.

Какой вид ошибки имеется в данном случае? Как он повлияет на квалификацию действий виновного?

№ 4

Рабочие ЖЭС Лебедев и Рябов получили задание сбросить слежавшиеся пласты с крыши пятиэтажного дома. Лебедев должен был стоя внизу, обеспечивать безопасность прохожих, но не выполнил этой обязанности, уйдя в подъезд дома погреться. Рябов, сбрасывая глыбы с него, смертельно травмировал прохожего.

Решите вопрос об уголовной ответственности обоих.

№ 5

Петров и Нефедов подрались в тамбуре пассажирского поезда. Петров нанес Нефедову несколько ударов ножом в грудь. Нефедов упал и потерял сознание. Петров, считая его мертвым, испугался ответственности и выбросил его из тамбура на ходу поезда. Судебно-медицинская экспертиза установила, что смерть Нефедова наступила не от ножевых ран, а от удара при падении.

Какой вид ошибки имеется в данном случае и как она влияет на вину Петрова?

№ 6

Рабочий мясокомбината Толкунов во время обеденного перерыва, решив подшутить над своим товарищем Козинцевым, неожиданно надел ему на голову пустой мешок из-под костяной муки. От попавшей в глаза мучной пыли Козинцев ослеп. Толкунов был осужден по ч. 1 ст. 147 УК Республики Беларусь.

Правильно ли квалифицировал деяние суд? Проанализируйте содержательно форму вины.

 

№ 7

Между супругами Петровыми сложились крайне неприязненные отношения. Петров не любил свою восьмимесячную дочь, неохотно давал деньги на покупку вещей для нее. Петрова заявила о желании расторгнуть брак и взыскивать алименты. Тогда Петров решил отравить дочь. Воспользовавшись уходом жены из комнаты он влил уксусную эссенцию в рот девочки. Несмотря на предпринятые врачами меры она умерла. Осужденный указал, что убийство дочери совершил, чтобы освободится от уплаты алиментов на ее содержание.

Ознакомьтесь с содержанием ст. 139 УК Республики Беларусь. Какое правовое значение имеет мотив совершения преступления в данном случае?


ТЕМА 14 «ПОНЯТИЕ НАКАЗАНИЯ» (2 ЧАСА).

Задание

Проанализируйте основные положения работы автора, определите, какие, на ваш взгляд, выводы автора повлияли на дальнейшее развитие уголовно-правовой науки, сопоставьте результаты исследования с современными положениями уголовного законодательства.

1. Гальперин И.М. Наказание: социальные функции, практика применения. М., 1983.

2. Карпец И.И. Наказание. Социальные, правовые и криминологические проблемы. М., 1973.

3. Сергиевский И.Д. Наказание в русском уголовном праве XVII в. СПб., 1988.

4. Чучаев А.И. Цели наказания в уголовном праве. М., 1989.

5. Хомич В.М. Формы реализации уголовной ответственности. Мн., 1998.

6. Полубинская С.В. Цели уголовного наказания. М., 1990.


ТЕМА 15 «НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ» (4 ЧАСА).

Задание

Ответьте на вопросы и решите задачи

№ 1

Супрун за совершение торговли людьми при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 181 УК) впервые осужден к лишению свободы на 10 лет и 2 месяца лишения свободы.

В исправительной колонии какого вида и режима должен отбывать наказание Супрун?

 

№ 2

Назовите критерий разграничения совокупности преступлений и совокупности приговоров.

 

№ 3

Федоров осужден к ограничению свободы сроком на пять лет. После отбытия трех лет назначенного наказания им совершено новое умышленное преступление, за которое оно осуждается к лишению свободы сроком на три года.

Определите максимальный срок окончательного наказания.

 

№ 4

Копылову суд назначил по новому приговору исправительные работы сроком на один год с удержанием из заработка в доход государства 25 %. Неотбытая часть наказания по предыдущему приговору составляет шесть месяцев исправительных работ с удержанием в доход государства 15 % из заработка осужденного.

Определите максимальный срок окончательного наказания.

 

№ 5

Круглову по новому приговору в качестве основного наказания назначено лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на три года. Неотбытая часть наказания по предыдущему приговору составляет один год ограничения свободы (основное наказание) и один год лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (дополнительное наказание).

Определите окончательное наказание Круглову по совокупности приговоров.

