Классификация музеев. Музейная сеть России: современное состояние и перспективы развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация музеев. Музейная сеть России: современное состояние и перспективы развития



Классификация – разделение предметов по обнаруженным сходствам и различиям на отдельные группы (классы и виды).

Типология – это выделение явлений и предметов по общности признаков, соединение их в группы по схожим, типичным признакам.

Включение музееведения в классификационно-типологический процесс произошло в 1980-е г.

Различные основания для классификации музейной сети (принципы классификации):

- общественное назначение - накопление, изучение и трансляция знаний: научно-исследовательские, научно-просветительные, учебные;

- профильное назначение музеев, основанное на связи с конкретной наукой, техникой, производством, различными отраслями знаний, видами искусства и культуры, музеи комплексного профиля;

- выполнение функции документирования хранимого и коллекционируемого наследия: музеи коллекционного типа (комплексные); музеи ансамблевого типа (памятники архитектуры с их интерьерами, парковыми зонами: музеи-заповедники, дворцы-музеи);

- административно-территориальный (республиканские, краевые, областные);

- принцип юридического положения: государственные и ведомственные, общественные и частные.

Три базовые классификационные схемы:

- административная: вся музейная сеть делилась на государственные (музеи систем Министерства культуры), общественные (школьные, муниципальные, музеи учреждений), частные музеи;

- профильная классификация: исторические, художественные, литературные., технические, отраслевые, архитектурные, естественонаучные., комплексные музеи;

- типологическая классификация – по доминированию функций: социокультурных, научных, учебных.

Шмит Ф. в 1929 г. выделил три основных типа музея, требующих совершенно разных методов подбора и показа материала:

- музеи научные – для специалистов: должны быть лабораторией и архивом произведенных исследований;

- музеи учебные – для учащихся: должны помогать усвоить учебный материал;

- музеи публичные – для массового посетителя: хозяин должен быть посетитель.

До конца 20 – нач. 21 века музеи классифицировались по трем уровням:

1. По типам:

- музеи научно-просветительского типа,

-музеи научно-исследовательского типа: подчинены той отрасли знаний, с которой связан музей,

- учебные музеи.

2. По форме собственности: государственные, муниципальные, общественные, частные, ведомственные, церковные.

3. По профилям:

- архитектурно-ансамблевые (музеи-усадьбы, музеи-храмы),

- естественнонаучные (антропологические, медицинские, морские, биологические),

- исторические (археологические, этнографические),

- художественные,

- науки и техники и отраслей народного хозяйства,

- комплексные музеи (краеведческие),

- персональные, мемориальные,

- музеи-панорамы (круговое живописное произведение)

- музеи-заповедники (музеи под открытым небом).

Классификационная схема музейной сети в России начала 21 века:

1. Профильные группы, т.е. специализация музейного собрания по его связи с какой-либо отраслью науки или сферой деятельности. В мировой практике присутствует разделение на гуманитарные, искусствоведческие, научно-технические, отраслевые.

2. Организационные типы (научно-просветительские, научно-исследовательские, учебные)

3. Доминантный (главенствующий) тип хранимого музеем наследия (коллекционные - музей, деятельность которого базируется на коллекциях; ансамблевые – музей деятельность которого основывается на музеефикации недвижимых объектов культурного и природного наследия; средовые – музей для которого характерна музеефикация историко-природной и природной среды со всеми движимыми, недвижимыми и нематериальными объектами).

4. Категории культурной значимости (музеи федерального, регионального, местного значения, музеи – особо ценные объекты культурного наследия, музеи, входящие в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО)

5. Виды собственности: государственные, являются собственностью государства; федеральные – субъекта РФ; муниципальные, находящиеся в управлении муниципалитетов.

6. Правовой статус (головные музеи, филиалы).

 

7. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МУЗЕЕВЕДЧЕСКОЙ МЫСЛИ: ВИДНЫЕ МУЗЕЕВЕДЫ РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Возникновение музея в привычном для нас значении восходит к эпохе Высокого Возрождения (15-16 в.).