 

№ 6

Колыванову по новому приговору назначено наказание арест сроком на три месяца, дополнительным – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью сроком на один год, а по предыдущему приговору неотбытой частью наказания является лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (основное наказание) сроком на два года.

Определите окончательное наказание по совокупности приговоров.

 

№ 7

Петров был осужден по ч. 1 ст. 183 УК с отсрочкой исполнения назначенного наказания в виде лишения свободы сроком на три года. В течение года после осуждения он совершил преступление, ч. 1 ст. 147 УК. Суд определили окончательное наказание по совокупности приговоров и направил Петрова для отбывания назначенного наказания в виде лишения свободы в исправительную колонию в условиях особого режима.

Определите максимальное окончательное наказание Петрову и проанализируйте решение суда.

 

№ 8

Ответьте на вопрос: Почему возникла необходимость установления специальных правил назначения наказания?

 

№ 9

Определите окончательное наказание путем полного сложения, если за входящие в совокупность преступления назначены наказания: ограничение свободы сроком на три года и исправительные работы на 1 год и шесть месяцев с удержанием 20 % заработка.

Определите окончательное наказания путем полного сложения, если за входящие в совокупность преступления назначены такие наказания как ограничение свободы сроком на 3 года и исправительные работы сроком на 2 года с удержанием 20 % заработка.

 

№ 10

55-летний инвалид 3 группы Петров был осужден за кражу (ч. 2 ст. 205 Ук) к трем годам лишения свободы. По истечении какого срока при его исправлении возможно условно-досрочное освобождение?

 

№ 11

1. Назначьте окончательное наказание, если лицо было признано виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 205 УК и ч. 2 ст. 205 УК. За первое преступление было назначено наказание в виде исправительных работ сроком на два года с удержанием 20 % заработка, а за другое – ограничение свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа на 6 месяцев.

2. Назначьте окончательное наказание, если по приговору суда лицо было признано виновным в совершении следующих преступлений и отдельно за каждое из них были назн6ачены следующие наказания: ч. 6 ст. 16 ч. 2 ст. 205 – 2 года исправительных работ с удержанием 15 % заработка и ч. 2 ст. 205 – арест на 6 месяцев.

 

№ 12

Перечислите

1) наказания, которые не могут быть назначены женщинам.

2) наказания, которые не могут быть назначены беременным женщинам.

3) наказания, которые могут назначаться как в качестве основного, так и дополнительного.


ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

ТЕМА 20 «ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ, СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ В ВОЗРАСТЕ ДО ВОСЕМНАДЦАТИ ЛЕТ» (2 ЧАСА).

Задания

Ответьте на вопросы и решите задачи

№ 1

Какие наказания не могут быть назначены несовершеннолетним?

№ 2

Какой максимальный срок наказания в виде лишения свободы может быть назначен лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет, по совокупности преступлений, по совокупности приговоров, при отсутствии совокупности преступлений и приговоров?

№ 3

15-летний Самохвалов получил в подарок от отца автомобиль. По этому случаю сын организовал вечеринку, пригласив своих одноклассников. Выпив изрядное количество спиртного, подростки решили покататься по ночному городу. Отец Самохвалова, услышав это, забрал ключи от машины. В ссоре, возникшей между отцом и сыном, Самохвалов-младший схватил кухонный нож и нанес отцу восемь проникающих ножевых ранений в область шеи и живота. От полученных повреждений отец через 40 минут скончался.

Решите вопрос об уголовной ответственности Самохвалова, если в момент совершения преступления он был: 1) вменяем, 2) страдал психическим расстройством, в) невменяем. Возможно ли применение к Самохвалову наказания в виде смертной казни?

№ 4

Петров в 17-летнем возрасте из ревности убил свою одноклассницу. Труп потерпевшей расчленил, завернул в полиэтилен и выбросил в реку. Через восемь лет данное общественно опасное деяние было раскрыто. Возможно ли привлечение Петрова к уголовной ответственности. Как решается вопрос освобождения от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности малолетних?

Возможно ли применение к несовершеннолетнему пожизненного заключения?

№ 5

14-летний Сидоров, увлекаясь органической химией, похитил из лаборантской школьного химического кабинета несколько реактивов и три прибора для того, чтобы проводить опыты в домашних условиях. Сумма похищенного составила девять базовых величин.

Возможно ли применение к Сидорову принудительных мер воспитательного характера?

Назовите основания, виды и порядок применения принудительных мер воспитательного характера. Чем такие меры отличаются от уголовного наказания?

 

№ 6

16-летний Масловский и Соколовский осуждены к лишению свободы: Масловский – за истязание к двум годам, Соколовский – за умышленное причинение тяжкого телесного повреждения в отношении двух лиц – к десяти годам с отбыванием наказания в воспитательной колонии.

Определите сроки погашения судимости после отбытия осужденными наказания. Может ли быть применен к Масловскому и Соколовскому институт снятия судимости при наличии к тому соответствующих оснований?

№ 7

Несовершеннолетний Колбасьев осужден за умышленное причинение менее тяжких телесных повреждений к трем годам лишения свободы.

По отбытии одиннадцати месяцев назначенного наказания родители Колбасьева обратились к администрации воспитательной колонии с заявлением от представлении сына к условно-досрочному освобождению, так как он, по их мнению, добросовестно трудится, хорошо учится, примерно себя ведет, чем доказал сове исправление.

Может ли Колбасьев быть рассмотрен в качестве кандидата к условно-досрочному освобождению, если все сообщенное родителями соответствует действительности?

 

Доцент Хатеневич Т.Г.

Дисциплина «Уголовное право»

 

Темы, вынесенные на контролируемую самостоятельную работу студентов

1 семестр

Тема 6 «Объективная сторона преступления» (4 часа).

Тема 7 «Субъект преступления» (2 часа).

Тема 8 «Субъективная сторона преступления» (4 часа).

 

2 семестр

Тема 14 «Понятие наказания» (2 часа) – 29/02/2012

Тема 15 «Назначение наказания» (4 часа)- 30/03/2012

Тема 17 «Освобождение от уголовной ответственности» (4 часа)- 15/04/2012

Тема 20 «Особенности уголовной ответственности лиц, совершивших преступление в возрасте до восемнадцати лет» (4 часа) - 30/04/2012

 

Методика КСР

1. Методические рекомендации по выполнению реферата.

Выполнение реферата по курсу «Уголовное право» имеет своей целью углубление теоретических знаний по темам курса, формирование навыков ведения самостоятельной аналитической работы, закрепления умений работы с различными источниками.

В реферате должна быть детально освещена тема на основе изучения различных источников с приведением самостоятельных теоретических или практических выводов. Реферат – самостоятельное научное исследование, которое обязательно должно включать элементы новизны. Реферат выполняется по заданной теме на основе изучения литературы. Важным этапом работы является поиск и изучение источников, составление их списка. Поиску и составлению списка источников содействует преподаватель, предложивший тему реферата. Однако студент должен уметь самостоятельно расширить список необходимой литературы. Следует помнить, что многие печатные издания имеют электронную версию, что существенно облегчает поиск необходимой литературы. Нормативные акты можно найти в единой информационной базе «Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь».

Готовый реферат представляет собой работу, имеющую внутреннее единство. Структура реферата включает титульный лист, перечень условных обозначений (при необходимости), введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения (при необходимости).

Если в реферате употребляются малораспространенные сокращения, новые символы, обозначения и т.п., то их перечень может быть представлен в реферате в виде отдельного списка, помещаемого перед введением. Перечень должен располагаться столбцом, в котором слева (в алфавитном порядке) приводят, например, сокращение, справа – его детальную расшифровку. Если в реферате специальные термины, сокращения, символы, обозначения и т.п. приводятся менее трех раз, перечень не составляют, а их расшифровку приводят в тексте при первом упоминании.

Введение – вступительная часть реферата. В ней дается общая оценка состояния научной, социальной сферы деятельности человека, общества, природы, где находится избранный объект исследования. При необходимости дается исторический экскурс, очерчивается круг проблем, определяется направление исследования. Во введении следует указать степень разработанности темы, кратко охарактеризовать необходимость проведения исследования, отразить важность проблемы. Введение, как правило, – короткий раздел до 2 с.

Основная часть реферата, по усмотрению автора, может быть единой (без разделения на главы или параграфы) либо разделяться на параграфы. В любом случае студенту необходимо придерживаться определенного плана в изложении материала. Каждый параграф должен иметь название, которое в краткой форме передает основное содержание параграфа, связано с темой реферата.