С античной культурой связана и этимология слова «Музей». В Древней Греции под понятием «мусейон» подразумевалось философское учреждение. Мусеи были центрами интеллектуальной жизни: здесь проводились философские диспуты, соревнования поэтов и музыкантов. Постепенно в музеях складывались собрания предметов – как связанных с состязаниями, так и посвященных музам.

С 6 в. до н.э. зарождается научное коллекционирование: мусей не только место, где ведут беседу, но и место, где хранят коллекции (Александрийский мусейон).

Античные собрания произведений искусства и редкостей появились на свет не ради просветительских целей, они брали на себя социокультурные функции современных музеев т.к. способствовали развитию эстетического вкуса, расширению кругозора.

В античном мире впервые апробировались принципы экспонирования, решались проблемы хранения и реставрации предметов, хотели сделать музей публичным достоянием. Античность обозначила контуры музея.

 

В средневековой европейской культуре церковные и светские сокровищницы были не только хранилищами материальных ценностей, но и предметов, обладающих мемориальной, исторической и художественной значимостью (рыцарская атрибутика, произведения искусства). Средневековые храмы и сокровищницы осуществляли те функции, которые в дальнейшем выполнял музей. В Средневековых сокровищницах складывалось коллекционное ядро, которое привело к формированию музеев: музеи Кремля произошли от сокровищниц Оружейной палаты.

Историография музееведения начинает свой отсчет с трактата фламандского врача Самуэла Квиккеберга «Заглавия или заголовки обширнейшего театра вселенной» 1565 г. Он предложил методику коллекционирования, классификацию различных типов кабинетов, изложил философское осмысление музея «как зеркала мира».

Проблемы экспонирования, реставрации рассматривает Джулио Манчини в исследовании «Размышление о живописи».

В 1727 г. Каспар Найкель опубликовал труд «Музеография», впервые ввел термин и предложил структуру предмета музееведения; краткое описание и историю создания известных к тому времени музеев; классификацию немецких музеев; уход за собранием и источники пополнения коллекции; принципы классификации и экспонирования собрания.

Историография российского музееведения связана с теоретическими и практическими работами Петра I, Татищева, Ломоносова, Екатерины II, Шувалова, Шереметьева, Румянцева. Первые проекты общенационального музея исходили из Румянцевского кружка. В 1817 г. была опубликована статья Аделунга «Предложение об учреждении Русского национального Музея». В 1821 г. новый проект – Вихмана «Российский Отечественный музей».

Философское осмысление музея, его социокультурной роли предлагают русские философы Федоров и Флоренский.

16 в. традиционное коллекционирование ознаменовалось рождением новых учреждений – музеев. Их облик и роль не выполняли социокультурные функции, но галереи и кабинеты приобретают характерные для музеев черты: систематизация коллекции, концептуальные установки экспонирования и коллекционирования.

18 в. музеи постепенно приобретают публичный характер.

19 в. Музеи превращаются в неотъемлемую часть повседневной жизни человека. Формирование музея как социокультурного института. Функция просвещения, приобрела большое значение в музейной деятельности, как и функция комплектования собрания, его хранения и изучения. Термин МУЗЕЙ прочно закрепился за учреждением. Экспозиционный показ собрания для широкой публики становится одним из признаков музея.

20 в. Очередная веха в развитии музееведческой мысли: музееведение получило осмысление как наука общефилософского и социокультурного уровня. Исследуя конкретные вопросы теории и практики музейного дела, музееведение обращается к философскому осмыслению роли музеев в обществе как места концентрации и сохранения ценностей цивилизации. В 1960-70е гг. получает развитие концепция «интегрированного музея» и экомузея: музей играет ведущую роль в познании человеком окружающей природы и социальной среды.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-07; просмотров: 1234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.009 с.)