В основной части следует сжато, логично и аргументировано излагать содержание и результаты исследования, избегать обилия общих слов, тавтологии, неоправданного увеличения объема реферата. Передавать содержание оригинала допустимо посредством интерпретации текста, при которой текстуальное использование первоисточника незначительно, и извлечение, когда из оригинала полностью или частично, в неизменном или перефразированном виде заимствуются отдельные фрагменты текста. В любом случае ссылки на авторов и источник, из которого заимствуется материалы или отдельные результаты, обязательны. Цитирование допускается только с обязательным использованием кавычек. Компилятивный пересказ текста не допускается.

В заключении должны содержаться основные результаты исследования и краткие выводы, сформулированные на их основе.

Список использованных источников должен содержать перечень источников, на которые в реферате приводятся ссылки, и на которые опирался автор. Такие ссылки дают возможность разыскать документы и проверить достоверность сведений о цитировании документа, дают необходимую информацию о нем, позволяют получить представление о его содержании, языке текста, объеме. Если один и тот же материал переиздается неоднократно, то следует ссылаться на последние издания. На более ранние издания можно ссылаться лишь в тех случаях, когда в них есть нужный материал, не включенный в последние издания.

Ссылки в тексте на источники осуществляются путем приведения номера по списку источников. Номер источника по списку заключается в квадратные скобки, причем после порядкового номера, соответствующего изданию, следует указывать номер страницы, например [1, с. 30]. Источники в списке следует располагать одним из следующих способов: в порядке появления ссылок в тексте, в алфавитном порядке фамилий первых авторов или заглавий. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 – 84 с обязательным приведением названий работ.

При необходимости в приложении следует включать вспомогательный материал, необходимый для полноты восприятия текста реферата.

Реферат выполняется на белорусском или русском языке. Реферат должен быть отпечатан на одной стороне листа белой бумаги на стандартной белой бумаге формата А4. Отступ для нижнего и верхнего поля 25 мм, правого – 10 мм, левого 30 мм. Нумерация страниц вверху с выравниванием посередине. При компьютерном наборе печать производится шрифтом 13-14 пунктов. Весь текст набирается шрифтом «Times New Roman». Межстрочный интервал – одинарный. Абзацный отступ – 12 мм. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определениях, терминах, важных особенностях, применяя шрифты разной гарнитуры, выделение с помощью рамок, разрядки, подчеркивания и пр. Расстояние между заголовком и текстом должно составлять 2–3 интерлиньяжа. Каждую структурную часть реферата следует начинать с нового листа.

Объем реферата, как правило, не должен превышать 20 страниц текста.

Преподаватель вправе возвратить реферат на доработку. Доработанный вариант студент должен вернуть вместе с первоначальным экземпляром и ответом на все замечания.

Критериями оценки реферата являются степень решенности поставленной задачи, информативность, краткость, четкость и логическая последовательность изложения материала, ясность формулировок, конкретность изложения результатов, доказательств и выводов, умение студента пользоваться специальной литературой, убедительность аргументации, степень самостоятельности и инициативности студента при выполнении работы.

2. Методические рекомендации по решению задач

Решение казусов должно быть развернутым и обоснованным с обязательной ссылкой на нормы права, а в необходимых случаях – и на руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда Республики Беларусь. Ответы на поставленные вопросы должны быть обоснованными и аргументированными. Непременным условием успешной работы студентов по решению задач является серьезная предварительная подготовка.

Решение задач по каждой теме необходимо начинать только после предварительного изучения действующего уголовного законодательства, других законов и иных нормативных правовых актов, руководящих разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, а также теоретических положений, изложенных в рекомендованной юридической литературе и лекциях по конкретной теме.

На основе детального анализа литературы студент уясняет точный смысл закона. Неточное знание содержания уголовно-правовых норм или неполное представление о существующих нормах может повести квалификацию по неправильному пути.

Необходимо внимательно изучить условие задачи. В представленных задачах содержится описание характера совершенных тем или иным лицом (или несколькими лицами) общественно опасных деяний и фактических обстоятельств, имеющих непосредственное отношение к деянию и к лицу, его совершившему. Изложенные в задачах фактические обстоятельства предполагаются установленными и доказанными, в связи с чем не следует их считать спорными. Однако студент при решении казуса, обосновывая свое мнение, может предположить иные обстоятельства дела, чтобы уяснить себе правильное решение при возможных вариантах рассматриваемого случая.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь